Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

Экскурс в техническую сторону игры и некоторые избранные модификации.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

В 2019 году издатель Take-Two Interactive обновил права на торговую марку Mafia и зарегистрировал несколько новых, и совсем недавно, как гром среди ясного неба, появились скриншоты ремейка Mafia: The City of Lost Heaven — первой части известной игровой серии. Уже сегодня открылся доступ к комплекту Mafia: Trilogy, в который входят ремастеры второй и третьей частей, доступные сразу после покупки, и ремейк первой, релиз которой состоится 27 августа.

До заветной даты ещё 3 месяца, поэтому предлагаю пока окунуться в мир оригинальной версии игры. А посмотреть там определённо есть на что! За годы активности игрового сообщества было создано множество самых разных модификаций — от банальных ретекстуров до комплексных кампаний в новых локациях и с новыми историями новых персонажей. Но — обо всём по порядку.

(Очень) краткая история развития модостроя

Истории модифицирования Mafia почти столько же лет, сколько и самой игре. Она вышла в августе-сентябре 2002 года, и уже в ноябрьском выпуске Игромании за тот же 2002 год на диске была модификация к ней.

Правило 34 работало уже в те далёкие времена. Кстати, сама модификация не затерялась в пыльных стопках дисков: http://nude.thead.ru/In_English/node/58<br />
Правило 34 работало уже в те далёкие времена. Кстати, сама модификация не затерялась в пыльных стопках дисков: http://nude.thead.ru/In_English/node/58

Однако к игре никогда не выходили официальные инструменты от разработчиков. Всё, что представляла собой папка с установленной игрой — несколько исполняемых и *.dll файлов, ссылок и сурового вида горсть зашифрованных файлов ресурсов игры. Всё, что связано с модификациями к Mafia, создано исключительно энтузиастами.

Первым (и самым важным) открытием в модостроении стала расшифровка архивов с ресурсами игры неким MassaSnygga, им же был написан первый распаковщик ресурсов игры. Сделано это было посредством реверс-инжиниринга, подробно ознакомиться с деталями можно в статье самого автора.

С этой программы и началось модифицирование игры.<br />
С этой программы и началось модифицирование игры.

В те времена естественной практикой было запаковывание ресурсов игры для экономии места — интернет был дорогим и медленным, ровно как и ограниченными были пространства носителей данных. Например, архивы использовались в играх серии GTA эпохи 3D, и для установки модов было необходимо их перепаковывать. В случае с Mafia оказалось, что её можно пропатчить так, чтобы она сперва подхватывала файлы в папке с игрой, а недостающие брала из архивов. Так и повелось, что все модификации представляют собой набор папок с файлами, и главным условием их работоспособности является наличие пропатченного файла rw_data.dll.

Итак, шкатулка игровых ресурсов была открыта. Внутри было обнаружено множество самых разных файлов — от банальных текстурок в понятном всем *.bmp формате (на изменении которых и строились первые примитивные моды-ретекстуры, в том числе указанный выше nude-мод) до сугубо внутренних файлов.

В 2003 году вышел редактор Zmodeler 1.07, в котором появилась поддержка *.4ds файлов, используемых в Mafia. Возможности моддеров существенно расширились, и уже на их наработках были выпущены известные многим игрокам того времени распространяемые в РФ пиратские диски с характерными названиями игр и описаниями, достойными отдельной статьи.

История миссионных же модификации совсем иная. Файлы миссий хранятся в собственных нетривиальных форматах игрового движка. Первым обнаруженным способом изменения скриптов игры был файл taxi_pas.dat, в котором описано поведение пассажиров такси в режиме свободной игры.

Кусок оригинального файла taxi_pas.dat.<br />
Кусок оригинального файла taxi_pas.dat.

На его основе же и были созданы первые миссионные модификации, с которыми можно ознакомиться здесь.

Впоследствии было обнаружено, где хранятся миссионные скрипты. Сначала для их редактирования использовались hex-редакторы (посредством их изучались вообще все внутренние форматы игры, они же являлись основными инструментами на этапах становления сообщества моддеров), и далее появились первые редакторы миссий. У их ранних версий было одно существенное ограничение: длина скриптов должна оставаться такой же, как в оригинальном файле. Данное ограничение было очень вскоре преодолено.

