12 декабря состоится самая главная церемония наград в игровой индустрии. Чем примечательна TGA ,так ли справедливы её номинации и профессионален состав жюри?
The Gaming Awards взяла своё начало в 2014 году, будучи основанной Джеффом Кейли, который перед этим был ведущим аналогичной церемонии на канале Spike TV(сейчас известен как Paramount Network) с 2003 по 2013 года. По сравнению, с прошлым опытом Джеффа, TGA стала глобальной церемонией, с сохранением всех фишек, вроде живых выступлений музыкантов и оркестра, приглашений различных знаменитостей из мира кино и музыки и взаимодействия с аудиторией путем различных интерактивов.
Претенденты на номинации выдвигаются жюри, состоящим из 80 изданий по всему миру, список которых можно посмотреть на официальном сайте TGA, а победители выбираются путем смешивания результатов между жюри, выбор которого влияет на 90% на конечный результат, оставшиеся 10% отведены для голосующих пользователей . Такое распределение было сделано с целью избежать превращения результатов в чистый фан-сервис(если бы 100% определяющих голосов было от пользователей) и попытаться оценивать номинантов более объективно. Система выглядит весьма разумной, хоть и в каждой бочке есть ложка дегтя, но обо по всем по порядку.
Проголосовать можно на самом сайте, посвященном церемонии, авторизовавшись через Twitter или Facebook, или просто вбив запрос в Google: «TGA vote», предварительно залогинившись.
Победители оглашаются на церемонии, которая проходит в Microsoft Theater в Лос-Анджелесе.
За прошедшие 5 лет с момента основания, церемония награждения стала самой популярной во всем мире, а особый бум в общем количестве зрителей пришелся между 2016 — 2017 годами, поднявшись с показателя в 3.8 миллиона до 11.5 миллионов. Общая картина за 5 лет выглядит так:
- 2014 год — 1.9 миллиона зрителей
- 2015 год — 2.3 миллиона зрителей
- 2016 год — 3.8 миллиона зрителей
- 2017 год — 11.5 миллиона зрителей
- 2018 года — 26.2 миллиона зрителей.
Одна из особенностей церемонии заключается в том, кто входит в Консультационный совет, в котором находятся известные во всей игровой индустрии лица, вроде Хидео Кодзимы, основателя Kojima Productions или Фила Спенсера, главы Xbox, а также одни из самых крупных компаний в индустрии — Valve, Rockstar Games, Sony, что придает церемонии еще больший вес, хотя сам совет , конечно, не влияет на назначение номинантов, (а его советы носят, в основном, рекомендательный характер)
Что же примечательного в The Game Awards?
В первую очередь, это красивое шоу, помимо первостепенной цели любой церемонии наград — выделить кого-то за проделанную работу. В этом году обещают выступление оркестра во главе с Лорном Балфом, который уже долго работает с Хансом Циммером(который принимал участие в церемонии, в прошлом году), CHVRCHES, участвовавшие в работе над саундтреком к Death Stranding и Green Day. Конечно, некорректно сравнивать TGA с другими церемониями наград, в частности «Оскаром», которому уже более 90 лет, да и индустрия игр будет помоложе фильмов, но TGA всего за 5 лет удалось стать главной церемонией наград в игровой сфере, а престижность и популярность возрастает от года к году. К слову, в этом году показ церемонии будет происходит в 53 кинотеатрах, благодаря кооперация с Cimenark Theaters и Sony Pictures, которые после церемонии «бонусом» будут показывать новый фильм «Джуманджи: Новый Уровень».
Во-вторых, можно узнать «срез» мнений игровых журналистов со всего мира и увидеть, какие проекты им запали в душу, а какие обошли внимание профессиональной прессы, когда пришло время для выдвижения номинантов.
Более интересная часть для обычных игроков — это, конечно же, анонсы новых проектов или представление новой информации об уже анонсированных играх. В этом году, по словам Джеффа Кейли, будет более 10 новых игровых анонсов, которые, скорее всего, будут традиционно происходить в перерыве между оглашением победителей в той или иной категории.
Однако, несмотря на растущую и популярность церемонии и стараний избежать конфликта интересов при оценивании игр, к TGA имеется ряд вопросов.
1. Подавляющее большинство голосов при определении победителей исходит со стороны жюри, а номинирование полностью остается за ними.
На сайте TGA такое решение аргументируют тем, что часть игр выходит эксклюзивно на одной платформе, что ставит их не в совсем выгодное положение, а конечные результаты важны тем, чтобы победы достигались не путем социальной инженерии, а реальных достижений.
