Любимый город по версии читателей DTF.
Недавно мы предложили сообществу читателей DTF выбрать любимый город в играх. По итогам голосования с большим отрывом победил хорошо нам знакомый Вайс-Сити из серии Grand Theft Auto.
Вернёмся в атмосферу 80-х, вспомним достопримечательности и лучшие песни с внутриигровых радиостанций Вайс-Сити.
Много лет спустя
Вайс-Сити — один из самых маленьких виртуальных городов за всю историю видеоигр. Поначалу этого не замечаешь, но со временем его компактность сильно бросается в глаза. Размер игровой карты — всего 15 квадратных километров. Если наложить острова Вайс-Сити на карту GTA V, то она займет лишь восемь процентов от общей площади.
На спортивной машине Infernus поездка через весь остров занимает всего одну минуту и десять секунд. На полный круг по двум главным островам обычно уходит от двух с половиной до трёх минут. Всё зависит от того, где свернуть.
В старых архивах на жёстком диске я нашёл своё сохранение, датированное 2006 годом. Игра полностью пройдена, все бонусные предметы открыты, а автомобили бережно хранятся в гаражах. В итоге на посещение всех памятных и любимых мест города ушло где-то шесть часов.
Vice City Beach
У каждого игрока есть любимая достопримечательность, но моя — это улица Оушен Драйв на острове Вайс-бич. Здесь можно увидеть отели в стиле ар-деко, огромный пляж и море неоновых огней вдоль побережья. Когда проезжаешь тут вечером, сразу же понимаешь, что вот она — главная локация и душа всей игры. Район с открытки, в котором никто не отказался бы побывать вживую.
Впрочем, всё это легко выполнимо. Вайс-Сити списан с реального Майами, в котором есть свой Оушен Драйв. Разработчики из Rockstar North целиком перенесли в игру улицу и отели. Какие-то здания переименовали и слегка изменили, но в основном — всё соответствует реальности.
Идеальная музыкальная композиция для этой локации — Crockett’s Theme из сериала «Полиция Майами: Отдел нравов». Чувственная электронная музыка от композитора Яна Хаммера идеально ложится на атмосферу вечернего Оушен Драйв. Под неё я приехал в этот район и снял несколько скриншотов.
«Полиция Майами» считается одним из лучшим сериалов второй половины 80-х. От моды до музыки, он отлично передал дух эпохи. Неудивительно, что разработчики им вдохновлялись.
На протяжении первых 10 миссий игрок будет жить в отеле Ocean View. В детстве особенно поражало то, сколько деталей в номере Томми — по ходу игры там появлялись тематические предметы. В те годы такая любовь к мелочам удивляла. Нечто подобное позже можно было увидеть в каюте Шепарда в серии Mass Effect.
Пляж напротив отеля занимают половину территории острова. По нему лучше всего колесить на рассвете, потому что тогда создаётся впечатление, будто едешь прямиком в гигантское солнце. Это было красиво в 2003 году, красиво и сегодня.
У пляжа есть одна проблема — он слишком пустой. Миссий там нет вообще, а из достопримечательностей только маяк, да гоночный трек для игрушечных машинок Top Fun. Большинство игроков забудет о его существовании после того, как найдет на нём все спрятанные пакеты.
Для катания по пляжу идеально подошла песня Pale Shelter британской группы Tears for Fears с радиостанции Wave 103 — там вообще отличная подборка музыки в жанрах new wave и synth-pop. Не побоюсь сказать, но в Vice City — лучшее внутриигровое радио за всю историю интерактивных развлечений. Почти каждая песня — бессмертный хит.
У маяка я нашёл одну из коллекционных статуэток. Сегодня в каждом крупном проекте есть различные записки, фотографии и прочая мелочёвка, которую обычно собирают для достижений или наград. Увы, чаще именно для ачивок, из-за чего часто жалеешь о впустую потраченном времени.
В Vice City к этому подошли грамотно: за все собранные пакеты дарили полный комплект оружия, два боевых вертолёта и танк. Открытые награды здорово помогали в прохождении многих миссий.
С пляжа я направился к улицам, расположенным за Вайс-бич. Центральная юго-западная часть острова — это район многоэтажных отелей и неоновых огней. Южные районы острова лучше всего выглядят именно вечером. Благодаря неону полностью преображаются невзрачные заправки, мастерские и многоэтажные стоянки.
Там же находится клуб Pole Position. Если помните, для его прокачки нужно было несколько раз сходить к стриптизёршам. Этих «походов» я боялся, так как родители часто заходили ко мне в комнату. После прохождения этого побочного задания клуб приносит ежедневный доход в четыре тысячи долларов.