Со временем разбиралось всё большее число форматов, и число и дружелюбность к пользователю редакторов росли вместе с ними.

Следует отметить в этом деле большую роль отечественных моддеров. Akay, GOLOD55, Zibob32, MikeMouse, Mr.F, Tosyk, SAW и многих другие — их труды стали огромным вкладом в развитие моддинга.

Прогресс до сих пор не стоит на месте, пусть и заметно сбавил в темпе. Например, относительно недавно (2018 год) были созданы первые пользовательские модели персонажей.

Версии игры

Кто не знает ту самую миссию с гонками? Её знают все, как и отразившуюся с не меньшим воздыханием в массовом сознании игроков миссию с вертолётиком в GTA: Vice City.

Сколько нервов, сил и времени было убито на эту гонку! Сколько людей бросило игру на ней!

Я и сам застрял на ней, чего уж там. Моим спасительным кругом тогда стали взятые у кого-то сохранения (правда, тоже лишь до какого-то момента, на котором я вновь застрял), а впоследствии не баг, а фича с объездом через бетонные блоки и респауном машины.

Однако со временем стали появляться люди, которые прошли эту гонку совершенно без сложностей и не понимали, в чём же заключалась проблема первых игроков, порой объявляя оных криворукими и прочими инвалидами всех видов интеллектуальности.

Пример мягкой реакции с того же сайта, что представлен выше. Обратите внимание на год публикации и упоминание некоего уровня "Нет проблем".<br />
Пример мягкой реакции с того же сайта, что представлен выше. Обратите внимание на год публикации и упоминание некоего уровня "Нет проблем".

Можно долго спекулировать на эту тему, изучая психические диагнозы оппонентов и перекидываясь различными субстанциями, однако важнейшим фактором в этой ситуации является наличие нескольких версий игры, о чём многие из вас наверняка слышали — в вопросах гонки этот момент периодически поднимается.

Типичная реакция на прохождение гонки в отличной от оригинальной 1.0 версии игры. https://www.youtube.com/watch?v=HAVmJOZZc-A
Типичная реакция на прохождение гонки в отличной от оригинальной 1.0 версии игры. https://www.youtube.com/watch?v=HAVmJOZZc-A

Версия 1.0

Та самая версия игры — это 1.0. Как её определить? Несколько наиболее отчётливых факторов, не касаясь внутренностей игры.

Во-первых, она распространялась небезызвестной компанией Фаргус и была записана на 2 дисках.

Во-вторых, в ней используется узнаваемый кривой шрифт для кириллических символов и такие названия, как «Гонка без правил» и «Экстрим», а в левом верхнем углу всех меню есть скрепка.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

В-третьих, в той самой гонке нет меню выбора сложности, она начинается сразу после катсцены.

Версия 1.1

«Пропатченная» версия, в которой исправлены гонки — это версия 1.1. На территории РФ она была официально локализована и издана 1С.

В своё время у меня была версия 1.0, и я был невероятно удивлён, когда, зайдя к однокласснику, я обнаружил его играющим в Mafia с… русской озвучкой! В начале нулевых это само по себе было шокирующим явлением, а уж студийное качество записи голосом, непохожим на негодования школьников о питании чипсами и подобной продукцией в обителях фаянсовой прохлады, вводило в состояние экстаза.

Во-первых, игра распространялась компанией 1С и была записана на 3 дисках.

Во-вторых, в ней используется свой шрифт для кириллицы, вся озвучка заменена на русскую, свободные режимы — «Прогулка» и «Большая прогулка», скрепки нет.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

В-третьих, в миссии с гонкой после катсцены появляется меню выбора сложности, и лишь потом начинается сама гонка.

Вот теперь-то легко!<br />
Вот теперь-то легко!

Версия 1.2

Актуальная на данный момент версия игры. Именно её вы можете легально купить в онлайн-сервисах цифровой дистрибуции. Никаких существенных изменений в ней нет, но стоит упомянуть один правовой момент.

