Рассказ о человеке, изменившем серию Uncharted и придумавшем The Last of Us.
Нил Дракманн — сценарист, геймдизайнер, креативный директор и вице-президент студии Naughty Dog. Он пришёл в студию в 2004 году в качестве интерна и всего за 15 лет стал одним из главных её лиц. Дракманн напрямую участвовал в разработке прорывной Uncharted 2 и придумал концепцию The Last of Us, вошедшей в историю игровой индустрии.
Несмотря на то, что студия перенесла релиз The Last of Us: Part II, во многом определяющей для карьеры Дракманна игры, это не мешает нам вспомнить путь разработчика в индустрии и разобрать приёмы, которые он использует в своей работе.
До Naughty Dog
Нил Дракманн родился в 1978 году в Израиле. На родине он прожил только десять лет: в конце 80-х его семья переехала в Америку. С ранних лет он любил видеоигры: сценарист называет любимыми Double Dragon, Rampage, Space Quest, King`s Quest и The Secret of Monkey Island.
Уже в детстве его привлекала идея заниматься производством игр. Однако долгое время Дракманн не верил в эту возможность: вплоть до колледжа ему казалось, что за работу над видеоиграми денег не платят.
Интересы будущего геймдизайнера этим не ограничивались. Благодаря старшему брату Эммануэлю он познакомился с комиксами и фильмами даже раньше, чем с играми: они и помогли будущему разработчику понять, что ему хочется рассказывать интересные истории. Поэтому уже в возрасте 4-5 лет он начал писать и рисовать комиксы для себя.
Когда семья Дракманна переехала в США, то у Нила не возникло проблем с языковой адаптацией: ещё на родине он овладел основами английского благодаря приключенческим играм. Семейство обосновалось в Майами, где будущий разработчик впоследствии окончил среднюю и старшую школу, а потом поступил в местный университет. Так как на родине у него был только ПК, с консольными играми Дракманн также познакомился в Америке — в первую очередь, с серией игр о Марио.
В высшем учебном заведении он три года изучал криминологию: некоторое время Дракманн рассматривал возможность стать сотрудником ФБР. Но это была, скорее, шутка, придуманная, чтобы хоть как-то оправдать выбор направления: в интервью он признавался, что в те годы не особо понимал, чем хочет заниматься в будущем.
Неопределённость подтолкнула Дракманна больше узнать о сценарном мастерстве. Ему всё ещё хотелось рассказывать истории, но он не был уверен, в какой форме это стоит делать: написать книгу или придерживаться формата комиксов.
В процессе исследования молодой человек ближе познакомился с творчеством Брайана Майкла Бендиса, работавшего в те годы на издательство Image. В 2001 году писатель выпустил книгу сценариев для комикса Powers, где описал свои методы работы и перечислил книги, с которыми стоит познакомиться начинающим писателям.
Одна из рекомендаций — книга «История на миллион долларов» (Story) за авторством преподавателя по сценарному мастерству Роберта Макки. Как позже признавался Дракманн, тогда книга «вынесла ему мозг»: столько в ней было полезной информации о повествовании, включая то, как лучше построить структуру истории и понять своих же персонажей. Вскоре он также обнаружил, что у него неплохо получается программировать: случилось это благодаря курсам в университете.
Последним аргументом для него стало интервью с основателями Naughty Dog Джейсоном Рубином и Энди Гэвином в журнале Next Generation Magazine: в нём они признавались, что пошли в индустрию только из-за любви к играм. Таким образом, серьёзно заняться играми Дракманна вдохновили успехи в программировании и воодушевляющие слова боссов его будущей студии. Он, наконец, осознал, что игровой разработчик — такая же профессия, как и другие.
Первый его шаг в желаемом направлении — смена криминологии на компьютерную науку. Интересно, что родители не были против изменений в научных приоритетах сына, несмотря на то, что за несколько лет до этого, когда Дракманн хотел стать аниматором, они не разрешили ему учиться на художника. Однако компьютерная наука казалась им более серьёзным и уважаемым направлением.
После окончания Флоридского университета Дракманн год работал научным сотрудником в другом учебном заведении — Университете штата Флорида. За это время он успел сделать 2D-шутер с парой друзей под названием Pink Bullet. Летом 2003 года молодой человек переехал в Питтсбург, где поступил в магистратуру Университета Карнеги-Меллона и начал изучать технологии развлечений.
