«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает. Немыслимый дизайн, блистательная постановка, уникальные по своему размаху спецэффекты (графика в целом и лучшая реализация воды в частности — по версии CGI-специалистов из Corridor Digital) сделали «Аватар» грандиозным явлением в мире кинематографа. Многие зрители связывают кассовый успех фильма с запредельным уровнем графики и 3D эффектом, а некоторые прямо кивают на то, что сюжет «Аватара» слизан с «Покахонтас». Отчасти, это правда. Но только отчасти. Дьявол, как известно, кроется в деталях. И если не знать о них, то может показаться, что у фильма за графикой и 3D эффектом ничего нет. Однако, это не так. Кэмерон и его команда проделали поистине титаническую работу. Но прежде чем перейти к деталям, давайте кратко проследим историю зарождения самой идеи фильма, который, в последствии, соберет немыслимую на тот момент кассу, получит три премии «Оскар» из девяти номинаций и запомнится зрителям по всему миру.
Природные истоки
Джеймс Кэмерон вырос в Канаде, и много времени проводил в лесу, наблюдая за природой и обитателями леса. Он, по его собственному признанию, «ловил там все что движется». Пойманную живность юный Джеймс приносил домой, и держал там (иногда к большому неудовольствию родителей). Лягушки, змеи и разнообразные земноводные постоянно жили в импровизированном зверинце в комнате Джеймса, и он буквально вырос с чувством восхищения природой и ее совершенством.
При этом с самых ранних лет Джеймс взахлеб читал фантастическую литературу — Берроуза, Хаггарда — и неустанно рисовал к ней сотни красочных иллюстраций. Будучи уникально одаренным от природы человеком с великолепно развитым воображением, Джеймс еще в детстве начал придумывать несуществующие миры, населенные диковинными существами. Миры, совершенно не похожие на наш земной мир.
Джеймс рисовал эскизы с изображением инопланетных животных и разумных существ, еще когда не начал ходить в школу. Так что «Аватар» стал просто своеобразным итогом всех этих фантазий на тему других планет.
Невозможное кино
История производства «Аватара» началась еще на съемках «Титаника» в середине девяностых. Кэмерон работал над картиной совместно со своим другом, продюсером Джоном Ландау. И он дал Джону прочесть написанный в 1994-м 80-страничный сценарий к научно-фантастическому фильму, повествующему о конфликте инопланетного дикарского племени и человеческой цивилизации на планете Пандора. Джон был поражен качеством проработки сценария и назвал его даже не сценарием, а «романом в диалогах на прекрасной планете». К слову, до выхода мультфильма «Покахонтас» от студии Уолта Диснея оставался еще целый год…
В 1996 году на вопрос «Мы можем снять »Аватар« именно вот так?», Кэмерон получил от киностудий простой и краткий ответ: «Нет». Они не могли сделать это. Никто не мог. «Аватар», каким его задумал Кэмерон, не мог быть снят в девяностые годы. Время его не пришло. Заявления Кэмерона о скором выходе фильма стоимостью 100 миллионов долларов, с графикой от Digital Domain, сделанные им в августе 96-го, оказались скоропалительными… Кэмерону пришлось отступить.
Вместо создания нового мира Кэмерон погрузился в пучины вод. Его всегда интересовал океан — именно благодаря любви к глубоководным погружениям в свое время режиссер снял «Бездну». Теперь, в 2000-х, при помощи русских ученых и судна «Академик Мстислав Келдыш», Кэмерон совершил последовательно шесть подводных экспедиций, результатом которых стали его документальные телефильмы для канала Discovery: «Экспедиция: Бисмарк» (2002) о потопленном фашистском военном корабле, «Призраки бездны: Титаник» (2003) о подлинной истории гибели знаменитого лайнера, и «Чужие из бездны» (2005) — фильм о необычных морских существах, живущих на большой глубине. Последняя экспедиция завершилась летом 2005 года — только тогда Кэмерон и Ландау запустили грандиозный проект под названием «Аватар».
В 2001 году, еще перед серией погружений, Кэмерон и Ландау работали над экранизацией романа писательницы Патрисии Энтони под названием «Братец Термит». Роман рассказывал об инопланетянах, прилетевших на Землю, и в фильме должны были появиться нарисованные на компьютере инопланетные существа, которые в реальном времени общались с людьми. Этот фильм так и не вышел на киноэкраны — работу над ним было решено прекратить. Но именно тогда была опробована та самая технология, которая вдохнет жизнь в нарисованных героев «Аватара» — способ переноса на анимированного персонажа реальных человеческих эмоций, при помощи особой программы «снятых» с лица актера. Видеокамера отслеживала перемещение точек, нанесенных на лицо человека, и наделяла его мимикой лицо нарисованного пришельца. «Братец Термит» ярко продемонстрировал возможности этой технологии — инопланетянин в кадре казался настоящим и был очень реалистичен.
В начале 2005-го года Кэмерон собрал команду специалистов, призванную исследовать возможности кинопроизводства применительно к сценарию, придуманному Джеймсом. Нужно было определить предел возможностей студий, выяснить, есть ли возможность снять такой фильм, который задумал режиссер. Прежде всего исследование касалось применения уже много лет известной технологии motion capture («захват движения» или перенос на нарисованного персонажа всех движений живого актера). На сей раз это касалось не только движений тела, но и мимики, причем ее мельчайших нюансов. Кэмерон был абсолютно бескомпромиссным: если бы специалисты по спецэффектам не оправдали его ожиданий, он запросто мог вновь отложить проект.
К счастью, развитие технологий изменило спецэффекты за прошедшие со времен «Титаника» годы самым коренным образом: не только себестоимость анимации снизилась в несколько раз, но и результат работы художников стал по-настоящему впечатляющим.
