В захолустный провинциальный городок приезжает вечно хмурый человек. В его руке – младенец, сын его приемной дочери. Он не видел ее три года, на протяжении которых она успела завести потомство и стать жертвой несчастного случая, отправившего ее в кому. Теперь «деду» предстоит выяснить, чем же его дочурка занималась эти три года, кто отец ребенка и почему он не заботится о нем в столь важный и ответственный момент. Это звучало бы похоже на мыльную оперу, если бы этим хмурым дедом не был легендарный якудза Кадзума Кирю.
В случае с рецензиями на новые выпуски Yakuza приходится сталкиваться сразу с рядом проблем. Первая заключается в том, что у нас эта серия все еще преступно непопулярна – несмотря на свои очевидные достоинства. Игры этого цикла красивы, зрелищны, кинематографичны, в них закрученные сюжеты (про преступность, как у нас и любят), яркие персонажи и очень смачные рукопашные бои. Казалось бы, в стране любителей графонистого кинца и историй про всевозможных гангстеров подобное должно хитом становиться, но нет – быть может, дело в том, что сеттинг кажется чрезмерно экзотическим, а японские имена запоминать сложнее, чем англоязычные?
Как бы то ни было, низкая популярность Yakuza у нас приводит к тому, что разбирать нюансы новых частей оказывается сложно: ведь публика не знакома с предыдущими выпусками, и вся эта терминология для нее – пустой звук. Приходится раз за разом использовать рецензии на новые части как агитки: поиграйте в Yakuza! Это классная серия! Правда, дальше каждый раз приходится делать оговорку, и это уже проблема номер два…
Проблема номер два: даже если новые части Yakuza и получается похвалить, необходимо постоянно подчеркивать, что они – не лучшие. Потому что лучшая – это Yakuza 0 (мы ее, к слову, назвали одной из наиболее выдающихся игр 2017 года). И похвала сразу начинает казаться полумерой.
Что ж поделать, если Yakuza 0 – игра настолько замечательная?
А проблема номер три кроется в крайней консервативности серии. Ее суть неизменна, боевая система от части в часть различается нюансами, понятными только людям опытным. Каждый раз – это новая история, новый крутой боевик, но как игра это, как правило, лишь планомерное развитие идей предыдущих выпусков. И поэтому в описаниях приходится повторяться.
К счастью, мы живем в эпоху гипертекста, и вместо рерайта и копипасты можно воспользоваться ссылкой. Большая часть сказанного о Yakuza 0 справедлива и в отношении шестой части.
Это по-прежнему отличная криминальная драма, по количеству закрученных сюжетных поворотов и тройных агентов соперничающая с Metal Gear Solid.
Это все еще смесь RPG и beat’em up, где есть рандомные сражения и прокачка характеристик и умений, однако в здешних уличных потасовках в дело идут, как правило, кулаки и все подручные объекты. Иными словами, квасить физиономии гопников и гангстеров тут не менее увлекательно, чем смотреть кинцо.
Ну а теперь можно перейти к обсуждению особенностей уже непосредственно шестой части. По сравнению с огромной пятой она очень камерная: вместо пяти городов тут представлено всего два – токийский район Камуро-тё (довольно сильно урезанный по сравнению с его предыдущими версиями) и маленький городок Ономити под Хиросимой. Вместо пяти героев – один, и для бессменного Кадзумы Кирю эта часть станет последней.
Вместе с тем именно шестая часть оказалась самой необычной из всех номерных выпусков Yakuza. Она сменила движок на совершенно новый; знакомые герои стали выглядеть сильно иначе, а боевая система изменилась так, что на привыкание потребуется не один час. Поэтому первое впечатление от игры сводилось к недоумению: как так? Зачем после семи более-менее последовательно развивающихся частей менять все настолько сильно – в выпуске, который должен был проводить «на пенсию» героя, бывшего лицом серии на протяжении более десятилетия?
