Обзор двух фильмов о заточении — "Комната" 2015 года и "Девушка в подвале" 2021 года

Никто не знает точной статистики,сколько на самом деле девочек и мальчиков, девушек и женщин становится жертвами похищения, безвольными тряпками и куклами для битья в руках маньяков — но истории выживших после всего и сумевших освободиться жертв заставляют вставать волосы дыбом и ужаснуться.

Как показывает практика, маньяки ничем не отличаются от обычных людей,ходят на работу и имеют семьи,но все это — лишь ширма для прикрытия их истинного лица…

Наиболее громкой историей из последних стало дело Наташи Кампуш,австрийской девушки,которой удалось в 2006 году сбежать из лап своего похитителя. Из рассказов девушки мир узнал,что она была похищена еще в 1998 году, будучи десятилетней девочкой, простым электриком из ее родного городка Вольфгангом Приклопилем, и содержалась долгие годы в подвале его дома, выполняя функции его рабыни…

Обзор двух фильмов о заточении — "Комната" 2015 года и "Девушка в подвале" 2021 года

Самым шокирующим было пожалуй то,что у девушки было много возможностей сбежать,но ее психика была настолько надломлена,что этого не происходило 8 лет… Правда, потом, Наталье всё же удалось полностью оправиться от произошедшего и стать известной телеведущей. Она ведёт даже свой блог в инстаграме.

По мотивам её истории в 2013 году вышел фильм под названием «3096 дней», а сама одноимённая автобиография была опубликована в 2010 году. Также известно, что в том же, 2013 году, отец Наташи Кампуш — Людвиг Кох опубликовал книгу «Пропала без вести. Поиски Наташи Кампуш её отцом» (нем. Vermisst – Die Suche des Vaters nach Natascha Kampusch) совместно с журналистом Алланом Холлом, написавшим две документальные книги — «Девочка в подвале: История Наташи Кампуш». и «Монстр. Дело Йозефа Фритцля». В ней Кох обвинил дочь во лжи.

Сама же книга Холла Аллана была опубликована в 2006 году. но Кампуш сказала, что «в книге много домыслов, не имеющих под собой никаких реальных оснований». Адвокат Наташи назвал произведение «спекулятивным» и заявил о своём намерении подать в суд на авторов.

Так называемый стокгольмский синдром — частое последствие подобных преступлений,когда жертва смиряется со своим положением, прощает преступника и начинает ему симпатизировать — человеческая психика очень гибка и приспосабливается к жизни в любых условиях…

На тему похищения снято немало фильмов — как художественных произведений, так и основанных на реальных событиях (к примеру, экранизация истории Кливлендских пленниц 2015 года). Но в данной статье я бы хотела затронуть лишь две очень похожие друг на друга картины, тем более, что и созданы они были, взяв за основу один реальный случай, который произошёл также в Австрии, но уже в 2008 году.

Что за случай — думаю, вы сами догадаетесь, иль я упомяну о нем чуть позже. Итак, начнём.

1. «Комната», 2015 год

Режиссер:Ленни Абрахамсон.

В ролях: Бри Ларсон,Джейкоб Трамбле,Шон Бриджес,Джоан Аллен и др.

Рассмотрим сначала сюжет фильма: 17-летняя девушка по имени Джой (также известная как «Ма») была похищена и заточена то ли в сарай, то ли в гараж маньяком, известным не иначе, как Старый Ник. В результате изнасилований у Джой родился ребёнок по имени Джек, которого, как это ни странно, девушка любит всем сердцем. И вот в один день мальчику, который никогда в жизни не видел ничего за пределами их дома, исполняется пять лет….

Все эти годы плена (целых 7 лет) Джой сумела уберечь Джека даже от взгляда отца-насильника, пряча его в шкафу. Их утро, их день, вечер и ночь — это небольшое помещение без окон, но с застекленным люком в потолке.

Обшарпанная, тесная комнатушка, прямо в ней кое-какая сантехника, необходимая мебель, плитка, на нескольких метрах этого жилища умещаются: холодильник, стол, кровать, шкаф, ванная и унитаз.

