Как снимали «Бегущего человека»

Как снимали «Бегущего человека»

13 ноября 1987 года на экраны вышел фантастический фильм «Бегущий человек» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Картина не радует адекватным сценарием, набита штампами и запоминается отвратной игрой Железного Арни. И все же фильм имеет свой шарм, отлично передает эпоху 80-х годов и обнажает страхи общества того времени.

У нас же «Бегущий человек» ассоциируется с 90-ми, когда в стране появлялись кабельные каналы и видаки. Этот фильм вместе с другими фантастическими работами Шварценеггера постсоветские дети смотрели с открытыми ртами и восхищением. Сегодня картина отмечает свое 30-летие и когда как не сейчас нужно рассказывать о том, как создавался и снимался этот фильм.

Все началось с книги

В мае 1982 года вышла четвертая книга писателя Ричарда Бахмана, под названием «Бегущий человек». По сюжету в 2025 году тоталитарная власть США затыкает голос нищего народа с помощью бесплатного телевидения и круглосуточных развлекательных программ. Главным из них стало реалити-шоу «Бегущий человек». Попавшие туда не выживали, но каждый час нахождения на проекте приносил участникам деньги, которые доставались их бедным семьям. Не стал исключением и главный герой — безработный Бен Ричардс. Он отправился на шоу, чтобы достать денег на лечение своей умирающей полуторагодовалой дочери.

Книга хорошо продавалась (первый тираж в 40 тысяч экземпляров смели очень быстро), а Голливуд задумался о покупке прав на экранизацию. Первее всех оказались продюсеры Джордж Линдер и Роб Коэн. В 1985 году они купили права, но даже не догадывались, кто на самом деле скрывался за именем автора. В том же году мир узнал, что под псевдонимом Ричард Бахман пишет Король Ужасов Стивен Кинг. Считается, что основную идею романа Кинг позаимствовал в повести фантаста Роберта Шекли «Премия за риск» (1958). Она получила одноименную экранизацию в 1983 году, но фильм прошел незамеченным.

Работа над сценарием и подбор актеров

Линдер и Коэн начали искать сценариста для проекта и по совету своего друга, кинопродюсера Джоэла Сильвера, обратились к Стивену Де Соузе. Он написал сценарий для боевика «Коммандос» и уже после «Бегущего человек» поработал над первыми двумя «Крепкими орешками», «Гудзонским ястребом» (за него получил антипремию «Золотая Малина» за худший сценарий), «Флинстоунами», «Полицейским из Беверли Хиллз 3», «Судьей Дреддом» и другими боевиками.

На роль главного героя Бена Ричардса сначала утвердили Кристофера Рива, звезду 80-х и исполнителя роли Супермена. Его хотели сделать интеллигентным школьным учителем, который оказался в тюрьме как политический преступник, а оттуда попал на смертельное телешоу «Бегущий человек». Кроме него рассматривались кандидатуры Дольфа Лундгрена, Дона Джонсона и даже Патрика Суэйзи. Снимать же картину собирались в канадской провинции Альберта, в городе Эдмонтоне.

Но когда часть сценария под Рива уже написали, продюсеры передумали и взяли в проект молодую кинозвезду Арнольда Шварценеггера. На то время он уже снялся в успешных кассовых фильмах «Терминатор», «Конан-варвар» и «Коммандос». 

Накачанный актер совершенно не подходил под образ книжного Бена Ричардса и не вписывался в первую задумку сценария. Поэтому продюсер Роб Коэн велел переделать концепцию под нового главного героя, а съемки фильма перенесли в Калифорнию.

Герою в исполнении Шварценеггера требовались противники посерьезнее, чем в книге. Поэтому сценарист Стивен Де Соуза добавил в игровое шоу больше жестокости и придумал матерых охотников с дурацкими, но эффектными именами и крутыми костюмами. 

Так в фильме появились китаец-хоккеист Саб-Зиро, американский гладиатор Капитан Свобода, качок-отморозок с бензопилой Пильщик, толстяк, который кидался электричеством и носил гордое имя Динамо, а также негр с огнеметом по прозвищу Огненный шар (в оригинале его имя FireBall, но в первом официальном русском переводе он почему-то стал Шаровой молнией). 

Сценарист также считал, что описанное шоу в книге очень скучное, и добавил эффектных танцовщиц. Создателям настолько понравилась эта идея, что они пригласили поставить танец известного хореографа, актрису и танцовщицу Полу Абдул.

Переделанное реалити-шоу становилось все более безбашенным, а значит похожим на реальность. Поэтому жена Роба Коэна, по совместительству кастинг-директор картины, предложила взять на роль ведущего «Бегущего человека» настоящего телеведущего американского шоу «Семейная вражда» Ричарда Доусона. По слухам, он идеально подходил на роль бесчувственного садиста, который легко отправит человека на смерть ради высоких рейтингов программы.

