Поиграем в книжки — что такое геймбуки и какие из них стоит попробовать

Поиграем в книжки — что такое геймбуки и какие из них стоит попробовать

Учить английский по играм и книгам — приятно и довольно эффективно. А если игра и книга объединены в одно мобильное приложение — еще и удобно. Так сложилось, что на протяжении последнего года я неспешно знакомился с жанром мобильных «геймбуков»; по итогам ознакомления готов признать, что это интересная, самобытная и не слишком известная широкой публике ветвь не то игр, не то литературы. В этой экспериментальной для Skyeng статье я тряхну «игрожуровой» стариной, сделав обзор наиболее интересных представителей жанра и их издателей.

Но сперва немного истории.

Давным-давно, еще в прошлом веке, для закрепления полученных в школе знаний английского языка я использовал книги и компьютерные игры. Время было до-интернетное, поэтому книги были бумажные, а игрушки — дискетные. У этих способов были свои плюсы и минусы. Книжки было относительно легко найти, в них богатая лексика, наконец, их можно читать где и когда угодно; с другой стороны, им присуща некоторая необязательность — если я что-то не понимал, то пропускал, надеясь разобраться потом: ну не доставать же словарь в метро. Игрушки (а это были квесты) такую безалаберность не прощали — если что-то не понял, не прошел дальше, потерял драгоценное машинное время, как следствие — максимальное внимание и куда более эффективное заучивание новых слов. Плюс к тому команды надо было вводить текстом, так что ошибаться в словах нельзя. Другая сторона медали — текстов в играх меньше, их качество не всегда было идеальным.

Сейчас, когда у нас в карманах лежат компьютеры в сотни раз мощнее старых добрых 286-х, мы без проблем можем и читать, и играть где угодно. А еще у нас есть возможность совместить плюсы изучения языка от книжек и игр, воспользовавшись «геймбуками» — книгами с игровыми элементами. Здесь вы после каждой главы выбираете продолжение сюжета, и чтобы выбор был правильный, необходимо понимать, что происходит. О них и пойдет речь.

Вопрос терминологии

Есть два очень похожих жанра — interactive fiction (у нас часто именуется «текстовые квесты») и gamebooks (они же choose your own adventure books, книги с ветвящимся сюжетом). В последнее время эти явления почти слились воедино, однако их корни кардинально отличаются.

Interactive fiction придумали программисты, и началось все с Adventure, давшей название жанру. После Adventure были «Зорки», потом Kings и Space Quest’ы, и дальше все это понемногу эволюционировало в Full Throttle. В классических «текстовых квестах» вместо картинки — текст, вместо кликанья по экрану надо набирать текстовые команды («открыть дверь», «взять лопату»), и они в том или ином виде существуют и поныне. Я как-нибудь напишу статью про их нынешнее состояние, а пока могу отослать интересующихся к своему труду двадцатилетней давности для журнала «Страна игр», который можно найти в одном странном месте (предупреждение: много букв!).

«Геймбуки» появились как литературное направление, их придумали писатели, они продавались в книжных магазинах еще в 30-е годы прошлого века. Это обычные бумажные книжки, в которых читателю дается небольшая свобода выбора развития сюжета. В конце каждой главы он решает, что будет дальше, и находит нужную страницу. В 70-е они тоже эволюционировали, двигаясь в сторону настольных ролевых игр, в них появились бои на кубиках, карты с перемещением фишек и прочие игровые атрибуты, но в основе оставался литературный сюжет (пусть и не шедевр), которого у Adventure не было вообще.

Эта наследственность привела к еще одному отличию IF от геймбуков. В IF у игрока была определенная свобода действий на каждом конкретном отрезке игры (он мог осматривать локации, перемещаться между ними, использовать предметы и решать головоломки), но в целом сюжет оставался линейным и рано или поздно приводил к единственному финалу. В геймбуках свободы действия внутри глав почти нет, но между ними нужно принимать решения, ветвящие сюжетную линию, и финалов всегда несколько.

Сейчас пути этих двух разных направлений пересеклись и сплелись, но для ясности в этом тексте я буду говорить только о геймбуках.

Итак, поехали!

Choice of Games

Небольшая американская компания, специализирующаяся на исключительно текстовых историях с минималистичным оформлением. Литературная составляющая здесь на первом плане, это самые настоящие книги, где ваши решения влияют на развитие сюжета, но в которых нельзя «проиграть», можно лишь дойти до разных финалов. Следствием такого подхода становится большое внимание к качеству сюжета и языка. Побочное следствие — здесь нечего делать, если не понимать, о чем идет речь, поэтому подойдут они скорее для Advanced уровня знания языка.

Choice of Games открыла всем желающим собственный скриптовый язык для написания таких «ветвящихся книжек», и довольно заметное количество людей этим воспользовались. Их книги продаются или раздаются бесплатно под маркой Hosted Games.