Мама Джой не впадает в отчаяние — она готовит скромную еду, заставляет мальчика делать упражнения, рассказывает ему сказки и взрослые истории вроде «Графа Монте Кристо», что весьма символично в данном контексте, поет песни.

Мне нравится, что она не сложила руки, а делает все, чтобы ребенок рос максимально приспособленным к жизни, пусть даже такой, ущербной.

Почти каждый день хозяин гаража навещает своих заложников, не слишком балует их, хотя отношения выглядят устоявшимися, безысходно мирными.

Предпринимала ли Джой попытки к бегству, спросите вы? Отвечу, что да, попытки были. Но, 7 лет протекают в комнате довольно размеренно, как бы ужасно это не звучало. Придет ли время, когда Джой решится на очередной побег? Придет.

Для этого юному Джеку придется стать взрослым и не по годам мужественным. А вот удастся ли побег из цепких лапа маньяка, который все эти годы их удерживает за плотной звукоизолированной дверью сарая?

Фильм, как бы не казалось на первый взгляд, не несёт в себе сцен какого бы то ни было насилия или крови. По сути, даже сам маньяк появляется в кадре редко, и его смело можно назвать второстепенным героем.

Стоит заметить, этот фильм разделён на две части. Одна — тусклая, серая, слегка унылая. Показывает монотонные будни заточения несчастной семьи, которой страшнее всего была неопределённость, а именно — очередной визит Старого Ника, который явно не сулит ничего хорошего.

В первой части, с ее ссылками на Манделу на острове Роббен и Графа Монте-Кристо, нам напоминают о человеческой способности справляться с пленом через смесь самодисциплины и творческого освобождения.

Вторая часть фильма более динамичная и уже гораздо ярче, в типичном американском устое и быте. В ней присутствует цивилизация, в ней появляются прочие персонажи — родители Джой, врачи, папарацци.

Именно во второй половине фильма повествование переносится в мир за пределами комнаты и многообразные ужасы, которые ждут Ма и Джека, когда они столкнутся со своим новообретенным освобождением. Персонажам приходится в буквальном смысле пройти семь кругов ада, прежде чем начать вести более-менее нормальную жизнь.

Этот фильм не тяжелый в обычном понимании, но, он заставляет о многом задуматься и далеко не только о правилах поведения с незнакомцами, о маньяках и насильниках — он гораздо более философский, толкает на многие размышления.

Стоит отметить, что актриса Бри Ларсон получила Оскара за главную роль.А для финальной сцены не хватило денег на снег. Он сам пошел, за так.

2. «Девушка в подвале«, 2021 год

Вскоре после выхода на свободу печально известного скопинского маньяка в Америке состоялась премьера нового фильма на тему похищения. Если сюжет «Комнаты» был полностью вымышленный, а про историю её создания я упомяну позже, то триллер режиссёра Элизабет Рем — это целиком и полностью снятая по имевшим место в реальной жизни событиям история.

Разве что имена героев были изменены, а ключевые события — урезаны. Это — далеко не первый случай похищения детей и подростков. К примеру, Майк Девлин мл. похитил 11-летнего парнишку Шона Хорнбека и продержал его в своем жилище 4 года, постоянно подвергая сексуальному насилию; школьный охранник Томас Хоуз похитил и удерживал в своем доме на протяжении и 9 лет Таню Кач, тоже не просто так, в России 17-летнюю Лену Самохину и 14-летнюю Катю Мартынову похитил и удерживал, постоянно насилуя, 53-летний больной на всю голову вышеупомянутый Виктор Мохов, а отчим Лидии Гуардо из Франции так вообще привязывал падчерицу к кровати на чердаке, вводил ей свою сперму и заставлял её рожать детей, воспитанием которых занималась её мачеха Люсьен, названная ласково в её автобиографической книге «Старушкой», и т. д.

И что самое интересное, всех маньяков переплюнули родные папаши извращенцы, которые похищали и насиловали собственных дочерей. К примеру, британец Джон МакМиллан на протяжении 30 лет сексуально эксплуатировал своих дочерей, вследствие чего те родили от него целых девять детей, из которых умерли двое, а потом вообще выкидыш случился. Но этот хоть просто сожительствовал с ними дома, частично запугав бедных девчонок, а частично навешав им лапши на уши.