Логика здесь довольно-таки ясна: достаточно посмотреть на результаты Golden Stick Joy Awards этого года, результаты которого на 100% определяются голосованием пользователей, что вызывает огромное количество вопросов к победителям, и относительной объективности (конечно, любое голосование — это огромное количество субъективных мнений, сложенное в единое) данных результатов — действительно ли проекты заслуживают побед в номинациях или «народная» любовь перевесила здравый смысл и менее пристрастное оценивание игр.
В случае с TGA, вес пользователей составляет всего лишь 10%, что позволяет избежать превращение церемонии в сплошные призы зрительских симпатий. Однако к некоторым изданиям из состава жюри тоже имеются вопросы.
2. Все ли 80 изданий являются компетентными и специализируется на игровой сфере?
Для начала взглянем на количество членов жюри от разных стран:
США — 24
Соединенное Королевство — 9
Германия — 5
Испания, Бразилия , Франция, Япония — по 4 от каждой страны
Австралия, Китай, Мексика — по 3 от каждой страны
Аргентина, Италия, Ближний Восток, Перу, Польша, Южная Корея — по 2 от каждой страны
Чили, Россия, Южная Африка, Турция и Финляндия — по 1 от каждой страны
Помимо «основного состава» жюри, существует также жюри для киберспортивной составляющей, отвечающее за номинации в этой категории, всего их 17, хотя на сайте почему-то указано только 12. Номинаций, связанных с киберспортом — 6 (Лучший тренер, Событие, Ведущий, Игрок, Команда и Киберспортивная игра года). Однако здесь я более подробно останавливаться не буду, так как меня(и большую часть людей, смотрящих церемонию) интересуют «основные номинации».
От России в состав жюри входит «Игромания» — и понятное дело, сразу же возникает вопросы к объективности и профессионализму голосующих, нынешний состав редакции крайне далёк от звания лучшего игрового сайта/журнала в России. Назвать какой-либо другой сайт/журнал, более подходящий для вхождения в жюри, я тоже не могу, так как на данный момент лучшие специалисты в этой сфере у нас разбросаны по разным командам, блогам и сайтам. И в идеале, конечно, нужно собирать отдельную команду из наиболее компетентных игрожуров по кусочкам со всех уголков отрасли, и уже от неё выдвигать номинации и давать возможность голосовать. Вот только этим никто явно заниматься не будет, в особенности сами организаторы TGA вряд разбираются в том, что происходят в российском игрожуре, да и выделен всего лишь 1 слот для России.
Сколько еще подобных членов жюри представлено в целом — вопрос, скорее, риторический, потому что намного сложнее держаться неких стандартов профессии и не давать особой воли субъективным ощущениям перевесить обьективные аспекты игр при рецензировании, не поддаваться влиянию в какую-либо сторону от «чемоданов» или пресс-туров от издателя или просто выполнять свою работу, за которую тебе платят деньги, а не отмахиваться на сроки эмбарго или на то, что игра слишком скучная/невыносимая и отказываться публиковать рецензии.
Впрочем, это глобальные проблемы современного игрожура по всему миру и удивляться здесь вряд ли есть чему.
Однако вернемся к англоязычным изданиям(США, Австралия, Великобритания), входящим в состав жюри, потому что здесь довольно-таки любопытно: из 36 изданий, не «профильными» (то есть фокусирующихся не только на игровой индустрии) являются целых 13 : Metro, The Guardian, Daily Star, Ars Technica, Digital Trends, Engadget, The Hollywood Reporter, LA Times, VentureBeat, TheVerge, Vice и небольшим особняком в конце идут парни из Touch Arcade, которые специализируются сугубо на приложениях и играх для смартфонов. Остальные издания можно разделить на 2 типа: тех-сайты, рассказывающие о новинках в мире гаджетов, где раздел, связанный с играми, является одним из направлений, но далеко не самых главных, и «общие» новостные сайты, которые пишут обо всем, начиная от политики и заканчивая новостями в социальных сетях.