Кстати, рядом с клубом есть пасхалка. Rockstar Games поместила в одну из витрин концепт-арты с персонажами Grand Theft Auto III. Текстура мыльная, но образы героев моментально узнаются. Раньше как-то не обращал на неё внимание.
С крыши самого высокого отеля открывается один из лучших видов на город. Совсем отвык от того, что на крыши определённых зданий невозможно попасть из-за ограничений по высоте. Сегодня сложно представить игру, в которой вертолет откажется подниматься выше половины небоскреба.
На скриншотах ниже — максимальная высота. Чтобы забраться повыше нужны читы или манипуляции с параметрами транспорта в файле handling.cfg
Закат на крыше отеля я встретил под проникновенную песню Broken Wings от американской поп-группы Mr. Mister. И вновь любимое радио Emotion.
На юге Вайс-бич находится центральный полицейский участок города. Сюда всегда хотелось приехать, оторваться и навести «порядок» после того, как какой-нибудь шустрый полицейский арестовал меня во время кражи автомобиля. В здании постоянный респаун, так что перестреливаться с копами можно до бесконечности. В 14 лет я выпускал здесь пар после двоек в школе и выматывающих экзаменов.
Вайс-поинт — северная часть Вайс-бич. Район жилых многоэтажных зданий, особняков и фешенебельных отелей. Здесь расположена основная часть недвижимости, которую разрешают купить по ходу игры. Мне этот район запомнился больше всего — уж слишком много памятных мест.
Первое, и конечно же главное место для любого игрока — непримечательный отель Харрисон, в котором живёт адвокат Кен Розенберг. Здесь начинается игра. Вы точно помните его искромётную начальную фразу: «Я поднялся со дна, чтобы немного подзаработать, и тут судьба макнула меня лицом в дерьмо».
Начало Vice City запоминается навсегда. Игрок садится в машину и едет до своего отеля под песню Billie Jean поп-идола Майкла Джексона. А ещё слушает сообщение о перекрытии всех мостов из-за плохой погоды.
От Оушен Драйв я направился к клубу «Малибу» — самой дорогой недвижимости в игре. Наверняка каждый из нас устраивал тут беспредел, а потом отбивался от полиции со второго этажа.
«Малибу» проблематично купить в начале игры из-за его высокой стоимости. Всё-таки не так просто накопить 120 тысяч долларов даже на шестом часу игры, тем более, если не знать как. В этот раз я посетил клуб под песню Call Me группы Go West. Она часто играет на танцполе и радио Flash FM.
С клубом связан случай, который навсегда изменил отношение моей мамы к жанру видеоигр в открытом мире. Как-то раз я снял в Vice City проститутку и уединился с ней за зданием клуба. Во время кульминационных «покачиваний» в комнату зашла мама. Диалог был примерно такой:
— Таааааак. Что это такое?
— *сквозь смех* Ничего, просто проститутка.
— Ну и игры у вас пошли!
В общем, тогда всё обошлось. Позже она рассказала об этом случае отцу, а тот даже немного заинтересовался игрой. Порой он останавливался у компьютера и смотрел, как я играю. Маму же «переклинило» окончательно и бесповоротно. С тех пор она называла «проститутками» все игры с открытым миром и поездками на машинах.
Только одно место в Вайс-поинт способно вызвать не самые приятные воспоминания — это недостроенный дом из миссии с вертолётиком, на которую потрачено немыслимое количество сил, времени и нервов. Именно на этом квесте игру чаще всего хотелось просто бросить. Половина времени уходила, чтобы привыкнуть к убогому управлению, и ещё половина — на оттачивание полученных навыков.
Когда я более-менее освоился, стал предлагать друзьям пройти эту миссию за них. Не бесплатно, разумеется: всего 50 рублей и о проблемах с квестом можно было забыть. Так я заработал около 200 рублей — неплохие деньги по тем временам. Можно было купить игр на PlayStation или кучу всякой вредной еды.
Любимый дом на острове — особняк Эль-Сванко Каса. Никаких особых излишеств, просто отличный внешний вид, удобное расположение, а ещё он отлично подходит на роль опорной базы для войны с полицейскими. Нет такого игрока, который намеренно не устраивал бы «войнушку», чтобы получить максимальный уровень розыска. А отбиваться от спецназа удобнее всего именно на территории Эль-Сванко Каса.
Но некоторые вещи я не могу понять даже годы спустя. Зачем создавать баскетбольные площадки, если на них никто не играет? Почему в главном торговом центре города так мало народу? Несколько мест в городе кажутся вымершими, хотя к этому нет никаких предпосылок.