Именно студия «WETA Digital» станет основным партнером при создании компьютерной графики «Аватара».
Мы нарисуем новый, дивный мир
В феврале 2005-го было принято предварительное решение о начале производства картины. К работе приступили две раздельные группы специалистов. Техническую сторону проекта обеспечивала команда Гленна Дерри со студии Стэна Уинстона и Роберта Легато, ставившего спецэффекты для таких фильмов, как «Титаник», «Армагеддон» и «Авиатор». Вторая группа состояла из блестящих художников, которые должны были под руководством Кэмерона создать и проработать в мельчайших деталях природу целой планеты. Джеймс пригласил лучших художников, каких только смог найти. Их портфолио были превосходны. В мае 2005 года они приехали к Кэмерону домой в Малибу, и там, на кухне, они начали работу по созданию мира Пандоры.
Была проделана колоссальная работа. Джеймс ставил перед художниками задачи, а те создавали огромное количество детально проработанных эскизов — сотни и сотни рисунков, которые режиссер просматривал, отбирая те, что наиболее точно отражали его представления о том, как должно выглядеть то или иное существо.
Важной частью фильма была сцена бегства главного героя от самого страшного хищника Пандоры — Танатора. Кэмерон описывал его, как «шестиногую гигантскую пантеру из ада». Художники старались перещеголять друг друга, создавая все новые и новые образы опасного убийцы из джунглей. В результате получилось нечто, довольно точно соответствующее сценарию десятилетней давности.
При создании шестиногой лошади аниматоры столкнулись с очевидной трудностью: непременным условием сценария были шесть ног у всех животных. Но как заставить лошадь бегать на шести ногах, если у земного прообраза их только четыре? Из положения вышли просто: дополнительная пара ног просто повторяла движения передних, только эти движения были слегка сдвинуты по времени, чтобы избавиться от синхронности.
Но больше всего времени уделили облику инопланетной расы На’Ви.
При этом решено было включить в облик На’Ви черты животных — кошачьи глаза, уши и хвосты, звериное строение лиц. Но этот концепт пришел далеко не сразу.
Первые эскизы художников показывают, что они начали не с кошек, а с амфибий и рептилий. Так что у На’Ви на головах красовались разнообразные гребни, а ушей и вовсе не было. Тогда же прошли через этап типично «инопланетного» облика — с раскосыми огромными глазами и куполовидными головами. Но все эти варианты не были привлекательными с человеческой точки зрения, что совершенно не годилось для любовной истории.
Для создания чувства сопереживания нужно было сделать На’Ви симпатичными, но пройдя через множество вариантов художники пришли просто к людям с синей кожей, что, опять же, было не то. Нужно было найти способ уйти от типично человеческого облика, и при этом сохранить красоту этих существ. И это получилось.
К конечному облику На’Ви пришли при помощи скульпторов. Именно они сумели создать то самое первобытное очарование внешности воинственных дикарей. Специалисты студии Стэна Уинстона, старого друга Кэмерона, сделали то, что Стэн не приветствовал ранее: они выступили в качестве художников, и сумели добиться не только привлекательного и проработанного, но и очень красивого облика инопланетных дикарей, получивших «кошачьи» лица.
Художники также трудились над созданием пейзажей Пандоры. Главные роли здесь сыграли Роберт Стромберг и Рик Картер, сумевшие не только создать цельный и достоверный облик планеты, но и сделать его столь убедительным, что трудно поверить в нереальность показанной нам потрясающей природы.
В своей работе художники вдохновлялись уникальными горными пейзажами китайской провинции Гуйлинь, а также буйными джунглями и высокими водопадами Венесуэлы. В первоначальном сценарии вся листва Пандоры была синей, но потом Кэмерон решил сделать ее зеленой — синие На`Ви терялись бы на фоне синей растительности.
На Пандоре сильные магнитные поля, которые делают возможными такие потрясающие элементы пейзажа, как парящие острова, и гигантские арки, поднимающиеся на сотни метров над землей. Также здесь малая гравитация, позволяющая деревьям достигать поистине исполинских размеров.
Некоторые элементы растительности взяты из глубоководного мира Земли. Так, поляна с оранжевыми «зонтиками», которые втягиваются при малейшем прикосновении — это копия колонии полипов, обитающих на дне океана, и ведущих себя точно так же. Кэмерон видел их во время своих погружений на морское дно в батискафе, и использовал в фильме.
Идея с ночной иллюминацией пришла уже после начала работы над природой Пандоры. У Кэмерона появилась идея придать ночным сценам ощущение нереальности, словно все это происходит во сне. Итогом стали совершенно волшебные ночные эпизоды, насквозь пронизанные потусторонним сиянием.
Видишь камеру? И я не вижу…
Специалист по спецэффектам Роберт Легато еще в апреле 2005 года продемонстрировал Кэмерону и Ландау пробные ролики, снятые при помощи «виртуальной камеры»: суть метода заключалась в том, что эта камера (собственно, даже не камера, а маркированный объект, к которому компьютер просто привязывал «точку обзора оператора») позволяла видеть несуществующее пространство, полностью нарисованное на компьютере, и давала возможность снимать так, как будто лес Пандоры и На’Ви существовали на самом деле. Но на самом деле, оператора окружали серые стены студии.
Актеры были с ног до головы обвешаны десятками датчиков, а на потолке были размещены сотни видеокамер, которые фиксировали положение этих датчиков в трехмерном пространстве. Компьютерная программа позволяла сводить все результаты наблюдений таким образом, что на экране появлялось «облако точек», в точности повторявшее движения актера.
