Забавно, но пока серия Dark Souls была на пике популярности, ее никто толком не пытался копировать. Были, конечно, всякие Rogue Legacy, Titan Souls и прорва другого инди, но в секторе больших игр никто за славу From Software не цеплялся. Кроме Deck 13 с их кривоватой, но такой по-фанатски «душевной» Lords of the Fallen. А теперь, когда Dark Souls ушла на покой (что предположительно и сомнительно), ее ниша вдруг стала особенно привлекательной. В начале года мы уже получили великолепную Nioh, а теперь вот подоспела The Surge – от тех же людей, которые сделали Lords of the Fallen. Посмотрим, что же там у них получилось со второй попытки.
Lords of the Fallen проседала по многим параметрам, но вот механика в игре была реально хороша. Это главное – разработчики показали, что они любят Dark Souls, понимают, как Dark Souls работает и почему в ней так здорово размахивать оружием. И пусть с первого раза у них не все получилось, можно было понадеяться, что это понимание позволит им создать достойного наследника «душ» в будущем. И ведь посмотрите, надежды оправдались. The Surge (2017) – ни в коем случае не замена Dark Souls, до уровня знаменитой серии она все еще не добралась, но это просто отличная игра. Да и с привычными механиками она экспериментирует, уходя от слепого копирования еще дальше, чем Lords of the Fallen.
Разработчики пошли по пути Nioh, сделав ставку на более слешерную механику – с комбинациями. В The Surge пять типов оружия и у каждого свой набор ударов и связок – быстро перестроиться с тяжелого молота или секиры на одноручное оружие не получится. Каждый стиль надо «мастерить» – здесь опять хочется вспоминать Nioh и сильно хвалить игру. Потому что это глубоко, это заставляет погружаться в бои и тщательно планировать свой стиль игры. А ведь есть еще и дрон, заменяющий магию: он немного стреляет, немного поливает огнем, немного замораживает и делает другие полезные вещи. Но тактильно все это ощущается максимально близко к боевке из Dark Souls. Отдача от атаки, скорость, то, как герой наносит удар, как он отпрыгивает, уклоняясь от вражеских выпадов – все это выдает источник вдохновения разработчиков.
Эффект, на самом деле, получается приятный – вроде все знакомо, а вроде и что-то новое.
Но есть тут маленький нюанс, который во многом и позволяет The Surge быть самодостаточной игрой, а не клоном. «Наведясь» на врага можно выбрать, какую часть его тела вы будете рубить. Если лупить по той, на которой не хватает «доспехов» – нанесете повышенный урон. А если усиленно кромсать защищенную конечность, то появится возможность ее отрубить. А расчленение тут вполне себе тактическое (но не настолько, как в Dead Space, конечно): отрубив ногу врагу вы сразу получите чертеж его штанов, а в следующий раз – материалы для улучшения обновки. Так работает со всеми конечностями и только так тут добывается и улучшается броня. Никакого рандома – красота.
Ну а еще фаталити, сопровождающие расчленение бедолаг, вставших у героя на пути – просто круто смотрятся.
Впрочем, уникальность The Surge проявляется и когда вы играете в обороне. Здесь нельзя прикрыться щитом (которых тут вовсе нет) или оружием и бегать кругами вокруг противника, пока у него выносливость не кончится. Если уж поставили блок, то все – двигаться нельзя, да еще и выносливость начинает медленно кончаться. Такая система подталкивает к тому, чтобы уходить в защиту как можно реже, играя агрессивнее и больше маневрируя. Впрочем, Bloodborne, где быстро атакуя после получения затрещины можно было восстановиться здоровье, с этой задачей справлялась получше.
Так зачем же вообще нужен блок? Из него можно подпрыгивать и пригибаться, особенно стильно уходя от горизонтальных вражеских атак и быстро переходя в контрнаступление. Но предупреждаю – это чертовски сложно, а обойтись без этой механики можно вполне.
Но детали тут не так уж важны, главное – боевая система в The Surge основана на навыке. Даже самого жирного охранника в самом мощном экзоскелете можно заковырять хоть обрезком трубы, с которым герой начинает игру. Лишь бы ловкости хватило. А если не хватает – все ту же трубу можно прокачать так, что никакие огромные резаки и топоры не понадобятся. В The Surge нет бесполезного снаряжения. И сами понимаете – это отлично.