Но герой нашего фильма пошел на гораздо более «радикальные» меры. Он запер одну из своих дочерей не где-то в башне, а-ля ведьма из сказки про Рапунцель или фанатичный язычник Диоскор из истории про великомученицу Варвару, а в подвале собственного дома, в звуконепроницаемом бункере, о котором никто с момента покупки жилища кроме него и понятия не имел. Вход в убежище был тщательно замаскирован стеллажом с инструментами:

Девушка все время находилась в страхе и так и не выдала жуткую тайну того, что отец однажды, как в песне Rammstein «Tier», овладел ею в порыве страсти. Но в момент ее совершеннолетия, испугавшись, что дочь уйдет из дома и взболтнет о его педофилии на стороне, он запер ее в подвале.

Маньяк-папаша таким образом припрятал «лакомый кусочек» для себя. Ему, видите-ли, невыносима была мысль, что кто-то будет «иметь» его дочу на стороне кроме него. М-да. Каких же моральный уродов и убожеств не порождает Земля наша. Но, к сожалению, что есть – то есть.

В данной экранизации нам показывают вполне самодостаточную семью среднего класса, в которой у отца есть хорошая работа, позволяющая обеспечивать неработающую жену-домохозяйку и двух сестер, одна из которых – младшая Сара, как раз и стала главной героиней истории.

Удивительно, насколько актриса, сыгравшая роль забитой девушки Сары, похожа на Бри Ларсон, которая играла Джой в 2015 году! И так же, как и Джой, Сара занимается воспитанием не одного, а трёх детей, живущих в подвале, читает им сказки, что-то готовит.

Но, в отличие от мальчика Джека, дети Сары имеют полное представление о жизни за пределами подвала и даже в какой-то момент устраивают бунт, чтобы отец разрешил им хоть раз выйти на улицу. Кроме того, Сара, в отличие от Джой, никогда не прячет детей от их и её собственного отца, встреча с которым, как и со Старым Ником, также ничего хорошего им не сулит.

Маньяк же, в отличие от «Комнаты», где он был пару раз упомянут и показан, в данной картине становится чуть ли не центральным персонажем. Это весьма отодвигает нас от истории самой Сары, и нам не до конца становится понятно, какие взаимоотношения были между девушкой и её детьми в отсутствие Дона — такое имя дали отрицательному герою создатели, как пытались выжить.

Мы лишь видим ключевые моменты её заточения — вот она, как наивная дурочка, соглашается что-то отнести с ним в подвал, незадолго до трагедии пробалтывается, что скоро ей исполнится восемнадцать, и уже никто будет не указ.

Куда, мол, захочу, туда и буду ходить. А потом Дон и сам подслушивает разговор Сары с матерью и сестрой о том, что хочет уехать во Флориду и повидать мир. Затем нам демонстрируют кадры беременности девушки и родов, страдания её безутешной матери и, наконец, болезнь старшей дочери, благодаря которой всё и вскрывается.

Только одному отцу Сары, как и его прототипу, было известно, что у одной из стен подвала стеллаж имел свойство отодвигаться, открывая проход в бункер, оборудованный прежними жильцами, видимо, на случай ядерной войны. Не только в картине «Взрыв из прошлого» имелись повернутые на сей пунктик. Холодная война в свое время многих напугала до рытья подвалов.

Дверь была оборудована замком с устройством набора кода. Сара бросилась безуспешно подбирать комбинацию цифр, но после трех неверных попыток ввода вырубился свет, а вместе с ним вырубилась и вентиляция. А через пару дней заявился Дон, дабы прочитать ей лекцию о хороших отцах и неблагодарных дочерях, и в первый раз над ней надругался.

Как и в фильме «Комната», здесь также показаны и яркие, и тусклые кадры. Но они, в отличие от данной экранизации, постоянно чередуются между собой, создают тем самым контраст между жизнью в подвале и тем, что творится на верхних этажах дома.