Эти движения могли быть привязаны к любому нарисованному персонажу. В результате в процессе съемок режиссер видел на экране «виртуальной камеры» (не имевшей даже линз) не живых актеров, а нарисованных персонажей, которых они играли. Эта технология уже применялась Питером Джексоном при съемках Голлума и подземного тролля во «Властелине колец», но Кэмерон вывел процесс производства фильма с «виртуальными актерами» на абсолютно уникальный уровень: перемещаясь в студии с «виртуальной камерой» в руках, он имел полную свободу действий при работе над фильмом, как если бы вокруг на самом деле были джунгли и туземцы.
Когда дизайн многих сотен элементов был продуман до мелочей и утвержден, можно было приступать к колоссальной работе по переносу всего этого великолепия в виртуальный мир. Эстафета перешла специалистам компании по производству компьютерной графики «WETA Digital», принадлежащей автору «Властелина колец» Питеру Джексону. Кроме того, к работе привлекли еще почти два десятка студий помельче.
Начался основной этап производства фильма, который оказался самым сложным в карьерах всех, кто работал над «Аватаром» — включая самого режиссера.
Тестовая съёмка и реквизит
Работа с актерами началась с тестовой съемки. Студия Fox выделила Кэмерону 10 миллионов долларов для изготовления ролика, который дал бы возможность понять, как будет выглядеть будущий фильм. 30 августа 2005 года Кэмероном был снят материал для 37-секундного эпизода с актерами второго эшелона, специально приглашенными для создания пробной сцены. Это был момент первой встречи Джейка с Нейтири. Джейка играл Дэниел Бесс, Нейтири — Юнджин Ким. У Нейтири в результате получились несколько азиатские черты лица.
Ролик был готов в феврале 2006 года. Отладив при его помощи производственный процесс, Кэмерон мог приступать к основным съемкам. Работа шла одновременно в Лос-Анджелесе, Калифорния, и в Новой Зеландии, Веллингтон, где располагалась студия Питера Джексона «WETA Workshop», которая должна была изготовить декорации к фильму.
На новозеландскую студию «WETA Digital» возложили, пожалуй, наиболее ответственную миссию — создание анимированных персонажей. Глава студии Джо Леттери как раз закончил работу над «Кинг-Конгом» Джексона, когда Кэмерон предложил ему работать над «Аватаром». Джо был совершенно потрясен будущим проектом Кэмерона. Он без раздумий отказался от двух выгодных предложений о сотрудничестве, еще когда было даже не известно точно, что «Аватар» будут снимать.
Джо провел с Кэмероном и его командой много недель, просто обсуждая мир Пандоры и существ, его населяющих, стараясь впитать как можно больше информации о том, как все это в итоге будет выглядеть. Джо признавался, что спустя какое-то время забыл о том, что Пандора выдумана от начала до конца, и стал относиться к этой планете как к чему-то совершенно реальному.
Вместе с «WETA Digital» над фильмом работала и другая компания Джексона — «WETA Workshop». Это предприятие специализировалось на изготовлении реквизита для фильмов. Несмотря на то, что все детали быта На’Ви были нарисованными, их все равно сделали «во плоти» — все эти луки и стрелы, набедренные повязки и ожерелья, талисманы и множество других мелочей было изготовлено во множестве вариантов для того, чтобы выбрать лучшие и перенести их на экран в цифровом виде.
Джеймс Кэмерон контролировал производство вплоть до мелочей. Он лично выбирал сбрую для Банши, он руководил примеркой набедренных повязок на манекенщиков (которых перед этим не поленились покрасить в синий цвет), режиссер уделял самое пристальное внимание даже тем деталям, которые вообще не попали в финальную версию картины.
Вот почему быт и внешность На’Ви кажутся такими проработанными и естественными: каждая тетива лука прошла строгий отбор, прежде чем оказаться на киноэкране. Пожалуй, в этом фильме известный перфекционизм Кэмерона достиг своего апогея.
Даже то, как развевается на ветру одежда персонажей, было разработано в реальности — например, чтобы выяснить, как поведет себя бахрома Тсу’Тея во время воздушной битвы, художники провели съемку каскадера, стоящего с бахромой на плечах перед вентиляторами.
Непременным условием Кэмерона была абсолютная естественность всех кадров фильма, чтобы зритель поверил в реальность происходящего. Создателям спецэффектов пришлось затратить массу усилий, прежде чем они смогли добиться идеального результата. В итоге даже бусы на шеях дикарей болтаются самым реалистичным образом.
Актёрский состав
Летом 2006 года процесс создания фильма достиг той стадии, когда начиналась работа с живыми актерами. И огромной удачей для проекта стали его главные звезды — англичанин Сэм Уортингтон, выросший в Австралии, и американка Зои Салдана. Они были выбраны из нескольких сотен претендентов — в том числе куда более «звездных».
Сам актер признавался, что избавиться от австралийского акцента для него было труднее, чем научиться говорить на туземном языке. Но усилия того стоили: роль Джейка Салли стала для Сэма прорывом и огромной удачей — до «Аватара» он был практически неизвестен и нуждался в деньгах, а после успеха фильма в одночасье стал миллионером и суперзвездой.
Зои Салдана, сыгравшая Нейтири, как и Сэм, обладала всеми необходимыми качествами своей героини — очень женственная и вместе с тем сильная, с потрясающими физическими данными и природной кошачьей грацией — она была то что нужно для того, чтобы сыграть прекрасную дикарку, живущую в единении с природой.
Интересно, что Джеймсу Кэмерону пришлось потратить некоторые усилия, чтобы убедить боссов студии «20 Век Фокс» в правильности выбранных им кандидатур — те хотели пригласить суперзвезд масштаба Брэда Питта и Анджелины Джоли. Так что пришлось сделать целый эпизод с выступлением Джейка перед племенем накануне боя дикарей с людьми. Только тогда главы студии сдались под напором авторитета режиссера, и разрешили ему взять Сэма и Зои в проект.
