25 лет назад, 25 сентября 1998 года, в отечественной сетке телевещания появился канал «MTV Россия». До этого в стране был единственный музыкальный канал — «Муз-ТВ», ориентированный на поп-продукт. «MTV» предлагал другой взгляд на индустрию: в эфире часто ставили странную танцевальную музыку, альтернативный рок и разнообразный рэп, а многие видеоролики отличались раскрепощённостью и дерзостью. Даже излишне неформатные группы сотрудники «MTV» «протаскивали» через передачи типа «12 злобных зрителей» и «Shit-парад». Нескольких показов в эфире хватало для того, чтобы об артисте узнали на всём постсоветском пространстве.
До середины 2000‑х годов «MTV» сильно влиял на музыкальную моду. После появления хорошего интернета во всех уголках страны канал потерял эту важность, а в 2022 году ушёл из России. Тем не менее меломаны до сих пор вспоминают лучшие дни российского музыкального телевидения.
Пять лет назад Сергей Лунёв собрал подборку клипов «золотого периода» «MTV». Пётр Полещук и Давид Домкратов решили продолжить эту традицию, тем более что перечислить все лучшие видеоролики не получится и в формате 25 позиций.
Для того чтобы перенестись в атмосферу конца 1990‑х — начала 2000‑х годов, авторы постарались найти записи непосредственно из эфира русской версии «MTV».
Мумий Тролль — Владивосток 2000
Запуск отечественного «MTV» начался с ультимативной для 90‑х группы «Мумий Тролль». Главный блокбастер «МТ» как нельзя лучше подходил для канала: открытие «MTV» ознаменовало приход тех самых «времён почище», о которых с пылом грезил Лагутенко в песне.
Спустя много лет хочется зафиксировать, что рефрен песни как будто пророчески писался совсем не для открытия канала. Горькая ирония, но, возможно, Лагутенко оказался ещё более дальнозорким, и чистым временам только предстоит наступить. Другое дело, что ответить на вопрос «когда» не получится даже у самого проницательного пророка.
Маша и медведи — Любочка
Протеже Олега Нестерова записали клип за год до открытия «MTV» в России, однако в 1998‑м ролик удостоился 12-го места в итоговом общем чарте и третьего места в российском сводном хит-параде.
Вокалистка Маша Макарова рассказывала о съёмках «Любочки»:
По словам Макаровой, песня возникла спонтанно и композицию даже не хотели включать в альбом. Текст композиции является переделкой стихов Агнии Барто.
Музыкантов часто упрекают в том, что музыку для «Любочки» они позаимствовали у Radiohead из песни Creep (1993). Маша Макарова с этим не согласна и отсылает к The Air That I Breath (1974) группы The Hollies.
С.Т.Д.К. — Лето пролетело
Позабытая, но замечательная петербургская группа из 90‑х. Как и в случае с «МТ», конец декады воспринимался «С.Т.Д.К» с оптимизмом. Их единственный — но зато какой! — хит «Лето пролетело» ни дать ни взять заявление о рождении русских De La Soul спустя почти десять лет после дебюта американцев. Это вполне показательно: в отличие от «застывшего» к концу 90‑х времени на Западе и в Европе, наступление нового миллениума в России виделось «перезагрузкой» страны аналогично западным процессам в конце 80‑х. Поэтому напевное «лето пролетело, всё осталось позади, но мы-то знаем: лучшее, конечно, впереди» не подвергалось сомнению.
Увы, это оказалось неправдой для самой группы: лидер «С.Т.Д.К.» Серж Греков закрыл проект в 2002 году. Участники коллектива разругались и разбежались, сам Греков стал работать над видеопродакшеном. Девушка из клипа Лена Тэ занялась сольным творчеством, а также пела на бэк-вокале в группе «Сплин» и участвовала в туре «Короля и Шута».
Jam Style & Da Boogie Crew — Вы хотели Party
До того как хип-хоп поляну подмял под себя «Bad B. альянс», московско-питерское объединение Jam Style & Da Boogie Crew попало в ротацию «MTV» и запустило моду на брейк-данс.
Изначально клип должен был выйти как промо для фильма о российском брейке. Съёмки проходили три дня в микрорайоне «Олимпийская деревня» и на ВДНХ. В заключительный день JS & DBC пригласили рэпера Лигалайза и Зору Михайловну, чьи голоса звучали в песне. Заглавную фразу взяли из куплета Лиги в треке «Настоящий хип-хоп». Слова Зоры Михайловны до этого записали на хоум-видео, где пенсионерка пророчила «ребятам» хорошее будущее. Jam Style & Da Boogie Crew познкомились с Зорой Михайловной на Старом Арбате, где брейкеры зарабатывали танцами: добрая женщина разрешала парням подключать удлинитель для магнитофона и хранить реквизит у неё в квартире.