Программа университета имела прикладной характер, поэтому студенты часто занимались разработкой и реализацией проектов, требовавших знаний по программированию, сторителлингу и художественному искусству. Это была неплохая подготовка к работе в игровой индустрии: студенты применяли полученные ранее умения из разных сфер, чтобы подготовить продукт, который мог развлечь и научить пользователя чему-то полезному.
У одного из профессоров университета был друг — знаменитый режиссёр Джордж Ромеро. Вместе они дали студентам необычное задание: придумать идею для игры во вселенной фильма «Ночь живых мертвецов» и «продать» её постановщику. Ромеро выбирал наиболее интересную концепцию, а учащиеся проводили следующий семестр в попытках реализовать её. Дракманн тоже придумал завязку сюжета для своей игры, которая должна была быть выполнена в духе знаменитой ICO.
История рассказывала о полицейском, у которого погибла дочь. В своих путешествиях он встречал девочку и вместе с ней продолжал путь. Постепенно между ними выстраивались дружеские отношения. В какой-то момент главный герой получал травму, а игрок начинал управлять ребёнком.
Подобного описания оказалось недостаточно, чтобы убедить Ромеро: режиссёр выбрал другую идею. Однако самому Дракманну концепция нравилась, и он попытался написать на её основе комикс для издательства Image. Но и тут будущий сценарист получил отказ: идея «ушла в стол» на несколько лет. Помимо этого, за время учёбы он успел создать ещё одну небольшую игру для NES — Dikki Painguin in: TKO for the Third Reich.
В марте 2004 года Дракманн посетил выставку Game Developers Conference и там встретился с Джейсоном Рубином — тогдашним президентом Naughty Dog. Дракманн сразу сказал ему, что хочет попасть в игровую индустрию, но с первого раза получить ему удалось только визитную карточку.
Затем он послал в компанию своё резюме, выспрашивая, нет ли у них вакансии. Спустя несколько месяцев ответ пришёл: разработчикам требовался интерн, владеющий навыками программирования. Дракманн зацепился за эту возможность: в том же году он наконец попал в Naughty Dog — студию, которой восхищался уже много лет.
Первые шаги в Naughty Dog
Интерном Дракманн пробыл недолго. За несколько месяцев он успел попрактиковаться в разработке лишь на игре Jak 3, выпущенной в ноябре 2004-го. Но этого оказалось достаточно: над Jak X: Combat Racing, вышедшей в октябре 2005 года, он трудился уже в качестве штатного сотрудника.
Однако разработчика привлекала более творческая сторона профессии. Поэтому с первых дней в студии Дракманн уговаривал руководство позволить ему присоединиться к команде дизайнеров и сценаристов.
Со-президент Naughty Dog Эван Уэллс не был уверен, что новичок справится с такой высокой должностью, поэтому долгое время отказывал ему. Но в то же время он согласился просматривать дизайнерские работы молодого разработчика, если тот будет работать над ними в свободное время. Больше года Дракманн практиковался самостоятельно и в конце концов получил повышение. Первым его проектом на новой должности стало новое IP под названием Uncharted.
С этого времени Дракманн начал плотно работать с Эми Хенниг — сценаристом и директором игры. Он помогал ей продумывать как структуру повествования в целом, так и отдельные сцены. Сценарист признавался, что в тот момент чувствовал себя более уверенно именно в этом аспекте. Так как английский не был для Дракманна родным языком, у него уходило много времени на то, чтобы сформулировать хотя бы один удачный диалог между героями.
В начале разработки Uncharted 2 Нил Дракманн вновь получил повышение: теперь он выступал в качестве ведущего дизайнера и одного из главных сценаристов. Также разработчик входил в состав неофициальной группы, ответственной за всё, что связано с сюжетом: её участниками также были Эми Хенниг, Брюс Стрейли (геймдиректор) и Джош Шерр (ведущий аниматор).
Именно с этого момента он начал, наконец, делать то, что хотел всегда: плотно работать над интересными историями. На примере Uncharted 2 можно показать порядок работы Naughty Dog над своими проектами: Дракманн придерживался той же стратегии и позднее, когда начал отвечать за всё производство.
Работа в студии начинается с главной идеи: команда проводит собственное исследование, чтобы понять, как можно уместить сюжет в исторический контекст без противоречий.