На роль главного злодея Куоритча Кэмерон хотел взять Майкла Бина, с которым работал ранее в «Терминаторе» и «Чужих», но, учитывая, что он уже твердо решил пригласить еще и Сигурни Уивер, режиссер решил отказаться от кандидатуры Бина — слишком много получалось параллелей с «Чужими». Тогда он пригласил Стивена Лэнга — этот актер двадцать лет назад (!) проходил прослушивание для все тех же «Чужих» на роль капрала Хикса, но проиграл Майклу Бину. Теперь все было наоборот. Лэнг с Кэмероном шутили: режиссеру понадобилось двадцать лет раздумий, чтобы дать актеру роль после прослушивания, состоявшегося в середине восьмидесятых.
Но даже несмотря на то, что работа над фильмом продвинулась так далеко, на этапе кастинга Кэмерон и Ландау все еще не получили согласия студии Fox на производство, так что все могло быть свернуто в любой момент.
До самого конца 2007 года главы студии Fox продолжали колебаться относительно целесообразности проекта. Даже несмотря на то, что над ним трудились уже больше года и потратили на него несколько миллионов долларов, его могли заморозить в любой момент. Дело в том, что на студии хорошо помнили, как при съемках «Титаника» режиссер (Кэмерон) вдвое перерасходовал стомиллионный бюджет (не без скандала), поэтому справедливо полагали, что и с «Аватаром» может приключиться что-то подобное. Боссы студии колебались.
Кэмерон вел непростые переговоры. Для уменьшения стоимости фильма он отказался от гонорара «в случае кассовой неудачи», он сократил сценарий, удалив некоторые сцены и персонажей. Тем не менее, дело чуть было не дошло до передачи проекта другому режиссеру! Этого Кэмерон допустить никак не мог, так что в середине 2006 года он на полном серьезе рассматривал вариант со студией Диснея — ее президент Дик Кук выразил полную готовность к сотрудничеству. В конце концов компания Fox все же оставила проект в руках Кэмерона — после того, как часть расходов взяла на себя студия Ingenious Media.
Но даже после принятия окончательного решения о выпуске картины (в январе 2007) главы Fox не скрывали своих опасений по поводу возможных убытков: проект обещал стать неимоверно дорогостоящим безо всяких гарантий возврата потраченных средств. В том, что касается расходов, так и вышло: Кэмерон снова потратил почти на сто (!) миллионов больше, чем было запланировано (реальная стоимость фильма достигла 310 (!) миллионов долларов, что гораздо больше официально объявленной цифры в 237 миллионов). Еще 150 миллионов потратили на рекламную кампанию, так что общие затраты приблизились к полумиллиарду — начальство киностудии прямо называло это «сумасшествием».
Получив «зеленый свет», команда Кэмерона начала работать в полную силу: выход фильма наметили на середину 2008 года, и чтобы не сорвать сроки, нужно было торопиться.
Oel ngati kameie
Для создания языка На’Ви Кэмерон пригласил профессионального лингвиста, профессора Пола Фроммера из Университета Южной Калифорнии. Именно Фроммер предложил создать вымышленный язык, а не просто сымитировать неземное наречие — изначальной идеей было всего лишь придумать несколько десятков естественно звучащих фраз. Сперва Кэмерон дал лингвисту несколько слов из полинезийского языка, чтобы у того появилось представление о характере наречия, на котором говорят На’Ви.
На основе этих слов Фроммер создал целый словарь На’Ви из почти тысячи слов, самый настоящий язык лесного племени, на котором вполне можно было общаться. Помимо наречия полинезийцев был использован эфиопский диалект и новозеландский язык маори — причудливое сочетание сразу нескольких племенных языков. Фроммер составил брошюры для всех актеров, говоривших на этом языке, и обучил их правильному произношению. Актеры Вес Стьюди (Эйтукан) и Лас Алонсо (Тсу’Тей) проходили прослушивание, разговаривая на языке На’Ви.
В конце концов актеры так хорошо изучили этот вымышленный язык, что могли вести на нем друг с другом простые диалоги. Самым трудным для Зои Салдана было…разговаривать на английском языке с акцентом На’Ви. Она училась этому гораздо дольше, чем самому языку На’Ви.
Подготовка актёров
Для того, чтобы придать каждому персонажу сходство с человеком, играющим его, художники Голливуда сделали несколько сотен фотографий актеров.
На определенном этапе понадобилось даже сделать слепки с каждого из актеров, так что им пришлось пройти через длительную процедуру обмазывания латексом.
В конце концов скульпторы создали идеально точные макеты каждого из На’Ви. Эти макеты после утверждения Кэмероном были отсканированы и отправлены в Новую Зеландию, чтобы мастера компании «WETA» вдохнули в них жизнь.
Перед началом съемок все актеры прошли физподготовку — их учили скакать на лошадях, драться, обращаться с оружием. Актриса Мишель Родригес, игравшая Труди Чакон, пилотировавшую вертолет, научилась управлять вертолетом, даже несмотря на то, что при съемках ей не пришлось этого делать! Но актриса должна была вести себя как бывалый пилот, и обладать реальными летными навыками. Кстати, вертолетом она научилась управлять по собственной инициативе.
Интересно, что «военным» обучением руководил младший брат Джеймса Кэмерона — Джон Дэвид Кэмерон, который в свое время шесть лет прослужил в десантных войсках. Сэм Уортингтон, чей персонаж — бывший десантник, сам всегда был очень далек от армии, поэтому ему пришлось с нуля постигать азы поведения настоящего солдата, учиться двигаться как тренированный воин и ловко перезаряжать оружие.