Слухи подтвердились: Доусон грубил актерам и съемочной группе, постоянно вносил правки в сценарий, невпопад импровизировал и наотрез отказался показывать страх перед героем Арнольда Шварценеггера.

Тем не менее он отлично вписался в роль, поэтому продюсеры часто закрывали глаза на многие выходки актера. Они даже перематывали отснятые сцены Доусона и Шварценеггера задом наперед и монтировали их в таком виде. Этим они добивались выражения страха на лице ведущего во время финальной сцены, когда Ричардс садит Киллиана в скоростные сани, которые чуть позже въезжают в рекламный щит и взрываются.

За эту роль Ричард Доусон получил премию «Сатурн» (лучшая мужская роль второго плана). В тот год он обошел Роберта Де Ниро («Сердце Ангела»), Билла Пэкстона («Почти стемнело») и Роберта Энглунда («Кошмар на улице Вязов 3: Воины сновидений»)

Изменили создатели фильма и время действия, а также историю главного героя, его профессию и наличие родственников. Теперь, события фильма происходили в 2017 году. Персонаж Арнольда Шварценеггера работал полицейским, не имел ни жены, ни ребенка, у него был только брат. Правительство подставило Бена Ричардса: на одном из заданий он отказался стрелять из вертолета по безоружной толпе — власти сделали из него кровожадного преступника и упрятали в тюрьму. Через полтора года Бен и другие заключенные устроили побег, но героя арестовали и отправили на шоу «Бегущий человек».

Поиск режиссера

Намучались продюсеры и с выбором режиссера — до утверждения Пола Майкла Глейзера проект сменил четырех кандидатов. Сначала фильм должен был снимать Джордж Косматос («Рэмбо: Первая кровь 2», «Кобра»), но он задумал слишком дорогое и мрачное воплощение киноленты, поэтому его уволили практически сразу же. Схожая ситуация получилась с Карлом Шенкелем и британцем Фердинандом Фэйрфаксом. Последний хотел перенести место действия фильма в торговый центр и скрасить сценарий английским юмором в стиле труппы «Монти Пайтон». Утвержденный после них Эндрю Дэвис даже начал съемки, но продержался всего неделю. За это время он успел отстать от графика на четыре дня и превысить бюджет на восемь миллионов долларов.

Роб Коэн начал срочно искать замену Дэвису. На выручку пришел близкий друг создателей, режиссер и сценарист Майкл Манн. Он посоветовал обратиться к постановщику нескольких эпизодов сериала «Полиция Майами» и «Старски и Хатч» Полу Майклу Глейзеру. У него не было опыта работы в большом кино, но зато как и многие режиссеры на телевидении, Глейзер быстро вникал в суть проекта, снимал в кратчайшие сроки и не превышал бюджета. 

А чтобы хоть как-то вернуть часть увеличенных расходов, продюсеры заручились поддержкой и деньгами компании Adidas, чей логотип красовался на правой руке и ноге участников реалити-шоу. Из-за раздутого бюджета создателям пришлось отказаться от съемки рекламы большинства других кровавых реалити-шоу. Ее должны были вставлять по всему фильму, в перерывах между основными событиями. Но они все же сняли анонс телешоу Climbing For Dollars (примерный перевод — «Карабкайся за баблом»). Участники программы лезли по канатам и собирали подвешенные на нем пачки долларов. А когда они уставали и срывались вниз, там их поджидали злобные доберманы, которые рвали их на куски.

Зато в картину добавили выступление оперного певца Эрланда ван Лидта. Он играл охотника Динамо. Во время своего представления он пускал электрические разряды и пел. Актер умер от сердечного приступа в возрасте 34 лет. Это случилось 23 сентября 1987 года, когда до премьеры «Бегущего человека» оставалось всего полтора месяца. Говорят, что создатели выдали родственникам копию фильма, и они посмотрели ее во время похоронной службы.

Провал или успех

Снимали «Бегущего человека» быстро. Полу Майклу Глейзеру потребовалось чуть больше двух месяцев, чтобы отснять все сцены, и, конечно, продюсеры остались довольны. Но после выхода фильма в США картина провалилась в прокате: при бюджете в 27 миллионов долларов кассовые сборы составили чуть более 38 миллионов. Арнольд Шварценеггер в одном из интервью заявил, что отчасти это вина неопытного телевизионного режиссера Глейзера. Якобы он снимал быстро и не особо вдавался в глубокий сценарий, полный отсылок, сарказма и социального юмора. В то же время актер понимал, что режиссера наняли в последний момент, и продюсерам нужно было соответствовать графику. Глейзер работал как на телевидении — снимал быстро и четко, но не смог наделить ленту чем-то большим.

С этого проблемы фильма и его продюсеров только начались. Писатель Роберт Шекли подал на создателей «Бегущего человека» в суд и обвинил их в плагиате его повести и снятого по ней фильма «Премия за риск».