Геймбуки доступны для всех платформ, а первые главы можно бесплатно прочитать в браузере — что удобно, если у вас стоит наше расширение для Chrome: можно переводить тексты и добавлять слова на изучение.

Вообще, все книги Choice of Games хороши. Начать можно и с их первого творения Choice of the Dragon, и с философского Choice of Robots; выбрать пару рекомендаций тут непросто.

A Study in Steampunk

Произведение из Hosted, т.е. написанное внештатным автором, однако автор этот, Хизер Альбано, до того успела написать несколько «официальных» книжек CoG. Лютая и на удивление удачная солянка из Шерлока Холмса, Джека-Потрошителя, Джекила с Хайдом, классической фэнтези, викторианской Англии и стимпанка. История увлекательная, полная неожиданных поворотов и сюжетных развилок. Прекрасный выбор для начала знакомства с жанром, который вам предстоит перечитывать и перечитывать, каждый раз меняя историю. Чтобы прибавить стимула к повторным прохождениям, здесь есть «достижения», открываемые при определенных ваших действиях.

Choice of the Cat

Геймбук, повествующий о жизни кота (или кошки), взятого домой из приюта. Вам предстоит решать, нагадить в лоток или в ботинки, сбросить вазу с этажерки или помурлыкать на коленях, согласиться кушать корм или ждать фуа-гра. Казалось бы, жизнь кота едва ли полна событий, однако это самый объемный геймбук в каталоге CoG: здесь 600 тысяч слов, больше, чем в «Войне и мире». Любителям кошек — обязательно.

Living a book

Мексиканская фирма, вложившая много сил и любви в разработку движка, но серьезно отстающая от конкурентов с точки зрения содержания. Книжки (здесь именуются pathbook) начинаются с увлекательных завязок, от которых ждешь чего-то большого и интересного, но сразу после завязки наступает внезапный скомканный конец. При этом у читателя есть не так много возможностей как-то повлиять на сюжет — развилок здесь штук по пять-шесть на книгу, они случаются в странных местах и их влияние на историю неочевидно. Впрочем, все эти книжки можно один раз (а иногда и больше) прочитать бесплатно, а их небольшой размер может прийтись по нраву изучающим язык. А еще тут есть геймбуки для детей!

Взрослым: Past Mistakes (Play, Appstore) — нуар из мрачного будущего после 3-й Мировой войны, сеттингом отчасти похожий на «Человека в высоком замке» Дика. К сожалению, сеттингом все и заканчивается. Dark Forest — история про странное приключение в лесу, которое опять же не имеет никакого отношения к завязке.

Детям: The Monster and the Cat — внезапная демонстрация того, что в детской книжке подход с очень коротким и простым сюжетом прекрасно работает.

Cubus

Творцы из Барселоны, занимающиеся, помимо геймбуков, также интерактивными музейными экскурсиями. Начинали с классических «ветвящихся книжек» (Deadman Diaries), но с музыкой и богатым оформлением, а сейчас разработали собственную ролевую систему с кубиками и пишут фантастические боевики (Heavy Metal Thunder). Несмотря на то, что вроде планируется третья часть, эти боевики не работают на седьмом Андроиде, поэтому писать о них не буду. К тому же в активе Cubus есть совершенно бесподобное произведение без всяких боевых систем и драк на случайных числах.

The Frankenstein Wars
AppStore / Google Play

Возможно, лучший геймбук в этой подборке повествует про альтернативную историю Франции XIX века, где революционеры раздобыли дневники Франкенштейна, научились делать монстров из павших солдат и реанимировали труп Наполеона, превратив его в Дарта Вейдера в аквариуме. Два главных героя — братья, волею судеб оказавшиеся по разные стороны фронта. Или оказавшиеся на одной стороне — решать вам, очень многое в этом произведении может кардинально меняться решением читателя. А еще здесь есть текстовая перестрелка, текстовая тактическая битва и шикарный саундтрек. Иногда включается таймер: некоторые участки надо проходить быстро; при недостаточном знании языка это может вызвать затруднения.

Inkle

Молодые ребята из Кембриджа, чьи творения всеми силами прикидываются «настоящими» играми, оставаясь де-факто геймбуками. Здесь много графики, анимации, звука, эффектов и всех прочих bells and whistles, невозможных в бумажных книжках, но все равно сюжет подчиняется вашим решениям, а решения эти надо принимать, основываясь на прочитанном тексте. Inkle активно сотрудничает с производителями игр и издательствами — они делают проекты для Penguin USA, включая, например, приложение для запоминания английской поэзии Poems by Heart, а также пишут диалоги для игрушек с помощью своего открытого скриптового языка Ink. Поскольку ребята молодые и модные, их собственные игры сперва выходят для iOS, и лишь потом, если повезет, для других платформ.