Тренеры его не щадили — после жестоких тренировок в полном обмундировании морского пехотинца Сэм еле мог пошевелиться… А чтобы научиться естественным образом ездить в инвалидном кресле, Сэм…играл в этом кресле в баскетбол с членами съемочной группы, каждый из которых тоже катался по площадке на колесах.
Зои Салдана, в свою очередь, брала уроки у мастеров стрельбы из лука (между прочим, тренеров олимпийской сборной США) — ведь ее Нейтири буквально выросла с этим оружием в руках. Интересный факт: из-за того, что Зои — левша, она натягивала тетиву левой рукой. Поскольку Нейтири была центральным персонажем, Кэмерон решил, что все На’Ви будут натягивать тетиву левой рукой, и из-за Нейтири все ее соплеменники стали левшами.
Помимо уроков у лучников Зои и другим актерам еще и пришлось посещать занятия по хореографии — непременным условием Кэмерона была исключительная грациозность дикарей — а также обучаться боевым искусствам.
Особое внимание было уделено обучению звериным повадкам На’Ви. Тренер Терри Нотари обучил актеров двигаться так, как движутся кошки, живущие в дикой природе. Без этих тренировок, по признанию Зои, герои фильма «говорили бы как На’Ви, выглядели как На’Ви, но двигались как земляне». Благодаря тому, что режиссер уделил самое пристальное внимание каждой мелочи облика туземцев, они получились абсолютно, стопроцентно убедительными. На это было потрачено огромное количество сил, времени и средств. Пожалуй, ни в одном фильме до «Аватара» еще не уделяли столько внимания нюансам.
Под руководством Терри все актеры, игравшие На’Ви, учились первобытному «единству движения», которое свойственно реально существующим примитивным общинам, и совершенно чуждо цивилизованным людям. Множество часов актеры проводили, танцуя вместе в спортивном зале вокруг воображаемого костра, играя какие-то дикарские мелодии, колотя ладонями по полу — словом, делали все, чтобы суметь создать во время съемок иллюзию настоящего дикого племени.
Но как добиться от актеров естественного поведения, когда вокруг — серые стены студии? Как заставить их поверить в то, что их окружает тропический лес? Перфекционист Кэмерон ответил на этот вопрос со свойственной ему решительностью: перед самыми съемками, в феврале 2007 он увез всех на гавайский остров Кауаи (тот самый, на котором Спилберг снимал «Парк Юрского периода»), и там, в джунглях, актеры отыграли все без исключения сцены фильма, стараясь запомнить свои ощущения.
На протяжении трех дней, прицепив длинные хвосты, актеры карабкались по склонам, плавали в реке, копали землю, старательно вникая в психологию настоящего дикаря, живущего в лесу.
Студийные съемки
Весной 2007 года Кэмерон приступил к основным студийным съемкам «нарисованной» части фильма «Аватар». С момента начала работы над проектом прошло уже почти два года. Для съемок «захвата движения» переоборудовали самолетостроительный ангар, арендованный киностудией у компании «Хьюз Эйркрафт» в Плая Виста, неподалеку от Лос-Анджелеса.
За эти два года система «захвата лица», успешно зарекомендовавшая себя еще с «Братцем Термитом», была дополнительно усовершенствована, так что выражение лиц актеров идеально точно переносилось на лица нарисованных персонажей. Само оборудование, позволяющее считывать мельчайшие движения человеческого тела, было беспрецедентно легким, чтобы не мешать актерам играть свои роли.
Впервые компьютер считывал не только движения тела, но и мимику — для этого изготовили сверхлегкие шлемы из углепластика, оснащенные датчиком, улавливающим перемещение точек на лице актера, и вынесенном для этого вперед на специальном кронштейне.
Теперь актерам предстояло применить на практике все то, чему они научились во время нелегких тренировок: двигаться как На’Ви, сражаться, скакать на лошадях (на них тоже были нанесены метки, которые считывал компьютер), причем у них не было права на ошибку: в каждой сцене каждого актера снимала вспомогательная камера, данные с которой специалисты «WETA» позднее должны были использовать при создании компьютерной графики. Таким образом даже мельчайшие движения фиксировались точнейшей аппаратурой, чтобы впоследствии быть тщательно обработанными.
Технология motion capture, использованная в фильме, позволяла создавать виртуальную реальность во всем своем разнообразии. Так, сцены воздушных боев тоже были сделаны по этой технологии в том же самом ангаре: были сделаны проволочные модели летательных аппаратов с укрепленными на них датчиками, точно такими же, как на телах актеров — и их движения, будучи считанными, переносились на математические модели вертолетов. Режиссер и его ассистенты, бегающие по студии с этими моделями в руках, были похожи на детей, играющих в самолетики.
Даже Банши были сделаны по такой технологии — из проволоки, с датчиками движения. При помощи этих макетов режиссер размещал летающих существ в пространстве, задавая их координаты. Хотя, конечно, детализированное изображение Банши стало нелегкой задачей.
Для реалистичного поведения туземца, оседлавшего летящего Банши, была сделана копия спины летающего существа, которая могла поворачиваться вокруг продольной оси. Ее наклоняли, имитируя движения Банши, и актеры, стараясь удержаться в крутящемся седле, создавали полную иллюзию того, что они оседлали этого монстра.
Сцены полетов создавались путем одновременных действий ассистентов режиссера: один крутил макет с сидящим на нем актером, а другой ходил по ангару с проволочной моделью в руках. Данные с маленькой и большой моделей, а также с тела актера, в сумме давали готовую сцену полета на Банши.