Есть же конкретные различия между этими двумя картинами по целям и задачам. Так, «Комната» изначально шла как драма, нацеленная на получение кучи «Оскаров». К слову сказать, номинаций было целых четыре, в том числе и на «Лучший фильм».

В фильме же «Девушка в подвале» создатели скорее планировали привлечь внимание общественности, показать какие вопиющие случаи имеют место в нашей жизни и забабахать номер горячей линии и почту в конце фильма для тех, кто одумался или о тех, кто что-то знает или подозревает.

Ведь случаев похищения и удерживания людей против их воли намного больше, чем мы можем подумать. Нам известны лишь те, что по счастливой случайности оказались раскрытыми. Но, к сожалению, не все маньяки такие лохи.

Кто-то будет не очень рад счастливой концовке. Но, смеем заметить, никакая служба реабилитации не захочет рекламировать себя на фоне сбрасывающихся с обрыва «недореабилитированных» пациентов. Но мы же все люди с мозгами и сами понимаем во что станет реабилитация человеку, просидевшему в четырех стенах на протяжении почти что четверть века.

А теперь, полагаю, самое время приступить к истории данных фильмов. Она у них общая, и связана именно с делом инженера-электрика и бизнесмена Йозефа Фритцля из Австрии, который запер восемнадцатилетнюю дочурку Элизабет в подвале многоквартирного дома в Амштеттене, который также сперва планировался как укрытие от ядерного взрыва во времена Холодной Войны, и неоднократно насиловал её.

В результате кровосмесительной связи девушка произвела на свет семерых детей. Хотя, по идее, их могло быть и восемь, но первая беременность закончилась выкидышем, позже один из близнецов скончался от нехватки кислорода и был тайно кремирован в саду.

Из шести выживших трое оставались с матерью, а другую половину из их числа Йозеф забрал к себе и воспитал как подкидышей от матери-кукушки, завербованной в секту — да, так нелестно он позволял себе отзываться о собственной дочери, спустил на неё всех собак — беглянка, наркоманка, алкоголичка и чуть ли не девушка с низкой социальной ответственностью, которая во время заточения умоляла его похитить другую девушку, дабы избавиться от одиночества, на что Йозеф ответил отказом, мол, у меня хватает проблем и с тобой.

Фильм «Комната» 2015 года — это экранизация произведения ирландско-канадской писательницы Эммы Донохью, написанного спустя два года после резонансной трагедии, в 2010 году. История гласит, что как-то раз она ехала по шоссе и думала о шокирующей новости об австрийской сорока двухлетней женщине, освобожденной после того, как она провела почти 24 года в подвале своего отца.

Из всего этого ужаса Эмму поразили… дети Элизабет, которые впервые вошли в большой мир, а именно — история пятилетнего мальчика Феликса с широко раскрытыми от удивления глазами, который вместе со старшим братом Штефаном и сестрой Кёрстин/Кирстен никогда не покидал пределы погреба.

Идея написать «Комнату» пришла мне в голову в 2008 году, когда я ехала на книжное мероприятие и обдумывал новость за несколько дней до этого о пятилетнем мальчике по имени Феликс Фрицль, спасенном из австрийской тюрьмы, где его мать воспитывала его и его братьев и сестер.

К тому времени, когда я припарковалась и схватила салфетку, чтобы нацарапать свои мысли, я знала, что мой роман должен быть с точки зрения ребенка, начнется в его пятый день рождения и будет разделен на две половины побегом, и будет вызван (эхом утробы) Номер Чтобы немного смягчить ужас и отдалить рассказ Джека от рассказа Феликса, я сделал его упитанным единственным ребенком, похитителем-незнакомцем, а не отцом его матери, их домом-запертым сараем с потолочным окном и вентиляцией где-то в США, — призналась писательница .

Книга “в мгновение ока” будет рассказана с точки зрения маленького мальчика; но это будет не рассказ о психопате и жертве или об ужасном сексуальном насилии, а нечто более близкое к научной фантастике или сказке: путешествие из одного мира в другой.”

