В каждой стране существует великое множество народных сказаний. Многие из них передаются из уст в уста испокон веков. Какие-то — наоборот, исключительно продукт своего времени, отголосок эпохи. Продукт, созданный под воздействием специфических условий окружающей действительности. Но недалек тот час, когда и они станут частью фольклора. Локомотив народного творчества не стоит на месте, он мчится по прериям сознания, заглядывая в самые потаенные его уголки, где таятся невообразимые мириады историй. Историй о любви, лишениях, поиске и долге. Игра Where the Water Tastes Like Wine лишь приоткрывает завесу этой тайны, давая нам на мгновение погрузиться в атмосферу Америки времен Великой депрессии — места, где сказания со всего мира нашли новый дом.
Ни для кого не секрет, что Соединенные Штаты Америки собрали на своих просторах людей со всего света. Самые отчаянные и безбашенные смельчаки, порой потерявшие все, что можно и что нельзя, отправлялись в «Новый свет» за жизнью взаймы. Неизведанная земля сулила несметные богатства и невиданную доселе свободу. Народ всех мастей устремился туда, где «вода на вкус, словно вино». Покидая Старый свет, они оставляли все горечи и печали позади, но кроме скудного скарба да корки хлеба с собой брали нечто более ценное — воспоминания о родной земле, прошлой жизни и о сказаниях предков. «Лоскутное одеяло» США, на манер возделанных полей Кентукки, приняло в себя эти перелетевшие через океан семена. И всходы не заставили себя долго ждать: истории полнились деталями и изменялись, приспосабливаясь к новой культурной среде.
Как и их носители, сказания эти шли наперекор судьбе, боролись за жизнь и шанс быть рассказанными вновь: ночью у костра во время долгого пешего перехода или изнурительных полевых работ.
Where the Water Tastes Like Wine игра крайне самобытная. Она балансирует на стыке жанров: тут тебе и текстовый квест (interactive fiction), и аудиокнига, и симулятор сезонного работника. Игра пытается вскрыть и обнажить эпоху Великой депрессии, одного из самых болезненных экономических явлений середины XX века, и показать нам положение простых людей на местах через самое их существо — фольклор.
Завязка проста: вы безымянный путник, который проигрался в карты джентльмену в сером с головой волка. Все величают его Босс, а озвучивает его, на минуточку, сам Стинг. Теперь вы у него в долгу, и чтобы отработать долг, вы должны пройти все 48 штатов и собрать для Босса народные сказания всех мастей.
Начинаете вы в штате Мэн, а дальше идете, куда глаза глядят — весь континент как на ладони. Тут-то и начинается самое интересное.
Приятно уже то, как разработчики обращаются с материалом: они не сухо вываливают на игрока тонны текста, а разыгрывают перед нами театр одного актера, попутно сдабривая действо довольно стильными иллюстрациями и многоплановым звуковым рядом. Ведь, по сути, кроме историй в этой игре ничего нет. Остальное — лишь многочисленные средства подачи, призванные удержать нас у экрана дольше обычного.
Бодро шагая с котомкой за плечом, мы идем и собираем сказания, легенды, мифы и байки — все, что подвернется под руку. И ничего, что главный герой — скелет в шляпе. С него просто содрали плоть, чтобы он путешествовал налегке. В этой игре и животные разговаривают, и люди молчат, тайное становится явным, а простой концерт в местном кабаре может обернуться спором с шайкой привидений. Да, в Where the Water Tastes Like Wine царит самый настоящий «магический реализм».
Всего по карте раскидано 219 историй: каждая из них озвучена и проиллюстрирована. Все очень просто: подходим к значку истории, жмем на пробел, слушаем, порой принимаем какие-то решения. Сами истории небольшие, иногда не превышают и нескольких абзацев, но как же грамотно они поданы. Все собранные истории фиксируются по главным темам в инвентаре, а сами темы представлены в виде карт таро.
«Потому что Боссу нравятся карты», сообщает нам пролетающая мимо ворона. Но это еще не все. Дело в том, что, путешествуя по стране, мы разносим услышанные истории все дальше и дальше от ареала их бытования, слушаем новые версии, соглашаемся с трактовками — в соответствии с принятыми нами действиями их описание в реестре может кардинально измениться.