После этого авторы думают, как лучше раскрыть основных персонажей. Дрейка, например, они поместили в компанию преступников — сценаристы решили, что именно такая среда должна быть привычна для искателя приключений.
Следующий шаг — выбор локаций для уровней и обсуждение того, как они, а также арки второстепенных персонажей, влияют на основной сюжет. Разработчики из Naughty Dog постоянно пользуются карточками и схемами, чтобы следить за ходом истории. Сам же сценарий по структуре больше напоминает скрипт фильма или ТВ-шоу, но пишется он на протяжении всей разработки.
Постоянно меняется и другая сюжетная часть — внутриигровые диалоги. Сценаристы обычно накидывают те фразы, которые, по их мнению, должны произносить герои во время игры. Затем они записывают геймплейный эпизод и показывают его актёрам озвучания. Последние, ознакомившись с материалом, начинают импровизировать: отходить от текста, придумывать свои шутки, по-новому реагировать на фразы партнёра.
По итогам таких сессий у разработчиков появляется много новых диалогов для обработки. Дракманн признаётся, что самые остроумные фразы всегда придумывают актёры, прекрасно понимающие своих персонажей, а вовсе не разработчики.
Так как Нил Дракманн работал программистом, то его с самого начала интересовало, как можно соединить геймплей и повествование так, чтобы игрок получил по-настоящему уникальный опыт, невозможный при просмотре кино или чтении книги.
В Uncharted 2 есть эпизод, когда Дрейк несёт раненного оператора Джеффа: в это же время его атакуют враги, Хлоя уговаривает Нейта бросить напарника, а Елена просит не делать этого. Именно эту сцену геймдизайнер считает прекрасным образцом того, как проработанный сценарий может погружать в игровой процесс.
После релиза в октябре 2009 года Uncharted 2: Among Thieves стала настоящим хитом. Игроки и критики восторгались игрой, а её продажи на PS3 составили шесть миллионов копий. Неожиданный финансовый успех позволил Naughty Dog вновь попробовать разделить команду на две группы.
Первая попытка случилась ещё во время разработки Uncharted: Drake’s Fortune: часть разработчиков некоторое время занималась созданием Jak and Daxter: The Lost Frontier для PSP. Но ресурсов у студии на два проекта тогда не хватило — доделывала игру студия High Impact Games.
В 2009-м Нил Дракманн вместе с геймдиректором Брюсом Стрейли возглавили разработку новой игры, а другая часть команды под руководством Эми Хенниг работала над Uncharted 3: Drake’s Deception. Изначально руководители Naughty Dog планировали, что «запасная» группа займётся очередной частью Jak and Daxter для PS3. Дракманну и Стрейли была дана полная творческая свобода для переосмысления франшизы, но всё оказалось не так просто.
Чем больше авторы думали над перезапуском знаменитой серии, тем больше сомневались, что из неё получится удачная игра, а не проходная часть ради лишнего заработка. В конце концов команда обсудила ситуацию с Эваном Уэллсом, и разработка остановилась: Дракманн и Стрейли предпочли сконцентрироваться на новом IP.
В тот же период (2009 и начало 2010 года), Дракманн вернулся к созданию комиксов. Первая работа — анимированный приквел Uncharted: Eye of Indra, выпущенный в PSN в четырёх эпизодах. Затем он опубликовал свой дебютный графический роман — A Second Chance at Sarah.
Главный герой комикса заключил сделку с дьяволом, чтобы отправиться в прошлое и спасти свою жену, умершую во время родов. Геймдизайнер отмечал, что это — очень личная история, а протагонист Джонни очень похож на него: как минимум в том, что имеет те же недостатки и страхи.
В работе над Uncharted 3 Дракманн не участвовал. Четыре года он вместе с Брюсом Стрейли трудился над тем самым новым IP, впоследствии ставшим самой успешной игрой Naughty Dog. Сам же геймдизайнер за это время окончательно определился с методами работы и теми ценностями, которых он придерживается в своём творчестве до сих пор.
Новый уровень
Над новым IP Дракманн работал в качестве креативного директора. Если раньше последнее слово в вопросах разработки оставалось за Эми Хенниг, то теперь у него появилась полная творческая свобода. Правда, как было указано ранее, команда некоторое время не могла понять, какую именно игру стоит делать.