Впрочем, к тому времени, как Кадзума более-менее освоится в новом для него Ономити, игрок, скорее всего, освоится и с новыми механиками, и новые привычки заменят старые. Тогда вернется и удовольствие от боев, которые на новом движке завязаны на физической модели. Это приводит к тому, что в половине боев враги будут разлетаться, словно кегли, сшибая друг дружку, и к забавнейшим причудам анимаций. Да, они часто глючат, но это даже весело!
Бои в Yakuza 6 в целом схожи с тем, что в Yakuza было всегда: используя различные комбинации ударов и захватов, уклоняясь, блокируя и контратакуя, Кадзума Кирю сражается то с толпами рядовых гангстеров, то с прокачанными боссами якудза. За особую Heat-шкалу Кирю может проводить зрелищные добивания или входить в особый режим, когда ему вражеские тумаки нипочем, а сам он неостановим.
В этой части куда меньшую роль, чем ранее, играют подручные предметы: стоит Кирю получить удар, как подобранное буквально крошится у него в руках. Более надежным оружием становятся другие враги, которых так сподручно кидать друг в дружку. Более того, поскольку в Yakuza 6 был впервые реализован целостный открытый мир без подзагрузок, из боя можно легко убежать – или же перенести его на место по вашему выбору. Может быть, пирс, с которого можно выбрасывать гопников в море? Или продуктовый магазин, где кого-то можно запихнуть головой в микроволновку?
Система прокачки поменялась заметно: теперь у Кирю есть целых пять видов опыта, за которые покупаются те или иные умения или улучшения характеристик. Не хуже боев опыт прибавляет питание: имеет смысл полностью набивать желудок в многочисленных едальнях, а как только он опустеет (тут есть специальная шкала), тут же набивать его снова.
Как заведено, развлекаться в виртуальной Японии можно не только мордобоем, но и более мирными способами: играя в маджонг, дартс и бейсбол, залипая в Puyo Puyo и Virtua Fighter 5, заводя знакомства с барышнями в хостесс-клубах и промышляя рыбалкой. Подводной! С гигантскими боссами!
Есть и множество сайдквестов – не достигающих, конечно, уровня Yakuza 0, но все равно весьма хороших. В них найдется место и юмору, и трогательным историям, и знакомым персонажам из предыдущих частей серии. Есть даже вариация на тему «Девочки, покорившей время», первая экранизация которой снималась как раз в Ономити. Все диалоги в игре озвучены – впервые в серии!
Что же до сюжета, то он в целом неплох и умело держит интригу с начала и до самой развязки. Местами он предсказуем, местами – не очень; особо крупных сюжетных дыр в нем нет, но персонажи, бывает, творят ужасные глупости, за что потом и расплачиваются. Финал истории Кирю мне показался логичным и закономерным, обусловленным еще событиями пятой части. Не хватало разве что особенно эпичной финальной дуэли – ими все же серия славилась.
Многие фанаты резко не приняли Yakuza 6: им не понравилось, что финальная глава истории Кадзумы Кирю оказалась пробой нового, необкатанного движка, и особенно сильно они критиковали малое количество контента по сравнению с Yakuza 5. Мне же кажется, что качество важнее, и практически ничего из выброшенного за борт в Yakuza 6 не было чрезмерно важным. Лучше меньше, но лучше – и Yakuza 6 смотрится гораздо живее своей безмерно раздутой предшественницы.
Yakuza 6 получилась игрой спорной, неоднозначной – но при этом живой и яркой.
Ее сюжет не зациклен на чем-то одном, как Yakuza 5, и не полон филлера, как Yakuza: Kiwami. Ее мир хоть и невелик, но очень красив, а играть в нее приятно и ненапряжно. Впрочем, в Yakuza 6 лучше всего играть со знанием хотя бы нескольких предыдущих частей – а знающие их и так прекрасно понимают, что в эту виртуальную Японию вернуться надо будет обязательно.
Источник