Долгожданный (мною) огромный лонг про мангу, комиксы, ранобэ, бисэйненов, сексуализированных женщин и прочее непотребство.
Есть у меня, так сказать, «гилти плеже» – книги про вампиров. И отдельно среди них ранобэ Хидеюки Кикути «Охотник на вампиров Ди».
С точки зрения японских ранобэ – уважаемая классика, породившая два прекрасных полнометражных аниме и вдохновившая создателей серии игр Castlevania. Отчасти благодаря Кикути на свет появился Алукард – как его сюжетная суть, так и внешность.
С точки зрения литературы – довольно посредственная серия с героем-Сьюхой, от которого текут даже скуфы, проваленной логикой, штампованными тянками на заднем плане и отвратительным переводом (за исключением первых нескольких книг, официально изданных в России).
Но я её нежно люблю, уже несколько лет слежу за обновлениями и жду, когда умельцы с Кикстартера доделают свой комикс, а японцы – новое аниме. Но обо всём по порядку.
История «Охотника на вампиров Ди» началась в 80-х годах, когда меня ещё не было, а в Японии во всю развивался новый по тем временам тип литературы – ранобэ. Многие начавшиеся в те годы серии стали классикой в полном смысле этого слова, прославили своих творцов и повлияли на развитие японской культуры и искусства.
Большинство авторов ранобэ вдохновлялись западными книгами и фильмами. Хидеюки Кикути не стал исключением. В его самой популярной серии «Охотник на вампиров Ди» влияние Японии можно разглядеть разве что в иероглифах, которыми написан текст – она вся составлена из элементов западных жанров и произведений.
Однако намешаны они в таких диких сочетаниях, что это ранобэ сложно отнести к какому-то одному жанру. «Дракула» Стокера, ужасы Лавкрафта, готические вампирские замки, салуны с буйными ковбоями, космические корабли и генетические эксперименты, колонизация других планет и магия, роболошади и феи…
Сюжет происходит в далёком будущем, спустя тысячи лет после нашего времени. По лору этого мира в 1999 году (недалёком будущем на момент написания первой книги) от векового сна пробудились вампиры и поработили человечество. Они были намного умнее людей и продвинули науку так далеко, что она стала неотличима от магии. Они фанатели по средневековью, поэтому построили себе готические замки и населили свои сады персонажами древних сказок. Они терраформировали Землю и колонизировали соседние планеты. Даже успели повоевать с инопланетянами и победить.
Но все империи ждёт крах.
К началу первой книги правление вампиров осталось далеко в прошлом. Кровососы постепенно вымирают, их замки рушатся, парки превратились в леса, феи и гоблины одичали. А человечество худо-бедно восстанавливается, унаследовав от увядающих господ достижения науки и техники.
Впрочем, увядание ничуть не мешает местным графьям как в старь воровать селянок и оставлять на их белых шейках кровавые засосы. Поэтому профессия охотника на вампиров всё ещё востребована.
Не очень уместно сравнивать Ди с ведьмаком, потому что Геральт из Ривии появился уже после начала серии Кикути, однако именно этим главный герой ранобэ и занимается – странствует по глуши и за разумную плату избавляет людей от монстров. Таких наёмников в мире много, но главный герой особенный.
Он Марти Сью. Прекрасен как Аполлон, настолько, что желанием к нему пылают даже мужчины. Не говоря уже о женщинах – почти в каждом томе найдётся влюблённая в него дева в беде, которую ему надлежит спасти. Силён как я не знаю кто – нет врага, который бы мог его победить. Ведь он потомок сильнейшего из вампиров – Дракулы. Того самого. Имя его – сокращение от имени предка, а цель путешествия – найти и покарать батю за всё плохое, что натворил он и его вампирский род.
За 55 томов герой так его и не нашёл.
Автор не очень умеет сочинять сюжеты – постоянно скатывается в натужный пафос, частенько забивает на логику, совершенно не заботится о гармоничном сочетании своих придумок. Однако есть кое-что, что спасает всю серию – буйная фантазия.