Тогда Дракманн обратился к своей старой идее из Университета Карнеги-Меллона, которой не удалось привлечь внимание Джорджа Ромеро. К счастью, Стренли и все остальные коллеги сразу заинтересовались эти предложением: оно подтверждало убеждение сотрудников Naughty Dog, что самая сильная сторона их игр — персонажи.
Чтобы достигнуть такого эффекта, каждый из разработчиков, особенно креативный директор, должен был внести в игру что-то от себя. Дракманн решил придерживаться совета из книги Роберта Макки — всегда оставаться честным.
Новая игра получила название The Last of Us, и её сеттинг мрачного зомби-апокалипсиса кардинально отличался от солнечных пейзажей Uncharted. С новым местом действия пришла перемена и в настроении — история была мрачной и приземлённой. Во главе угла теперь стояли персонажи и то, как окружающий мир влиял на их отношения.
Завязка сюжета не отличалась оригинальностью, но Дракманн со своей командой делал ставку именно на это: ему хотелось быстрее перейти к раскрытию персонажей, а не рассказывать то, что все игроки и так знали. Следовательно, на второй план ушли глобальные вопросы, которые часто поднимаются в подобных произведениях: например, что стояло за эпидемией.
Сеттинг постапокалипсиса позволил сценаристам сместить акцент с внеличностных конфликтов, которые превалировали в Uncharted, на внутренние — персонажи The Last of Us намного чаще задаются философскими вопросами о причинах своих действий. Дракманн обратил внимание на этот аспект, так как ему казалось, что межличностные конфликты редко исследовались в играх: для создания напряжения разработчики обычно добавляли экшена.
Размышления над этой проблемой неизбежно ведут к вопросу о степени человечности героев видеоигр. Могут ли они своими характерами заинтересовать не знакомого с играми человека, или каждый из них годится только для отстрела сотен противников? Когда Дракманн размышлял над этим вопросом в одном из интервью, он вспоминал эпизод из Half-Life 2, когда Аликс Вэнс играла с огромным роботом, похожим на собаку.
Другой аспект мрачного мира The Last of Us, раскрывающий тему человечности героев — жестокость. Насилие в истории Джоэла и Элли разительно отличается от Uncharted. Натан Дрейк отстреливает сотни одинаковых противников как герой боевиков, не задумывается о последствиях, а его совесть молчит: это больше похоже на комикс, а не на реальность.
В The Last of Us же враги похожи на реальных людей, а их смерти показываются очень реалистично. Каждое убийство остаётся в памяти не только персонажей, но и самого игрока. Получается уникальная ситуация: каждый участник игрового процесса, реальный или вымышленный, понимает, что в насилии нет ничего весёлого, и размышляет, как же не потерять свою человечность в жестоком мире.
Naughty Dog старалась сделать такую историю, чтобы ей мог проникнуться любой человек: даже тот, который не любит видеоигры. Им это удалось. Дракманн рассказывал, что после того, как он стал участником Гильдии сценаристов, то показал своим коллегам-писателям 15 минут из The Last of Us.
Многие очень удивились: они не знали, что настолько личные и мрачные истории можно рассказать в таком формате. Геймдизайнеру удалось убедить людей в человечности главных героев видеоигры всего за четверть часа.
Однако больше всего Дракманн гордится тем, что Naughty Dog удалось создать интересного, сильного женского персонажа и развенчать миф, что игры с главными героями-женщинами не получают отклика аудитории. Подтверждением его слов служат продажи The Last of Us — 3,4 миллиона копий в первую неделю.
После релиза геймдизайнер часто говорил, что надеется увидеть в играх больше разнообразных персонажей, но с тем условием, что они будут интересны игроку.
Несомненно, на сюжет игры во многом повлияло и то, что на первых этапах разработки у Дракманна родилась дочь. Центром истории для него стала концовка, в которой Джоэл решает спасти Элли и лишить мир надежды на «выздоровление». Он хотел показать всю нелогичность выбора героя: ведь родители всегда в первую очередь думают о своих детях — они готовы пожертвовать всем ради них. С точки зрения Дракманна и Джоэла, The Last of Us не могла закончиться по-другому.