После всех размышлений я сел в припаркованный на крыше вертолёт и полетел в сторону залива — изучать маленькие острова. По дороге можно заметить известную пасхалку — гигантский член на здании отеля. В таком порядке свет в окнах зажигается каждый день с 23:00 до 0:00.
По радио звучала группа Cutting Crew с песней Died in Your Arms, а диджей Фернандо Мартинес рассказывал о том, как повстречал уродливую девушку с прекрасными изумрудными глазами.
Пролив и маленькие острова
В Vice City нельзя плавать, а у водоёмов (не считая бассейнов) просто нет дна. Большинство объектов проваливается через мутную плоскую текстуру, где вскоре исчезают за считанные секунды. Об этом я узнал только с читами и модами, так как плавать жутко хотелось, а беспомощность Томми постоянно раздражала. Эту проблему исправили только в Vice City Stories.
Зато ничто не мешает изучить пролив прямо с лодки. Под водой можно увидеть затонувшие корабли (один взяли прямиком из GTA III), подводную лодку и другие интересные объекты.
Забавно, что разработчики не продумали морские пути и высоту лодок. Большие яхты врезаются в мосты до тех пор, пока не перевернутся или не взорвутся.
В проливе расположились три острова: Лиф Линкс, Праун и Старфиш. Самый простой и бесполезный — это Лиф Линкс. Всего лишь обычный гольф-клуб с парой секретов и одной сюжетной миссией.
На острове Праун находится база банды Sharks и киностудия режиссёра порнофильмов Стива Скотта. Неуютное место: обшарпанные здания, редкие машины и прохожие. Зато оттуда открывается лучший вид на небоскрёбы центрального района города.
Старфиш — остров богачей, дорогих автомобилей и величественных особняков. Большинство зданий тут выполнено в архитектурном стиле «медитерранеан модерн». Он формировался под влиянием греческой, испанской и итальянской архитектур.
Когда я слышу об особняках российских олигархов и актёров в Майами, то в моей голове моментально всплывают дома из Старфиш. С обязательными полуарками, колоннами, бассейнами и спорткарами. Редкий случай, когда вспоминаешь образ не из реальности, а именно из игры.
К середине кампании игрок получает в своё распоряжение особняк бывшего наркобарона Диаза. Создан он под вдохновением от дома Тони Монтаны из фильма «Лицо со шрамом». Скопирован рабочий кабинет Тони, огромная лестница и комната отдыха.
Дизайн — наверное, худшее, что есть в особняке. Большая часть помещений — пустые коридоры и бесполезное нагромождение лестниц. Подобное смотрелось жутковато ещё в 2003 году, но в те годы мы не были так избалованы, поэтому многое прощали.
На этом я закончил исследование мелких островов, взял вертолёт на крыше особняка и полетел в направлении главного острова под песню Missing You от Джона Уэйта.
Vice City Mainland
На юге острова — скучная портовая зона и личный пирс с гоночными лодками. Ловить тут всегда было нечего, разве что искать спрятанные пакеты.
В аэропорту Эксобара тоже нет ничего впечатляющего, если не заниматься поиском секретов и выполнением зрелищных прыжков. Можно понаблюдать за взлётом и посадкой самолетов или найти какой-нибудь неисправленный баг. Возле взлётно-посадочной полосы изредка респаунятся автомобили, которые появляются из ниоткуда и ездят по кругу.
Персональный челлендж — угон танка или вертолёта с военной базы. Это не так-то просто даже после нескольких прохождений: солдаты пачками респаунятся прямо у входа и стреляют в спину очередями. Живым выбраться из этой авантюры непросто.
Зато все старания с лихвой окупятся позднее. Танк и военный вертолёт можно затолкать в гараж и в будущем использовать в сложных миссиях.
После скучной промышленной зоны я направился в автосалон Sunshine Autos. Там я обнаружил свою забытую коллекцию спорткаров, а заодно вспомнил один из побочных квестов.
Для развития автосалона нужно угонять автомобили из списка, который висит рядом со входом в гараж. Помню, как часами колесил по городу в поисках нужной модели. Пожалуй, это мой любимый побочный квест во всей игре.
Центр острова занимают два бандитских района — Маленькая Гавана и Маленькое Гаити. Группировки каждого района враждуют между собой за территорию. В целом, криминальная обстановка показана очень достоверно, так как в реальной Маленькой Гаване даже сегодня держится высокий уровень преступности.