Не отлично тут вообще – только сеттинг и боссы. Не то чтобы идея «Dark Souls в будущем» мне не нравилось. Да и проработана мифология в The Surge очень детально. Но больно уж типовое будущее получилось у разработчиков. Земля в кризисе, с экологией проблемы, тут на сцену выходит корпорация CREO с неким глобальным и радикальным решением проблемы. Разумеется – все ложь и вранье. При этом дизайнерски все сделано отлично – выглядит игра здорово, напоминает сразу и «Чужого» (вы только посмотрите на эти коридоры и оранжево-желтые экзоскелеты), и Deus Ex, и Dead Space, и вообще чуть ли ни всю популярную игровую фантастику. В этом и прелесть, и проблема. Все очень здорово и стильно выглядит, но у мира The Surge нет ничего своего.
Но есть проблема и посерьезнее – логика. На дворе будущее, почему все дерутся резаками и палками? Где огнестрел? Сначала игра пытается выкрутиться и у нее даже получается – мы играем за рабочего, катастрофа случилась в сборочном отделе, вот все и дерутся инструментами. Но потом появляется охрана и спецназ – они-то почему палками и топорами дерутся (простите – ФУТУРИСТИЧНЫМИ палками и топорами)? Единственное исключение – огнеметчики, но и им было проще выдать автоматическое огнестрельное оружие, так разгон обезумевших рабочих проходил бы куда эффективнее.
Да и почему герой не умирает, а враги возрождаются после посещения медстанции (местные «костры») – игра никак не объясняет. Это все, конечно, не катастрофа, но ценность игры именно как произведения от таких логических провалов снижается заметно.
А что до боссов – они просто плохие. Впечатляют внешне (и напоминают о серии Metal Gear, эх), но в бою все как один оказываются скучными грудами металлолома. Они слабы, их атаки предсказуемы, никакой особой тактики для победы не нужно, а еще их всего пять. Ну что же ты, Deck 13!
Финальный босс вообще – огромная и непременно опасная груда непонятно чего. Отвратительный видеоигровой штамп (кто это вообще придумал), от которого мы никак не избавимся – посмотрите хотя бы на Resident Evil 7: Biohazard.
Впрочем, чаще всего игру ругают за сюжет, а с ним-то в игре все как раз неплохо. Поначалу история кажется совсем простенькой и поверхностной (вырубились, очнулись, «что происходит?» – классика), но чем дальше вы проходите и чем глубже копаете – тем происходящие события становятся интереснее. Да и подача отличная – чего только вступление стоит!
А потом The Surge разгоняется совсем как Prey (2017) – заставляет параноить и сомневаться в словах персонажей, тут явно что-то нечисто, кто-то пытается обмануть героя, но кто именно? Да и совы под конец оказываются совсем не тем, чем кажутся, финал переворачивает историю так, что даже вселенная игра преображается в лучшую сторону. Очень надеюсь на продолжение. Но как я уже отмечал в превью – все это может не сработать, если не копаться, не строить свои теории, не проходить сайд-квесты и не вслушиваться в каждый аудиодневник.
В общем, тут игра точно достойный наследник Dark Souls. Ну и в сложности, конечно. The Surge – это настоящее испытание, она медленно раскачивается, обманывает, заставляет подумать, что она не так уж и сложна, а потом дает пинка под зад. Вторая половина игры – настоящая дарксоулсная боль. Хорошо ли это? Скорее, да, но врагов, которые убивают героя с одного удара я лично не люблю, это уже не челлендж, а издевательство – хорошо, что тут не все такие.
Для меня гораздо важнее, что из серии From сюда переехали огромные запутанные локации, за исследование которых игра щедро награждает. Будьте готов – почти все самое крутое оружие в The Surge надо ИСКАТЬ. Именно так, капсом – на местных уровнях столько поворотов, неочевидных лазеек, шорткатов и закрытых до поры до времени дверей, что в первые часы даже путь обратно к медстанции не всегда найти получается. Финальная локация в этом плане самая беспощадная – она еще и многоэтажная. Жаль только, что все уровни – это коридоры в стиле внутренностей корабля «Сулако» из «Чужого», да лаборатории. Нарисовано все красиво, но черт возьми, разнообразия-то не хватает! Я даже согласен на традиционное дарсоулсное болото! Но нет, на свежий воздух в The Surge вообще почти не выпускают.
Вы оцените масштабы. Никому неизвестная немецкая контора, разрабатывавшая странные «тайкуны» и проходные квесты выдает настоящую ААА-игру, которую без скидок не стыдно сравнивать с Dark Souls. Кто-нибудь такого ожидал? The Surge отлично выглядит (и работает – технически все просто идеально) и отлично играется – она легко может утянуть на 20-30 часов и ей есть что предложить, если вы решитесь на второй забег. Lords of the Fallen была не самой плохой игрой, но именно после The Surge я буду пристально следить за творчеством Deck 13. И вам советую.
Источник