Hard Reset. Как сложность меняет ощущения от игры

В 2017 году я купил Hard Reset, потому что мне хотелось поиграть в простецкий спинномозговой шутер. Мне нужен был челлендж, и я решил пройти её на максимальном уровне сложности.

Главный герой — корпоративный сотрудник службы безопасности
Главный герой — корпоративный сотрудник службы безопасности

Обычно я играю на среднем, но в тот раз чёрт дёрнул меня проходить на максимальном. Спрашивается «А зачем?» — Ну, видимо по той же причине по которой в 2010 году я поспорил с соседом по общаге, что за ночь пройду игру от Alawar, которую он считал «сложной», а я взял и прошёл, хоть и не без доли трудности, но за один присест. Делал я это будучи юным и мне хотелось многое доказать, прежде всего себе, иногда даже не самым умным способом.

Так было и с Hard Reset — челлендж ради челленджа. Чем это закончилось я расскажу дальше, а пока следует сказать пару слов про Hard Reset.

Разваливающийся на части уничтоженный робот вызывает ощущение спокойствия
Разваливающийся на части уничтоженный робот вызывает ощущение спокойствия

Как я и говорил, это шутер, который претендует на киберпанковский визуальный стиль: с дождями, неоном, проводами и голограммами. Но, по большому счёту, окружение в Hard Reset больше напоминает индустриальный пейзаж, причём достаточно однотипный.

«Падшее общество будущего в котором продаётся и покупается всё...»
«Падшее общество будущего в котором продаётся и покупается всё...»

Сюжет тоже с претензией на киберпанк: тут и антиутопия, и корпорации, и перемещение сознания техническим путём. Но ни одна из тем качественно не раскрывается, и в целом даже не мотивирует игрока продвигаться дальше.

Такие вот «сюжетные» вставки
Такие вот «сюжетные» вставки

Противники в игре — это разнокалиберные машины: они бегают, прыгают, летают, стреляют, но принципиально ничем друг от друга не отличаются.

Но вот за что Hard Reset мне точно нравится, так это оружие. Фактически у тебя есть энергетическое и традиционное оружие: с пулями, гранатами и ракетами. У оружия чувствуется отдача, импакт, и в целом стрелять в Hard Reset приятно и весело.

Интерфейс апдейтов оружия и персонажа
Интерфейс апдейтов оружия и персонажа

Как вы уже поняли, Hard Reset — это такая игра, что вы ничего не потеряете, если не поиграете в неё, но если всё-таки решите заценить её, то у неё есть шанс вас чем-то зацепить.

Сам я цеплялся за геймплейную простоту шутерных механик и за поставленный перед собой челлендж — пройти игру на максимальном уровне сложности.

И в 2017 я играл на максимуме в Hard Reset достаточно бодро ровно до первого крупного босса Атланта, которого я ну никак не мог одолеть. Раз за разом я проигрывал, умирал и терпел поражение. В какой-то момент я решил отложить прохождение Hard Reset и в итоге забил.

Атлант — тот самый босс-камень преткновения
Атлант — тот самый босс-камень преткновения

Но мечта оставалась, гештальт не был закрыт, и в 2021 году я решил вернуться к челленджу, чтобы пройти Hard Reset на максимуме. Я продвигался по игре, и моей мотивацией были не только желание утвердить и развить свой скилл игры в шутеры от первого лица, но и стимовские ачивки.

ну типа таких ачивок
ну типа таких ачивок

Ачивки эти были только у 3-5 процентов обладателей Hard Reset, и одним из них был я! Казалось бы, какой нехитрый и даже дешёвый приём, но какой действенный, ведь во мне снова проснулся 19 летний парень из общаги, который поставил себе челлендж просто потому что.

Однако, несмотря на кураж, я стал всё чаще видеть залитый кровью экран смерти главного героя. Я пробовал раз за разом, но каждый сантиметр игры давался мне с лютым боем, и чаще всего заканчивался откатом к чекпоинту.

И тогда передо мной встала главная проблема любого челленджа. Как только челлендж перестаёт приносить тебе удовольствие, он превращается во фрустрацию. И в какой-то момент ты можешь просто возненавидеть игру, и себя за то, что ты сам себя мучаешь своими же условиями.

Очень часто общение с роботами протекает невероятно «тесно»
Очень часто общение с роботами протекает невероятно «тесно»

Игровая фрустрация — это не когда игра тебя выводит из себя, а когда тебе уже плевать на неё. И если с игрой, которая тебя бесит, можно как-то работать, превозмогать, то с игровым пофигизмом работать даже и не хочется.

Тогда то я и решил снизить уровень сложности на средний. Потому что когда удовольствие от игры прекращается, то теряется всякий смысл. Если ты садишься за игру как за то, что ДОЛЖЕН делать, то ты свернул куда-то не туда. Конечно внутри себя я думал — блин, неужели я сдамся, получается что я нубас и казуал, раз не справился и дропнул свой собственный челлендж?

К счастью думал я так не долго, потому что передо мной стоял достаточно очевидный выбор: потратить на игру ещё лишние 15-20 часов фрустрации, если не больше, либо сделать игру веселее и доступнее для самого себя.

