В тексте я опишу свой игровой опыт, но бояться спойлеров не нужно: сюжет мало чем отличается от большинства историй про викингов, а ценность игры заключается вовсе не в сюжете. Также хочу отметить, что это не обзор, моей целью не стоит рассмотреть предмет со всех сторон и вынести вердикт, моя цель — побудить поиграть в эту сделанную с любовью игру.
Expeditions: Viking я приобрел в день релиза, изменив своему обычному правилу «щупать» игры перед покупкой. На это у меня были причины — буквально за пару месяцев до выхода игры, я закончил прохождение предыдущей части серии — Conquistador, которая повествовала о молодом дворянине, снарядившим небольшой отряд и отправившемся в далекую Мексику за богатством индейцев. В ней были огрехи — графика далека от крупнобюджетных блокбастеров, она скорее вызывает снисходительную улыбку, большинство событий рассказываются текстом, а не геймплеем.
Но игра смогла убедить меня купить ее. В отличие от современных ААА-игр, где герои являются исключительно носителями современных ценностей, Conquistador не выставляет наш отряд белыми и пушистыми европейцами. Местные персонажи являются продуктами своей эпохи и реагируют на происходящие события соответствующе. Но также разработчики не скатываются в другую крайность – заставляя игрока совершать злодеяния, а потом распекая его за это, как это любят делать во многих современных играх. Нет, здесь авторы выдержали дух старой школы, оставаясь True Neutral, давая игроку в руки все инструменты и воздерживаясь от комментариев.
Ты можешь поступать также, как это делали настоящие конкистадоры, о подвигах которых между делом рассказывается в игре. Никакой невидимый рассказчик не осудит тебя, если ты заключишь сделку с вождем племени, а получив индейское золото, возжелаешь больше и сожжешь деревню, забрав у туземцев последнее. Хочешь оставаться в белых перчатках – пожалуйста – смотри, вот плохие индейцы, они едят человечину и воюют с хорошими, культурными индейцами, которые предоставили нам кров и пищу. Как говорится, нет ничего зазорного для доброго христианина вырезать пару грязных язычников.
Примерно такого я и ждал от Viking: столкновения двух чуждых культур, необремененных моралью 21 века. Возможности взойти на берег Британии, как это делали первые северяне – столкнуться с народом слабых, пухлых, женоподобных европейцев и отнять силой их богатства, которых они не заслуживают. Сжечь и разграбить их храмы, так безвкусно выставляющие свою роскошь напоказ, посмотреть, как их жрецы смешно перебирают своими толстыми ногами в неудобных сутанах, пытаясь убежать от носителей ценностей закона силы. И именно это игра мне и дала.
Expeditions: Viking, как и предшественница, не церемонится с моралью. Напал на разбойников, которые перевозят рабов (трэллов, как их называют местные)? Теперь ты можешь их освободить и быть осыпанным благодарностями. Если, конечно, тебе не осточертело играть в якобы бескорыстного паладина, который все равно получит свою награду, потому что сценарист вознаграждает «правильное» поведение. Нет, если ты хочешь быть хорошим, то будь хорошим на свои средства — спасаемые, конечно могут предложить награду, но не факт, что она будет ценнее, чем если ты просто доставишь их в деревню в качестве рабов. А может награды не будет и вовсе — то есть, именно так, как и должно быть при отыгрыше доброго героя.
Но это я сейчас уже говорю, преисполненный опытом. Когда же я запускал игру впервые, у меня были серьезные опасения. В игре явно прослеживалось усиление RPG-составляющей, поэтому я начал переживать, что после пролога игра даст мне возможность поиграть скорее за варяга, чем за викинга – буду участвовать в междоусобицах в качестве наемника, торговать или грабить, только по тихому, а отыграть Рагнара Лодброка я смогу только в нескольких сюжетных миссиях, как это обычно бывает в современных массовых игрушках.
Что же я увидел, когда мой драккар впервые причалил к далеким берегам? Роскошный белый храм и кучку крестьян, которые жалобно лепетали что-то. Еще раз. Богато украшенную церковь, которую не охранял ни один воин и мужиков с мотыгами, выполнявших работу, к которой не притронется ни один свободный человек. В этот момент черная рамка монитора пропала из виду, а я почувствовал пестрый букет ароматов: морского бриза за спиной, лоскутов свежевыделанной кожи на куртках моих спутников и розмариновой сладости в окружающем воздухе.
