"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Роман Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" знаком кому-то со школьной скамьи, а кому-то, как и мне - со студенческих лет. Это - одно из самых сложных для восприятия произведений русской литературы, которое позиционируется как социально - психологический и философский роман. По его сюжету молодой студент - типичный мизантроп - по имени Родион Раскольников живёт в Петербурге в крошечной каморке, с которой его пытаются выгнать из-за отсутствия гроша в кармане. В те годы XIX века ростовщичество являлось вполне обыденным явлением, и поэтому Раскольников тоже решил попытать счастья, направляясь к процентщице Алёне Ивановне. Но, узнав много нелестных вещей о ней, Родион сходит с ума и в итоге решает ее укокошить. Но только ли об этом повествует роман Достоевского? Давайте разбираться!

На самом деле, одной линией убийства старухи-процентщицы роман "Преступление и наказание" далеко не ограничивается. Помимо судебных разбирательств, в книге присутствуют и другие важные персонажи истории, судьба которых сводит с Родионом Раскольниковым. С первых же страниц упоминаются и Настасья, кухарка дома, в каморке которого этажом выше поселился Раскольников, и Прасковья Павловна, хозяйка дома, приютившая Родиона за определённую плату у себя, и семья Раскольникова, состоящая из матери - Пульхерии Александровны - и сестры Авдотьи (Дунечки). По отчеству Авдотьи читатель узнаёт имя и биологического отца главного героя - Роман - но о нём ничего не известно.

Авдотья (Дуня) Раскольникова, сестра Родиона
Авдотья (Дуня) Раскольникова, сестра Родиона

Настасья исполняет обязанности кухарки и даже личной "няньки" Родиона Раскольникова - когда тот явно страдал глубокой депрессией и доходил до беспамятства, бледнел - она беспокоилась о нём и приносила юноше еду и убиралась в его каморке. Также именно Настасья передала Раскольникову от почтальона письмо его матери, в котором упоминался пятый действующий персонаж романа - помещик Свидригайлов. Далее роман знакомит нас с семьёй и титулярного советника XIX века - Семёна Захаровича Мармеладова, его супругой Катериной Ивановной, тремя детьми - Полиной, Колей и Лидочкой - Лёней и их сводной сестрой Соней, вынужденной зарабатывать на жизнь самым омерзительным способом, выступая в роли «жрицы любви».

На самом деле, роман Фёдора Михайловича Достоевского сложен и многослоен. Почему так получилось? Давайте обратимся к истокам замысла "Преступления и наказания". Итак, на дворе был 1865 год XIX века - то самое время, когда русское общество претерпевало значительные социальные изменения: четырьмя годами ранее упразднили, наконец, крепостное право, помещики разорились, появилось много свободной рабочей силы, нужно было как-то выживать в сложившихся суровых условиях, двигать прогресс науки и техники, развивать экономику, транспорт, медицину и иные жизненно важные сферы общества.

Понятие "знать" как происхождение сословия было заменено другим высоким статусом - у кого денег больше, тот и живёт лучше. И неважно, каким способом человеку досталось его богатство. Так что, заключения браков корыстных целей ради или воровство были в те времена обыденным явлением. Также стоит обратить внимание и на то, что лето 1865 года, когда Достоевский начал писать свой роман, выдалось аномально жарким - по данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию), и дождя не было в Петербурге уже целую неделю. Именно с указания необычайно жаркой погоды 1865 года и начинается роман "Преступление и наказание": «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…».

Родион Раскольников
Родион Раскольников

Фёдор Михайлович Достоевский вместе с декабристами был сослан на каторгу и освободился лишь в конце 1850-х годов. Поэтому произведение "Преступление и наказание" изначально задумывалось как роман-исповедь о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда. Осенью 1859 года Фёдор Михайлович сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Также писатель всецело интересуется историей личности Наполеона Бонапарта и его войн, которая в те годы была особенно популярна, изучает хронику уголовных дел Петербурга.