В игре также много темнокожих персонажей, у которых есть одна общая черта — они все умирают до конца игры. Дракманн признавался, что это получилось не специально: он просто писал сюжет так, как считал нужным. Несмотря на то, что геймдизайнер получил только одно жалобное фанатское письмо по этому поводу, ситуация долго не давала ему покоя. Однако в то же время он в очередной раз понял, что история должна быть превыше всего.
The Last of Us вышла в июне 2013 года и получила множество наград, включая несколько премий BAFTA: одна из них была вручена Дракманну за сюжет игры. Во время разработки он также трудился над комиксом по мотивам игры для издательства Dark Horse, The Last of Us: American Dreams, представившим Райли — подругу Элли из дополнения Left Behind.
Этот небольшой аддон к игре был выпущен в феврале 2014 года: за работу над ним Дракманн получил ещё одну премию BAFTA. В дополнении авторам удалось рассказать чуть больше о прошлом Элли и событии, которое на неё повлияло. Особой похвалы заслужил эпизод с поцелуем Элли и Райли: некоторые журналисты назвали его «прорывом для игровой индустрии».
Успех The Last of Us окончательно утвердил Naughty Dog в статусе одной из ведущих студий индустрии, а Нил Дракманн стал её медийным лицом. Однако все понимали, что останавливаться на достигнутом глупо, и поэтому каждый следующий ведущий проект компании превосходил предыдущий по масштабам.
Развивая идеи
В марте 2014 году студию покинула Эми Хенниг — за франшизу Uncharted теперь тоже отвечал дуэт Дракманна и Стрейли, находившихся, как и прежде, на должностях креативного директора и геймдиректора соответственно. Под их прямым руководством в заключительной части приключений Натана Дрейка появилось больше черт The Last of Us.
В первую очередь это касается повествования: главной темой игры стала не очередная безбашенная охота за сокровищем, а вопрос, насколько далеко можно зайти в погоне за своей страстью. The Last of Us Дракманн написал почти полностью сам, но в работе над Uncharted 4 ему помогал Джош Шерр, уже много лет работавший в анимационном отделе Naughty Dog. Задача последнего заключалась в создании шуток: Дракманн не умел сам писать юмористические диалоги.
Во время разработки, как геймдизайнер признавался сам, его ещё сильнее увлёк вопрос разнообразия. Подробнее изучая этот вопрос, он убедился, что в игровой индустрии очень мало проработанных героев-женщин. Дракманн решил, что может попробовать изменить ситуацию к лучшему: команда соглашалась с этим подходом.
Так, ведущий концепт-художник по персонажам Эшли Свидовски (Ashley Swidowski) постоянно спрашивала своего босса, возможно ли привнести в игру больше полового разнообразия. Именно Эшли, например, предложила сделать ребёнком Дрейка и Елены девочку. Тут сыграла свою роль открытость Дракманна к чужим идеям. Он признавался, что в первое время ему было сложно перестраиваться и рассматривать свои материал с другой точки зрения.
Поэтому активные дискуссии с коллегами помогали ему расширять кругозор и ставить под сомнение свои убеждения. По его мнению, если постоянно задавать вопросы к своей работе («Можем ли мы сделать начальную идею более оригинальной?»), то многих клишированных нарративных моментов в играх можно избежать. Поэтому он рад, что команда всегда думает об альтернативных точках зрения.
Однако не у всех получилось легко привыкнуть к появлению новых женских персонажей в играх Naughty Dog. Сценарист рассказывал, что во время фокус-теста Uncharted 4 им пришлось выставить из студии одного из игроков, потому что он не совсем адекватно отреагировал на концовку игры.
Один раз авторы навлекли на себя уже публичное негодование. Дело в том, что на роль темнокожей наёмницы Надин была утверждена белая актриса озвучания Лора Бэйли. Некоторых игроков это задело, но Дракманн признавался, что никогда не думал о том, чтобы заменить актрису, которая настолько хорошо выполняла свою работу: цвет кожи в данном случае значения не имел.
В этой ситуации сценарист дал ясно понять, что не будет менять элементы игры из-за страха, что кто-то не поймёт его творческое решение.
Uncharted 4 вышла в мае 2016 года: игра Naughty Dog вновь получила высокие оценки критиков и игроков, а также множество наград. Работа Дракманна была отмечена Гильдией сценаристов США в номинации за «Выдающиеся достижения в игровом повествовании». Стало ясно, что ему удалось успешно применить опыт разработки The Last of Us на другой франшизе и показать, что Натан Дрейк — не просто обаятельный искатель приключений.
