Кто первым приходит на ум когда мы говорим о Древней Руси, особенно если рассматривать её не в историческом, а в культурном плане? Конечно же разнообразные фольклорные герои, и произошло это не спроста. Как то так сложилось, что религия славян дошла до нас в крайне обрывочном виде. От большинства традиционных старославянских богов мы знаем лишь имена, да те функции которые они выполняли в пантеоне. О каких то интересных историях о них, похожих на греческие или скандинавские мифы, мы просто не знаем. Они конечно же должны были существовать, но к несчастью не были сохранены в надлежащем виде.
Отчасти это случилось из-за отсутствия централизованной религии, отчасти из-за очень масштабного и резкого перехода в православие. Но при этом российский фольклор не просто пережил христианизацию, но и до сих пор является частью массовой культуры. Условные Баба-Яга и Кощей Бессмертный без проблем перебрались в детские сказки и ими по-прежнему, как и многие столетия назад, пугают детей. Да и былины о богатырях можно без проблем найти в любой библиотеке, а их образ активно используются в массовой культуре. О них мы сегодня и поговорим, точнее об их одном конкретном, и наверное самом популярном среди современных детей их воплощении.
Как вы уже догадались речь у нас пойдёт о серии мультипликационных фильмов «Три богатыря». Эта линейка анимационных лент созданная отечественной студией «Мельница», наверное самым крупным и известным создателем полнометражных мультфильмов в России. И «Три богатыря» их самая успешная и долгоиграющая франшиза, прожившая уже девять номерных частей и один спин-офф. Вот только качество самих мультфильмов постепенно падает, и по всей видимости, это не только моё мнение. И нет, дело не в том, что я вырос. Даже сейчас пересматривая ранние части, особенно сольные, я испытывал огромное удовольствие от увиденного.
Поэтому я предлагаю кратко пройтись по этой огромной и самобытной серией и понять, что же именно поменялось в самих фильмах. Ведь над ними работало немало людей наделённых своим уникальным видением и каждый привносил во франшизу что-то своё. Но перед этим предлагаю совсем кратко поговорить о самой студии.
Учитывая ситуацию на рынке отечественной анимации, «Мельница» может считаться настоящим ветераном индустрии. Ведь компания была основана в 1999 году, правда поначалу занималась она короткометражными мультфильмами и так и не вышедшим целиком мультсериалом. Первым полнометражным мультфильмом стал не слишком известный «Карлик Нос». А вот со второго полного метра началась уже история богатырей. С тех пор прошло много лет, и среди активов студии есть несколько успешных франшиз таких как: «Три богатыря», «Иван Царевич и Серый волк» и «Урфин Джус». Так же студия по-прежнему создаёт самостоятельные полнометражные мультфильмы и работает над несколькими крупными мультсериалами.
Алёша Попович и Тугарин Змей
Ну что тут можно сказать, именно с «Алёшы Поповича» по сути и начинается реальная история студии. Да что уж там, именно с него отчасти стартует возврат зрительского интереса к российской анимации. Всё же несмотря на наличие отдельных хитов, наподобие «Незнайки на Луне» и «Братьев Пилотов» мультипликация в девяностые переживала очень непростые времена. Качественные проекты выходили невероятно редко, и ещё реже они попадали в кинотеатры. Основные просмотры сосредотачивались на телевидении и видеокассетах.