Но вот реализация романа растянулась на долгие два года. Писателю пришла идея социального романа о вреде алкоголя и он придумал не броское и ироничное название - "Пьяненькие". Даже из-за возникших финансовых проблем обратился к двум издательствам с просьбой выдать ему авансом 3000 рублей. Но судьба распорядилась иначе - Фёдор Михайлович Достоевский получил отказ, роман так и не был написан, зато зарисовки быта четы Мармеладовых, да и сами персонажи вошли в сюжет и состав других второстепенных героев "Преступления и наказания". При этом криминальная история Родиона Раскольникова стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени второй половины XIX века, воспроизведена петербургская топография.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Как и Чарльз Диккенс в "Рождественской песне", Фёдор Михайлович Достоевский осуждает тот образ жизни, который вел рабочий класс викторианской Англии и России в XIX веке, а именно - сложившуюся в обществе нищету, которая вынудила большинство людей той эпохи оказаться «на дне», выживать в жутких условиях и искать альтернативу. Титулярный советник - это высший дворянский чин, учреждённый ещё 24 января 1722 года императором Петром I. Пусть человек такого звания и рассматривался как кандидат в советники, но он не был лишён и определённых полномочий, например, права на потомственное дворянство, и то добиться такой роскоши удавалось далеко не каждому.

В самом начале "Преступления и наказания" титулярный советник Мармеладов оказался на самой низшей ступени в иерархии сословия тех лет. Он женился на Катерине Ивановне только ради того, чтобы повысить свой социальный статус, ведь 30-летняя женщина слыла «образованной особой и урождённой штабс-капитанской дочерью». У Катерины был муж, передовой офицер, но он оказался бесшабашным, хвастался своим происхождением и совершенно не умел тратить деньги. Пристрастился к азартным играм, проиграл всё состояние, оказался за решёткой и потом скончался, оставив Катерину Ивановну вдовой с тремя малолетними детьми на руках. И тут Катерина встретила Семёна Захаровича, но и с ним ничего не поменялось в финансовом плане. Денег в семье не было, кормить детей нечем, сам Мармеладов ошивался в трактире, и эта крайняя нужда вынудила его дочурку - падчерицу Катерины Ивановны - пойти на панель и получить "жёлтый билет".

Сонечка Мармеладова
Сонечка Мармеладова

Другими персонажами, оказавшимися "на дне", являются и родные Родиона Раскольникова. В своём письме сыну "Роде" Пульхерия Александровна пишет, что ее двадцатилетняя дочь Авдотья (Дунечка) работала гувернанткой в доме Свидригайловых, и хозяин поместья, воспылав к девушке страстью, сделал ей «явное и гнусное предложение, обещая разные награды». Есть предположения, что Свидригайлов сексуально домогался бедной Дуни. Получив отказ, он с позором выгнал Авдотью из дома, и несчастная девушка вернулась в Петербург в крестьянской телеге, наполненной спешно брошенными вещами. Этот эпизод также был зарисовкой, но не романа, а заметки, опубликованной Достоевским в журнале «Время» (1861, № 3). Там речь шла про неназванную гувернантку, которой домогался барин и выбросил ее одежду на улицу.

Но и в Петербурге Авдотье не повезло - к ней сватался Петр Петрович Лужин, надворный советник, персонаж тщеславный, скупой и самовлюблённый «до кокетства». Ему нужна была девушка из бедной семьи исключительно для того, чтобы "привязать" её к себе, и чтоб та считала его своим благодетелем и являлась чуть ли не служанкой. Да и со стороны Дуни никакой любви к Лужину не было, чисто чувство долга, к тому же Пётр Петрович поставил девушке ультиматум - или он остаётся с ней, или её брат Родион. Но проницательный Родион Раскольников раскусил план Петра Петровича, с первых же страниц воспылал к нему лютой ненавистью и решился на отчаянный шаг - сперва убил старуху-процентщицу, дабы не допустить пустого самопожертвования своей сестры Дуни, а затем после семейного обеда выставил ушлого чиновника за порог.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Уязвлённый Лужин после жестоко отомстил Раскольникову - устроил провокацию с обвинением в воровстве Сони Мармеладовой. Кстати, в связи с отставкой характеристика этого персонажа дополняется и уточняется:

«Главное дело было в том, что он, до самой последней минуты, никак не ожидал подобной развязки. Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюблённостию. Пётр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Напоминая теперь с горечью Дуне о том, что он решился взять ее, несмотря на худую о ней молву, Пётр Петрович говорил вполне искренно и даже чувствовал глубокое негодование против такой “черной неблагодарности”.

