В честь выхода «Дэдпула 2» мы решили составить небольшой топ лучших супергеройских фильмов с рейтингом R (18+, с матом, обилием кровавых и сексуальных сцен), которые достойны вашего внимания (если вы их, конечно, уже не видели). Самого «Дэдпула» в списке нет!
1. Трилогия «Блэйда»
Александр Трофимов и Денис Варков
Самым колоритным чернокожим супергероем, который добрался до кинокэкранов, был, конечно же, не Черная пантера, а Блэйд. Актер Уэсли Снайпс сыграл его в одноименной трилогии, которая выходила с 1998 по 2004 год. В этих фильмах была представлена удивительно жестокая война вампира-полукровки не только со своими собратьями, но и с искусственно созданными видами кровососов, которые были опасны не только для людей, но и для других вампиров.
Эти фильмы обладали особенной атмосферой. Бесконечные кровавые поединки, молчаливые поезкди по городу на рассвете/закате под меланхоличную музыку, заваленные шуршащими на ветру газетами улицы — все это создавало образ мрачного мира под тайной властью вампиров.
Если вы никогда не смотрели «Блэйда», вам однозначно стоит попробовать это сделать. Хотя бы ради музыки, кровавого экшена, абсолютно невменяемых экшен-сцен со Снайпсом, запомнившихся надолго целому поколению — вроде дискотеки с кровавым душем. Это все заложил во франшизу Стивен Норрингтон.
А вот Гильермо Дель Торо принес во франшизу потрясающие практические эффекты. Пасть мегавампиров, распахивающаяся на полметра, тщательно продумана и показана во всех деталях в крайне подробной сцене аутопсии. Тело монстра сделано просто потрясающе, все дышит, пульсирует, сочится мерзкими жидкостями и, несмотря на кажущуюся нелепость концепта раздваивающейся нижней челюсти, ее устройство продумано и объяснено. Это настолько непривычно для таких фильмов, что не может не очаровывать. Мегавампиры с этой их пастью действительно вышли жуткими — это вам не бледные метросексуалы из «Сумерек», после такого и спать не сразу ляжешь.
После Стивена Норригтона, снявшего первый фильм о Блэйде, и Гильермо Дель Торо, сумевшего сиквелом закрепить успех франшизы, третью часть поставил Дэвид Гойер — сценарист первых двух фильмов и автор комиксов, для которого этот фильм стал вторым режиссерским опытом.
Если абстрагироваться от заделов на будущее, то «Троица» — это логичное завершение трилогии. Главный борец с вампирами сталкивался с самыми разными их видами — с древними кланами, с новыми поколениями, с вампирами-мутантами, а в финале встретился лицом к лицу с первым из своего рода — с Дракулой.
На уровне идеи это работает очень круто. Тем более, что в комиксах Marvel действительно существует Дракула, и Блэйд неоднократно с ним сталкивался. Вот только очень грустно, что фильм целиком доверили Гойеру, который пожертвовал раскрытием злодея ради введения в историю, например, Ганнибала Кинга.
Этого персонажа сыграл актер Райан Рейнольдс. И, по сути, он сыграл Дэдпула за пять лет до «Росомахи: Начало» и за двенадцать лет до «Дэдпула». Его Ганнибал Кинг — тот же типаж, что и Уэйд Уилсон — профессиональный наемник, который обожает отпускать неуместные шутки. Весь его бэкграунд (раньше Ганнибал был вампиром) прописан в фильме так плохо, что забывается буквально сразу. Хотя в комиксах у него была интересная история.
2. «Судья Дредд»/«Дредд»
Александр Башкиров
Заработать рейтинг R для вашего фильма по комиксам можно самыми разными способами — ничто не демонстрирует это так наглядно, как пара экранизаций комиксов издательства 2000 AD о Судье Дредде. В 1995 году экстравагантный «Судья Дредд» с Сильвестром Сталлоне получил рейтинг NC-17 («детям до 18 просмотр запрещен») за общее веселое кровавое хулиганство — на экраны с R его выпустили только после существенного сокращения милейших сцен в духе «боевой робот отрывает руки Судье Гриффину». А ведь студия (и Сталлоне) вообще хотели фантастическую комедию с рейтингом PG-13!
