Рецензия на Far Cry 5

Рецензия на Far Cry 5

Покупая Far Cry, всегда знаешь, что получишь — качественный шутер в красивом открытом мире с простеньким сюжетом и колоритным злодеем. Игры серии не особо меняются еще со времен Far Cry 2, но продаются отлично. Игроков все устраивает — в общей массе лишь единицы с каждой новой частью негодуют, что одну Far Cry от другой якобы не отличить. Игры и вправду похожи, это логично, у серии своя ниша, даже свой жанр, в котором конкуренции сегодня нет. Поэтому я не буду в очередной раз распинаться на эту тему, и не буду снижать Far Cry 5 оценку за то, что она похожа на Far Cry 4. Лучше сосредоточусь на том, что в игре хорошего и нового.

Надежды на то, что Far Cry 5 будет «не такая как все», сообщество все же высказывало и виноват в этом сеттинг.

Far Cry же всегда про войну и дикость, про сходящий с ума и пожирающий себя социум. Но весь ад традиционно происходит где-то далеко, в изолированном экзотическом месте. А в пятой части дичь творится прямо внутри современной доминирующей цивилизации — в США. Да и устроено все не абстрактным тираном или карикатурным сборищем психопатов, а религиозной сектой — уж с этим явлением жители Америки (да и не только Америки) знакомы хорошо.

В этот раз отправляемся в округ Хоуп, Монтана — северный штат на границе с Канадой. Живописное умиротворенное место с прозрачными озерами, ослепительно красивыми горными массивами и лесами. Здесь полно диких уголков, где время течет неспешно, а люди живут простой деревенской жизнью. Но, разумеется, с типично-американскими особенностями: клетчатыми безрукавками, мятыми бейсболками, дробовиками в пикапах и зашкаливающим патриотизмом в головах.

Визуальный колорит Far Cry 5 отрабатывает на десятку. Природа виртуальной Монтаны бьет в самое сердце — это одна из самых красивых игр в этом году, а в наше время картинкой удивить трудно. Описывать это бессмысленно, просто посмотрите на скриншоты. Горные речки, пшеничные поля и непроходимые хвойные леса великолепно сочетаются с ухоженными фермами, пастбищами и крошечными городками, создавая невероятно уютную, теплую атмосферу. Даже несмотря на творящийся GTA-хаос.

И дело не столько в технологиях, сколько в скрупулезной ручной работе разработчиков — Ubisoft за все эти годы все-таки набила руку и научилась делать достойные, залипательные открытые миры. Тончайшая проработка тут во всем — от природных видов, до интерьеров и расстановки фонарей на улицах. На Far Cry 5 очень приятно смотреть. Всегда. Приятнее ее разве что слушать, потому что тут игра выступила великолепно сразу с двух сторон: отменный саунддизайн, отличный оригинальный саундтрек от Дэна Ромера и сумасшедшая подборка лицензированных треков — лучшая панк-плейлист в играх со времен, наверное, FlatOut 2.

Нам обещали, что исследование мира будет важной частью Far Cry 5 — так и есть. Округ Хоуп хочется облазить, хочется изучить каждую лесную опушку и каждый горный склон, осмотреть все перевалы и речушки. И вовсе не из-за того, что больше нет мини-карты. Не потому, что все сайд-активности больше не отмечены на карте и их нужно разыскивать своими силами. Не ради наград и квестов. Просто чтобы насладиться красотами — не из-под палки, а по своей воле. Хороший пример, как открытый мир может работать даже без контентного наполнения.

Вот бы еще игра столь же тщательно раскрывала тему сект и манипулирования массами! Насколько глубоко в Ubisoft умеют погружаться в выбранную тему мы видел на примере и Watch Dogs 2, и всей серии Assassinʼs Creed. Так что вот интрига: смогла ли Far Cry 5 показать захват власти сектой «Врата Эдема» в округе Хоуп правдоподобно? Ведь разработчики столько хвалились проработкой проблемы, даже специалиста по сектам приглашали.

Не смогла. Даже не пыталась. Чтобы достойно обыграть тему, пришлось бы ковыряться в кор-механике, а тут все снова вылилось в десятки часов увлекательного (не шучу) захвата форпостов. С погонями и веселыми пострелушками на дорогах.

