Яркая искорка для уставших от больших хитов
К концу очень насыщенного событиями года у меня сложилась парадоксальная и обидная игровая ситуация — играть очень охота, но играть некогда, а самое паршивое, что, садясь, наконец, за игру, я начинаю испытывать ужасное чувство вины за «проёбываемое» время. Мол, негоже, когда все вон мотивированные дети маминых подруг работают. Лучше бы что-то полезное поделал. Работы — вагон!
Большие хиты стали неимоверно давить своим размером и ответственностью. Игровой бэклог полнится непройденным, брошенным, оставленным «до лучших времен» (неясно только, до каких? До больничного? До пенсии?) Red Dead Redemption 2? Клево, но нужны длинные игровые сессии по 2‑3 часа, чтобы хоть немного погрузиться в неспешный и детализированный игровой мир, а между длинной игровой сессией и поспать я выберу поспать. Death Stranding? У меня и так болит спина, и мне физически больно смотреть, как корячится Сэм. А еще слишком монотонно, ничего не происходит. Прости, Гений, но в этот период жизни я не готов развлекать сам себя, я хочу, чтобы ты меня развлекал. Ты ведь умеешь, почему тут не стал? Link’s Awakening? Клево, но на загадки я трачу слишком много времени (я туповат, видимо), а на следующий раз забываю всего, что делал до этого. Это бесит.
На помощь таким, как я, редко да метко приходят маленькие, но клевые игры. Не, не копеечная аркадная индюшатина, а нечто короткое, талантливое и концентрированное. Типа What Remains of Edith Finch, или Soma, или Firewatch, или даже Night in the Woods (о боже, NitW, любовь моя!). На этот раз такой игрой-подарком, подарившей яркие эмоции и не высосавшей все соки и время, оказалась Superliminal. О ней и пойдет рассказ.
Одной строкой: проходится за 4 часа, впечатлений на месяц вперед.
Больше всего это похоже на Portal и Stanley Parable, а еще, внезапно, на старушку MDK. Но это лишь основа: остроумный нарратив, пространственные головоломки, заигрывания с порталами, парадоксальный левел-дизайн и… всё. Авторы Superliminal не только цитируют, но и имеют, что сказать самостоятельно. В те же порталы они умудрились привнести новизны, которая будоражит сознание.
В трейлере показывают неевклидову геометрию — читай, те же самые порталы + эксперименты с перспективой. Главная фишка игры — изменение размеров объектов согласно их соотношению с окружающим пространством. Взял кубик, отошел подальше от стены, стена уменьшилась, кубик, соответственно, стал больше.
Но, что радует, игра этим не ограничивается — авторы знают, как надо вводить новые фишки и этим пользуются. Где-то в середине игра даже пытается беззлобно пугать, нагнетая капельку хоррора. Головоломки тут легче, чем в том же Portal на поздних этапах, но несколько раз заставят вас попрыгать и потупить — есть неочевидные, но весьма остроумные вещи.
Сюжет крутится вокруг осознанных сновидений, так что старик Нолан перевернулся бы в гробу, будь он жив. Тут тебе и сон внутри сна, и зона за пределами снов, и кое-что еще, о чем не хочется спойлерить.
Да, игра похожа на сны — вопиющая нелогичность, пугающее окружение, странное представление обыденных предметов, повторяющиеся безысходные лабиринты. Не хватает только кнопки «кричать», при нажатии на которую из колонок издавалось бы лишь бессильное сипение.
Это грустно, но чем дальше, чем сложнее играм (и вообще произведениям массовой культуры) «взрывать» мозг. И Superliminal это удается. Авторы из Pillow Castle удивляют клевыми игровыми механиками, хорошим нарративом (и даже грамотно подведенной моралью!), вовлекающим левел-дизайном и даже — sic! — отличной музыкой. Джазовые импровизации на пианино сменяются киношным саспенсом и эмбиентом ближе к концу, не раздражают и ложатся на ухо.
Когда мы были маленькими, нас можно было удивить игрой любой примитивности и качества. Сейчас мы искушены, медиа-клаттер забил все инфополе, удивлять все сложнее, если вообще возможно. Superliminal это удается. Она — как яркая искорка, которая отлично вписывается в напряженный график уставшего к концу года организма, которому больше всего хочется спать и новых впечатлений, а не решения одинаковых квестов или монотонного и бессмысленного рубилова.
Идеальная игра для вечера 1 января, поверьте. С Новым годом!
P. S. Прошу, не пишите ничего про Стим и EGS, я играю не в магазины и платформы, а в игры.