Издательство «Комильфо» предложило нам сделать обзор нового российского издания комикса «Академия Амбрелла» (предыдущее издание вышло в 2015 году). Это история о мире, в котором по всей планете в одну и ту же минуту внезапно родилось сорок три необыкновенных ребенка, каждый из которых оказался наделен какими-то исключительными способностями. Семерых из них усыновил таинственный сэр Реджинальд «Монокль» Харгривз, убежденный, что этим детям предстоит спасти мир. В этом материале мы расскажем, почему «Академия Амбрелла» достойна вашего внимания.
Комикс The Umbrella Academy написан Джерардом Уэем — солистом группы My Chemical Romance, получившей всемирную популярность благодаря своему третьему альбому The Black Parade. Распалась группа в 2013 году.
Творчество Джерарда Уэя не ограничивается музыкой. С юных лет он любил комиксы и долго вынашивал идею создать свою историю в этом формате (сегодня у него даже есть свой импринт для DC Comics). В 2007 году издательством Dark Horse был выпущен первый том серии — The Umbrella Academy: Apocalypse Suite. Годом позже вышел сиквел — The Umbrella Academy: Dallas (в отечественном издании оба тома изданы в одной книге), а в планах у Джерарда продолжение истории, одно из которых получило название The Umbrella Academy: Hotel Oblivion и должно выйти 3 октября 2018 года.
Рисует комикс удивительно талантливый художник Габриэль Ба, которого вы можете знать по его работе над такими комиксами, как Daytripper, Casanova и B.P.R.D.: 1947.
«Академия Амбрелла» — комикс очень спорный. Джерард Уэй неоднократно утверждал, что не стоит относиться к нему слишком серьезно, тогда у читателя получится проникнуться атмосферой истории. И местами атмосфера действительно потрясающая. Меня, например, «Академия Амбрелла» поразила первыми страницами, где рассказывается, как в середине 20 века родились сорок три необыкновенных ребенка, а сэр Реджинальд Харгривз (всемирно известный ученый, предприниматель, нобелевский лауреат, олимпийский чемпион по фехтованию и тайный пришелец) усыновил семь из них. И в комиксе потрясающе прописан момент, когда на пресс-конференции Реджинальда спрашивают, зачем он усыновил младенцев, на что Монокль отвечает: «Чтобы cпасти мир, конечно». И следующий же кадр — газетный заголовок с двумя словами «От чего?».
Настолько сильных эпизодов в комиксе, к сожалению, немного, но каждый из них впечатляет и навсегда остается в памяти. У меня даже сложилось впечатление, что Джерард Уэй при работе над «Академией» придумал некоторые сцены, а уже после работал над тем, как сюжетно привести их друг к другу. И местами это заметно по сильно проседающему сюжету.
И оттого удивляет, как много наград получила эта история: премия «Айснера» за лучшую завершенную серию в 2008 году, премия «Харви» за лучшую новую серию в 2008 году — и это далеко не все награды «Академии Амбрелла».
Так о чем же эта история? Она о семье. Приемные дети выросли вместе, но так и не смогли построить отношения друг с другом. Из-за этого «Академия Амбрелла» — организация, призванная спасать мир, распалась, и каждый нашел в жизни свой путь. Столкнулись снова дети только через двадцать лет, когда их приемный отец умер, а членам «Академии» пришлось снова объединиться, чтобы спасти мир от уничтожения. Все персонажи спорные — сложно назвать кого-то однозначно хорошим или плохим.