Масла в огонь подлил и Стивен Кинг. Ему так не понравился фильм, что он категорически запретил указывать свое имя в титрах. Так «Бегущий человек» стал единственной картиной, в титрах которой указано имя Ричарда Бахмана.

И все же «Бегущий человек» обрел известность благодаря видеокассетам и за короткий срок стал культовым. Это привело к тому, что в 1989 году, на одном из кабельных каналов в США запустили спортивное шоу «Американские гладиаторы», которое шло вплоть до 1997 года.

Отсылки и глубина сценария

Если разобраться, то даже поверхностная работа режиссера не убила все отсылки к другим фильмам. До некоторых Пол Майкл Глейзер додумался сам. Так, сцену с кадрами вертолетной атаки в начале картины подглядели у «Кинг-Конга» Джона Гиллермина. А момент, когда Бен Ричардс душит охотника Заб-Зиро колючей проволокой, отсылает к схожим событиям в хорроре Стива Майнера «Пятница, 13-е, часть 2» 1981 года. В репликах героев можно услышать отсылки к «Сиянию» Стенли Кубрика. Ну, и куда же без фирменной фразы I’ll be back!, которую Шварценеггер произнес и в «Бегущем человеке», и в «Терминаторе», и много где еще.

Будущее в фильме VS реальность

Начнем с положительного — с электронных гаджетов и современных технологий. В фильме показали систему «умного дома», когда героиня Марии Кончиты Алонсо (Эмбер Мендес) заходит в квартиру и голосом включает свет, кофеварку и телевизор. Все это очень напоминает современные голосовые помощники от Amazon, Google и Apple. А когда герой Шварценеггера пытается уехать из страны, то пользуется телевизором со встроенным компьютером и заказывает через него билеты на самолет. Чем вам не технология Smart TV? Еще в «Бегущем человеке» постоянно мелькают плоские и широкие телевизоры с тонкими металлическими рамками.

Теперь о грустном. Давайте еще раз вспомним мировую обстановку в начале фильма. К 2017 году экономика рухнула, а масло в огонь добавило разрушительное землетрясение. Натуральных продуктов мало, жители питаются синтетической едой, природные ресурсы на исходе. Полицейское государство США, разделенное на военные зоны, управляется железной рукой правительства. Телевидение и СМИ тоже контролируются властями, а мозги граждан промываются с помощью жестоких реалити-шоу. Не так уж и далеко от реального положения вещей, верно? Особенно это касается всяческих шоу на ТВ и фейковых новостей, в которые легко поверить.

Но больше всего поражают сами зрители, показанные в фильме. Они жаждут насилия, упиваются им и воют от умиления. Толпа цинична, у нее нет своего мнения, она зависит от навязанных вкусов, быстро меняет предпочтения и легко поддается манипуляциям. В начале фильма, когда правительство выставило Бена Ричардса опасным преступников, зрители возненавидели героя. Когда герой Шварценеггера убивает охотников, любимых публикой, толпа звереет, но не из жалости к погибшим, а от того, что Ричардс испортил им кайф.

Интересно, что охотника Динамо Ричардс жалеет, и толпа тут же влюбляется в героя и даже ставит на него. Потом выясняется, что персонажа Шварценеггера подставили, и мнение зрителей резко меняется — они уже хотят смерти ведущего Киллиана. Выходит, что толпе все равно кого убивать, им просто нужна очередная жертва.

Главный посыл «Бегущего человека» заключается не в идеях о тоталитарном обществе, политическом кризисе или фейковых новостях. Фильм намекает, что во всех бедах, войнах и упадке культуры виноваты люди — именно они все больше жаждут насилия, крови и чужого мнения. Зло в «Бегущем человеке» — не власть, охотники или ведущий шоу. Зло — сами зрители.

Интересные факты о «Бегущем человеке»:

    Всего в фильме гибнет 41 персонаж; В «Бегущем человеке» снялись четыре актера, появившиеся в фильмах о Хищнике. Арнольд Шварценеггер (Бен Ричардс), Джесси Вентура (Капитан Свобода) и Свен Торсен (Свен) снимались в «Хищнике» 1987 года, а Маpия Кончита Алонсо (Эмбер Мендес) снялась во второй части «Хищника» 1990 года; Два актера из «Бегущего человека» стали губернаторами американских штатов: в ноябре 1999 года Джесси Вентуру (Капитан Свобода) избрали губернатором Миннесоты, а в октябре 2003 года Арнольд Шварценеггер стал губернатором Калифорнии; В 2014 году Арнольд Шварценеггер заговорил о съемках продолжения, но дальше этого пока дело не зашло; В ходе рекламной кампании на выборах губернатора Калифорнии Шварценеггер ездил на автобусе с надписью «Бегущий человек».
 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также