«День независимости: Возрождение» продолжает голливудский ностальгический тренд на сиквелы, не предлагая никаких обновлений, кроме усовершенствованных за двадцать лет эффектов. Они же и выглядят бодрее всего.
Помните «теплые ламповые» блокбастеры 80-х-90-х? С практическими спецэффектами, а не компьютерной графикой, не такие зрелищные, как нынешние, зато с харизматичными актерами и тем, что с высоты прошедших лет расценивается как душевность. И объективно ведь те фильмы шедеврами не были, но тогда юный или просто не объевшийся блокбастерами зритель как-то больше доверял тому, что ему показывали. Когда сегодня в Голливуде в очередной раз берутся оживлять старенький, но культовый кинохит, то обычно вытачивают очередной конвейерный киноидустриальный продукт — с биркой 3D, большей динамикой и обилием CGI. Так случилось с «Миром Юрского периода» и с новыми «Звездными войнами». С фильмом «День независимости: Возрождение» другая история. Он-то сохранил душевность старых кинохитов, но душевности этой как раз оказалось чересчур и не к месту.
Первый «День независимости» был самым кассовым фильмом 1996 года, заработав по всему миру больше 800 миллионов долларов, что более чем вдесятеро превышало затраты на бюджет. Отчасти успех фильма определила эффектная маркетинговая кампания с кучей тизеров, трейлеров, роликами на Суперкубке, кросс-промо с Apple и Coca Cola. «Хороший летний блокбастер» — к такому мнению пришли критики, пожурив, правда, примитивный сценарий. За двадцать лет с премьеры бизнес-лекала «Дня независимости» были перекопированы множество раз, пришельцы и их корабли стали еще зрелищнее, как и разрушения планеты на экране — все это превратилось в необходимый минимум большого фильма об инопланетном вторжении. За то же время Роланд Эммерих к чертям разносил земные города еще в трех фильмах — «Годзилле», «Послезавтра» и «2012» и даже успел совершить творческий каминг-аут в неудачной исторической драме о движении за права ЛГБТ «Стоунволл». У Эммериха, режиссера старой голливудской закалки, в арсенале просто не осталось других приемов для удивления современного разбалованного зрителя, и это очень заметно по второму «Дню независимости».
Больше, выше, сильнее — перефразированный олимпийский девиз положен в основу сценария «Возрождения». Инопланетный корабль стал в десять раз больше, земляне летают за пределы околоземного космического пространства будто ездят на такси, технологии горе-захватчиков из первого фильма успешно взяты на вооружение. Именно таким образом повышены ставки в сиквеле. Естественно, у вернувшихся к годовщине своего поражения пришельцев силы все равно оказались покруче, чем у землян, но и те найдут, чем ответить — правда, на этот раз для этого одной лишь человеческой смекалки будет недостаточно.
Основной актерский состав второго «Дня независимости» также разросся, как за счет привлечения родственников главных героев оригинального фильма, так и добавлением забавных схематических персонажей с одной шуткой, растянутой на весь фильм. Неудивительно, что уследить за всеми этими людьми на протяжении двух часов сложно и почти не интересно. При этом команда сценаристов (их целых пять, включая соавторов первого фильма Эммериха и Дина Девлина) прописывает каждому из них еще какую-то сентиментальную линию (сиротство, потеря близких, угроза близким и т. д.), что занимает добрую половину фильма, но трогает так же, как и случайно включенный сериал на «Интере». Все старые персонажи остались, кроме Уилла Смита (он не смог найти время в рабочем графике из-за «Отряда самоубийц»), — они же отвечают за упоминаемую душевность, хоть без пересмотра первой части далеко не всех из них вспомнишь.
Потому наиболее живую зрительскую реакцию вызывает экшен. Инопланетная громадина, переворачивающая города вверх тормашками, авиасражения, перестрелки, космос — на это можно смотреть долго, хоть и это все мы уже где-то видели не раз, включая фильмы того же Эммериха. Если есть истребитель, то ему обязательно придется пролететь через закрывающиеся ворота в самый последний возможный для вылета момент.
«День независимости: Возрождение» — это олдскульный фантастический блокбастер, основная проблема которого в том, что он устарел морально. Сегодня тяжело воспринимать всерьез американский ура-патриотический пафос, мужские бравады и ежеминутные банальности о борьбе до последнего. Даже по актуальной геополитической повестке дня Эммерих сотоварищи проходится слабо, несмотря на интернациональный кастинг, африканских повстанцев и русских, без раздумий голосующих за немедленный и в итоге опрометчивый бомбоудар по НЛО.