Конечно, это не означает автоматически, что сотрудники, работающие для этих разделов уступают своим коллегам из «профильных» изданий в плане профессионализма, однако на деле зачастую оказывается, что обьем текста рецензий в таких случаях значительно меньше, а взгляд на какие-то игровые аспекты и даже в целом выводы о них могут быть порой слишком поверхностными. Стоит ли включать такие издания в состав жюри — вопрос спорный и весьма непростой. С одной стороны, безусловно, классно, что даже мастодонты заграничной прессы и старинные консервативные издания охватывают все больше областей, не обделяя сферу игровой индустрии своим вниманием, стараясь постоянно держать руку на пульсе и не отставать от главных новостей этой сферы, при этом давая возможность неискушенному(во всех игровых перипетиях) читателю узнавать что-то для себя новое. Но с другой стороны, возникает вопрос об уровне компетентности сотрудников редакций, отвечающие за эти разделы, и уж тем более об охватывании всех механик игры, как положительных, так и отрицательных — потому что в этих случаях, обратной связи намного меньше, чем на тематических сайтах, либо её вовсе нет(отсутствует возможность комментирования) и можно спокойно на некоторые вещи «подзабить» или дать волю субьективным ощущениям или даже вовсе подукрасить какие-то моменты и чудесным образом их связать с чем-то реальным, особенно если в игре затрагивается, например, тема политики — все-таки читатели здесь, в целом, менее прихотливы и разборчивы, поэтому на некоторые вещи, которые могли бы вызвать шквал критики на профильных сайтах, здесь «закрывают» глаза.
Как бы то ни было, но организаторы TGA в ближайшие годы вряд ли будут оставлять за бортом такие издания или делать какой-то дополнительный отбор, выдвигая требования для вхождения в члены жюри. Да и если посмотреть со стороны: как будет выглядеть исключение из списка Metro, одной из самых популярных газет Великобритании, или The Guardian, которым, к слову, через 2 года исполнится 200 лет с момента основания, на основании того, что эти издания не достаточно глубоко разбираются в теме? Неразумно с многих точек зрения(особенно с точки зрения пиара и популяризации игровой индустрии, одной из главных задач TGA по задумке основателей) и весьма странно — ведь бывают и «исключения», когда непрофильные издания пишут о каких-то событиях и проектах непредвзятее, чем игрожур(в том числе, это одна из причин, почему проблему нельзя решить, «рубанув с плеча»).
3. Вопросы к некоторым номинациями и (не)попавшим в них номинантов
Пробежавшись по «основным категориям» получилось следующее:
Игра года(Game of The Year)– вопросов, в целом, нет. Можно, конечно, вздохнуть и спросить, а где DMC5 или Metro Exodus — уж в чем-чем, а они по общему уровню качества продукта вряд ли чем-то уступает The Outer Worlds, которая в списке номинантов есть. Но будем честны, ни одна из этих игр, будь даже все они в списке, не выиграли бы в категории, да и объективно они имеют некоторые недостатки или особенности, которые не позволяют им с чистой совестью побеждать в этой категории.
А вот здесь начинается самое интересное, ибо следующие категории вызывают какие-то подозрения *значок иллюминати* : Action Game и Action/Adventure Game, ниже приведу их оригинальное описание с сайта TGA, потому что это важно в контексте следующих рассуждений, да и большинство русскоязычных переводов грешит неточностями в этих вещах(в том числе мой EnglandSky is not perfecto):
Action game: «For the best game in the action genre-focused primarily on combat”, что значит «за лучшую игру в жанре экшена — фокусирующуся в основном на боевой системе»
Action/ Adventure Game : «For the best action/adventure game, combining combat with traversal and puzzle-solving”, то есть «За лучшую экшен/приключенческую игру, сочетающую в себе боевку с путешествиями и решением головоломок»
Ключевые различия: у категории Action Game главный , он же почти единственный фактор, — боевая система. А вот в Action/Adventure Game целых 3 определяющих параметра: Боевая система, путешествия и решения головоломок.
Теперь взор на номинантов:
Action Game: Apex Legends, Astral Chain, COD: Modern Warfare, Devil May Cry 5, Gears 5, Metro Exodus.
Action/Adventure Game: Borderlands 3, Control, Death Stranding, Resident Evil 2, The Legend of Zelda: Link’s Awakening и Sekiro: Shadows Die Twice.
Вуаля : две главных игры и два главных конкурента, фокусирующиеся на боевке, DMC 5 и Sekiro, в разных категориях.(да простят меня поклонники Astral Chain с Platinum Games, которые создали прекрасные Nier и MGR в свое время)
И все бы ничего, вот только в Sekiro нет ни «решений головоломок», ни особых «путешествий»(хотя с этим, безусловно, можно спорить и кидаться в меня тапком, что, дескать, не первый Dark Souls, но открытый мир имеется и некая вариативность в его исследовании и убийстве боссов присутствует), а самый главный упор сделан на боевой системе. Выглядит это весьма странно, учитывая в том числе, что Metro Exodus находится в жанре Action, хотя игра как-раз таки хорошо вписывается под критерий «путешествия», да и боевка — там далеко не самая важная составляющая, и почти всю игру можно пройти в стелсе, не задействуя боевую систему, и игра весьма бы логичнее смотрелась в номинации Action/Adventure Game, а Sekiro бы, в свою очередь, легко и также логично восполнила слот в разделе Action Game, давая DMC5 серьезную конкуренцию, и делая конечный исход голосования в номинации неочевидным.
