Cats and the Other Lives – это пиксельная point-and-click адвенчура, в которой игроку предлагается побыть старым рыжим котом, живущем в огромном особняке. Хозяин особняка умирает в своей постели от старости, и в дом съезжается вся родня, которая нежно любит друг друга так, что зубы сводит. Некоторые из них не виделись годами, а теперь им предстоит похоронить старика и решить, что делать с домом. В последние годы хозяин был на мели, особняк обветшал и требует значительных вложений, а у каждого из персонажей и своих проблем достаточно. Кот, которому уже шестнадцать лет, невольно становится свидетелем семейных разборок – и даже немало на них влияет.
Игра была создана и выпущена в ноябре 2022 года конторой Cultic Games, которая в 2019 году громко заявила о себе первым же проектом – Stygian: Reign of the Old Ones. И хотя претензий к той игре было много, она до сих пор остаётся уникальной в своём роде РПГ в лавкрафтианском сеттинге, своеобразной и атмосферной.
Cats and the Other Lives поначалу водит игрока за нос, намекая на мистику: кот, кажется, видит призраков, особняк словно создан для совершения в нём убийств или нечестивых ритуалов, старушка то и дело лепечет про какой-то город для мертвецов, в окнах виднеются фигуры в балахонах и т.д. Однако постепенно всё происходящее (или почти всё) объясняется вполне прозаичными причинами, которые, впрочем, не менее любопытны, чем мистика.
Всего в доме скопилось двенадцать человек: впавшая в деменцию пожилая жена усопшего, трое его детей, их супруги, дети, а также служанка и плотник, нанятые прежним владельцем, да старый друг. У каждого из них прописана короткая, но интересная история. Персонажи вышли очень живыми, что вообще редкость для игр, а уж тем более для коротких инди-проектов, где раскрывать героев попросту некогда. Чувства, которые вызывают хозяева особняка, постоянно разнятся: то нам показывают негативные черты персонажа, то объясняют, почему они возникли – и невольно начинаешь человеку симпатизировать, а как только расслабишься, персонаж опять совершит какую-нибудь глупость. Ярлыки, которые с ходу хочется наклеить на каждого, невольно отпадают. Эти люди иногда хорошие, а иногда плохие, в чём-то умные, а в чём-то безбожно тупят, у них есть и достоинства и недостатки – всё, как у настоящих, живых людей. И чем больше в них веришь, тем больше вникаешь в историю.
Сюжет в целом прост, но отнюдь не глуп. Кот по имени Аспен (дословно Aspen переводится как «Осина», и это имя выбрано не случайно) видит отнюдь не призраков, а сцены из прошлого. Чему-то он сам был свидетелем, а что-то произошло ещё до его рождения. Чтобы понять, почему персонажи так себя ведут, нужно взглянуть на историю нескольких поколений, что жили в этом доме.
Конфликты, которые возникают между персонажами, выглядят естественными и правдоподобными, потому что случаются не из-за происков злобных личностей, а из-за глупых, незрелых решений. Каждый из членов семьи хотел сделать правильный выбор, но в итоге это приводило отнюдь не к тем результатам, на которые рассчитывали. У одного не сложилась жизнь, потому что с самого начала он поставил всё не на ту карту, а теперь, спустя пару десятилетий, понимает, что стал жалким неудачником. Другая всю жизнь винит себя за проступок из детства, а теперь пытается справится с ОКР. Никто не хотел причинять кому-то зло – но жизнь всех столкнула и всех наградила тем самым бесценным опытом, которого никто не хотел.
Серьёзные темы, что радует, разбавлены неплохим, добрым юмором. Но боги с ним, с сюжетом – что там с котиком?
Несмотря на линейность, за исключением пары мало на что влияющих выборов, игра показывает кошачье поведение лучше, чем Stray. Благодаря тому, наверное, что кот здесь живёт с людьми, а не слоняется по помойкам в компании робота. Аспену придётся и побегать за красной точкой, и спастись от пылесоса, и испугаться лежащего сзади огурца, и своровать еду со стола, и погоняться за крысой, и так далее.
Моё любимое – это забраться через окошко в туалет к человеку, который не может с унитаза встать, и орать на дверь, чтобы выпустили. А ещё здорово было, когда во всём доме пропал свет, Аспен бегал по клавишам рояля, а семейство чуть ли не крестилось от страха.
Видно, что игра сделана людьми, которые действительно знают и любят кошек. Прекрасно переданы их привычки, как раздражающие, так и те, за которые мы животинок любим: можно забраться на колени к депрессующему человеку и мурчанием успокоить ему нервы. Или разрядить обстановку смешным поведением. Аспен не только наблюдатель – он сыграет решающую роль в событиях, даже если не всегда преднамеренно. Создатели игры откровенно признаются в любви к кошачьим и словно говорят: мы понимаем, как много вы для нас делаете.
Неспешное прохождение заняло у меня десять с половиной часов – немало для подобной игры, но в принципе, можно пройти и быстрее. Время от времени встречаются мини-игры или лёгкие загадки, и если игрок слишком долго думает, на экране появляется напоминание, что в меню всегда можно включить подсказки. Отдельно стоит упомянуть, что у игры нет русской локализации, однако английский там простой, высокого уровня знаний не потребуется.
Отзывы в Steam’е у игры «Очень положительные», и не зря. Я советую Cats and the Other Lives всем поклонникам инди-проектов с хорошим сюжетом и уютной пиксельной графикой, а ещё любителям осенней атмосферы и, конечно, котиков..
Автор текста: Михаил Гречанников. Написано при поддержке Timeweb Cloud специально для CatGeek и читателей SE7ENа.
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