Игра периодически пытается нагнать жути трупами и слезливыми записками «Сектанты забрали моего сына!», но какая к черту разница, в секту его забрали или на службу диктатору? Как секта пришла к ТАКОЙ власти тоже непонятно, почему люди настолько массово поехали кукухой и начали пытать соседей? Мы видим только запугивание и накачивание наркотой, которая тут струится и прямо по венам, и по горным речкам — все очень поверхностно.

К тому же игра сама не может понять, что ей ближе — серьезные вопросы или веселье в духе уже упомянутой GTA (из-за сеттинга схожестей правда много). Тут, к примеру, очень атмосферное, жуткое вступление и убедительный злодей — пастор-отец Иосиф Сид, искренне верящий в собственные деяния, читающий проникновенные монологи и показывающий самый реалистичный, пробирающий плач в истории игровой индустрии. И здесь же квесты по поиску инопланетных артефактов, погоня на бронированном грузовике и охота за наполненными семенем бычьими яйцами. Это даже круто, я ценю разнообразие, но все это в игре перемешано совершенно бессистемно.

Учитывая камерность округа, тут брат бьет брата, все друг друга знают, но это почти не отражается в истории. Лишь единожды один персонаж упомнил, что группа девушек-пилотов-сектанток, которых мы собираемся взорвать — ее бывшие подруги. Но никаких переживаний, черт с ними, бомби!

Да и масштаб вышел совершенно гротескный. Секта не просто устроила террор — она учинила настоящий геноцид и построила натуральные лагеря смерти, где людей сжигают живьем. Тут есть невероятные истории про детей, которых заставляли есть собственных родителей. И никто в это почему-то не вмешивается, сражается только местное подполье. У здешних что, родственников за пределами округа нет (есть, это можно прочитать в десятках раскиданных по миру записок)? Внешний мир, власти штата — ничто не оказывает влияние на события в округе Хоуп. Единственный внешний фактор в Far Cry 5 — это безымянный и немой главный герой (зато пол и расу можно выбрать!), который прибыл со своим начальником и парой полицейских арестовывать лидера секты. Это все хорошо для геймплея в духе Far Cry — безумие без ограничений — но плохо для раскрытия сеттинга.

Как я предсказывал, в раскрытии темы игра к уровню Outlast 2 даже не приблизилась. Сложно ужасаться сектантов, когда ты можешь в любой момент наказать их гранатометом и сиреневым бронированным грузовиком.

Но внутри Far Cry 5 есть еще одна игра. Под оболочкой открытой карты и случайных приключений скрывается линейный сюжетный шутер. Скажу даже так — только там и есть полноценный сюжет.

Основная задача в Far Cry 5 — захватить три региона, а потом выйти на Иосифа. В каждом регионе заправляет Вестник — приближенный человека отца Сида. Вестников трое: адвокат Иоанн, вояка Иаков и Вера — ее роль определить трудновато. Подробнее о Вестниках я уже писал в другом материале. Чтобы убить Вестника, нужно на его территории пакостить, выполнять сайды или проходить сюжетные задания, привычная для опенворлд-игр схема. Чем отличаются сюжетные задания от второстепенных? Ничем — в обоих случаях придется захватывать аванпосты или что-то собирать.

Раздают квесты прописанные персонажи с предысторией, но в ходе самой игры они никак не прогрессируют. Появляются пару раз, чтобы скинуть квест, произнести фразу-другую, спасти героя и что-нибудь учудить в финале — да и хватит на этом. Посмотрите ролике из серии «знакомьтесь с» на канале Ubisoft — там у героев убедительная предыстория и понятная мотивация. Но встретив этих персонажей в игре, ничего сверх уже виденного в ролике о них не узнаешь, с 

Очень много заданий в духе «Найти 20 разбросанных по Монтане зажигалок» и «Спаси 15 пленников в случайных ивентах» — даже среди сюжетных. Многослойных заданий, перетекающих в настоящую мини-историю, критически мало и после Watch Dogs 2 и Assassinʼs Creed Origins это обидно. По части квестов Far Cry 5 — заметный шаг назад. Хорошие поставленные поручения можно по пальцам пересчитать, зато среди них найдутся совершенно потрясающие воздушные сражения — физика и напряжение такие, что на основе Far Cry 5 можно годную авиааркаду выпустить (Ubisoft, можно? Вы же делали уже HAWX!). Хоть что-то.