Конечно, скорее всего(или нет? *исчезающий значок иллюминати*), это просто совпадение, а не умышленное «разведение» DMC5 и Sekiro по разным категориям, но по «логике» номинирования это выглядит не совсем рационально.
К Art Direction серьезных вопросов не имеется. По крайней мере, я не могу вспомнить проекта который точно был обделен в плане номинации за «выдающийся креатив и/или технические достижения в художественном дизайне и анимации»
С Audio Design аналогично.
Номинаты на Game Direction выглядит влитыми — Control, Death Stranding, Resident Evil 2, Sekiro: Shadows Die Twice, Outer Wilds. «За выдающееся креативное видения и инновации в игровом направлении и дизайне» — проекты как нельзя лучше подходят под описание категории, более добавить нечего.
В категории Narrative «за выдающийся рассказ истории и развитие повествования в игре» выглядит присутствие The Outer Worlds выглядит весьма странным, учитывая что в игре нет чего-то особо нового, что игроки не видели в предыдущих проектах Obsidian. Для выделенного бюджета игры, возможно, сделано нормально, но чего-то выдающегося нет. Более объективной заменой номинанта могла быть Metro Exodus, которая на протяжение почти всей игры тоже ведёт повествование на хорошем уровне, при этом не хватая звезд с неба, однако ситуация кардинально меняется в корне на самом последнем уровне игры.
Далее спойлер-алерт, для тех, кто еще вдруг не прошел, но планирует. Если вы играли и помните концовку игры, или вам не интересно узнать почему проект можно было номинировать, то можно смело переходить к следующей категории, после спойлера.
Город встречает гнетущей атмосферой, а игроку сразу же на стол вываливается «смертельная цифра»: 8. Уровень радиации в 8 раз выше чем в Москве, и он продолжает повышаться. После прощания с женой главного героя, которая находится в состоянии близком к смерти, Артем с Мельником покидают Аврору на буханке под гнетущий эмбиент, и здесь начинают закрадываться первые мысли о том, что обратно они уже не вернутся. Состояние полной безысходности укрепляют пейзажи прошедших «баталий» повстанцев Новосибирского метро с руководством и горы трупов, лежащие друг на друге, и осознание от того, что каждый час на счету — с каждым часом они все ближе к смерти из-за огромной радиации, а жена Артема ближе к смерти. Наконец, после разделения спартанцев, начинается визуализация последствий огромных доз радиации — Артему все чаще и чаще приходится вынужденно останавливаться, экран белеет, изображение всего расплывается, потом появляются галлюцинации, сначала голоса и лица близких на давно окоченевших трупах, из-за чего герой даже пытается натянуть валяющуюся газовую маску на труп, а лишь через 10-15 секунд приходит в себя, видя что перед ним мертвец. Дальше герой начинает видеть полноценные галлюцинации, дополняющие реальность и даже затмевающие её на короткие промежутки. Последний маршбросок до местонахождения лекарств даётся гнетущим — вокруг медленно переливаются черно-белые тона окружающего помещения, все вокруг замедляется, а в голове звучит голос жены, прощающей главного героя и благодарящей его хотя бы за попытку её спасти.
Наконец Артем находит лекарства, но выпадает по лестнице из здания, будучи преследуемой горилой, которую при падении пронзает гигантской сосулькой, а главный герой, лежа на снегу, кладёт себе ящик с лекарствами на грудь и «засыпает» при уходящем дневном свете.
И вот здесь начинается самый «сильный» и эмоциональный момент всего уровня и всей игры.