В 2012 суровый малобюджетный «Дредд» с Карлом Урбаном целенаправленно затачивался по R — по используемому героями языку, уровню насилия и даже некоторой (если верить IMDb) обнаженке (хотя лично я ничего такого в фильме не помню). В результате «Судья Дредд» принято считать одним из худших фильмов Сталлоне, в то время «Дредд» — одной из самых удачных экранизаций комиксов. И то, и другое мнение ошибочны: Judge Dredd — далеко не такой плохой фильм, как вы думаете, а Dredd совсем не так хорош, как его расписывают.
Фильм со Сталлоне вытаскивает прилежная работа армии сценаристов во главе со Стивеном де Сузой. Сейчас де Суза пользуется дурной репутацией как режиссер первой экранизации Streetfighter, но в 80-х и ранних 90-х он написал все ваши любимые боевики, считая «Крепкого орешка», «Коммандо» и «Бегущего человека». Эти люди знают, что делают, и выжимают из крайне эклектичной вселенной оригинальных комиксов максимум возможного.
Тут и Мега-сити Один, и Пустоши за пределами города, и войны «квартал на квартал», и каннибалы, и списанные боевые роботы, и программа «Янус» по созданию идеальных Судей, и схватка на голове Статуи Свободы (куда же без нее!). За кадром остались разве что жизнь на других планетах и Судьи из Измерения Смерти (очевидно, их припасли для сиквела). Режиссура молодого Дэнни Кэннона (для которого это был всего второй фильм после «Молодых американцев») тоже очень яркая и энергичная — даже со всеми купюрами в сценах насилия. В целом это насыщенный действием и интересными сценами фильм и одна из самых эпичных экранизаций комиксов.
После нарративной роскоши оригинального «Судьи» версия с Урбаном смотрится как «Дредд на минималках». Сценарий тут тоже адекватный (все-таки это Алекс Гарланд!), но что в этой истории взято из комиксов 2000 AD, кроме костюмов героев? Это просто версия вышедшего годом раньше индонезийского «Рейда» в другом сеттинге. История про спецназ и бандитов, сражающихся друг с другом в изолированном здании, очень неплохо снята и сыграна, но Судью Дредда и Курсанта Андерсон можно поменять на любых персонажей со сходной динамикой — хоть на Рика и Морти, хоть на Бэтмена и Робина, — и фильм от этого ничего не потеряет.
3. «Логан»
Егор Парфененков
«Логан» — это, безусловно, неидеальный фильм, но это самый смелый, глубокий и драматичный представитель мейнстримовой супергероики. Фильмы по комиксам редко когда отличались драматизмом — они, скорее, всегда играли роль попкорновой жвачки, делая ставку на яркую картинку и эпичность.
Мы привыкли к разноцветным трико, дорогим спецэффектам и ненавязчивым сюжетным линиям — это давно стало неотъемлемым клише практически каждой современной картины в жанре.
«Логан» же ломает надоевшие штампы и показывает зрителю действительно сильную драму — без фальши и лишнего пафоса. Здесь не спасают планеты и не пытаются в очередной раз свергнуть какое-либо всемирное зло — фильм смещает акцент с фантастики, рассказывая более приземленную, живую историю. Да, тут есть когтистые мутанты и орудие массового поражения в лице 90-летнего старика, однако картина раскрывает своих персонажей с иной стороны — не как супергероев, но как людей, с простыми, человеческими проблемами.
Росомаха постарел: его история подошла к логическому завершению, а миру, как говорится, требуются новые герои — молодые мутанты, в одном из которых течет кровь самого Логана.
С одной стороны, ленту можно воспринимать как приквел к чему-то грандиозному: во вселенной Людей Икс наступает новая эра, а «Логан» как раз дает затравку для дальнейших событий, представляя зрителям Лору и ее компанию. С другой, картину вполне можно назвать самодостаточным проектом, который цепляет даже без знания лора и всей супергеройской предыстории. Нам просто показывают отчаянных мутантов, пытающихся разобраться в происходящем вокруг них хаосе — не масштабном, но более личном, интимном.