Для съемки сцен с На’Ви, ползущими вверх по камням, актеры, словно альпинисты, карабкались по возведенным в студии конструкциям.
В сценах борьбы с животными актеры боролись с их макетами. Таким образом нарабатывался материал для художников, которые позднее переработали его в законченную картинку.
Когда дело дошло до одновременной обработки движений нескольких десятков виртуальных персонажей (в сценах с большим количеством На’Ви в кадре), то даже сверхмощных компьютеров и огромной памяти стало не хватать, и система начала «зависать». Специалисты по спецэффектам были вынуждены снимать толпу На’Ви «по частям», и потом объединять их в единое целое.
При создании сцены нападения землян на На’Ви система чуть было не зависла насовсем: здесь помимо толпы туземцев были еще и корабли землян, и лошади, и взрывы — при попытке «поймать движение» всего этого одновременно система отказалась работать, сорвав съемочный день. После этого техники очень осторожно работали над подобными эпизодами, стараясь меньше нагружать процессоры, не способные выдержать такой наплыв данных.
«Титаник» от начала до конца был снят менее чем за два года. Спустя полных два года после начала работы над «Аватаром» команда даже еще не начала реальные, не «виртуальные» съемки. Большая часть работы была еще впереди: Кэмерону предстояло снять сцены в реальных декорациях, с реальными актерами. Для этого необходимо было отправиться буквально на край света — в Новую Зеландию.
Такие разные миры
Для работы «на воздухе» съемочной группе «Аватара» нужно было буквально пересечь полмира: все декорации возводились за десять тысяч километров от Лос-Анджелеса, там, где Питер Джексон снимал «Властелина колец».
Кэмерон хотел показать столкновение двух принципиально разных миров — мира примитивных дикарей На’Ви с их слиянием с природой, и мира высокоразвитой цивилизации людей, с их стремлением к технологии и широким использованием электроники и разнообразных механизмов.
Для того, чтобы усилить визуальное различие этих двух миров, Кэмерон привлек к разработке их дизайна две совершенно отдельные команды художников, которые работали абсолютно независимо, ни в чем не пересекаясь.
Творения этих двух творческих коллективов, схлестнувшись друг с другом в схватке на экране, усиливали ощущение конфликта тем, что сильно контрастировали друг с другом.
Примечательно, что режиссер неизменно ставил перед дизайнерами задачу: создавать абсолютно оправданные с технологической точки зрения конструкции. Все механизмы должны были быть функциональны, словно они на самом деле существовали в реальном мире: каждый рычаг должен был приводить что-то в движение, каждая пряжка на ремне должна была застегиваться. Это требование усложняло работу, но в результате зритель мог видеть механизмы, достоверные даже в мелочах. Стремясь к наибольшей реалистичности, художники даже посещали нефтяную платформу Noble Clyde Boudreaux в Мексиканском заливе, и частично скопировали ее механизмы и интерьеры.
Для полного реализма все интерьеры и механизмы дополнительно «старили», чтобы они выглядели не новенькими с иголочки, а несколько износившимися, чтобы создавалось впечатление, что база людей на Пандоре существует уже не первый год.
После того, как колоссальная работа по созданию дизайна картины была позади, можно было приступать к еще более колоссальной работе по воплощению всего этого в жизнь. Количество детализированных эскизов исчислялось тысячами. По этим эскизам новозеландские мастера из компании по изготовлению реквизита «WETA Workshop» начали изготавливать тысячи предметов для фильма: обмундирование и вооружение, миниатюры и интерьеры.
Работа сильно осложнялась тем, что все художники находились в Лос-Анджелесе, а все изготовители реквизита — буквально на другой стороне земного шара. Новозеландские мастера приехали в США, и там самым тщательным образом при помощи миниатюрных макетов проработали вместе с американскими художниками все вопросы, которые касались изготовления декораций для фильма. На это ушло более трех месяцев.
Эта неимоверная удаленность декораций для натурных съемок от Америки потом еще создала немало проблем. Так, Кэмерон предполагал, что в определенный момент прилетит в Новую Зеландию на несколько недель, чтобы проконтролировать изготовление декораций, и внести необходимые коррективы. Но непредвиденные проблемы в Лос-Анджелесе привели к острой нехватке времени — у режиссера было в запасе всего шесть дней, и успеть все он не смог бы при всем желании.
Тогда на помощь пришла виртуальная реальность. При помощи той же самой виртуальной камеры, с которой Кэмерон снимал На’Ви, он отрепетировал в Америке все необходимые сцены с актерами в костюмах для «захвата движения», после чего получившиеся «виртуальные герои» были добавлены в декорации, находившиеся в Новой Зеландии! Это позволило режиссеру провести все необходимые изменения декораций через океан, прямо из Америки. Так что когда Кэмерон прилетел в Новую Зеландию «во плоти», он благополучно успел выполнить все запланированные работы менее чем за неделю, и не выбиться из графика.
Натурные съёмки
24 октября 2007 года начался этап натурных съемок, для которого съемочная группа вылетела в Новую Зеландию, где уже были готовы все декорации. Работа сильно контрастировала со съемками при помощи «виртуальной камеры» в американской студии — на сей раз процесс работы был вполне традиционным. У всех, кто работал над «Аватаром», создалось впечатление, что были сняты два отдельных фильма — тем более, что на натурных съемках работали актеры, которые не были «в виртуальной реальности», то есть, в мире На’Ви.