После завершения разработки студию покинул Брюс Стрейли: работа над такой большой игрой вымотала его. Над следующим большим проектом Дракманн должен был трудиться без участия давних ключевых сотрудников Naughty Dog.
Дорога к The Last of Us: Part II
После завершения истории Натана Дрейка Дракманн работал над сюжетом Uncharted: The Lost Legacy, выпущенной в августе 2017 года. С 2014-го он также писал сценарий экранизации первой части The Last of Us. В феврале 2015-го у него был готов второй черновик истории, но затем фильм попал в производственный ад, из которого не выбрался до сих пор. В 2018 году разработчик признался, что уже не хочет видеть кино по мотивам игры.
Сценарист также поучаствовал в разработке What Remains of Edith Finch в качестве тестера, а в марте 2018-го получил должность вице-президента Naughty Dog.
Дракманну удалось пройти путь от интерна до одного из главных лиц студии менее чем за 15 лет. Следующий большой проект сценариста — продолжение The Last of Us. Причём по своим масштабам игра должна превзойти даже Uncharted 4.
Дракманн неоднократно говорил, что первая часть была о любви, а вторая игра расскажет о ненависти. Ему интересно исследовать личность повзрослевшей Элли: если началом её истории станет месть за близкого человека, то позднее она будет всё больше погружаться в так называемый «круг жестокости», в котором раскроются несколько сторон характера героини.
В творчестве Дракманна постоянно проскальзывает тема сожалений о прошлом: возможно, Элли тоже будет стремиться исправить свои ошибки, не замечая, как превращается в убийцу.
Более живым станет не только главный персонаж, но и противники: разработчики стремятся заставить игроков ещё тщательнее планировать свои действия и трижды подумать, прежде чем совершить убийство.
Враги в The Last of Us: Part II ещё сильнее похожи на реальных людей: они называют друг друга по именам и теряют самообладание, когда видят напарника мёртвым. Впрочем, самым большим испытанием для совести геймеров станут собаки, которых противники держат при себе: Дракманн хочет устроить игрокам настоящий тест на человечность.
Другой важный аспект, который уже успел вызвать споры среди фанатов — сексуальная ориентация Элли. Дракманн признаётся, что каждый из работников Naughty Dog всегда считал героиню лесбиянкой: сейчас они просто подтвердили это для всех остальных.
Это решение было принято не ради пиара, а для более интересного и убедительного развития личности Элли. Играет свою роль и то, что благодаря разнообразным персонажам игры могут повлиять на большее число людей. Автор говорил, что его неоднократно благодарили геймеры за проделанную работу: многим из них персонажи Naughty Dog помогли пройти через тяжёлые периоды жизни.
Несмотря на то, что Дракманн и Naughty Dog придерживаются открытых взглядов в отношении своих персонажей, даже сейчас они подвергаются обвинениям в гомофобии. Так, после выхода последнего трейлера некоторые медиа обвинили авторов в том, что предполагаемая смерть Дины показывает незначительность персонажей с нетрадиционной ориентацией для разработчиков. Однако, как и прежде, Дракманн не собирается менять свои творческие решения из-за критики.
Учитывая, что Дракманн любит запутывать игроков, события из трейлеров в игре могут выглядеть абсолютно по-другому: сам он признаётся, что ролики едва касаются сути The Last of Us: Part II. Кроме того, во второй части Naughty Dog продолжит свои эксперименты по объединению геймплея и сюжета: например, по движениям Элли можно будет понять, в каком эмоциональном и физическом состоянии она находится.
Каждый сотрудник Naughty Dog осознаёт уровень ответственности. В своём недавнем послании игрокам Дракманн указал, что разработчики — такие же фанаты Элли и Джоэла. Поэтому они, как никто другой, заинтересованы в создании отличной игры.
В последние годы Нил Дракманн активно показывает, что для него не существует преград в творчестве. Если ему придётся принять непопулярное решение ради сюжета, то он сделает это без раздумий — реакция других людей в этом случае не имеет значения.
Можно не соглашаться с его подходом к созданию персонажей и сценария, но сложно не уважать то, что Дракманн готов до конца бороться за свою творческую идею и коллег, занятых в производстве.