Просыпается Артём уже ночью, во тьме, и вокруг ,помимо гармонично звучащего саундтрека прекрасных композиций Алексея Омельчука, слышен лишь 1 звук — треск счетчика Гейгера. Главный герой медленно поворачивает голову, поднимая руку, и видит застывшую стрелку в самом правом «красном» отделении — на максимуме. Смерть. Он уже погиб, впереди лишь считанные часы агонии перед вечным забвении на просторах Мертвого Города. Однако в этот момент тьму ночи прорезает свет от фар приближающейся «Буханки» с Мельником. Подъехав, полковник выползает из машины и, качаясь, медленно, но уверенно идёт к Артёму и достает последний радиопротектор, который у них остался, и вкалывает его Артему, тем самым заочно себя приговаривая к смерти(из DLC мы узнаем, что Мельник сделал этот выбор еще после нахождения карт зараженных территорий). Далее главный герой частично теряет сознание несколько раз только слыша просьбы Мельника «не засыпать», однако придя в очередной раз в себя Артем видит, что полковник сам «заснул» на соседнем кресле с водительским, пытаясь научить сына Хлебникова вести автомобиль. Главный герой переползает с заднего сиденья на водительское и дрожащими руками заводит «буханку», отправляясь в свою последнюю поездку. При этом контроль над машиной дается игроку, и вы вынуждено вести её сквозь полный мрак, который прорезается только светом луны — отличное решение с точки зрения иммерсивности, и это происходит под замечательный трек Race Against Fate. Через некоторое время, руки главного героя начинают трястись все сильнее и сильнее, и в конце концов он теряет сознание, доехав до железных путей. Просыпается он утром, видя, с собой рядом полковника без шлема. Артем медленно поворачивает полковника за плечо и видит его мертвенно-бледное лицо и закрытые глаза. Он отдал всё, чтобы спасти жизнь своей дочери — даже свою жизнь. После этого Артем медленно выползает из буханки с чемоданом лекарств, еле держась за двери машины, делает пару шагов и падает навзничь в снег. Последнее, что он видит — подъезжающую Аврору с огромным ледоколом на её «носу» и спартанцев, выпрыгивающих с её борта и бегущих по направлению к герою. Тьма.
Далее следует финал.
Очень грамотное «нагнетание» атмосферы на последнем уровне игры, вкладывание игроку в голову мысль, что спартанцы не вернутся обратно, а в конце уже давая полную уверенность, что либо Анна умрет раньше, чем они доедут, либо Артем и Мельник «сгорят» от радиации, доехав в агонии до Авроры, либо лекарства просто не найдутся. Огромную роль здесь играет отличный саундтрек Алексея Омельчука, который выдаёт одну душещипательную композицию за другой.
Именно за Новосибирск, я думаю, 4A и достойны номинации в категории Narrative. Но на победу они все равно вряд ли смогли рассчитывать.
Не уходя далеко от упоминании саундтрека под спойлером, отмечу что в категории Score & Music совершенно заслуженно, помимо 5 нынешних номинантов в лице Cadence of Huryle, Death Stranding, Devil May Cry 5, Kingdom Hearts 3, Sayonara Wild Hearts, можно было без зазрения совести добавить Metro Exodus, саундтрек к которой писал Алексей Омельчук — мрачный, гнетущий, иногда с лучиками надежды, отлично вписывающийся в игру, и играющий в некоторых её моментах ключевую роль, без которых игра смотрелась бы совсем по-другому. Лучшие треки, по моему скромному мнению: Race Against Fate, Lacrimosa, Overture, Atonement and Sacrifice, A Promise to Keep.
И последняя из «главных» номинаций – Perfomance, список серьезный, актеры хорошие, одна из самых неочевидных номинаций. Подозреваю, что вся «борьба» развернется между Норманом Ридусом и Мадсом Миккельсоном. (кхм, а можно поделить статуэтку?..)
Остальные номинации я оставлю без комментария, потому что либо они связаны с киберспортом, либо мне совсем нечего сказать про категорию и номинантов, ввиду своей неосведомленности, либо там нет претензий/нарицаний в адрес номинантов с моей стороны.
Можно, конечно, огорчаться, что некоторые проекты оказались обделены вниманием при номинировании, или наоборот, что полюбившийся вам проект вряд ли победит в своей категории, но стоит признать, что несмотря на «огрехи» при номинировании, в целом, списки номинантов выглядят весьма полными, и без внимания никого практически не оставили, что может показаться даже удивительным — что не может ни радовать, в отличии от претензий к составу жюри, для которого я пока не вижу простых и очевидных шагов по решению возникших к ним вопросов.
Тем не менее, самое интересное только впереди – как и оглашение победителей, что в свою очередь тоже может подкинуть некоторую пищу для размышлений, так и шоу с участием различных групп и оркестра. По крайней мере, судя по воодушевлению Джеффа Кейли, организаторы явно постараются сделать эту церемонию лучшей за последние года. Судить о том, удалось им ли это или нет можно будет уже совсем скоро — церемония начнется 13 декабря в 04:30 по Московскому часовому поясу(GMT+3).