Результат-Комната изобретательный, напряженный и чрезвычайно умный роман, достаточно мощный и достаточно провокационный, чтобы вызвать ответную реакцию среди критиков, которые обвиняют Донохью в эксплуатировании трагедии Элизабет Фритцль и спекулировании на ней.

Роман открывается в мире — в целом космосе, по сути — в стенах садового сарая 11 на 11 футов, как видно глазами Джека. Сейчас ему пять, он родился через два года после того, как его мать была похищена и заточена насильником-отцом Джека.

Мальчик никогда не выходил за его стены. Как Комната само по себе ничто внутри не несет в себе предмета, определенного или неопределенного—будь то кровать, чаша или ковер,—потому что есть только одно из всего.

(Когда позже Джек узнает, что есть и другие мальчики, которых тоже зовут Джек, он глубоко потрясен своим самоощущением). Также имя маньяка в романе весьма символично: так в английском языке слово Старый Ник является одним из имен самого Дьявола.

Что касается фильма «Девушка в подвале», то сюжет картины всего лишь слегка отличается от истории реальной девушки Элизабет и ее детей, начиная с того, что действие развивается не в Австрии, а в Америке, из семи детей как Йозефа с Розмари, так и с собственной дочерью, оставили пять — четверо детей родилось в подвале, а у Сары была лишь единственная сестра, а не шестеро братьев и сестёр, которые повыскакивали замуж и женились, тем самым избежав гнёта отца-деспота и бросив младшую на произвол судьбы.

Также по фильму Сара помогает отнести ящик с вещами в подвал, а реальная Элизабет относит тяжеленную дверь, да ещё и на ночь глядя. И обе девушки без задней мысли взялись помогать. То, что сейчас случится нечто нехорошее, до них начало доходить, увы, слишком поздно.

Сара родила в подвале четверых детей, а Элизабет- семерых. Однако, похороны новорождённого мальчика были показаны в саду Дона. Также, в отличие от прототипа, девушка из фильма один-единственный раз была вынуждена написать письмо и доставить младенца к матери в качестве подкидыша.

Ну, и в финале, реальная девочка Кёрстин, смертельно бледная, беззубая, попадает в больницу с запущенной формой врождённой эпилепсии, так ещё и ей ставят диагноз — почечная недостаточность. Сам отец не сразу навещает дочь, да ещё и поначалу называет её своей внучкой, которую якобы нашёл без сознания на крыльце собственного дома. В кармане девочки медики находят письмо, которое вызывает подозрение. Вот оно:

«Пожалуйста, пожалуйста, помогите ей. Керстин действительно боится других людей. Она никогда не была в больнице. Керстин, пожалуйста, будь сильной, пока мы снова не увидимся.”

Врачи, встревоженные как запиской, так и состоянием 19-летней девушки (кроме того, что она была серьезно больна, она была невероятно бледна и истощена, у неё были ужасно гнилые зубы), потребовали от Йозефа необходимые документы, медицинскую карту и присутствие матери, к которой было много вопросов.

Лишь под натиском доктора Альберта Рейтера, который к поиску матери подключил местные СМИ и вызвал полицию, Йозеф вывел Элизабет из подвала — такую же бледную, с выцветшими волосами, телесными и душевными ранами, измученную, иссохшую и выглядевшую намного старше своих лет.

Полиция допросила их по отдельности, и ужасная история мигом вскрылась. Как ни странно, Элизабет сама убедила Йозефа отпустить ее в больницу при условии, что она будет придерживаться истории о секте, которую он придумал для нее и удачно скормил окружающим и полицейским в момент пропажи дочери. Он был удивлен тем, как быстро она сказала правду (или “предала его», по словам самого Йозефа).

После их спасения Элизабет и ее шестеро детей были помещены в психиатрическое отделение. “Дети из подвала (Керстин, Стефан и Феликс)” и “Дети из верхнего этажа (Лиза, Моника и Александр)” усилиями лучших специалистов Австрии смогли встретиться, узнать друг друга и смириться со своим положением, вылечиться от гнева и негодования, связанных с данными событиями.