Когда-то Mafia свободно продавалась в Steam. Однажды она оттуда исчезла. Причиной тому стала истёкшая лицензия на использование музыки. 21 ноября 2017 Mafia всё же вернулась в Steam, но из неё пропала вся лицензированная музыка (написанная специально для неё, конечно, осталась). Как это было реализовано? Игре уже много лет, исходники, вероятно, стали частью истории. Ответ очень интересен. Если сравнить папки с какой-нибудь другой версией игры и распространяемую на данный момент в Steam, то можно заметить:

  • отсутствие некоторых *.dat файлов
  • наличие папки sounds со звуками игры и с пустыми файлами уличной музыки

Кроме того, оказывается, что игра «из коробки» поддерживает модификации.

Как это периодически бывает, официально причастные к игре люди пользуются не совсем официальными методами, в данном случае — пропатченный файл rw_data.dll, удалённые архивы игры и папка со звуками из них и файлы-пустышки вместо музыки.

Как выйти из этой ситуации?

Найти друга, у которого есть дисковая версия игры, и с её помощью «продаунгрейдить» свою версию игры путём копирования недостающих архивов и удаления пустых файлов с музыкой (на каком трекере или файлообменнике вы будете искать такого «друга» — решайте сами).

Cтруктура игры

Немного поговорим о файловой структуре игры. Это поможет избежать дальнейших ошибок при установке модификаций. Здесь будут упоминаться лишь некоторые критически важные ресурсы игры.

Чистая папка со свежеустановленной версией игры из Steam.
Чистая папка со свежеустановленной версией игры из Steam.
  • Game.exe — исполняемый файл игры
  • Setup.exe — файл настроек игры (но необходимо использовать аналогичный файл, который находится на уровень выше по каталогу, такова особенность Steam-версии)
  • *.dta файлы — зашифрованные архивы игры
  • rw_data.dll — библиотека для расшифровки архивов игры

В обычных условиях требуется лишь однажды заменить файл rw_data.dll на пропатченный.

Перейдём к папкам, которые используются в модификациях.

Типичные папки в модификациях.<br />
Типичные папки в модификациях.

Их назначение очевидно из названий. Поговорим конкретно о некоторых из них.

Missions

Папка с распакованными оригинальными миссиями.
Папка с распакованными оригинальными миссиями.

Внутри этой папки лежит множество подпапок, каждая из которых содержит указанную миссию. Автоэнциклопедия, различные режимы игры и даже меню реализованы как миссии. Некоторые из них:

  • freeitaly — Прогулка — Город — мал.
  • freekrajina — Прогулка — Пленэр — день (NOC — ночь)
  • freeride — Прогулка — Город — день (NOC — ночь)
  • tutorial — Обучение

При выборе в меню того или иного режима движок игры запускает миссию в из определённой папки. Обычно в модификациях изменяется режим «Обучение». Сказать точно, для какого режима сделана модификация, можно по наличию в архиве модификации миссионных папок. Если в архиве с модом нет папок, но есть несколько характерных для миссий файлов (о них — чуть ниже), то можете смело закидывать их в папку TUTORIAL и запускать в меню игры «Обучение».

Поподробнее о папках с миссиями.

Типичный набор файлов, может варьироваться.<br />
Типичный набор файлов, может варьироваться.

Важнейшие файлы (и редакторы для них):

  • cache.bin, scene.4ds — модель города (вместе с scene2.bin (частично) и tree.klz — MafiaWorldEditor)
  • check.bin — сетка вейпоинтов для персонажей (координат, по которым они перемещаются) (CHE)
  • road.bin — сетка вейпоинтов для транспорта (Road.bin Editor)
  • scene2.bin — игровые объекты (в том числе персонажи и транспорт), их свойства и скрипты (объекты можно передвигать и копировать через MafiaWorldEditor, редактировать скрипты — BSV, DCED)
  • tree.klz — коллизии (параметры мира для распознания физического взаимодействия) (см. первый пункт)

Tables

Различные статичные параметры игры. Многие файлы редактируются с помощью M Editor, прочие будут указаны в скобках. Примеры:

  • menu.def — главное меню
  • predmety.def — оружие и различные предметы (Orure)
  • textdb_XX.def — строковые данные (диалоги, задания) (Mafia Text Editor)
  • vehicles.bin — транспорт (RHAM)
  • version.txt — локализация игры

Редакторы

Тема создания модификаций достойна отдельной статьи, но здесь я опишу лишь некоторые программ для затравочки, заинтересованные могут воспользоваться уже готовыми статьями, разбросанными по гуглу. В конце статьи также будут даны некоторые ссылки.