«Академия Амбрелла» комикс очень гротескный и местами откровенно сюрреалистический. Проявляется это не в визуальной подаче, а в сюжетной. Если вы попытаетесь осмыслить некоторые элементы сюжета, то поймете, как много там белых пятен, как много в истории совершенно не прописанной мотивации и роялей в кустах. Но Джерард Уэй и не пытался выверять каждую мелочь своей истории — подобно его музыке, она яркая, эмоциональная, запоминающаяся, но не идеальная. Кстати, тема музыки играет в «Академии Амбрелла» важную роль, поскольку у одного из особенных детей способности напрямую с ней связаны — даже первая книга получила название «Сюита Апокалипсиса». Первая книга мрачная и экспрессивная (как и Black Parade), полная депрессии Джерарда Уэя и его разочарованности. Эти чувства передаются необычным детям, не имеющим возможности и зачастую попросту не желающим разобраться со своими личными конфликтами.
Первое, что бросается в глаза при чтении «Академии», — это способности детей. Каждый из них имеет свой номер, прозвище и настоящее имя. Например, лидера зовут Лютер Харгривз, его номер — первый, а прозвище — Космобой. Он на протяжении долгих лет скрывался на Луне, а в прошлом пережил серьезную травму — Моноклю пришлось даже пересадить голову Лютера к телу огромной гориллы.
Еще один интересный персонаж — Клаус Харгривз, его номер — четвертый, а прозвище — Сеанс. Он телекинетик, а также способен общаться с умершими и летать, но только без обуви. Мрачный характер Клауса проявляется в его увлечении наркотиками и стремлением постоянно влезать в жизни мертвых.
Но самый впечатляющий персонаж, способности которого меня поразили — это Эллисон Харгривз, ее номер — третий, а прозвище Слух. Девушка способна изменять реальность. Для этого ей достаточно сказать «До меня дошел слух, что., », после чего любые, в том числе совершенно невероятные вещи, становятся реальными. В сюжете ее способности играют важную роль, особенно во второй книге, и они, как ни странно, оказываются чертовски зрелищными.
Это, конечно, далеко не все персонажи, но это те герои, которые приковали мое внимание и за кем было интересно следить. Хотя главным персонажем второй книги стал Мальчик, он же Номер пятый. Его способность — перемещение во времени в будущее, и весь сюжет второй книги крутится вокруг него.
Я не берусь пересказывать сюжет «Академии Амбрелла». Он весь состоит из сюжетных поворотов, с которыми каждому читателю стоит познакомиться самому. Тем более, что сюжет подается очень нестандартно. В нем множество флешбеков и флешфорвардов, совершенно безумных вещей вроде зомби-робота, вампиров-вьетконговцев, ожившей статуи Авраама Линкольна или полицейских-шимпанзе. Комикс часто ставит читателя в положение, когда воспринимать всерьез происходящее на страницах становится трудно, но зато герои серьезны как никогда — ведь им нужно спасти мир.
При этом сюжет «Академии» очень прост. Если вы абстрагируетесь от формы и посмотрите на содержание, то заметите, что Уэй оперирует простыми популярными тропами супергероики и семейной драмы: суровый отец, не уделяющий должного внимания детям, хороший ребенок, выросший злым из-за жестокого отношения родителей, конфликт двух героев, каждый из которых считает себя лидером, и многое другое. «Амбрелла» состоит из таких клише, скрытых под яркой и необычной формой. Многим читателям достаточно и этой оболочки, чтобы насладиться сюрреалистичным миром, придуманным Джерардом Уэеем, но мне не хватало в комиксе глубины.
Впрочем, «Академия Амбрелла» еще не закончена. В планах у Джерарда еще как минимум две части, поэтому в них Уэй может закрыть все сценарные дыры, объяснив, что стало причиной появления необычных детей, а также что стало с другими — как они погибли и действительно ли это так.
«Академия Амбрелла» в каком-то смысле ощущается пародией на супергероику — это достигается за счет общей гипетрофированности истории и абсурдности мира. Но этому миру не хватает бэкграунда. В нем много деталей, но пояснений и расшифровки не хватает. Этот мир хочется разбирать на детали, чтобы понять, как он устроен, но Уэй не оставляет элементов, за которые можно зацепиться. Возникает много вопросов. Как много сверхъестественного было на Земле до появления необычных детей? В какие годы происходит основное действие комикса? Как далеко ушли технологии в этом мире? Словом, много вопросов — мало ответов. Зато все динамично и абсурдно.