А между тем, сватаясь тогда за Дуню, он совершено уже был убеждён в нелепости всех этих сплетен, опровергнутых всенародно самой Марфой Петровной и давно уже оставленных всем городишком, горячо оправдывавшим Дуню. Да он и сам не отрёкся бы теперь от того, что всё это уже знал и тогда. И тем не менее он всё-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом. Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг. Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошёл с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. <…> Дуня же была ему просто необходима; отказаться от неё для него было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал".

После того, как Лужин был изгнан из дома Раскольниковых с позором, Родион Раскольников покинул своих родных навсегда, сказав им: "Я хотел сказать... идя сюда... я хотел сказать вам, маменька... и тебе, Дуня, что нам лучше бы на некоторое время разойтись. Я себя нехорошо чувствую, я не спокоен... я после приду, сам приду, когда... можно будет. Я вас помню и люблю... Оставьте меня! Оставьте меня одного! Я так решил, еще прежде... Я это наверно решил... Что бы со мною ни было, погибну я или нет, я хочу быть один. Забудьте меня совсем... Это лучше... Не справляйтесь обо мне. Когда надо, я сам приду или... вас позову. Может быть, всё воскреснет!.. А теперь, когда любите меня, откажитесь... Иначе, я вас возненавижу, я чувствую... Прощайте!".

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

И заботу о своей сестре Дуне и его матери поручил своему другу из петербургского университета, Дмитрию Прокофьичу Разумихину, ещё одному второстепенному персонажу романа, единственному, кого Родион близко подпустил к себе. Разумихин введен в роман как антипод Раскольникова. Характеры героев противопоставлены. Например, Раскольников необщителен и высокомерен, избегает общества. Разумихин общителен, прост нравом и деятелен, не склонен сгибаться под ударами судьбы, так что героя никак нельзя назвать «маленьким человеком».

На прощание Раскольников грубо и отрывисто сообщает Разумихину: "Раз навсегда: никогда ни о чем меня не спрашивай. Нечего мне тебе отвечать... Не приходи ко мне. Может, я и приду сюда... Оставь меня, а их... не оставь. Понимаешь меня?" и долго смотрел на него пристальным и тяжёлым взглядом. Со временем Дмитрий Разумихин сблизился с Авдотьей и вскоре женился на ней. Мать Дуни и Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, вскоре тяжело заболела и умерла, предчувствуя неладное. В «Эпилоге» романа сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников (вероятно — Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский) и «всем вместе начать новую жизнь».

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Ну, а мы вернёмся к главному герою произведения - Родиону Раскольникову. В черновых материалах Достоевского подчёркивается такая характеристика персонажа: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта…». Как уже сказано выше, Фёдор Михайлович Достоевский посредством описания черт характера Родиона рисует нам типичного мизантропа, склонного к скрытности, мстительности, чрезмерной подозрительности и подверженный различным приступам гнева и раздражения:

«Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал…».

Помимо психологического портрета, автор даёт нам и короткое описание внешности главного героя: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. <…> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. <…> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице…». Несмотря на то, что персонаж был беден и ходил в лохмотьях, он не был лишён присущего ему высокомерия, с каким смотрел на окружающих, чувствуя своё превосходство над ними.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Тем не менее, это был, что называется, типичный "человек в футляре": «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил». Единственным человеком, с кем Раскольников сошёлся более-менее, был Разумихин. И тот описал своего друга, как вечно мрачного и угрюмого ипохондрика.

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под "ипохондрией" чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Здесь скорее ближе к Раскольникову другой диагноз - нарциссическое расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми. После совершения убийства примерно 9 июля 1865 года Родион становится более мнительным, подозрительным и подавленным. Он ощущает физическую слабость, теряет аппетит, дело доходит до галлюцинаций и странных снов, порой перемежающихся с реальностью, откровенного бреда и «всех признаков белой горячки", то есть - настоящего помешательства.