У Кикути получилось создать настолько яркий интересный мир, что сюжет отходит на второй план – главное, чтобы он не мешал автору раскрыть очередную безумную задумку. Классическая история про графа-вампира, стимпанк про летающую крепость, фэнтези про деревню снов, роуд-муви про ковбойскую погоню, космическая фантастика про колонию на Марсе, ужастик про остров призраков – каждый том подкидывает новый сеттинг.
Ранобэ выходило с иллюстрациями от именитого художника Ёситаки Амано, который отметился во множестве известных и классических ныне серий ранобэ или игр. Он создавал дизайны для Final Fantasy, делал иллюстрации для книг – от ранобэ до древней классики, участвовал в коллаборациях с западными комиксистами, да и в целом человек, достойный отдельной статьи.
Именно он создал облик персонажей «Охотника на вампиров Ди», который потом переместился в аниме и видеоигру.
Глядя на его картинки, я порой задаюсь вопросом, а читал ли он то, что иллюстрирует? Подозрительно часто он делает главного героя почти блондином, хотя у него должны быть чёрные волосы, или томбоя превращает в утончённую тян.
Впрочем, он и деревенских гопников порой превращает в утончённых тян. Таков путь.
«Охотник на вампиров Ди» пошёл по пути всех более-менее известных ранобэ – получил адаптации в виде манги, аниме, видеоигры, нескольких театральных представлений, радиопостановки…
Аниме я отложу в сторону и не буду его пока трогать – это тема для отдельной огромной статьи. Так же как и видеоигру – может как-нибудь потом. А вот про мангу и комиксы мы тут поговорим.
Хидеюки Кикути тесно общается с собственными фанатами, и когда издательства намекнули ему, что неплохо было бы выпустить мангу, автор сам выбрал для неё художницу – Сайко Такаки, которая до этого занималась только любительскими додзинси.
Манга начала выходить в 2007-м году. Изначально планировалось, что она адаптирует все имеющиеся на тот момент тома ранобэ, однако после отличного старта серия стала заметно проседать.
Сайко Такаки была отличным художником. Её стиль напоминал оригинальные рисунки Ёситаки Амано, но в то же время отличался самобытностью. Задники не просто присутствовали, но и были неплохо проработаны. Ди канонично красив, женщины канонично сексуализированны. Композиция страниц разнообразна, а динамические сцены детальны – всё, за что можно похвалить художника, в манге сделано хорошо.
Однако издательство хотело, чтобы один том манги сюжетно равнялся одному тому ранобэ, и довольно быстро выяснилось, что Сайко Такаки не умеет сокращать.
Кикути не льёт воду впустую – каждая его книга наполнена событиями и динамикой. Пытаясь сделать сюжет короче, Такаки просто выкидывала из него некоторые сцены, минимально изменяя оставшиеся. Это привело к тому, что логика историй начала хромать, мотивация персонажей потерялась, а сюжет становился хаотичным.
Манга не смогла привлечь к франшизе новых читателей, из-за того, что незнакомым с Ди людям, было сложно разобраться, что же происходит в сюжете. Хотя я и посвятила выше целый абзац восхвалениям художницы, многим японским фанатам не понравилось то, как она изображает персонажей. Некоторые были недовольны скомканным повествованием или тем, что Такаки слишком полагается на диалог, игнорируя визуальные способы передачи информации.
Так или иначе, манга не оправдала ожидания ни фанатов, ни издательства, и после 8-го тома была закрыта.
Когда на востоке закончился один комикс по «Охотнику на вампиров Ди», на западе начался другой.
Несколько энтузиастов-художников решили собрать деньги на Кикстартере на выпуск адаптации рассказа Кикути «Послание Сесиль». По его сюжету Ди отправляется в колонию на Марсе, где занимается тем же, чем и в большинстве других произведений – стукает вампиров и монстров, побеждает всех плохих… Все хорошие умирают тоже — всё-таки это тёмное фэнтези. Редкий персонаж Кикути доживает до финала.
Простая история без неожиданных поворотов, но многого от неё никто и не ждал.