Прежде подставиться под пули, каждый Вестник несколько раз вас поймает, попытает немножко и постарается переманить на свою сторону. Героя не убивают за то, что он уничтожает запасы секты, не убивают за истребление целой армии сектантов. Да чего мелочиться — даже когда двух Вестников из трех он прикончит, его все еще будут пытаться переманить. Драматургия уровня боевиков из 80-х — не убью врага, пока не расскажу ему про свои планы, ха-ха! Ой, он сбежал… Эти эпизоды максимально вырваны из общего контекста игры и почти не связаны с тем, чем вы занимаетесь в открытом мире. Их можно вырезать и собрать отдельную игру.

Исключение — Иаков. Его история, его сюжетная ветка и цепочка заданий в его регионе — лучшее, что есть в сюжетной части игры. Ну и концовка — она великолепна и переворачивают всю серию, ради нее стоит играть. Редкий случай, когда финал протаскивает всю историю.

Зато именно в этих сюжетных эпизодах натуралистично показаны сектантские ужасы. Беспомощность героя, пытки, промывка мозгов и натуральное зомбирование. Здесь-то, должно быть, можно поприглядываться и поизучать, насколько реалистично разработчики все изобразили. Жаль, охота на каждого из вестников заканчивается мучительным забегом по коридорам одинаковых бункеров — Ubisoft, не надо 2003-й в шутеры возвращать.

Ну, а прелесть основного геймплея — тех самых приключений в открытом мире, ради которых игра и существует — снова в рандоме. Из леса всегда могут выскочить сектанты на квадроцикле и устроить перестрелку с повстанцами. Дикие лоси могут подраться с медведями и перенести драку на ближайший аванпост. Иногда самолеты внезапно садятся на хвост, иногда они падают прямо на группу твоих союзников. Много всякого случается в округе Хоуп и поэтому в нем интересно провести пару десятков часов. В Far Cry 5 хороша кор-механика — здесь весело стрелять, а игра перестрелки всегда старается сделать еще интереснее. Система будет работать, даже если из нее полностью исключить сюжет. Все это еще круче в кооперативе, который теперь тянется через всю игру.

Правда, прогресс при совместном прохождении сохраняется только у хоста, так что кооп — это, скорее, для веселого вечера, нежели для полноценного совместного прохождения. Если живого напарника для игры нет, можете взять компьютерного — их девять, и у них даже способности уникальные есть, но тупят эти помощники страшно, я уже жаловался на это в сути. Среди возможных друзей есть милейший песель Бумер, медведь Чизбургер и пума Персик — им все можно простить!

Но со временем и тут начинаются проблемы. Игра перестает удивлять, начинаешь видеть паттерны, заранее догадываешься, когда из леса выскочат сектанты, а когда в небе появится вражеский самолет. Активности при этом все чаще начинают накладываться друг на друга и ломаться. Ты, к примеру, пытаешься порыбачить, а по реке несется лодка и с нее тебе в лицо прилетает ракета. Или тебя накрывает пулеметном огнем с вертолета, когда ты спокойно стреляешь в тире. Вау, прикольно! Первые раз десять. А на одиннадцатый уже хочется, знаете, спокойно порыбачить — без вот этого всего.

Но прежде, чем Far Cry 5 утомит и начнет раздражать, пройдет 20-30-40 часов, а это чертовски много.

Far Cry 5 — совершенно обыденный, хороший «фаркрай». Здесь есть все, за что серию принято любить, а сверху еще и настоящий кооператив, и невероятные пейзажи — поэтому игру вполне можно считать лучшей в серии. Но ненавистников франшизы новая часть не переубедит, крики про конвейер не стихнут, потому что от классической формулы «пятерка» далеко не уходит. Да, здесь упростили прокачку, убрали муторный крафт и вышки, добавили рыбалку, а охота теперь нужна только для заработка, но в основе-то все еще Far Cry 2.

И в этом нет ничего плохого, в конце концов — кроме Ubisoft никто так не делает. И я все еще жду чуда от редактора карт Far Cry Arcade — сообщество, я в тебя верю.

 
Источник

Читайте также