А депрессивная музыка и затемненные кадры только усиливают и без того давящую атмосферу фильма, что уже дает повод обратить на него внимание. Хотя бы потому, что таких комиксмуви еще никогда прежде не снимали.
4. «Хранители»
Денис Варков
«Хранители» — это максимально близкая к оригиналу экранизация одноименного комикса Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Сюжет рассказывает об альтернативной реальности, в которой в 1985 году в разгар Холодной войны один из мстителей в маске — простых людей, перешедших черту закона ради справедливости — начинает расследование гибели другого мстителя, который годами сотрудничал с правительством.
Это очень яркий и колоритный мир, в котором всего один настоящий супергерой, но он всесилен. Доктор Манхэттен в буквальном смысле способен сделать все, что угодно, и тот факт, что он — американец, побуждает СССР накапливать оружие в надежде с его помощью противостоять главному живому орудию США.
Это не супергероика в привычном смысле, а фильм на грани нескольких жанров, но в первую очередь — это детектив.
Как и оригинальный комикс, фильм «Хранители» заставляет задуматься о многом, но это в первую очередь заслуга Алана Мура, а не команды сценаристов. А вот Зак Снайдер потрудился на славу. Это тот фильм, в котором его любовь к замедленной съемке и мрачной тональности лишь добавляет фильму особый шарм. А еще это тот фильм про супергероев, который трудно советовать, но который при этом необходимо посмотреть, потому что он разрушает привычную формулу фильмов в этом жанре.
«Хранители» — одна из тех экранизаций комиксов, которые фанаты не любят, а обычные зрители с удовольствием пересматривают, и в то же время это фильм, многие элементы которого чуть ли не покадрово перенесены со страниц комикса. Сегодня так уже не снимают.
Даже новые экранизации комиксов Зака Снайдера — это адаптация сюжетов, а не последовательное их воспроизведение на большом экране.
5. «Каратель: Территория войны», 2008 год
После достаточно спорного «Карателя» 2004 года с Томасом Джейном в главной роли студия Lionsgate Films решила устроить полный перезапуск франшизы. В его основу легли комиксы линейки Marvel Knights и Marvel MAX. Это были истории, нацеленные на взрослую аудиторию, в которых нет ограничений на изображение жестокости и кровавых сцен.
Соответственно, образ Карателя, сыгранного актером Рэем Стивенсоном (вы можете помнить его по роли Вольштагга в «Торе»), получился максимально близким к Marvel MAX. Там Каратель уже несколько десятков лет ведет войну с преступностью, все свои эмоции (привет Томасу Джейну и Джону Бернталу) он растерял много лет назад.
Фрэнк Касл стал машиной по уничтожению преступников. Он не боится смерти и жестоко наказывает всех, кто этого заслуживает.
«Территория войны» была очень холодно принята критиками, но, тем не менее, фанаты Карателя любят этот фильм. Именно за жестокость и реализм. Этого не было ни в фильме 2004 года, ни в сериале от Netflix.
Там Фрэнк Касл все же мстил за семью, а в «Территории войны» он именно что ведет войну — его личная драма осталась позади, теперь есть только он и сотни преступников, которых Фрэнк обязан отправить на тот свет.
Фильм отрабатывает свой рейтинг по-максимуму, но вот с сюжетом у него беда. Это довольно банальная история о злодее, которого Касл не добил, а оставил тяжело раненым в качестве урока (Билли Руссо). Злодей восстановился и вернулся, чтобы сеять новый хаос и заодно отомстить Карателю. Ничего сюжетно неожиданного в фильме нет. Впрочем, это и не так плохо, потому что большинство рядовых историй в Punisher MAX и были такими простыми. В этом их прелесть — когда полицейские не выполняли свою работу, Фрэнк Касл доделывал все за них. Самыми жестокими методами.
А какой кинокомикс с рейтингом R больше всего понравился вам?
Источник