Съемки велись при помощи самых совершенных на тот момент 3D-камер FCS (Fusion Camera System) от компании Pace/Cameron, в которой Джеймс Кэмерон был совладельцем вместе с кинооператором Винсом Пейсом. Технология развилась из короткометражного 3D фильма Кэмерона «Терминатор 2 3D», снятого в 1996-м. Это было «честное» трехмерное изображение, полученное путем съемки одновременно через два объектива, разнесенных на расстояние человеческих глаз, с регулируемым углом съемки — самая трудоемкая и дорогая, но вместе с тем и самая качественная технология. Примечательно, что Кэмерон еще и намеревался снять фильм на скорости 60 (!) кадров в секунду вместо стандартных 24, но в этом случае бюджет зашкаливал за 300 миллионов, так что студия «20 Век Фокс» решительно воспротивилась. В итоге пионером скоростной съемки стал Питер Джексон, снявший на скорости 48 кадров своего «Хоббита» несколько лет спустя.
Для наибольшей реалистичности посадку вертолета в лесу снимали на открытом воздухе, но на фоне зеленого экрана — кабина и трава под ней, пригибаемая потоком воздуха (от огромных вентиляторов над площадкой), были настоящими, джунгли на заднем плане — нарисованными.
Широкое использование компьютерной графики позволило сэкономить силы декораторов: реальными были только детали окружения, непосредственно контактировавшие с актерами, а все за их пределами добавлено на этапе пост-продакшн (пожалуй, самом трудоемком в истории мирового кино).
Комната с саркофагами для соединения с аватарами была построена только наполовину — вторая половина была добавлена позднее — это было изображение той же половины комнаты, перевернутое зеркально.
Съемки в Новой Зеландии закончились 5 марта 2008 года, спустя почти четыре с половиной месяца.
5 марта состоялось торжественное прощание режиссера с новозеландцами, которые сердечно благодарили его за то, что он дал им возможность участвовать в его проекте. Кэмерон вспоминает об этом моменте, как об одном из самых трогательных в его жизни… Новозеландские каскадеры исполнили в его честь ритуальный танец, означавший: «Двигайся вперед».
Под звуки тамтамов
При создании «Аватара» множество талантливых людей работало на пределе своих возможностей. Особого упоминания заслуживает композитор картины Джеймс Хорнер, старый знакомый Кэмерона: именно он написал блистательные музыкальные темы для «Чужих» и «Титаника» (за музыку к «Титанику» Джеймс получил Оскар, и еще один — за песню Селин Дион). По признанию самого Джеймса, музыка для «Аватара» — самая сложная его работа за всю карьеру.
Чтобы создать музыку для мира, которого не существует, Джеймсу пришлось проявить массу фантазии. Первое, что он сделал — позвал на помощь музыкального этнографа Ванду Бриант, вместе с которой начал собирать огромное количество звуков музыки диких племен. Специально для Хорнера были сделаны разнообразные тамтамы, при помощи которых он создавал композиции из звуков, лучше всего передававших атмосферу Пандоры. При этом композитор изменял все эти звуки при помощи компьютера таким образом, чтобы они звучали необычно, не «по-земному».
Для записи песен туземцев композитор сотрудничал с лингвистом Полом Фроммером, придумавшим язык На’Ви — он написал несколько текстов, которые были спеты профессиональными певцами, а потом тщательно обработаны Хорнером. Этническая музыка плавно переходила в роскошные оркестровые вставки, записанные при помощи большого симфонического оркестра. Результатом напряженного труда стал один из лучших саундтреков, когда-либо созданных для фильма. В 2010 он получил номинацию на Оскар. Кэмерон говорил, что Хорнер «превзошел его ожидания».
Первоначальная дата выхода «Аватара» передвигалась как минимум на год — нечего было и думать выпустить фильм в 2008-м, когда впереди была еще большая часть колоссальной работы над компьютерной графикой. Тем более, что режиссеру еще только предстояло снять фильм, поскольку вся предыдущая работа была не чем иным, как подготовкой к основному процессу. Но теперь у режиссера… вовсе не было актеров! Все сцены с ними уже находились в памяти компьютера, так что Кэмерону оставалось только срежиссировать эпизоды, используя виртуальных персонажей, уже «оживленных» ранее. Оставалось…срежиссировать почти весь фильм!
Одинокий режиссёр
План за планом, эпизод за эпизодом, в пустом ангаре в Лос-Анджелесе, Джеймс Кэмерон снял фильм «Аватар». Гигантский объем проделанной ранее работы находился в его распоряжении в памяти компьютера, и теперь автору фильма нужно было все «отснять» от начала до конца — все движения камеры и монтаж нарисованных сцен, где действовали актеры, движения которых были зафиксированы ранее. На эту работу у Кэмерона ушел ГОД. Приступив к делу весной 2008, он закончил весной 2009.
Итогом стали все сцены с компьютерной анимацией, которые являлись образцом для художников WETA Digital. Примитивные по виду, они, тем не менее, точно отражали то, что режиссер хотел увидеть в итоге. Новозеландским специалистам оставалось лишь точно следовать шаблону. Интересно, что на этом этапе Кэмерон удалил в общей сложности 45 минут из сценария фильма (иначе бы он длился почти четыре часа), перед тем, как отправлять материал в WETA. И даже после того, как графика была полностью закончена, фильм сократили еще на несколько минут (удаленные сцены вошли в трехчасовую режиссерскую версию фильма на Blu-Ray).
Графика на пределе возможностей
Художники WETA, пользуясь всеми данными от команды Кэмерона в Америке, кадр за кадром, под постоянным руководством режиссера, создали ту самую потрясающую картинку высокого разрешения, которая так поразила всех во время просмотра в кинотеатре. В распоряжении новозеландцев был режиссерский «черновой набросок» плюс данные о движениях всех персонажей и их мимике, плюс все материалы дизайнеров, в которых до последнего нюанса разъяснялось, как должен выглядеть каждый из сотен элементов картины.