Угрызения ли это совести Родиона? Вряд ли. Ведь за все шесть частей романа Раскольников так и не выказал никаких признаков раскаяния и жалости к убитым жертвам. Родион не просто убил старушку-процентщицу топором, но и ограбил ее после того, как фактически за бесценок продал Алёне Ивановне доставшиеся ему от отца серебряные часы. Да и сама ростовщица показана в произведении не с лучшей стороны: «Стоит только одним днём просрочить заклад, и пропала вещь», «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка… », «Это была крошечная, сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом».

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Введение в роман "Преступление и наказание" старушки - процентщицы напрямую отражало взгляды самого Достоевского на ростовщиков. В XIX веке выдача денег под залог была обыденным явлением. Испытывая финансовые трудности, писатель в первой половине 1840-х годов обратился за помощью к одному отставному унтер-офицеру, а тот оформил сделку с грабительскими процентами, едва не пустив Достоевского по миру. После этой встречи Фёдор Михайлович ощутил «чувство глубокого и бесконечного отвращения» к ростовщику, которое и приписал к своему и без того отрицательному персонажу романа.

Но не только одна лишь процентщица Алёна Ивановна попала под горячую руку мнительного и взбалмошного студента - вместе с ней погибла и её сестра Елизавета, ставшая невольным свидетелем убийства. После описания кровавых сцен в романе мы видим, как убийца пытается замести следы - выбрасывает топор и прячет награбленное в своей похожей на гроб каморке и несколько раз судорожно проверяет, не обнаружили ли улики, не устроили ли обыск в доме. И на время успокаивается, пока его не позовут в участок - не для дачи показаний, а по вопросу неуплаты налогов в доме его хозяйки, Прасковьи Павловны. Также Раскольников успевает побыть в роли истинного благодетеля - отдаёт присланные матерью деньги семейству Мармеладовых, лично приходит на похороны своих жертв и Катерины Ивановны - примерно 19-го июля 1865 года, спасает двух детей из пожара, встаёт на защиту Сони Мармеладовой, обвинённой в воровстве. Но вся эта "светлая сторона" Раскольникова редко им проявляется и имеет определённые мотивы.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

При посещении полицейского участка примерно 10 июля Родион Раскольников встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники еще появятся на страницах романа, но уже ближе к финалу, когда Раскольников явится к ним с повинной: «Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе­жались. Раскольников повторил свое показание». География города Петербурга была намеренно искажена Достоевским ради художественного образа и создания соответствующей мрачной атмосферы романа: все действующие лица "Преступления и наказания" обитают по обе стороны от канавы, в которую Раскольников желает выбросить все улики против него.

Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ­ном контексте. На канаву выходит дом старушки - процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас­шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка. Также по обе стороны от канавы располагаются полицейские участки.... Дело в том, что "канавой" петер­буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова), который в романе Достоевского прямо не назван. Маршрут Раскольникова имеет два значения. Первый взят из реальной жизни писателя. В середине 1860-х Достоевский сам жил в Петербурге недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части.

В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений. Фёдор Михайлович должен был в сжатые сроки написать шедевральный роман, который бы стал его "визитной карточкой", а иначе права на произведения и писательскую деятельность перешли бы к Стелловскому. Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места книжный Раскольников возвращается к себе домой после убийства. Этим же путем летом 1865 года Достоевский ушёл от издателя в гневе и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта. Также переход через Екатерининский канал Раскольниковым может рассматриваться и как символ пресечения морального горизонта событий.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

В другом полицейском участке Родиона допрашивает пристав Порфирий Петрович - единственный в книге персонаж, которому Достоевский не дал фамилию. Есть сведения, что Порфирий Петрович был сознательно позаимствован автором из «Губернских очерков» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Там персонаж описан как «человек, казённых денег не расточающий, свои берегущий, чужих не желающий». Владея дедукцией - методом Шерлока Холмса, пристав заранее распознаёт в Раскольникове убийцу старухи - процентщицы, изматывал его разговорами, провоцировал на нервный срыв намёками, подтасовыванием фактов, скрытой и даже откровенной издёвкой, уменьшительно-ласкательными словами, выводит Родиона на чистую воду и заставляет таки сознаться в содеянном.