Директор Дельфина Алексей Виноградов отнёс клип на канал «Biz-TV», который вскоре превратился в «MTV». Видео показали в первую ночь вещания — с 25 на 26 сентября 1998 .
S.P.O.R.T. — Каникулы
Каждая вторая история восхождения поп-звезды 90‑х рассказывает о правоте Энди Уорхола — только кому-то славы досталось на 15 минут, а кому-то на 15 (а то и больше) лет. Мематичные «Каникулы» группы S.P.O.R.T. — ещё одно подтверждение этой максимы.
Старожилы, скорее всего, помнят фразу «зима, весна, весёлые каникулы!», хоть она и не вошла в пантеон ни главных строчек хитов 1990‑х, ни 2000‑х. Однако и вирусной «пятнадцатиминутной» славы могло не быть: группа выпустила клип на рубеже десятилетий, наступая на пятки времени, когда «MTV» стремительно гламуризировался. S.P.O.R.T. же повезло стать одной из последних и немногих групп «свободного» «MTV», где ещё имела место бескорыстная раскрутка новых имён. Всё верно: участники коллектива не заплатили ни рубля за попадание в эфир.
Markscheider Kunst — Деньги
Первый отечественный регги-хит на «MTV». Видео снимали в переулках Сретенки, неподалёку от дома режиссёра Кирилла Злотника, который понятия не имел, о чём песня. После того как Злотник смонтировал клип, он пошутил, что на этом его режиссёрская карьера закончилась.
«Маркшейдеры» пришли на съёмки с похмелья, потому что накануне, 14 июля, отмечали День взятия Бастилии. Музыканты настолько плохо себя чувствовали, что почти во всех эпизодах прислонялись к стенам. Кроме участников группы, в клипе должны были сниматься московские растаманы, но они не смогли встать так рано.
В ролике присутствуют кадры столичного концерта Markscheider Kunst. Вырученные деньги музыканты потратили на билеты в плацкарте до Питера.
Запрещённые барабанщики — Убили негра
«Запрещённые барабанщики» — ещё одни любители африканских и латинских ритмов, выбившиеся в мейнстрим. Изначально «MTV» не хотел ставить в ротацию песню про убитого чернокожего парня, который не идёт играть в баскетбол. Автор текста Иван Трофимов вспоминает:
Не все поняли шуточный характер песни, и на «Барабанщиков» посыпались обвинения в расизме. Из-за этого участники группы записали обращение, которое показывали по «MTV» перед клипом.
Чугунный скороход — Милиция
Сейчас, когда в памяти «MTV» ассоциируется в том числе с гламурным лайфстайлом, сложно представить, что этот клип мог крутится в эфире того же канала. Однако было же время!
DJ Антон Ньюмарк и ПавлиГ Кох показали, что душа крутого видеомейкерства не в размере потраченных на работу денег, а в идеях. Сначала в эфир попал клип «Быстрая походка», но и его (не менее самодельный, чем «Милиция») долго не хотел ставить в эфир ни один телеканал. Всё изменилось после показа в «12 злобных зрителях», где одиннадцать «злобников» признали ролик лучшим. «Быстрая походка» таки заслужила сумасшедшую ротацию и тем самым расчистила путь «Милиции».
И без подробностей ясно, что видео было сделано «на коленке». Группа не тратилась даже на массовку: 150 танцующих ребятишек в «Милиции» — это члены фан-клуба «Чугунного скорохода», которые, разумеется, были счастливы сняться в клипе бесплатно.
Легальный бизне$$ — Пачка сигарет
Рэп-атака недавно сформированного «Bad B. альянса» началась с ремейка песни Виктора Цоя от мультирасового рэп-проекта «Легальный бизне$$». Продюсер Влад Валов, он же Шеff, сделал грамотный ход: взял всем известный хит и добавил в него современную составляющую.
В клипе все музыканты и актёры одеты очень стильно, передвигаются на солидных машинах и сидят в хороших ресторанах. Специально для видео команда Bee Crew разработала логотип «Легальный бизне$$», а известный граффитчик Баскет и уличные художники «Студия 21» «разбомбили» стены завода.
По сюжету пачка сигарет с названием группы путешествует из рук в руки. Помимо «ЛБ», в клипе появляются: сам Шеff, участник рэп-объединения DOB Джип, актёр «ОСП-Студии» Павел Кабанов и будущая звезда «MTV» Децл в роли мелкого воришки.