Добрые люди собрали все (или почти все) существующие редакторы в единый архив-каталог, который можно забрать здесь.

MafiaDataXTractor — тот самый распаковщик архивов игры, скриншоты есть выше.

DTAUnpacker - более современный распаковщик, поддерживающий другие игры на движке LS3D engine (Hidden & Dangerous 2, Chameleon).

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

BSV, BScriptView — один из первых и важнейших редакторов. Позволяет редактировать многие миссионные файлы, сейчас обычно используется для работы со скриптами (scene2.bin). Актуальные версии — 5 и 6. Будьте осторожны с 6 версией! Выходить из неё следует только через меню File, иначе она остаётся висеть в процессах.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

DCED — другой важный и историчный редактор scene2.bin файлов. Будьте предельно осторожны с ним! Сохранять файлы следует только через меню File, не соглашайтесь на сохранение изменений при закрытии редактора, иначе он поломает файлы (но может поломать их даже при нужном способе сохранения). Важен введением *.dnc файлов, в которых можно хранить данные об объекте из игры и импортировать-экспортировать между миссиями.

MafiaWorldEditor — ещё один важнейший, но уже современный редактор, скриншот с которым уже мелькал выше. Позволяет манипулировать объектами и коллизиями. Редактировать скрипты не умеет.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

SCn2 Tractor - простой в управлении редактор скриптов с подсветкой синтаксиса. Как по мне, незаслуженно забыт, хотя прост и удобен в использовании и не портит игровые файлы.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

CHE — редактор вейпоинтов персонажей (check.bin). Умеет выгружать вейпоинты для подзагрузки непосредственно в игре.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

Road.bin Editor — редактор вейпоинтов транспорта (road.bin). Как и CHE, умеет выгружать вейпоинты для просмотра в игре.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

M Editor — комбайн для работы с файлами в папке tables.

ZModeler — редактор 3D-моделей, поддерживающий формат *.4ds. Некоторые файлы требуют разблокировки, используйте 4ds Unlocker.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

Модификации

Вот мы и подошли к главной теме статьи.

Кратко говоря, модификаций много. Очень. На любой вкус и цвет. Фломастеров столько нет, сколько есть модов к Mafia!

В сообществе не принято разделять модификации на категории, но я сделаю это для вашего удобства.

Технические модификации

Здесь будут упомянуты модификации, которые связаны с движком игры и не добавляют новые модели или миссии.

Widescreen Fix — фикс для поддержки широких экранов и увеличивающий дистанцию прорисовки.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

Water Shader — шейдерная водичка. Волнится, переливается, блестит.

ENB Series — версия известного графического модификатора для Mafia.

Mafia: The City of Lost Heaven — чем отличаются разные версии игры и какие моды попробовать

Графические модификации

К игре создано огромное множество машин, и они раскиданы по всему интернету, поэтому я укажу лишь одну из них, которая в своё время очень удивила и порадовала меня.

Рикша — вот уж чего точно не ожидаешь увидеть в гангстерской саге о 30-х годах прошлого века.

Russian Mod, Бандитский Петербург и вариации — сборки с моделями результатов деятельности отечественного автопрома. Их несколько, и они попадаются на различных трекерах в комплекте с самой игрой.

Одна из таких модификаций, продаваемая на дисках, вызывала проблемы с прохождением. В миссии «Сделка века!», этап во многоуровневой парковке, модель важной для прохождения машины была заменена на столь высокую, что она застревала в текстурах, и на ней было невозможно выехать с этой парковки.