«Тварь я дрожащая или право имею?». Эта опасная теория Раскольникова появляется в романе ещё задолго до совершения убийства процентщицы Алёны Ивановны. Сначала Родион публикует в газете «Периодическая речь» статью под названием «О преступлении», которая отсылала к реальным мемуарам Наполеона Бонапарта под названием «История Юлия Цезаря», с которыми Достоевский был хорошо знаком. Но это был не тот Наполеон из Франции, который устраивал захватнические войны в 1810-х годах, а уже третий его наследник и полный тёзка. Так вот, в своей статье Родион Раскольников выдвигает теорию превосходства одного сословия над другим.

К первому относятся «твари дрожащие», обыкновенные люди, которые живут в послушании не только закона, но и христианской заповеди «Не убий», низшая каста существ. Ко второму - «право имеющие», которые склонны преступать закон и границы дозволенного, высшая каста. При этом преступления этих людей должны быть не простыми, они «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего». В качестве примера Раскольников приводит несколько исторических личностей - пророка Мухаммеда (Магомета), Ньютона, Кепплера, Солона, Ликурга и, конечно же, кумира молодёжи XIX века - Наполеона.

Вдохновившись этой идеей, Родион идёт убивать процентщицу. А история с Дуней - не основной, а скорее дополнительный мотив Раскольникова к преступлению. Позже идеей Достоевского вдохновился Фридрих Ницше в 1883 году, придумав идею о "сверхчеловеке", который представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. А уж после него идею на вооружение приняли и гитлеровцы нацистской Германии в 1940-х годах.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

И тут в роман вводится ещё один женский персонаж, помимо пяти основных и второстепенных действующих лиц "Преступления и наказания" - Сонечка Мармеладова. Та самая девушка, вынужденная взять "жёлтый билет", чтобы прокормить семью. Портрет Сони (как и портреты других основных героев романа — Раскольникова и Свидригайлова) дан в романе несколько раз. Вначале Соня предстаёт (в сцене смерти Мармеладова) в своём «профессиональном» облике — уличной проститутки перед главным героем, затем - в доме Раскольникова в присутствии его матери и сестры(где предстаёт предстаёт «скромной и даже бедно одетой девушкой, очень ещё молоденькой, почти похожей на девочку… с ясным, но как будто несколько запуганным лицом»), а уже потом - в своей собственной комнате, но глазами главного героя.

«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было её внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.

Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвёртых рук, шёлковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Она пристально смотрела на постель, на священника; она тоже задыхалась от скорой ходьбы…»

И тут мнения критиков сходятся в одном: Соня действует в романе как персонаж-функция, играет роль Совести и голоса разума для Раскольникова и служит только для того, чтобы выразить религиозные взгляды Фёдора Михайловича Достоевского. Встреча Родиона и Сони происходит не случайно - герои пересекаются в тот момент, когда «их души ещё обнажены для боли», и у них есть общая трагедия и переживания: оба страдают от того, что переступили заповеди Бога - «не убий» и «не прелюбодействуй». Выступая в роли "жрицы любви", Соня старалась всего лишь исправить материальное положение своей семьи, в то время как Раскольников действовал не ради блага других, а для себя самого, пытаясь подтвердить свою теорию в реальном мире.

После знакомства с Соней Раскольников отчаянно ищет в ней союзника, ради неё покидает семью навсегда, только к ней приходит в минуты душевных терзаний. Соня Мармеладова отчитывает Родиона, заставляет читать Евангелие, приходит в ужас от его мыслей. Именно ей он рассказывает о мотивах совершённого преступления: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина». Пытаясь объяснить Соне свою идею, он предлагает ей решить, кто более достоин жизни, — оклеветавший её Лужин или несчастная Катерина Ивановна. Этот вопрос непонятен Соне, у которой своя логика: «И кто тут меня судьёй поставил: кому жить, кому - не жить?».