Bad B. Альянс — Надежда на завтра
Программное заявление главного рэп-клана конца 1990‑х — начала 2000‑х. Несмотря на декларируемую в тексте аполитичность, трек проплатила партия «Яблоко». Влад Валов сделал так, что об этом факте большинство слушателей узнали через многие годы, когда интернет стал доступен каждому.
Клип долгое время занимал лидирующие места в чарте «MTV», о чём свидетельствует видео ниже.
DJ Groove — Ответ
Забавная компьютерная анимация от студии «Дом‑4», друзей Грува. По сюжету на вечеринке к диджею подходят посетители и заказывают любимую музыку: «Вирус», «Демо» и Децла. Диск-жокей, висящий вниз головой, каждый раз истошно орёт после того, как гости озвучивают пожелания. Карикатурные образы Грув придумал благодаря долгой работе в московских клубах.
«Вирус» и «Демо» никак не отреагировали на упоминания в песне, а Децл обратился к коллеге в треке «Не пытайся меня слить»:
Два самолёта — Подруга подкинула проблем
Питерская группа «Два самолёта» с 1990 года играла разноплановую музыку с уклоном в латино. Несколько лет о «Самолётах» знали в основном любители андеграунда как о группе, которая поёт на выдуманном языке.
В 2000 году, в отсутствие основного вокалиста Вадима Покровского, басист Антон Белянкин случайно наткнулся на письмо читательницы в Cool Girl, переложил текст на музыку и добавил припев и комментарии к каждой строчке. В итоге любой зритель «MTV» легко мог дать характеристику подруги, которая подкинула проблем.
Тату — Я сошла с ума
Бывшие участницы детского ансамбля «Непоседы» Лена Катина и Юля Волкова шокировали публику «MTV» с первого появления на экране. Рецепт прост: две девушки в школьной форме, имитирующие сильную привязанность друг к другу, осуждающая их публика (по словам продюсера Ивана Шаповалова, массовку составили 90 человек), максимально депрессивные музыка и видеоряд.
Клип около года не выходил из топов канала, в 2001 году занял седьмое место в итоговом чарте, а также получил премию «MTV Video Music Awards» в номинации «Зрительский выбор «MTV Россия»» (в 2000‑м её забрал Децл за «Вечеринку»). Награду вручала виджей «MTV Россия» Тутта Ларсен. По легенде журналистке «НТВ» Елене Киппер приснилась Тутта, после чего Елена написала текст песни.
Пока скрепы не добрались до отечественного телевидения, видео ротировалось в прайм-тайм, а группа поехала на «Евровидение». В 2022 году Катина и Волкова воссоединились, но поцелуи остались в прошлом: обе девушки давно замужем и растят детей.
Роботы ППК, Вася Стрельников, Наташа и Сева — Лох — это судьба
Коллаборация от техно-группы, прославившейся ремиксом на композицию «Поход» Эдуарда Артемьева (версия ППК называется Reload), и эмтивишной передачи «Wekeendный каприз». Трек состоит из фирменных фраз «друга агрессивно-прогрессивной молодёжи» Василия Стрельникова (тогда ему было 39 лет, самый возрастной виджей канала) и продюсера программы Натальи Капустиной, известной заразительным закадровым смехом. Помимо этих господ, в выходных данных клипа числится Сева — странная игрушка, стоявшая на столе у Стрельникова во время эфиров.
В клипе Наталья идёт по улице с чайником, встречает «Роботов ППК», и уже втроём они пускают молнии с позитивным настроением в прохожих. В конце ролика к толпе присоединяется Стрельников в кепке FBI.
Кувалда — Бетономешалка
Песня «Бетономешалка» забытой метал-группы «Кувалда» — лишь одна глава из рассказа о пролетарских эксцессах с альбома «Деликатесы». Но клип именно на эту песню попал в эфир «MTV», причём весьма поучительно: так сказать, главное — попробовать.
Дело было так: ребята отправили видео в «Shit-парад», но получили отказ — мол, «никакой это не shit». Однако директора канала посовещались и решили, что иного шанса подобной неформатной группе прозвучать на всю страну не предвидится, а стало быть — грех не дать зелёный свет.
Клип стал своего рода мемом, а его комментаторы распределились в диапазоне от Григорьева-Аполлонова из «Иванушек Интернешнл» до Андрея Макаревича (ныне иноагент).
Космозоо — Я не я
1990‑е и начало нулевых отметились популяризацией анимационных клипов с нарочитой детским визуальным стилем, будь то «Paranoid Android» Radiohead или «Why Does My Heart Feel So Bad?» Moby. Русский «MTV» тоже отметился похожим экспериментом с песней «Я не я» донецкой группы «Космозоо».