Я взглянул на толпу землепашцев впереди — при виде нас они ощетинились вилами, угрожающе выкрикивая что-то.
Внезапно заговорил один из моих спутников, Кетил, выросший как один из северян, но рожденный за пределами Ютландии. Оказалось, что он хоть и с трудом, но понимает, о чем говорят крестьяне. Кажется мне выпал шанс наладить контакт с чужой культурой, понять их обычаи, устроить торговлю между нашими землями и приумножить процветание обоих народов.
Конечно же меня это совершенно не устраивало.
– Прирежьте их, пока не пришла подмога, — приказал я своему хирду.
– Ты уверен? Мы все еще могли бы договориться», — замялся Кетил.
Я схватил его за плечи и развернул в сторону храма.
– Посмотри сюда. Видишь ли ты, как блестит на солнце золотой крест? Готов поспорить, внутри этих стен скрыто еще больше богатств. Посмотри теперь, кто это все охраняет. Это не воины, это трэллы. В их руках кривые вилы, а в головах навоз. Ты утверждаешь, что понимаешь, о чем они говорят? Так я тоже прекрасно понимаю. Они овцы, никогда не державшие в руках ни топора, ни щита. Сейчас они начнут блеять, как им тяжело живется, и как было бы здорово, если бы решили их проблемы, пока они будут стоять столбом. Неужели ты хочешь стать мальчиком на побегушках у трэллов?
Я слишком хорошо знал, что такое «квест», поэтому не собирался допустить того, чтобы старейшина послал мой боевой хирд собрать пять пучков целебной травы.
Моя решимость убедила Кетила, он вскинул лук и выстрелил прямо в горло одному из крикунов впереди. Еще до того, как тот упал на землю, хускарлы подбежали к толпе крестьян и начали рубить их. Бой был недолгим. Отряд протер топоры от крови, и мы выдвинулись в сторону храма.
Вход на территорию монастыря был закрыт прочными дубовыми воротами. Может это остановило бы деревенских мальчишек от воровства винограда за стенами, но против отряда с топорами ворота не сдюжили. Мои спутники до последнего не верили, что монастырь не охраняется, думая, что бриты трусливо попрятались за стены, бросив крестьян умирать. Но перед нашими глазами развернулась иная картина.
Внутри был небольшой садик, конюшни с лошадьми и несколько монашек. Вскоре мы уже вытирали кровь с лезвий об подолы их платьев и рубили сундуки в поисках ценностей. Улов оказался богатым.
После этого мы вернулись в деревню и начали грабить ее, методично убивая оставшихся жителей, пока не наткнулись на старика, крикнувшего нам на саксонском «Пощадите!». Мы знали саксонский, благодаря торговцам, которые покупали у нас пушнину, поэтому смогли допросить его.
Так нам стало известно, что вы высадились в землях королевства Нортумбрии. В дне пути на юго-запад от нас находился богатый город Эофорвик. В нескольких днях пути на север находилась столица пиктов, которые враждовали с королем Нортумбрии Остегом II. После того, как мой сакс оборвал жизнь болтуну, я задумался.
Несмотря на головокружительный успех нашего дебюта, я понимал, что настолько же легко отнимать ценности у местного населения не получится. У королевства должно быть войско, и пусть они и изнеженные слабаки, но против армии наш отряд из десяти человек просто не выстоит. Необходимо ослабить их и собрать полноценную армаду для масштабного вторжения. Но для этого понадобятся средства и союзники. И пока мои хускарлы переносили добычу на «Алчного», я размышлял, где же найти ресурсы. К тому времени, как солнце скрылось за горизонтом, план был готов.
Мы присоединимся к конфликту, предлагая наши топоры за определенную плату обоим сторонам. На деньги короля Нортумбрии и пиктов мы подготовим флот вторжения. Если их золота будет недостаточно — в этих землях большое количество монастырей, которым не терпится профинансировать нашу кампанию. После того, как оба войска ослабнут — мы нападем и заберем все золото и серебро, перебив остатки потрепанной армии европейцев и начнем править этими землями. Ибо мы – Викинги!
Подытоживая, я хочу отметить, что в игре есть косяки, но в основном их причиной является нехватка бюджета. Но я очень рад, что такие игры выходят, я с нетерпением жду следующую часть серии, и не сомневаюсь, что Logic Artist подойдут к ее созданию также трепетно, с вниманием к деталям и уважению к игроку, которого, на мой взгляд, так не хватает в ААА-проектах.