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

В отличие от большинства экранизаций романа, в "Преступлении и наказании" у Достоевского нет чёткой любовной линии между Соней и Раскольниковым, пусть даже она и ездит за ним в острог в Сибирь, подобно жёнам декабристов или её литературной предшественнице Лизе из «Записок из подполья» того же Достоевского. Но если в предыдущем произведении каторжник Подпольный прогнал Лизу, то здесь Раскольников Соню, несмотря на ее странность и набожность, всё-таки принимает, однако их судьба остаётся в романе неясной и вызывающей множество споров.

Подпольный -своего рода "проба пера" Достоевского, черновик Раскольникова и именно в смысле философских экзистенциальных самокопаний, ведь писателю была очень важна именно эта часть в первом романе Пятикнижия. К тому же, отсылок на Библию в произведении вполне предостаточно: 30 целковых, которые Соня за свою "работу" принесла своей мачехе Катерине Ивановне, отсылают к 30 сребреникам, заплаченным Иудой Искариотом за Иисуса Христа в Новом Завете. Эти деньги являются символикой предательства как посторонних людей, так и самих себя (в случае с Соней).

Число 30 в романе "Преступление и наказание" встречается ещё три раза в данном контексте: последние 30 копеек забирает у Со­не­чки «на похмелье» Мармеладов, за «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри­гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Ещё одно "магическое число" в романе - это 4: на 4-м этаже живут старуха-процентщица и семья Мармеладовых, украденные у Алёны Ивановны вещи герой прячет вблизи строящегося четырёхэтажного дома, в полицейской конторе Родион Романович движется к четвёртой комнате. По мнению исследователей, в основе использования числа «четыре» лежат фольклорные и библейские традиции — не случайно в предложении Сони Мармеладовой, советующей Раскольникову принародно покаяться на Сенной площади, звучат сказовые мотивы: «Стань на перекрёстке… поклонись всему свету на все четыре стороны». Последним таким числом является 11 - в 11 часов Раскольников покидает жилище умершего Семёна Захаровича Мармеладова, а на следующий день - приходит в участок к Порфирию Петровичу. Это - отсылка на притчу о работниках в винограднике.

В самом Родионе Раскольникове просматриваются черты ветхозаветного Каина: после убийства брата Авеля тот оказывается изгнан из Израиля. После убийства старушки - процентщицы и без того нелюдимый Раскольников испытывает полное отчуждение петербургского общества по отношению к нему и так же отрезает себя от внешнего мира, заставляя даже сестру Дуню чувствовать себя неловко, а собственную мать Пульхерию Александровну - искренне бояться его. Ещё одна отсылка на Каина - в сцене после убийства. Когда Рас­кольников видит кошмарные сны, хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…». Прослеживается явный намёк на обращение Бога Яхве к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне из земли!». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе­сам, — достаточно популяр­ный ветхозаветный образ. Он используется приме­нительно к страшным зло­деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Также придётся обратить особое внимание на сцену убийства процентщицы - Раскольников бьёт ее не лезвием топора, а обухом. Можно списать это на страх, волнение и неумение обращаться с топором, а можно и рассматривать как символизм, что вместе с несчастной Алёной Ивановной герой безвозвратно и окончательно губит самого себя. Тогда, как Лизавета Ивановна, сестра Алёны, погибает уже от лезвия топора. Есть ещё в Библии, а точнее в Новом Завете, история о воскрешении Лазаря. Достоевский эту историю точно знал, и очень она ему была по душе. Именно главу о Лазаре читает Соня Мармеладова Родиону. Если сопоставить смерть Лазаря и историю жизни Раскольникова, то можно увидеть много схожего. И в финале романа, возможно, подразумевается, что Раскольников "воскреснет" в моральном плане и обратится к Богу. Но это всё - только теория. А что же на практике?

В оригинале романа Родион Раскольников слишком увлечён собой и своей теорией, чтобы вступать в романтические чувства с кем бы то ни было. Соня Мармеладова - это только рупор и голос разума для него, а не любовный интерес. Даже несмотря на то, что Соня отправляется с ним на каторгу, это не меняет ровным счётом ничего. Родион только признаётся, что "Я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и разве так убивают? Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!". Он разочарован тем, что согласно собственной теории, так и остался «тварью дрожащей» и за это часто презирал самого себя.