Клип простой, как (мороженое) пять копеек: продавец мороженого гуляет по холодному городу, курит, смотрит в окно бывшей девушки, а под конец приходит домой, ложится спать и его накрывает снегом.
Музыкальный критик Олег Кармунин утверждал, что этот клип крутили чаще, чем группу «Блестящие», и ставили в эфир каждый час. Верить ему или нет — решать лично каждому, но сам формат работы вполне соответствует легенде: длящийся всего две минуты «Я не я» хорошо попал в меланхолию подобных видео, но обладал преимуществом — в отличие от Moby и Radiohead, песня исполнялась на русском.
Total — Бьёт по глазам
На стыке веков в моде был альтернативный рок. Продюсер Макс Фадеев уловил эту тенденцию и в 1999 году принялся за группу Total.
На вокал Фадеев пригласил свою двоюродную сестру Марину Черкунову. Прообразом коллектива были немцы Guano Apes: одним из вариантов названия было созвучное «Гуаране», а первый клип «Камасутра» уж очень напоминал Open Your Eyes.
Такая «разбавленная» альтернатива не сильно понравилась публике «MTV». Фадеев и Total зашли с другой стороны и выпустили клип на «Бьёт по глазам» — довольно попсовую песню с клавишами, немного перегруженной гитарой и электронной ритм-секцией. Над композицией работало 15 авторов, в том числе Максим Фадеев и Эрик Чантурия — автор текстов группы Hi-Fi.
Ролик был снят при помощи анимационной техники ротоскопирования — объединения кадров видеосъёмки и мультипликации. Самый известный пример ротоскопирования — клип Take On Me группы A‑Ha.
Есть второй вариант ролика — на танцевальный ремикс. Видео тоже показывали по «MTV», но намного реже — скорее всего, из-за «недетских» пластилиновых сцен.
Ставка сыграла: «Бьёт по глазам» залетел в ротацию и чарты канала. Хотя после этого Фадеев один раз ошибся, когда вписал группу на разогрев к другому герою «MTV» — Мэрилину Мэнсону. Любители шок-рока не оценили творчество Total.
Ground Beat — Чёрная вода
Группа Ground Beat — дитя своего времени. Наряду с фадеевскими Линдой и группой Total, GB отвечали в российском мейнстриме за смурной трип-хоп. Тематики песен были соответствующими: группа прославились единственным хитом «Чёрная вода».
Хит, может, и один, зато есть целая история. В 2001 году правительство решило затопить орбитальную станцию «Мир» якобы после серии поломок. В том же году Ground Beat выпустили клип, где показали затопленным вслед за станцией весь мир спустя 10 лет после происшествия.
Видео снимали в тренировочном центре для космонавтов, а в клипе солистка группы лежала на макете настоящего «Мира». Что интересно, клип был снят на деньги Александра Толмацкого — отца Децла.
Bad Balance — Питер, я твой!
Шеff родился в Донецке, но, по его словам, предки валили леса при постройке Санкт-Петербурга — оттуда и пошла фамилия Валовых. Роман Алексеев, он же Купер, — коренной питерец, с Петроградской стороны. Ода родному городу, получается.
В клипе, как и в песне, Шеff приезжает в гости к Куперу. Роман забирает друга на машине, в которой спит девушка. За весь ролик мадам так и не проснётся, а Купер везде таскает её за собой.
Приключения находят героев сами — опытным эмси остаётся только зарифмовывать историю. Песня пестрит запоминающимися фразами («город родной, Питер, я твой!», «зайдём в „Грибыч“ — микрофоны зачитаем», «Какие могут быть вопросы, Купер, в эту пору?»), местными топонимами («Аврора», Московский вокзал, Обводный канал, клуб «Грибоедов», Гатчина) и красивым семплом из песни «Тёмная ночь», который, кажется, не особо подходит к треку о летних похождениях в Петербурге.
Король и шут — Проклятый старый дом
К 2001 году хоррор-панки «Король и шут» вышли в мейнстрим: «Акустический альбом» при помощи Иосифа Пригожина выпустили на «ОРТ Рекордс», а десятилетие группа праздновала в «Лужниках». Малобюджетные клипы «КиШа» уже крутили по «MTV», но «Проклятый старый дом» стал более ощутимым прорывом для группы: видео долгое время занимало лидирующие места в «Русской десятке».
Ролик сняли на даче друзей музыкантов за один день. Режиссёр Валерий Хатин взял костюмы со съёмок фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» на «Ленфильме». В «Проклятом старом доме» участвовал только один профессиональный актёр — исполнитель роли деда-мертвеца.