Объем работы, проделанной художниками WETA, колоссален. «Аватар» является абсолютным мировым рекордсменом по количеству компьютерной графики, причем графики экстра-класса, лучшей в мире на тот момент. Для того, чтобы выполнить работу в срок, привлекли в общей сложности около 900 специалистов — это тоже рекорд.
Объем информации невероятен — студии понадобилось около 1 петабайта дискового пространства (1000 терабайт или миллион гигабайт). Беспрецедентная сложность работы потребовала создания уникального программного обеспечения — например, систему управления облаком данных Gaia компания Microsoft разработала специально для «Аватара». Для рендеринга понадобилась серверная ферма площадью 930 кв.м. с четырьмя тысячами серверов Хьюлетт-Паккард мощностью 35 000 ядер (компоненты этой системы попали в список мощнейших суперкомпьютеров мира). При максимальном разрешении одна минута компьютерной графики фильма занимала более 17 гигабайт.
Даже несмотря на все усилия, компания WETA не сумела уложиться в сроки. Потребовалась помощь другого гиганта компьютерных спецэффектов — компании Джорджа Лукаса «Industrial Light and Magic», нарисовавшей «Звездные войны», а также «Трансформеры» Майкла Бэя, поражающие воображение размахом спецэффектов. Поэтому некоторые эпизоды «Аватара» нарисованы в ILM. Их невозможно отличить от сделанных в WETA.
Для достижения абсолютной точности в передаче мимики персонажей специалисты WETA дополнительно сканировали лица исполнителей главных ролей — были сделаны несколько сотен фотографий высокого разрешения, на которых можно было увидеть мельчайшие нюансы движения мышц лица и век. Использовав эти данные совместно с данными «захвата мимики», полученными ранее, художники сумели создать невероятно детализированные и живые лица На`Ви, у каждого из которых был свой характер, присущий актеру, игравшему его.
Работа над первыми нарисованными эпизодами началась еще в 2007 году, в феврале, когда вовсю шли натурные съемки в Новой Зеландии. Эти эпизоды были закончены только через год. Позднее работа ускорилась в несколько раз, а ближе к концу уже шла авральными темпами. За последний год работы над фильмом у Кэмерона было пять или шесть выходных. К концу 2009 года фильм должен был попасть в кинотеатры.
Финальный рывок
Как это часто бывает, в успехе не было стопроцентной уверенности. Летом 2009 в интернете появились первые двухминутные трейлеры, которые получили неожиданно смешанные отзывы — одни люди были в восторге, другие гневно восклицали — «Что это за смурфики с хвостами?», и предрекали провал. Для разогрева интереса к картине Кэмерон организовал 21 августа «день Аватара» — бесплатный просмотр 15-минутного отрывка из фильма (сцена первого полета Джейка на Банши) в кинотеатрах нескольких стран мира.
Реакция была абсолютно восторженной. Отзывы оказались такими, что весь мир был моментально заинтригован — комментаторы прямо называли «Аватар» «самым потрясающим зрелищем в истории человечества». 3D эффект в сочетании с визуальной составляющей экстра-класса превратился в гремучую смесь: определенно, миллионы людей должны были пойти в кинотеатры хотя бы для того, чтобы выяснить, так ли это хорошо, как об этом говорят в интернете.
Съемки фильма заняли четыре с половиной года, над ним работало около 4000 человек, на его производство и продвижение было потрачено около 460 миллионов долларов. Это делает «Аватар» самым масштабным кинопроектом всех времен.
Премьера в Лондоне, 10 декабря, 2009 год. Реакция неописуемая, фантастическая. Это оказалось неожиданным даже для самых безудержных оптимистов. «Аватар» стал первым в истории фильмом, собравшим больше двух миллиардов, и самым кассовым фильмом в мире (до прихода фильма «Мстители. Финал») — сборы составили $2 млрд 789 млн. На церемонии вручения Оскаров в 2010 году фильм получил девять номинаций на высшую кинонаграду, и вполне закономерно получил Оскара за спецэффекты, самые потрясающие среди всех, что когда-либо видел зритель. Кроме того, Оскар достался оператору фильма Мауро Фиоре, а также команде художников — за лучшее оформление.
Конечно, успех «Титаника» с его одиннадцатью Оскарами повторить не удалось, но все равно «Аватар» навеки вошел в историю мирового кино.
Послесловие
Перед премьерой Кэмерон обмолвился, что если фильм «станет коммерчески успешным», то будут сняты вторая и третья части. Что же, он стал «коммерчески успешным». На данный момент, планируется целых четыре части «Аватара», с примерным бюджетом в 1 миллиард долларов. Съемка второй и третьей частей идут параллельно, с применением новейших технологий (захват движений лица/тела под водой, использование проводной системы расширения камер Sony venice, съёмка в 4K, HDR и HFR для 3D сцен). Также Lightstorm Entertainment (компания Джеймса Кэмерона) тесно сотрудничает с Christie Digital (разработчик DLP и ЖК-проекторов) для создания RGB-лазерной проекционной системы (яркость на уровне 60 тысяч люмен), способной транслировать 3D изображение, для просмотра которого не нужны специальные 3D очки.
Многие наверняка думают, что невозможно повторить успех первой части спустя 11 лет (не говоря уже о том, чтобы её превзойти). Что перфекционизма Кэмерона, нового подводного сюжета и уникальных технологий вкупе с передовой графикой уже не хватит для того, чтобы впечатлить людей так, как это сделал Джеймс с первой частью. Что сейчас рулят «паровозные» комикс-франшизы, а семейные истории про природу и синих человечков уже никому не интересны. Что же, время покажет. Нам остается только ждать. «Аватар 2» должен выйти в прокат 17 декабря 2021-го года.