Так что, то, что Раскольников влюбился в Соню и ее стараниями и с помощью Евангелия раскаялся в содеянном и начал новую жизнь как примерный гражданин царской России, великое заблуждение школьной программы по этому произведению Ф.М. Достоевского. Нам всегда кажется, что текст, включенный в школьную программу, написан хорошо и все в нем находится на своих местах. Но это как раз тот случай, когда финал у Достоевского не получился, и это легко объяснимо. Раскольников — преступник, у которого есть две мотивации: ангельская (жажда всем помочь) и дьявольская (жажда стать новым Наполеоном и сверхчеловеком). Когда Достоевский объединяет в герое эти две линии, возникает очевидная проблема: если Раскольников раскаивается, принимает христианство и встает на истинный путь, то «Преступление и наказание» из глубокого философского романа превращается в елейный текст о важности чтения Библии и имеет неправдоподобный финал истории.

И сам Достоевский понимает, что закончить текст таким образом — слабо. В то же время, если Раскольников не встанет на правильный путь и продолжит верить в свою теорию или, опровергнув ее, придумает себе новую, то зачем мы все это читали? Нельзя ли было ограничиться первыми двумя-тремя частями? Неспособность адекватно завершить роман приводит к неуловимому эпилогу в стиле Леонида Каневского: «Это уже совсем другая история».

Мало кто знает, но в первоначальном варианте романа Родион Раскольников должен был застрелиться, тем более, на протяжении львиной доли сюжета персонаж только о том и размышлял и передумал только после утопления в Екатерининском канале пьяной мещанки, которую тут же вытащили из воды. Однако, взялся за револьвер лишь похотливый Свидригайлов, описанный позже как один из "двойников" главного героя. Поэтому эпилог включает в себя краткую информацию о дальнейшей жизни других персонажей - мать Родиона умерла, сестра Дуня счастлива в браке с его другом Разумихиным, а вот судьба Сони Мармеладовой неясна - и оставляет финал открытым. Последней религиозной отсылкой является сон Раскольникова о моровой язве, уничтожившей полмира. Раскольников знает, что «новая жизнь не даром же ему достаётся», что придётся «заплатить за неё великим будущим подвигом…».

Мы никогда не узнаем, какой великий подвиг совершил в будущем удержавшийся от самоубийства и воскресший к новой жизни Раскольников, ибо «нового рассказа» о его дальнейшей судьбе, как было намёком обещано автором в финальных строках романа, так и не последовало. А вот новым героем истории о «постепенном обновлении и перерождении человека» становится уже не Родион Раскольников, а Лев Николаевич Мышкин - дворянин из последовавшего за "Преступлением и наказанием" романа "Идиот". В экранизациях, которые стали выходить уже в СССР и до нынешних времён, из цензурных соображений странную линию с евангельским преображением Раскольникова убрали, христианские мотивы - вырезали, а упор в сюжете сделали на детектив. И показали, что в отличие от книжного первоисточника, Родион способен искренне любить Соню Мармеладову.

4.4K4.4K показов
1.5K1.5K открытий
51 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Ппкс. Сам бы лучше не написал (разве что про Лизавету ещё упомянул бы).

Но почему-то девочкам нравится сильно.

Ответить

А у меня Раскольников вызвал жалость. Если бы не его гитлеровская теория....

Ответить

Эх, я в своё время в школе не осилил. Дочитал до конца первой части, и забросил. Скучно было.
Я в принципе в школе терпеть не мог литературу. Хотя читать любил очень.

Ответить

та же фигня. Достоевский пишет - будто неотфильтрованный поток сознания тупо на страницы вываливает. поначалу, забавно, но потом этим стилем он начинает конкретно так оправдывать свою фамилию, в том смысле, что достает.

Ответить

Может, преподавали не так? Галопом по Европам и всё слишком поверхностно?

Ответить

наконец-то лонг здорового человека. мы тут такое не заслужили. читаем

Ответить