Я не нашёл удобоваримую версию, которую было бы легко поставить на уже установленну игру, поэтому оставляю поиск на вас.

Modern Mod — мод, меняющий машины на современные и правящий некоторые другие игровые текстуры и модели. В РФ на пиратских дисках распространялась одна из первых его версий.

USSR Mod — невероятных размахов мод с новой картой и новыми машинами, долгострой, который всё ещё разрабатывается и даже не заброшен. С подробностями можно ознакомиться здесь.

Tuning mod — добавляет в игру тюнинг автомобилей. В комплекте идёт лишь одна поддерживаемая машина.

А теперь — моды, которые не меняют эпоху игры.

Happy New 1930 Year — в Lost Heaven наступила зима: заменены текстуры, музыка, в миссиях появился снег.

Mafia Community Modpack — глобальная модификация, заменяющая множество текстур и моделей на более качественные.

City Bars — мод, добавляющий в свободный режим множество локаций из сюжетных миссий и несколько новых. Сами локации, увы, пустые, но были столь требовательными к ресурсам компьютера, что вместо игрового процесса игроки зачастую наблюдали слайд-шоу.

Былинно известен своей второй версией — долгостроем, который до сих пор находится в разработке.

City Bars+ — мод, оживляющий City Bars, добавляя на локации различных персонажей. Работает только на версии 1.0.

Миссионные модификации

Casino — игроки нулевых не понаслышка знают об этом легендарном месте. Легендарность его связана со следующим секретом, который можно было найти в интернете и журналах того времени:

Легкие деньги: Настоящие гангстеры ходят в казино. Настоящие гангстеры выносят из казино большие деньги. И вы так сможете! Нет, ни Smith and Wesson, ни бейсбольная бита для этого не понадобятся! Делаем свою ставку - число отрицательное. И теперь каждый раз, когда вы проигрывает получаете заветную копеечку.

Да вот только никто не мог его найти. Воду в раскалённое масло добавили сами разработчики, опубликовав скриншот с казино.

Тот самый скриншот.<br />
Тот самый скриншот.

Никакого казино в игре не было, а данный секрет был опубликован ошибочно и относился вообще к другой игре с похожим названием. Но гештальт закрепился, и люди никак не могли смириться с отсутствием казино.

Конечно, такую тему не могли обойти моддеры.

Казино расположено на втором этаже бара Сальери в режиме свободной игры, малый город. Для установки требуется распаковать архив с миссиями (A1.dat).

Alive mod — значительно расширяет функциональность свободных режимов, представляя собой песочницу для развлечений игрока. Есть 2 версии: 16 и 18, последняя ставится поверх первой. Подробнее обо всех изменениях и различиях в версиях можно почитать здесь (содержание сайта было создано много лет назад, и с того момента стили речи в интернете неоднократно менялись, поэтому чтение этого материала может вызвать неоднозначную реакцию с точки зрения современности).

Mission Pack — кампания, повествующая альтернативную историю жизни Томаса Анджело после финала оригинальной игры. Для меня она стала первой модификацией с полноценными миссиями, что было откровением, посколько до неё мне попадались лишь ретекстуры и различные совсем уж маленькие миссионные изменения.

Cosa Nostra — ещё одна модификация от автора предыдущей. Полноценная кампания с абсолютно новым сюжетом, повествующая о войне между двумя донами. Как и предыдущая, она стала для меня первой, в которой город был изменён на совершенно новый, пусть и крошечный.

Police missions — 3 коротенькие миссии о полицейском от того же автора.

Приключения Юрия Александровича - необычный проект о жизни обычного человека Юрия Александровича. Часть первая, часть вторая.

The Commission Mod — огромная кампания, повествующая о новых персонажах в новых локациях. Настолько огромная, что я её так ни разу и не прошёл сам. С деталями можно ознакомиться здесь.

Paulie’s Stories: History of Lost Heaven — ещё одна кампания от автора предыдущей, рассказывающая о событиях до оригинальной игры и жизни Поли. Вчера (18 мая 2020) вышел третий эпизод. Есть локализованная версия (неполная). Подробнее о моде можно почитать здесь.