Распрыгаться и стрелять из рельсотрона — топовая тема
Распрыгаться и стрелять из рельсотрона — топовая тема

Я выбрал второе и скажу прямо — получил намного больше удовольствия от игры на среднем уровне сложности. Я стал меньше скрываться, больше идти напролом, враги всё чаще брали меня в тесный круг, но я отстреливался, отпрыгивал, отступал, наступал, и игра из рутины превратилась в удовольствие. Причём даже тут я умудрялся умирать, но я понимал, что этого в следующий раз на том же самом месте не повторится.

Поменялся мой игровой стиль, поменялось моё ощущение от победы. Если на максимальной сложности я получал удовольствие только от итогов — да я прошёл уровень, получил ачивку и всё, то на средней сложности я стал получать удовольствие от самого игрового процесса. Ачивки я стал получать не такие редкие, но главное, что я стал получать — это удовольствие от игры.

Чертежи финального босса
Чертежи финального босса

Вот и получается, что игровая сложность — это очень классный геймдизайнерский приём, который увеличивает порог вхождения и позволяет адаптировать игру под себя. Хорошо, если игра гибкая и позволяет это сделать.

Но не подумайте, я не против тех игр, где один уровень сложности — это принципиальная игровая идея. Мне нравится, если авторы игры закладывают в сложность смысл, мне нравится пробовать такие игры, даже если они в итоге вызовут у меня фрустрацию, и я перестану в них играть не дойдя до конца.

Чрезвычайно непросто найти баланс между тем, чтобы игра не давалась нахаляву из-за лёгкости, и чтобы тебе не стало плевать на игру из-за сложности. Я же нашёл в Hard Reset подходящий своему скилу уровень, чему в итоге и оказался более чем рад.

Ну и под конец вместо заключения и выводов:

Если вы играете на высоком уровне сложности — вы молодец.

Если вы играете на низком уровне сложности — вы тоже молодец.

Если вы получаете удовольствие от игры — вы не только молодец, но и красавчик или красавица.

Если игра для вас — это средство для достижения некой цели, как у спидранеров или любителей челленджей — то вы опять молодец, потому что придумываете как играть в игру по своим правилам.

Если вы решили отказаться от великой игровой цели, потому что игра стала вызывать у вас резко негативные эмоции или вообще фрустрацию — вы молодец в квадрате, а ещё и друг своему здоровью.

Если вы не получаете удовольствие от игры — зачем вы в неё играете?

Если вы хотите поиграть в игру, но не можете получить от неё удовольствие — я бы советовал перестать играть в такую игру.

Видеоверсия статьи
77 показов
8.4K8.4K открытий
33 репоста
201 комментарий

Я|МЫ, молодцы

Ответить

Конечно внутри себя я думал — блин, неужели я сдамся, получается что я нубас и казуал, раз не справился и дропнул свой собственный челлендж?

Блин вот у меня последние пару лет развилась вот такая заморочка. Не без причины, я долгое время общался с людьми которые играют в игры в первую очередь ради челленджа и если раньше я без задней мысли проходил почти все игры на средне-легкой сложности обходя стороной всякие дарк соулсы, то теперь я заставляю себя проходить их на высокой потому что "ну если у них получается, то почему у меня не должно? чем я хуже?", так вот у меня получается, проблема в том что я не получаю от этого удовольствия. То есть если мой знакомый 20 часов просидел на боссе и когда наконец одолел его получает с этого лютый кайф, то я в такой же ситуации буду сидеть с камменым лицом и мыслью "и вот на эту хуйню я въбал столько времени", я не знаю что со мной не так, но почему-то не получаю удовлетворения. По мимо этого у меня появилась еще одна заморочка, я перестал получать удовльствие от круто сыгранных моментов в играх, потому что меня постоянно преследует мысль  что в этом нет ничего особенного, ведь нормальный игрок так и должен играть. 

Ответить

Я положу руку на сердце — нужно играть в своё удовольствие, иначе как на нелюбимую работу ходишь, но тебе не платят ни деньги, ни эмоции не доставляют.

Перегоришь, я уверен на сто, потом вообще игры невзлюбишь. Прям плюнуть нужно кто как играет, твой игровой опыт только твой, не равняйся в этом плане на других, ну вот вообще. Игра — это возможность сделать своё собственное путешествие, в котором ты отдохнёшь и получишь массу качественных эмоций. Или зазря время потеряешь.

Ответить

Может просто жанр игр не твой. Что-то вроде "друзья играют и я должен". Например, если реакция не очень - будет гореть от быстрых экшенов и буллетхеллов. Зато можешь сделать крутой билд в каком-нибудь PoE или провести бой без единого попадания по твоим бойцам в X-COM. И наоборот.

Ответить

Я так с безымянным королем бился впервые в ds3. То что никакого удовольствия долбить долго босса не получил. При том, что так и не понял почему он так сложно зашел мне.

Ответить

Я себя тоже считал казуалом , все игры проходил на лёгкой-средней сложности , а потом купил рогалик Hades и как же он меня затянул ... Я с удовольствием потел , пытался одолеть финального босса на 16 черепах пакта или того же лодочника Харона . Как я понял не во всех играх интересно устраивать челендж .

Ответить

Ну конечно, сложность нужно повышать паралельно с ростом скилла и понимания механик. 

Ответить