На каскадёров не хватило денег, поэтому из заколоченного окна и чердака выпрыгивали сами музыканты. Пользуясь случаем, загримированные «кишевцы» устроили фотосессию, а жители деревни не упустили момент взять автографы у восходящих звёзд рока.
В 2004 году же месте Хатин снял ещё один клип «Короля и Шута» — «Месть Гарри».
В 2018 году экс-вокалист «КиШа» Андрей Князев выложил бекстейдж-видео со съёмок «Проклятого старого дома».
Ленинград — WWW
2002 год, Сергей Шнуров почти ушёл от шансона и кабака, но ещё не докатился до гламура и откровенной попсы. Мэр Москвы Лужков запретил концерты «Ленинграда» (через 20 лет история повторилась, но уже без Юрия Михайловича), в знак протеста Шнур перенёс символ столицы — Кремль — в родной Санкт-Петербург. Правда, только в клипе.
Изначально ролик WWW предназначался для рекламы только открывшегося сайта музыкальной группировки (сейчас домен www.leningrad.spb.ru не работает), тем не менее отлично вписался в эфир «MTV» и стал хитом.
Анимационный клип стилизован под интерактивную игру. В видео появляются фигуры, тесно связанные с Петербургом: сам Шнуров, футболист Александр Панов, еле узнаваемый Борис Гребенщиков (сейчас признан иноагентом), Юрий Шевчук, Константин Кинчев и Владимир Путин. В конце президент и «Ленинград» встречаются на футбольном стадионе «Петровский», где играет местный «Зенит» и московский «Спартак».
Sixtynine — В белом гетто
В начале нулевых субкультурные войны ещё не потухли, поэтому получить по шапке за «неправильный» внешний вид было вполне актуальной проблемой. В треке Вис Виталис спорит с другом-рокером о том, что российские спальные районы — это те же гетто, что и в Америке. Параллельно этой линии в клипе проходит сюжет о безнадёжном времяпровождении пацанов в спортивках. И рокер, и один из районных пареньков покупают диск Sixtynine и меняют мнение о гложащих их вопросах.
Сентиментальная примитивная социалка, но в духе времени. Плюс подкупает «музыкальность» Виталиса: в отличие от коллег по рэпу, проект Sixtynine плотно работали с живыми инструментами, а Вис умел петь.
Напоследок два интересных факта: клип снят в Киеве (Sixtynine из Москвы), а на «MTV» oн попал через «Shit-парад».
Звери — Дожди-пистолеты
К 2003 году «Звери» были известны публике «MTV» клипами «Для тебя» и «Просто такая сильная любовь». Однако к выходу дебютного альбома «Голод» группа «зарядила» главный хит.
Клип снял продюсер «Зверей» Александр Войтинский по сценарию Ромы Зверя. В съёмках участвовали только музыканты и фанаты группы.
Песня основана на реальной истории из жизни Романа. Телефонный монолог Войтинский записал во время разговора с Билыком. Сначала Рома не хотел, чтоб отрывок попал в песню, но слова отлично вписались в момент перед «взрывным» финалом.
В одном из шоу «MTV» Роман в прямом эфире передал привет в Новороссийск бывшей возлюбленной.
Михаил Гребенщиков — Булки
Последние отголоски сексуальной раскрепощённости пришли на «MTV Россия» откуда не ждали — с проекта «Фабрика звёзд». Финалист шоу Михаил Гребенщиков подарил непередаваемые ощущения тинейджерской публике канала. Помимо стёбного кулинарно-эротического текста, танцевального поп-хопа и полуголых близняшек Кати и Даши, клип запомнился игрушечным медведем, сгорающим от страсти.
В 2004 году контракт Михаила с продюсером Игорем Матвиенко закончился, и Гребенщиков два года вёл на «MTV» передачу «12 злобных зрителей».
Дельфин и Stella — Глаза
Сингл «Глаза» — результат совместной работы команды Дельфина и американской певицы Стеллы Катсудас. Массовиком-затейником этой коллаборации выступили Universal Music, с которой у Дельфина был подписан контракт.
Лейбл хотел, чтобы Дельфин попробовал себя для западной аудитории, хотя сам Андрей от таких инициатив отмежевался и даже высказывал идею, что трек стоит продать «Тату» да разбежаться по сторонам. Впрочем, позже Дельфин признал, что результат получился хорошим, хоть и не для его пластинки. Как бы то ни было — ещё один документ прекрасной эпохи, когда культурных границ, казалось, больше не будет.