Район кубинских иммигрантов оставил только приятные воспоминания. Маленькие одноэтажные домики в кубинском стиле, уникальный автомобиль Hermes с огненной покраской и бодрым «урчанием», кафе на углу. Им заведует Умберто Робина — главарь кубинской банды и просто весёлый мужчина, который постоянно болтает о больших мужских гениталиях. Его ещё озвучивает известный актёр Дэнни Трэхо.
А вот гаитянский район никогда не любил. Во-первых, местная группировка будет враждебно относится к игроку даже после выполнения всех заданий от бабушки Пулет (духовный лидер банды), а во-вторых — это просто чертовски унылое место. Чего только стоит билборд «Жизнь — это сука» на въезде. В районе не стоит парковаться, иначе перестрелки не миновать.
Также в этом районе есть городская свалка. Трафик целенаправленно едет ко входу на свалку, после чего разворачивается и едет в обратную сторону — из-за этого часто случаются аварии. Видимо, разработчики не стали заморачиваться и ввели единый алгоритм для всего транспорта в игре.
Свалка вызывает не самые приятные воспоминания о миссии со спасением Лэнса Вэнса. Тяжело раненный товарищ истекает кровь, а проход к нему охраняет море вооруженных бандитов. И даже если спасти Вэнса со свалки, то головорезы Диаса будут преследовать игрока до больницы. Это одна из наиболее длинных и трудных миссий в игре.
После свалки я выехал на восточное побережье и направился в район Даунтаун. По дороге увидел полицейский участок, банк, аптеку, кафе и гараж Pay ‘n’ Spray. С этими достопримечательностями у меня не связано ярких воспоминаний, но многие из них выручали, когда нужно было оторваться от полиции или вылечиться. В машине на протяжении всего путешествия играла песня I Ran нью-вейв группы A Flock of Seagulls.
На въезде в район небоскрёбов — знаменитая лестница, на которую я всегда заезжал для прыжка на соседнее здание. Уверен, что этот трюк совершали абсолютно все игроки.
Напротив лестницы — самая редкая и малоизвестная пасхалка в игре. Я узнал о ней лишь годы спустя от своего знакомого, который любил играть в Vice City с чит-кодами и трейнерами.
В оружейном магазине Ammunation за текстурой стены спрятались фотографии Горбачёва и Рейгана. Генеральный секретарь ЦК КПСС расстрелян улыбающимся президентом США.
В 14 лет деловой район города казался мне громадным. На самом деле, он состоит всего из пары кварталов и четырёх больших небоскребов. Игры тех лет всегда казались масштабнее и продолжительнее, чем были на самом деле. Взять хотя бы великолепный Star Wars: Knights of the Old Republic с очень камерными локациями по стандартам современных игр.
Небоскрёбы недоступны для исследования, ведь вертолёты не летают выше 12 этажей. Но на крышу пары из них всё же можно попасть — туда переносят прямо со входа в здание. На крыше штаб-квартиры телеканала Vice City News есть вертолёт и настоящее пасхальное яйцо. Если разбежаться и прыгнуть в стену противоположного дома, то игрок попадёт в комнату с коричневым яйцом и надписью «Счастливой Пасхи».
В конце путешествия меня ждал стадион и призовые машины возле входа. За прохождение гонок на выживание игроку дарили два авто и три кубка в особняк Томми. Гонки не сложные, но неприятные, хотя приз того стоит. Тот же автомобиль Blooring занимает третье место по скорости, уступая лишь спорткарам Cheetah и Infernus.
Сама локация раскрыта очень слабо и делать здесь особо нечего. Этот пробел позже восполнили в Vice City Stories, связав со стадионом три сюжетные миссии. После их прохождения открывался доступ к настоящему концерту певца Фила Коллинза.
Окончательно я попрощался с Вайс-Сити на стоянке возле стадиона. Это самая северная часть города, дальше — лишь океан. Встретил закат и застал здесь ночь под песню Self Control певицы Лоры Брэниган.
Я не буду скучать по игре и даже вряд ли пройду её в ближайшие годы. В любой момент спокойно перескажу весь сюжет, миссии, опишу все улицы и достопримечательности города в мельчайших деталях. Когда проходишь игру больше семи раз, то многое не просто запоминается, а уже откладывается на подкорку. Поэтому вернуться в Вайс-Сити я могу в любое время — достаточно представить его в голове под любимые песни с радиостанций.
У многих игроков есть драгоценные истории, связанные с Вайс-Сити. Какие у вас любимые локации и районы? Над каким заданием мучились дольше всего? Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях.
Источник: DTF