Энтузиасты, взявшиеся за него, были не обычными любителями, а профессионалами в своём деле.
Сценарист Брэндон Истон до этого занимался выпуском комиксов по «Звёздному пути» и писал сюжеты для супергеройских мультсериалов, художник Майкл Бруссард рисовал несколько выпусков «Халка», дизайнер визуала Кристофер Шай участвовал в создании комиксов по играм Call of Duty и God of War… Не новички в своих профессиях обещали сделать продолжение культового аниме 80-х – неудивительно, что их топик собрал денег почти в 10 раз больше, чем они просили. Даже целое издательство внесло свою лепту и было готово опубликовать их творение.
В 2016-м году вышел первый выпуск из 5 запланированных – Истон не собирался повторять ошибки японки Такаки, и историю планировал рассказать подробно.
Первый выпуск был великолепен. Сочные цветные кадры с детальной проработкой, сочные битвы с красочными визуальными эффектами… Сюжет дурацкий, но кому он нафиг нужен, фанаты Ди любят его не за это.
Однако после первой части производство комикса заглохло. Сначала создатели ссылались на проблемы со здоровьем художника. Потом уверяли, что всё готово, надо просто немного подождать. Потом пошёл слух, что Истон уже занят другим проектом. Потом они сменили художника. Потом начался ковид, и авторы комикса начали ссылаться на него…
В 2023-м году комикс наконец был закончен. Однако создатели выпустили готовый продукт максимально тихо. Будто бы они вовсе не гордятся своим творением. Не было никаких объявлений на фанатских площадках, и большинство поклонников ранобэ или аниме даже не знали, что он наконец закончен.
Все пять серий могли получить только те, кто донатил на Кикстартере ещё во время сбора денег – его не выпустили в свободную продажу (по крайней мере пока), да и официальные издательства, похоже, не проявили к нему интереса. Впрочем, фанаты Ди, получившие экземпляр комикса, тут же сделали доброе дело и слили сканы в интернет. Причина молчания комиксистов сразу стала ясна –
Всё очень плохо.
Новый художник не просто отличается от прежнего – он заметно хуже. Будто рисовал не в эру Фотошопа и нейросетей, а годах в 80-х.
Первый выпуск тоже был перерисован, чтобы сохранить весь комикс в одном стиле, и благодаря этому можно наглядно сравнить старую и новую рисовку.
На предметах множество ненужных теней, из-за которых они выглядят грязными и неряшливыми. Задники стали плоскими. Визуальные эффекты будто взяты из бесплатных стоковых библиотек. Деталей в каждом кадре меньше и проработаны они хуже.
Лица персонажей стали удивительно некрасивы. Опять же на лицах лишние тени и линии, искажающие форму и анатомию, световые пятна не всегда совпадают с источником света или световыми пятнами на одежде…
Поначалу мне даже показалось, что в этом есть некий СЖВ подтекст – сейчас на слуху случаи, когда красивых девушек в играх и фильмах заменяют на … не очень красивых, во славу избавления от объективизации и сексуализации.
Вот и новые художники заменили красивых девушек на уродин, одели раздетых, заменили обнажёнку в постельной сцене на неясные силуэты. Даже Ди, который должен быть самым красивым мужчиной на Марсе, в новой версии выглядит блёкло и уныло.
Но потом я решила не искать демонов там, где их скорее всего нет – это просто плохая дешёвая рисовка. Печально, что комикс, начавшийся так хорошо, спустя много лет ожидания превратился в это.
Впрочем, западные фанаты (не уверена, что комикс дошёл до Японии) остались довольны — те немногочисленные, которые дождались своего экземпляра. И я могу их понять.
Комиксы с дешёвой рисовкой — не редкость для США, где в таком стиле рисуют едва ли не большую часть адаптаций книг или игр. А любители «Охотника на вампиров» не избалованы контентом — новое аниме отменили из-за ковида, слухи о готовящейся игре оказались просто слухами… Неудивительно, что они рады выходу хоть какого-то нового произведения.