«Тишина»: как снять реалистичное переосмысление слэшеров без денег, диалогов и даже звука

Чем хорош камерный триллер от режиссёра «Доктора Сна» и «Призраков дома на холме».

Сейчас Майка Флэнегана знает буквально каждый поклонник ужасов. Причём его творчество выглядит удачным сочетанием классических хорроров и умных драматических сюжетов.

Флэнеган поставил «Игру Джералда» и «Доктор Сон» по Стивену Кингу, сериалы «Призраки дома на холме» и «Полуночная месса». Все эти истории завязаны на личных трагедиях главных персонажей, но при этом неплохо пугают как саспенсом, так и простыми скримерами: кто смотрел «Призраков…», помнит эту дикую сцену в машине в середине сезона.

Однако ещё на заре карьеры, сразу после релиза первого своего популярного фильма «Окулус», Флэнеган вместе со своей будущей женой Кейт Сигел придумал и поставил очень изящный камерный хоррор-триллер.

Два основных героя, одна локация, 18 дней съёмок и минимум текста. Так выглядит его «Тишина» 2016 года.

Мэдди (Кейт Сигел) в 13 лет потеряла слух. Однако девушка приспособилась к новой жизни, поселилась в уединённом доме и стала писательницей. После успеха первого романа «Полуночная месса» (да, Майк Флэнеган намекал на свой будущий проект ещё 8 лет назад) она мучается в творческом кризисе и не может придумать ничего нового.

Но однажды вечером к её дому приходит неизвестный (Джон Галлахер-младший) в маске. Он убивает подругу Мэдди, а ей самой предлагает «игру». Маньяк хочет заставить свою жертву страдать до такой степени, что она сама будет просить о смерти. Дом девушки неплохо защищён, но гость хитёр и терпелив.

На первый взгляд, «Тишина» — стандартный камерный слэшер о дуэли между маньяком и его жертвой с отсылками к классическим джалло. Но если присмотреться, картина превращается скорее в деконструкцию жанра. Без гротеска и юмора «Крика», но зато с максимальной реалистичностью.

Для начала Флэнеган отбрасывает всё лишнее. Не будет спойлером сказать, что мотивы преступника, да и сама его личность так и останутся неизвестными. Он довольно быстро покажет лицо и… это единственная информация о злодее.

И это хорошо, ведь именно так маньяка воспринимает его жертва: кто-то пришёл к дому и хочет её убить. Зачем зрителю знать больше? Возможно, если бы нам не рассказали предысторию Майкла Майерса, «Хэллоуин» бы выглядел более пугающим.

«Тишина»: как снять реалистичное переосмысление слэшеров без денег, диалогов и даже звука

Тем более, что здесь у злодея нет каких-то суперсил и неубиваемости. Просто он более логичен, чем Мэдди, из-за страха и паники упускающая несколько возможностей спастись.

Да и с глухотой героини режиссёр обходится максимально честно. Двумя годами позже выйдет «Не дыши», где слепой старик сталкивается с забравшимися в его дом преступниками. Именно отсутствие зрения с какого-то момента ставит его в более выгодное положение.

В «Тишине» за исключением одной сцены отсутствие слуха не даёт Мэдди никаких преимуществ. Это именно проблема и дополнительная опасность. Злодей может стоять буквально за спиной жертвы, а она этого не заметит.

Зато автор использует глухоту как элемент саунд-дизайна фильма. Основное действие сопровождает минималистичный саундтрек от The Newton Brothers — постоянных композиторов Флэнегана. Кстати, отчасти их музыка создаёт узнаваемый стиль режиссёра: вспомните заставки обоих сезонов «Призраков…».

Но в «Тишине» звук ещё и регулярно пропадает, сменяясь тревожным гулом. Понятно, что так режиссёр заставляет зрителя почувствовать себя на месте Мэдди. Приём не слишком сложный, но здесь он максимально на своём месте.

А поскольку героиня не разговаривает, то и преступник немногословен. Его продолжительный диалог со случайным гостем — самая насыщенная текстом часть фильма и, как специально, самая ненужная.

Но, пожалуй, самое главное — идеально выстроенный темп. «Тишина» длится 80 минут, поэтому основное действие начинается без раскачки после краткого знакомства с героиней. Эмоциональное напряжение спадает лишь на финальных титрах. В середине герои чуть замедлят свои действия, обдумывая, что делать дальше. Но всё же страх не исчезает, а лишь готовит к новому этапу жестокой дуэли.

По итогу получается, что Флэнеган взял самые стандартные элементы слэшера: убийцу в маске, пару человек в качестве пушечного мяса, необычную героиню и отдалённую локацию. Но превратил это всё не в апофеоз кровавости (хоть тут и есть очень жестокие сцены), а в очень правдоподобную историю.

А ещё он разрушил саму идею слэшеров. Ведь что главное для героя в типичном фильме этого жанра? Выжить. А в «Тишине» вопрос не только «как спастись?», но и «зачем», ведь жизнь всё равно бессмысленна.

Фильм пролетает буквально на одном дыхании, и за эти эмоции можно простить ему даже тот факт, что после идеального мрачного финала автор добавил ещё один: слишком предсказуемый и немного противоречащий реалистичности остального сюжета.

#мнения #тишина

 

Источник

Читайте также