После видеозаписей судебного процесса Элизабет и ее дети получили жилье и государственную стипендию в городе, известном СМИ только как “Деревня Икс”, где им всем дали новые фамилии, которые не разглашаются. И, хоть дети Элизабет и играют в компьютер, в соцсетях им сидеть запрещено, дабы не травмировать себя лишний раз и не разоблачить.

Семью охраняют от посторонних взглядов соседи, телохранители и полицейские, которые патрулируют местность, а в доме развешаны по периметру камеры видеонаблюдения.

В фильме же Дон сразу выводит из подвала обеих дочерей и везет их в больницу. А старшая дочь Мари — так зовут девочку — страдает не почечной недостаточностью и приступами эпилепсии, а астмой. Да и момент разоблачения отца остаётся неясен.

И ещё один момент — в фильме Сара остаётся молодой и привлекательной женщиной, в которую влюблён молодой человек с вечеринки. В реальной же жизни Элизабет Фритцль потеряла возлюбленного Андреаса навсегда, а Йозеф рвал в клочья её трогательные послания к нему.

По неподтверждённой информации после освобождения, когда та стала дряхлой старухой, у неё развились романтические отношения с телохранителем Томасом Вагнером, который стал любящим старшим братом для её детей и заменил им отца в какой-то степени.

Психиатры отмечали, что любовь — самая сильная вещь на свете, и что Элизабет уверенно чувствовала себя с этим человеком, который моложе её самой на двадцать три года.

Впрочем, Эмма Донохью оказалась не единственной, кто затронул или вдохновился делом Фритцля в художественном произведении. Так, в 2012 году была опубликована «Клаустрия» французского писателя Реджиса Гоффри, который переосмыслил трагедию с точки зрения мифа о пещере античного философа Платона.

По стилю произведение скорее напоминало модный ныне фанфикшн (ненавижу это слово!), чем документальную хронику. Имена участников событий, кроме самого Фритцля, были изменены: так, Элизабет стала Анжеликой в данной версии, её сын Феликс — Мартином…

Во Франции данный роман восприняли на «ура», а вот в Амштеттене, в Австрии, книга получила лишь негативные отзывы, так как многие хотят замять это дело и забыть о произошедшем. Но что-то мне подсказывает, такое еще несколько тысячелетий не забудется….

Также есть и другое произведение — «Элизабет» — роман итальянца Паоло Сортино, а в 2019 году я начала писать дарк фэнтези «Пленники отцовского убежища» — историю канемфела (гибрида кошки и собаки) Радианы Уотерс почти полностью повторяет события, связанные с Элизабет Фритцль, но с некоторыми изменениями, но так и не закончила его, и вряд ли когда завершу.

Также в своё время, как я уже говорила, по мотивам этой истории даже ставили пьесы в театрах. Так, в театре Мюнхена в 2014 году была поставлена пьеса «Фаустин и выход» Эльфриды Елинек.

Это — многословная борьба с преступлением австрийца Йозефа Фритцля, который держал свою дочь Елизавету в подвале под своим домом в течение 24 лет и прижил с ней семерых детей.

В то же время это также свободно ассоциированный комментарий к «первобытному кулаку» Гете, сама Елинек нашла для него название «вторичной драмы».Там прослеживались явные параллели между судьбами реальной Элизабет и вымышленной героиней Гретхен.

А ещё раньше, в 2009 году австрийский режиссер Губерт Крамар поставил в венском театре The 3raum-anatomietheater спектакль-комедию под названием «Keller-Soap“ Pension-Fritzl» («подвал-мыло: пенсионер Фритцль»)., в основе которой – подлинная история маньяка-насильника Йозефа Фритцля, четверть века державшего в заключении собственную дочь и прижившего с ней семерых детей.

Разъясняя свою точку зрения, режиссер подчеркивает, что его детище – вовсе не «комедия об инцесте», а сатира на прессу, в которой подробно освещалась эта трагическая и страшная история. Крамар утверждает, что честь создания этого спектакля принадлежит не ему, а мировым СМИ — он лишь переложил сюжет на язык театра.

А как Вы думаете, стоит ли по мотивам таких историй снимать фильмы и писать художественные произведения?!

 

Источник

Читайте также