Владельцы прав на старые мультиплеерные игры противостоит попыткам энтузиастов их возродить

То, что современных игр очень много, вовсе не означает, что любители видео- или консольных игр отказываются от старых тайтлов. Вовсе нет, игровая ностальгия с каждым годом все сильнее. Ведь именно поэтому популярными и ожидаемыми становятся игровые консоли, копирующие внешний вид и, собственно, игры первых консолей — например, NES и SNES Mini.

Относительно недавно появилась группа энтузиастов ретроигр, которые решили восстановить старые игровые сервиса для того, чтобы геймеры получили возможность играть в ретро-игры с мультиплеером. И хотя сложно ожидать, что все это может привлечь миллионы игроков, разработчики тайтлов, о которых идет речь, выступают против этой инициативы.

Дискуссия зашла так далеко, что в дело вмешался даже регулятор — Управление авторских прав в США. Собственно, шансов победить правообладателей у энтузиастов немного — велика вероятность того, что ничего просто не получится. Отслеживая аргументы сторон, можно понять, насколько сложен текущий мир игр, имеется в виду внутренняя кухня в первую очередь, а не сами игры.

Все началось в 2015 году, когда в США решили дать послабление тем, кто хотел бы (с игровой или исследовательской целью) восстановить сетевой сервер старой игры, к которому могли бы подключаться все желающие. Несмотря на бурное протестное выступление законодателей, авторы проекта продолжили работу. Более того, Управление заявило, что у геймеров, которые создают старые сервера, которые были давно отключены. Регулятор разрешил геймерам делать то, что им нравится, запретив правообладателям на что-либо жаловаться. Прежде всего потому, что подобная бесплатная реклама приносит неплохой эффект.

К сожалению, срок действия разрешения был ограничен по времени. В большинстве стран законодательство вообще не в состоянии разрешить эту проблему, что неудивительно. Вообще говоря, существует весьма крупная организация, которая занимается вопросом сохранения старых игр для последующих поколений. Называется эта организация Museum of Art and Digital Entertainment (MADE, и ее можно считать настоящим музеем. По словам представителей музея, восстановление серверов и тестирование их в работе — отличная реклама старым играм, в которые мало кто играет. Если же компания, разрабатывающая игры, решает отключить сервер какой-либо из них, то впоследствии это можно решить, запустив кастомный сервер.

Речь идет именно об играх с мультиплеером, для которых нет рабочих серверов, соответственно, и поиграть нет никакой возможности. Если нет серверов, которые поддерживают такие тайтлы, то сами игры, фактически, превращаются в «цифровую пыль» и никакой ценности собой не представляют. А ведь цифровые копии многих из них хранятся в музеях, архивах, библиотеках и т.п. Но поиграть в серверные игры нельзя без самих серверов, так что в качестве артефакта прошлого они становятся бесполезными. Будущие поколения просто не смогут понять, что из себя представлял тот либо иной шедевр игрового мира.

image

Ну а для того, чтобы получить возможность поиграть в какой-либо из тайтлов, недостаточно просто подключить серверное железо к сети. Нужно еще и специализированное ПО. И вот здесь как раз возникают сложности: для того, чтобы создать обновленный софт, адаптировав его с современным реалиям, необходимо изучить исходники или уже скомпилированный серверный софт старой игры. Понятно, что поскольку все старые игры защищены патентами и лицензиями, то попытка поднять сервер сопряжена с риском нарушения антипиратского законодательства. Здесь уже речь идет о прямом нарушении духа и буквы Закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Другими словами, подобные действия всегда связаны с нарушением закона, за что исполнителя не погладят по головке ни в одной стране.

Но даже если бы этой проблемы бы не было, возникает другая. Дело в том, что большая часть кода серверной части игры обычно не выкладывается в общем доступе. Что делать, если хочется вернуть игру к жизни? Нужно либо каким-либо образом получить исходник, либо писать серверную часть с нуля, руководствуясь собственными познаниями и догадками и принципе функционирования той либо иной игры.

Конечно, для большинства игр есть масса текстовых обзоров в сети или же (если повезет) — видео геймплея. В некоторых случаях прохождение старой игры снимали еще на аналоговую камеру, выкладывая оцифрованный ролик гораздо позже — когда интернет стал популярным. По мнению MADE, лишь текста или видео никак недостаточно для получения полноценной информации об игре. Для этого необходимо поиграть, чтобы получить объективное представление обо всем этом. Ведь игра — это, прежде всего, продукт своей эпохи, со всеми ее культурными, политическими, духовными и прочими символами. Игры — это целый культурный пласт, который может представлять исключительную ценность для будущих поколений.

Но ассоциация игровых компаний, именующая себя Entertainment Software Association (ESA), относится к этой идее с изрядным скептицизмом. По мнению ESA (не путать с Европейским космическим агентством), «игровые археологи» пока что не предоставили существенных доказательств своей точки зрения.

Более того, по мнению этой же организации, «цифровые археологи» могут пойти гораздо дальше, чем просто сохранение игр. Речь идет об «опасности» того, что историки игрового мира могут решить открыть доступ к восстановленным серверам для всех желающих. И вот тогда разработчики будут уже очень недовольны, поскольку их интеллектуальную собственность используют без всякого профита для разработчика. По мнению ESA вряд ли кто-то захочет потратить сотни рабочих часов для того, чтобы восстановить работоспособность игры, к которой не будет доступа ни у кого.