Theatre Mod — заменяет оригинальную миссию (16-1) с неудавшимся убийством Морелло в театре. Невероятно красива (в рамках игры, конечно) и проработана, обязательна к прохождению.

Ikarus Mod — огромная модификация, превращающая игру в… симулятор водителя. Здесь есть и автобусы с несколькими маршрутами, и загородние электрички, и даже фуникулёр. Официальный сайт, ветка для обсуждений.

Resident Evil — один из множества зомби-модов. Заменяет миссию 8-1 в отеле Корлеоне.

Прочие модификации

Они столь необычны, что я выделил для них отдельную категорию.

Oakwood — подобно SAMP, для Mafia тоже неоднократно совершались попытки сделать мультиплеер, но всякий раз они забрасывались. Данная модификация — очередная реинкарнация попыток создать мультиплеер, она же — наиболее успешная из всех. Сайт разработчиков, русскоязычное сообщество.

Pocket Edition — перенос игрового мира на платформу Android на Unity. Доступна старая версия, в которой реализована только езда по карте, ссылка на обсуждение. Ссылка на новую разработку.

Ссылки

Вышеуказанные модификации — лишь некоторые из многих. Для дальнейшего ознакомления представляю здесь ссылки — с модификациями и обсуждениями игры.

В ВК много сообществ, посвящённых игровой серии Mafia, но почти все они суть сборники мемов и прочего мусора. Я укажу лишь действительно полезные авторские группы.

MAFIA — MAFIA 2. Модострой — группа, посвящённая модифицированию преимущественно первой части. Наиболее полезный, систематизированный ресурс из всех русскоязычных (возможно, из всех вообще) — об игре, о модификациях, о модифицировании. В ней периодически появляются переводы различных больших модов (игра популярна у себя на родине, и многие модификации выходят даже не на английском, а на чешском). Также в группе ведётся разработка модификации Paulie’s Story mod — ещё одна история о пути Поли в семью Сальери. Разрабатывается независимо от аналогичной модификации в основном списке.

Kaiser Edition — авторская группа создателя множества модов.

Mafia-Game Forum — один из немногих живых русскоязычных форумов.

Mafia Scene — когда-то — важнейший международный ресурс по игре. Был реинкарнирован, но на нём всё ещё много полезного материала и заметных в моддинге людей. Там же обсуждается разработка легендарного долгостроя Titanic Mod.

MafiaHub — современное сообщество моддеров. Среди их разработок — мультиплеер Oakwood. Есть сервер в дискорде.

Послесловие

Благодарю за поддержку и консультацию Сергея Melhior и С.Х. aka timtaler, а также всех, кто обнаружил себя и свои труды в этой статье — без вас не было бы ни статьи, ни того огромного культурного пласта, которому она посвящена.

11 показ
13K13K открытий
11 репост
53 комментария

Что за мания пихать во все игры совковый автопром? Это деформация какая-то?

Ответить

у совкового автопрома есть определенный шарм. 

Ответить

Хочется людям на русских автомобилях поездить, нет же игр в сеттинге условной Москвы. Не считая симуляторов вождения и треш игр типа "Московский бомбила"

Ответить

Зашёл, чтобы только найти мод Бандитский Петербург 

Ответить

Кстати, моё первое знакомство с легендарной игрой было вот таким (правда диск был от другой конторы "Русский Проект", кажется) - потому что угораздило разбить коробку с ней в магазине и пришлось покупать: 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Помню как проходил Мафию в первый раз с васянским модом на русские авто. Та самая миссия с перестрелкой на автостоянке, как кузов машины тупо не могут протиснуться через бетонку. Как я раз 30 проходил ее, ища альтернативные пути (не нашел, машину нужно было доставать с парковки), и мой мелкий мозг как-то додумался взять диск у одноклассника (но без модов), в корневой папке найти модельку\модельки оригинальных авто, перекинуть и молить бога что игра не сломается и миссию пройду. Машина появилась, миссия была пройдена. Сам удивляюсь как мой мелкий мозг додумался до замены моделей авто, без подсказок и интернета, лишь бы осилить одну миссию.

Ответить