Сам же главный герой изображен в игре на карте «Шут».
Кроме того, на пути мы повстречаем шестнадцать бедных душ, странников, бороздящих просторы страны в поисках лучшей жизни. Искать их нужно у костров, отмеченных на карте. Тут есть беглый шахтер, одинокая женщина, бывший поэт, черный портье, ветеран Первой мировой и много кто еще. И именно при встрече с ними игра раскрывается с другой стороны. На смену метафизической аудиокниге приходит текстовый квест. У каждого из персонажей своя история, написанная профессиональным автором, и он расскажет ее вам, если вы ублажите его любопытство историями из вашей бездонной торбы.
Все встречающиеся персонажи полностью озвучены, в том числе актерами из таких игр, как Mass Effect, The Walking Dead и Firewatch.
Каждый их них любит слушать что-то свое: одному подавай страшилки, другому — романтику, третий будет попеременно требовать то приключенческие байки, то смешные небылицы. За одну ночь разрешается рассказать пять историй, а каждую историю можно рассказать персонажу только раз. При этом в каждой категории может находиться максимум три из собранных историй, которые можно менять до привала.
Так что перед новой встречей с персонажем придется вспоминать, что он уже слышал, а что нет. Как факт, больше собранных историй — больше вариантов. Расскажете все, как надо, персонаж проникнется к вам доверием и расскажет о своей нелегкой судьбе. А после вы расстанетесь поутру. И так пока не узнаете все перипетии и лишения странников.
Но прежде чем послушать новую историю или посидеть у костра с путником, придется еще до этой истории или костра добраться: на своих двоих, на попутке, или на поезде. Все главные города, трассы и железные дороги отмечены на карте, так что найти удобный маршрут не составит труда. Единственный минус — главный герой ну очень неторопливый. Не помогает даже насвистывание спасительной мелодии, призванное ускорить процесс пешего передвижения. А б_о_льшую часть времени тут предстоит идти на своих двоих.
Очень часто во время поездки на попутке видишь резво пролетающие мимо иконки историй и понимаешь, что придется-таки возвращаться назад и подбирать пропущенное добро. Во время путешествия также можно устать, попасть в передрягу и быть ограбленным, что прямо влияет на три характеристики: деньги, здоровье и сон.
Восполняется все это в больших городах, но и на карте порой можно найти мелкую подработку или ночлег. Деньги же здесь тратятся на еду и поезда. Этот «симулятор сезонного работника» не напрягает, но и не вносит в игру ничего нового.
Некоторых вся эта тягомотина и вовсе может утомить — например, пройти из штата Мэн в штат Вашингтон у меня заняло пять часов реального времени, и это я лишь по границе с Канадой шел!
Графически игра оформлена очень стильно. Ландшафт карты меняется в зависимости от штата, над головой летают облака, а день сменяется ночью. Невесть какие визуальные откровения, но выполнено все с особым чаянием. Тут даже динамические тени есть.
У каждой истории есть своя иллюстрация, и повторяются они не очень часто. Персонажи, встречающиеся по пути, нарисованы старательно, а кое-где даже и анимированы. Вкупе с восхитительным звуковым дизайном и музыкальным сопровождением от музыканта Райана Айка работает это все крайне органично. Кстати, альбом с саундтреком игры уже можно послушать на SoundCloud и купить в большинстве цифровых магазинов.
Границы штатов обозначены, реки подписаны, города на месте — так что это еще и наглядное пособие по географии США!
Where the Water Tastes Like Wine — очень неторопливая и медитативная игра с огромным количеством текста, переведенного в том числе и на русский язык. Кому-то она может показаться всего лишь нестройной коллекцией народных сказаний, а кого-то поразит в самое сердце. Ее можно ругать за тормоза при выходе из городов, монотонные пешие прогулки, затягивающие игровой процесс, и не всегда понятные реакции персонажей у костра, но делать этого не хочется. Просто потому, что таких душевных игр в последнее время выходит крайне мало.
Источник