Отдельно хочется отметить рисунок Габриэля Ба. Ему удалось визуально передать всю сюрреалистично и непостоянность «Академии Амбрелла», а колорист Дэйв Стюарт делает комикс ярким и местами откровенно пестрым, но это соответствует духу комикса и его миру. Огромное внимание художник уделяет теням и эмоциям персонажей, а вот фоны зачастую остаются пустыми. Впрочем, они и не важны для истории, поэтому создатели «Академии» и не делают на них акцента. Кроме редких моментов, когда на фоне находятся сюжетно важные элементы. Например, события, произошедшие в течение 20 лет после флешбека, подаются через заголовки статей и фотографии. Из них читатель узнает, что Академия распалась и как это сказалось на необычных детях.
«Академия Амбрелла» издается на русском языке не впервые. В 2015 году два тома уже выходили под одной обложкой, причем издательство «Комильфо» выпустило книгу с помощью краудфандинга. Соответственно, были и особые лимитированные издания — серебряное (100 копий), золотое (35) и изумрудное (15). В свободной продаже их сегодня уже не найти. Помимо самого комикса, в издании были различные дополнительные материалы, из которых читатель может узнать больше о создании комикса, его авторах и отношении известных в комикс-индустрии персон (например, Гранта Моррисона и Нила Геймана) к комиксу Джерарда Уэя .
В издании 2018 года (с новой обложкой) все те же дополнительные материалы, что в версии 2015 года, только к ним добавилось вступление от главного редактора «Комильфо» Виталия Терлецкого с рассказом о том, как издательство шло к выпуску этого комикса.
Мне не повезло с копией книги, которую я получил на обзор, поскольку в ней оказался производственный брак. В четвертой главе дублируются три разворота (6 страниц). Забавно, что это именно в этом месте я нашел, пожалуй, самую заметную опечатку в книге, и из-за повтора встретить в книге ее пришлось дважды.
В остальном же у «Академии Амбрелла» отличное издание. Переводчик Евгения Астафьева постаралась, а перевод к переизданию еще раз «причесали», чтобы он выглядел лучше. При этом мне не очень понравилось, что на фонах переведены не все вывески. Как говорилось выше, в «Академии» на фоне редко бывают ненужные детали, а в вывесках как минимум можно найти какие-нибудь пасхалки. Впрочем, восприятию комикса это совершенно не мешает.
По мотивам комикса в 2019 году выйдет сериал от Netflix. Сделать экранизацию, кстати, пытались в 2009 году (тогда студия Universal хотела снять фильм). Джерард Уэй будет исполнительным продюсером сериала, а в актерском составе Эллен Пейдж, Том Хоппер и Роберт Шиен.
На русском языке «Академия Амбрелла» выпущена в твердом переплете (170×260 мм) В книге 368 страниц. Издание по размерам соответствует американскому аналогу в мягком переплете. Но, что интересно, на западе оба тома в одной книге в твердой обложке не выходили, а издания «Сюиты Апокалипсиса» и «Далласа» в твердом переплете стали большой редкостью. Так что у России полноценный эксклюзив, которого нет на Западе.
Купить «Академию Амбреллу» на русском языке
Больше обзоров
- «Американские боги. Тени» от АСТ; «Рик и Морти. Артбук» от «Комильфо»; «Безнадежный», том 1 от Fanzon; «Мир игры Overwatch» от АСТ; «Деревья» от Fanzon; «Звездные войны. Дарт Мол» от «Комильфо»; «П.С.: После Смерти» от Fanzon; «Токийский призрак» от Fanzon; «Жизнь и Смерть Серебряного Серфера» от Parallel Comics; «Контракт с Богом» от «МИФ»; «Дневник Анны Франк» от «МИФ»; «Космические лепешки» от «МИФ».
Источник