Скриншот популярной некогда игры Habitat компании LucasArts

«У предложения восстановить серверную часть онлайн-игры есть подоплека — и это желание предоставить доступ к этой игре всем желающим. Естественно, если тот, кто планирует восстановить игру, сделает это, он может захотеть показать труд своих рук другим пользователям», — говорится в обращении ESA.

Ну а если онлайн-игра будет работать в некоем игровом музее, то понятно, что и у организаторов этого музея появится желание показать игру, которая уже стала историей, всему миру. В принципе, логика в этих словах есть, поскольку не так давно восстановление серверной части MMO Habitat все же привела к тому, что игра стала доступной для всех. Правда, эта работа проводилась с позволения и полного одобрения правообладателя.

По мнению «цифровых археологов», у антипиратского закона должны быть исключения. Например, разрешить копаться в старом коде с возможностью использования некоторых его кусков для восстановления работоспособности серверных игр стоит разрешить энтузиастам. У MADE есть помощники в разных странах, которые, не особо интересуясь финансовой стороной проекта, помогают бесплатно. Эта помощь включает изучение старого кода и создание эмуляторов, написанных уже на современном ПО. Причем эти эмуляторы могут запускать старые игры без всяких проблем.

Но ESA и другие подобные организации очень волнует вопрос, который уже был указан выше. А именно — возможность получения доступа к старым играм для широкой публики. По мнению представителей ESA, все это не имеет и не должно иметь законодательной базы.

«Вполне логично считать, что если это предложение будет принято, то те компании и их помощники, кто занимается „цифровой археологией“, захотят привлечь к делу геймеров. Ну а это будет уже прямым нарушением законодательства.

Почему этого нельзя допустить? Ну, например, хотя бы потому, что многие компании продолжают зарабатывать на ностальгии геймеров старой школы. Именно поэтому сейчас популярны такие консоли, как NES MINI и SNES MINI. Кстати, обзор обеих публиковался на Geektimes.

Те же игры, которые пока что не были восстановлены стараниями владельцев авторского права, по мнению MADE, и не должны восстанавливаться никем другим. Почему? Да потому, что их доля рынка будет либо нулевой, либо немногим выше нуля. ESA возражает (причем вполне логично. Если у игры нет рынка, то ведь и об упущенной прибыли говорить не приходится — пускай тогда в игру играют те единичные геймеры, кому она дорога. Хуже всего то, что не всегда создатели оригинальной игры имеют какой-либо юридический вес в спорах подобного типа. Ведь права на игру могут принадлежать вовсе не ее создателю, а той компании, которая купила тайтл много лет назад.

Интересно, что некоторые создатели старых игр не имеют ничего против того, чтобы их разработка была восстановлена и вновь увидела свет. В качестве примера можно привести Star Wars Battlefrornt 2 и все же положительное решение Blizzard относительно восстановления работы оригинальной версии World of Warcraft.

Свою позицию ESA обосновывает еще и тем, что, например, в кинематографе тоже огромное количество фильмов, которые мало кто смотрит. Тем не менее „ни у кого не возникает идеи взять и начать распространять копии ТВ-шоу или фильмов двадцатилетней давности, либо же начать их показывать по какому-либо “самодельному» каналу”, как это предлагается «цифровыми археологами».

Кроме того, организация считает, что если старая игра будет запущена в момент релиза новинки, сделанной тем же разработчиком, что и олдскульный тайтл, то это может повлиять на популярность новинки, а следовательно, и на финансовые показатели продаж. С другой стороны, это как-то слабо коррелирует с утверждением, что у большинства старых игр нет и не может быть своего рынка. Как бы там ни было, организация считает, что «если доступ к старой мультиплеерной игре будет восстановлен, то многие игроки предпочтут старый тайтл новому, и у последнего снизятся продажи».

Тем не менее, странно это слышать в свете того, что в мире существует огромное количество игровых консолей, способных работать со старыми играми, либо же эмуляторов, которые позволяют играть практически во все старые тайтлы, даже с сетевыми функциями. Но, похоже, у владельцев авторских прав своя точка зрения, которой они намерены придерживаться во что бы то ни было.

Сейчас сложно сказать, чья точка зрения окажется победной, но если учитывать последние тенденции в мире копирайта, то надо думать, что у «цифровых археологов» не слишком много шансов на успех. Компании, которым принадлежит авторское право на игру, вовсе не стремятся (есть, правда, исключения из правил, часть из которых были представлены выше) восстановить работоспособность своих старых игр и получить армию поклонников, «восставшую из пепла». Все это угрожает миру новых игр и прибылям, которые стали действительно космическими.

Пока что дискуссия продолжается, и в США вскоре будет проведен новый круг общественных слушаний, а также собраны комментарии всех, кого интересует эта тема. В общем-то, еще не все потеряно, так что стоит дождаться окончания всего этого процесса. Возможно, случится чудо, и старые игры с сетевыми функциями станут доступными.

 
Источник

Читайте также