Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Криминальная драма про лондонского мафиозного босса, могучая империя которого рушится за одни сутки.

Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Преступный авторитет Хэролд Шэнд, владеющей Корпорацией, намеревается заключить сверхуспешную сделку с американскими партнёрами по строительству объектов к Олимпиаде 1988-го года в Лондоне. Но в тот момент, когда, казалось бы, всё идёт как никогда лучше, кто-то начинает методично убивать людей Шэнда и взрывать его здания.

Этот британский криминальный триллер был снят в 1979-м, но после завершения съёмок картину отправили на полку и решили переделать – продюсеры пришли в ужас от сюжета и поднимаемых в нём тем. Фильм хотели полностью лишить театрального проката и выпустить урезанную версию на ТВ, и лишь благодаря удачному стечению обстоятельств он сумел сохраниться в изначальном виде.

Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Спас «Долгую Страстную пятницу» бывший «битл» Джордж Харрисон, неожиданно переквалифицировавшийся в продюсеры и основавший кинокомпанию Handmade Films, ответственную за одни из самых успешных и неординарных британских лент конца 70-х и 80-х.

Он выкупил права на картину Джона Маккензи и приложил все усилия, чтобы она нетронутой вышла в прокат. В итоге, «Долгая Страстная пятница» стала культовой и спустя годы постоянно оказывалась в топах лучших британских фильмов XX века.

Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Тут очень хаотичное и загадочное начало – в первые десять минут сложно разобрать, что представляют собой появляющиеся на экране персонажи и в чём заключаются их мотивы. Потом на экране возникнет Хэролд Шэнд, которого играет Боб Хоскинс. Он возвращается домой, чтобы заключить сделку века и построить новый Лондон – город, где будет править он вместе со своими друзьями и партнёрами.

Хэролд, на первый взгляд, не выглядит как типичный гангстер, он больше похож на успешного бизнесмена, рьяного капиталиста, не способного и мухи обидеть. Но как только дела будут становиться хуже, внутренний криминальный босс станет всё чаще проявлять себя, вырываться наружу, показывать зубы и действовать вопреки всем нормам и законам.

Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Хэролд Шэнд не способен даже представить, кто может ему так сильно досаждать – все его враги уже давно лежат в могилах. Сделка вот-вот сорвётся – янки не намерены терпеть убийства и насилие, и дают главе Корпорации один день, чтобы разобраться с проблемами. И он разбирается, но по-своему.

– Кто пойдет против тебя?

– Были такие.

– Например?

– Их нет. Они мертвы.

Режиссёр здесь сталкивает лбами одного старомодного гангстера, живущего по законам прошлых лет, и стремительно меняющийся мир, который не терпит тех, кто не способен адаптироваться. Ожидаемый праздник превращается в пытку – Страстная пятница оборачивается смертями, взорванными машинами, хаосом.

Его подельников безжалостно убивают, а он сам будто ничего поделать и не может – носится повсюду, пытается найти виновников, задумывается о предателях, давит на подкупленного полицейского. Героиня Хелен Миррен пытается усмирить буйный нрав мужа, но удаётся ей это с трудом.

Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Человек, когда-то надёжно державший в руках этот город, вдруг понимает, что не всё на этом свете можно контролировать. И вот пятница, которая должна была исполнить мечты Хэролда, вдруг отправляет все эти мечты в ад.

Откуда-то взявшиеся невидимые убийцы, вносящие беспорядок в его привычную жизнь – будто неведомая сила, противостоять которой Шэнд оказывается не в состоянии. Вместо разговора, вдумчивого размышления и спокойного анализа, он привык подвешивать людей на крюки и добывать информацию пытками. Так он действует и теперь, постепенно докапываясь до истины, которая не принесёт ему ничего хорошего.

Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Очень показательна реакция Шэнда, когда ему объясняют, как действительно теперь устроен мир и какое место в нём отведено ему – он приходит в ярость и устраивает бойню, потому что не способен осознать, что его время ушло.

Словно сражаясь с неумолимым роком, Шэнд будто пытается победить воздух, а все его действия не приближают успех ни на шаг. Наоборот, кажется, чтобы он ни делал – всё напрасно, каждый шаг – глубже в воду.

Тем ироничнее, что причины начавшегося кровавого террора смехотворны, словно чья-то глупая шутка или издёвка. Но это просто жизнь и в ней бывает так, что люди иногда умирают из-за неудачного стечения обстоятельств.

Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи

Отвечая насилием на насилие, Хэролд действует, как действовали в 70-е, но за окном уже другие времена и другие правила. «Долгая Страстная пятница» стоит одной ногой в жанре криминального триллера, но на деле – это трагичная драма про человека, который не смог уступить, не смог смириться, не смог принять новые правила игры.

Фильм Джона Маккензи, кроме всего прочего, запоминается пробирающим до мурашек финалом – долгим, ошарашивающим, но, в конце концов, ожидаемым. На Хэролда Шэнда обрушивается оглушающий саундтрек и в этот момент в его взгляде можно прочитать очень многое.

Ведь, как оказывается, даже старый добрый Лондон не будет долго терпеть тех, кто засиделся на одном месте.

5454 показа
3.7K3.7K открытий
11 репост
11 комментариев

помню смотрел этот фильм на выезде с друзьями в горнолыжном городе

устав от алкоголя, людей и общения с ними - я закрылся в единственной комнате, которая предназначалась в качестве отстойника для людей, не выдержавших темпа вечеринки, и начал пить мятный ликёр минту со вкусом жевательной резинки

на пузатом телевизоре, показывающим только три четверти черно-белого изображения, шёл этот фильм и я абсолютно не выкупил сюжет (сказались все ранее описанные факты)

но финальные несколько минут показались для меня настолько сильным откровением, что я кажется испытал состояние сродни буддистских монахов, впадающих в летаргический сон
мне кажется, что это был один из величайших моих киноопытов

пересмотрев фильм в нормальных условиях, я конечно дико кайфанул, но вот это лицо бена хоскинса, размазанное и разбитое в черно-белых помехах, навсегда врезалось в память именно в таком состоянии

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Шикарный был актёр...

Ответить

Добавлю на посмотретб, хотя обычно в коментах не пишу ничего хорошего, но тут заголовок почему-то зацепил

Ответить

хоскинс хороший актер и фильм неплохой

Ответить