Стимул к перепросмотру и дань уважения зрителям. Без спойлеров.
«Мистер Робот» закончился идеально под конец десятилетия: из-за чего он не попал ни в топы декады, которые некоторые издания начали подводить с конца ноября, ни в список номинантов на тот же «Золотой глобус» (да, номинировали Малека за лучшую роль, но это было ещё до окончания). Тот самый случай, когда финал поменял всё отношение к сериалу, а медиа поспешили.
А в век интернета сериалу не придётся ждать выхода на носителях как тому же «Бегущему по лезвию», чтобы достичь культового статуса. В год когда, без сомнения, великую «Игру престолов» все забыли после невнятного финала, «Мистер Робот» проделает ровно обратный трюк. Благодаря мощной концовке шоу сильно увеличит аудиторию после завершения и получит всё упущенное почитание уже в следующем десятилетии. И вот почему.
авторский-проект.txt
Сэму Эсмейлу, автору сценария и режиссёру большинства эпизодов, потребовалось пятнадцать лет, чтобы воплотить «Мистера Робота» в жизнь. Сначала он планировал снять полнометражный фильм. А когда сценарий разросся до девяноста страниц, он решил: «Ладно, это будет ТВ-шоу». У автора изначально в голове была чёткая концовка, вся история двигалась к ней, и она ни разу не переписывалась. Эсмейл не планировал «доить» сериал до падения рейтингов, а больший, чем у фильма, хронометраж позволил ввести дополнительные сюжетные линии для большего раскрытия основной мысли.
Так, вспоминая удачные концовки сериалов, приходишь к выводу, что у большинства из них «авторское лицо»: например, «Вавилон 5» — Джон Майкл Стражински, «Клан Сопрано» — Дэвид Чейз, даже «Гравити Фолз» — Алекс Хирш. Их создатели вели историю от начала и до конца и либо знали, когда остановиться (Алекс Хирш), либо могли это сделать громко и в духе проекта (Дэвид Чейз), либо могли при необходимости сделать это дважды (Джон Майкл Стражински).
Если вспомнить ту же «Игру престолов», шоу стало заметно слабеть сюжетом после шестого сезона, когда авторский материал в виде книг Мартина закончился (у «Ведьмака» в этом плане с концовкой всё может выйти гораздо лучше — зависит от жадности Netflix). Когда в производство сериала не слишком навязчиво влезает руководство канала, автору удаётся сохранить первоначальный замысел, если он был, либо закончить проект в соответствии с ним.
катарсис-в-концовке.doc
Разочарование от концовки сериала может затмить все его ранние достижения. «Наследник “Друзей”» не смог переплюнуть вдохновителя: «Как я встретил вашу маму» решил перевернуть в конце всю концепцию шоу. Поклонники были в гневе, но к их счастью авторы сняли альтернативную концовку. Про «слитый» «Остаться в живых» уже многое сказали. А ведь эмоции от финала — главные составляющие послевкусия после окончания проекта.
«Мистер Робот» отлично справился с созданием катарсиса в последнем эпизоде. Помимо, впрочем, как и всегда, блестящей операторской работы, режиссуры и актёрской игры концовка «катает» зрителя по «эмоциональным американским горкам». Как бы странно это не звучало, финал переворачивает всё, что мы знали о сюжете, с ног на голову, но при этом расставляет всё по своим местам. У зрителя захватывает дух, он восхищается, ликует, хватается за голову, его накрывает ностальгия — буря эмоций, и всё за один час.
А ведь мало какой проект захочется пересмотреть после его окончания. С кино гораздо проще — банально меньшая трата времени. Единственный сериал, который я пересмотрел после концовки сразу же ещё полтора раза, — это «Ковбой Бибоп» (на третьем просмотре я остановился на сцене погони Джета за своим прошлым, когда не мог сдержать рыданий на далеко не самом трагичном моменте).
И Сэм Эсмейл, как и Синъитиро Ватанабэ, мастерски управляет чувствами зрителями в конце. Пересмотреть сериал хочется не только из-за того самого сюжетного поворота, но и из-за чувства привязанности к героям и мощного эмоционального «коктейля», который как из ведра обрушивается на сознание зрителей. К тому же мало где ещё к поклонникам относились так благоговейно.
прощай-друг.html
Нечасто зрители в сериале — непосредственные участники действия. Главный герой говорит с нами, делится сокровенным, порой обманывает, но неизменно любит. Самые преданные фанаты разгадывали загадки в различных ARG («игры в реальности») от создателей, в ходе которых они становились членами хакерской группировки «Нахренобщество» из сериала и выполняли задания по борьбе с «корпорацией зла». Они получали секретные сообщения, расшифровывали их, дополняя части друг друга. К тому же Сэм Эсмейл активно следил за реакцией зрителей: иначе как объяснить, что в финальном эпизоде играют те песни, о которых просили поклонники?
Достойно попрощаться со зрителями удалось немногим сериалам. Уолтер Уайт в конце «Во все тяжкие» ностальгически прохаживается по лаборатории, вместе со зрителями вспоминая свой путь. И даже смотрит прямо в камеру, прощаясь. В финале «Мистера Робота» зрителю отвели особую роль. В сцене, явно вдохновленной «Космической одиссеей 2001 года», нас тоже просят уйти, так как, пока мы будем смотреть, шоу не закончится. Эмма Гарлэнд из Vice ещё до выхода финала назвала сериал «определяющим для 2010-х». И её слова стали пророческими: «Мистер Робот» идеально завершает декаду, в которой сериальная индустрия вступила в новый «золотой век», отдавая дань уважения нам, зрителям, без которых он бы не наступил.