80 days

Книга-игра по мотивам «За 80 дней вокруг света», весьма вольно обращающаяся с первоисточником. Собственно, от Жюля Верна тут остались 80 дней, а также некоторое количество приключений из разных его произведений. При этом мир, в котором путешествуют Паспарту (вы) и Фогг, взят из стимпанковой традиции — из Лондона в Париж тут ходят подводные поезда, летают паровые воздушные корабли, экипажами управляют роботы и везде присутствуют блестящие хромом технологические чудеса. Собственно, основная фишка игры — именно исследование ее мира в ходе путешествия. Можно проиграть, не успев добраться до финиша, или если кончатся деньги или здоровье — но это совершенно неважно, потому что каждое новое путешествие кардинально отличается от предыдущего, возможных маршрутов вокруг света — сотни. И, кстати, это чемпион по количеству слов в этой подборке: их тут 750 тысяч, почти полторы «Войны и мира»!

Sorcery!

Адаптация популярной классической книжной ролевой игры 80-х Стива Джексона, входящей в серию Fighting Fantasy (написанной Джексоном вместе с Яном Ливингстоном, одним из основателей Games Workshop). Игровые элементы здесь занимают много места, надо следить за здоровьем и сражаться с врагами мечом и магией, но в основе по-прежнему текст; многих боев можно избежать, внимательно читая историю, да и в сражениях надо обращать внимание на текстовые намеки, чтобы догадаться, какой прием лучше использовать. Волшебные заклинания собираются из букв, заклинаний много, и их приходится запоминать; впрочем, они похожи на слова, что может быть полезным при изучении языка (HOT — огненный шар, FOG — ослепление и т.д.). Четыре части (книжек тоже было четыре) связаны между собой, поэтому начинать надо с первой. Она может показаться коротковатой за пять-то долларов, но в ней закладывается основа, а дальше становится веселее.

Ну и бонусом — бесплатная десктопная демка движка Ink под названием The Intercept. Это более чем годный геймбук где-то на полчаса.

Tin Man Games

Классика компьютерных геймбуков — австралийская компания Tin Man Games. Эти ребята на геймбуках съели не одну собаку, и если Inkle удалось как-то заполучить себе Sorcery!, то все остальное из Fighting Fantasy находится именно здесь, равно как и множество собственных игр. И это действительно скорее ролевые игры, чем книжки — в них есть пусть и примитивная, но ролевая система, у персонажа есть снаряжение, и он постоянно ввязывается в драки (их можно избежать, но для этого надо прокачивать определенные навыки и снова кидать кубики). В начале прохождения можно выбрать уровень сложности, от брутального без возможности «отлистать назад» до «читательского», где все бои разрешаются автоматически в вашу пользу. Рекомендую выбирать вариант посередине (с неограниченным количеством «закладок») — литературные достоинства этих произведений не слишком поразительны, но как часть игры заходят хорошо.

GA 12: Asuria Awakens

GA — это серия Gamebook Adventures, главный продукт Tin Man Games; игры в ней не имеют сквозного сюжета, поэтому начинать стоит с самой свежей. Главного героя, мелкого бандита-информатора, отправляют выяснить обстоятельства таинственного исчезновения посла в соседнем княжестве; прибыв, он оказывается в пучине странных событий вокруг возрождения бога Азурии. Игра большая, сюжет неплохо прописан, а сам сеттинг необычен (и становится все необычнее по ходу дела). Ну и плюс — проработанная ролевая система Tin Man Games, где можно пытаться тупо рубить все топором, а можно вчитываться в тексты и искать обходные пути. Есть небольшие некритичные сюжетные глюки, но это ожидаемо от столь большого и ветвящегося произведения.

To Be or Not to Be

Неожиданное для Tin Man Games обращение к классике: электронная версия бумажного геймбука Райана Норта, на который он в свое время очень успешно собрал средства на Кикстартере. Абсолютно безумный и необычайно смешной пересказ «Гамлета», в котором можно «играть» за Гамлета, Офелию и отца Гамлета (предсказуемо быстро становящегося своей тенью). Это именно литературный проект, а не игра, однако вариантов развития сюжета тут огромное множество. Знание классики желательно для понимания отдельных шуток, впрочем, для удобства «шекспировский сюжет» на экранах выбора отмечен черепом Йорика. Кроме того, тут присутствует больше ста концовок, включая изобретение Офелией центрального отопления и подводные приключения тени отца Гамлета, внезапно решившего стать ихтиологом. Кстати, продолжение про Ромео и Джульетту уже вышло на бумаге.

Delight Games

ИП с Вашингтонщины, Delight Games Сэма Лэндстрома — своего рода «Tin Man для бедных». Это тоже книжные ролевые игры, но трава здесь пониже, вода пожиже. Зато все можно скачать одним пакетом в режиме «фримиум»: прошел одну часть серии, накопил «монет», открыл следующую — или купил «монеты» за реальные деньги (еще их подкидывают, если запускать приложение каждый день). Сэм — автор плодовитый, серий у него много, к тому же он привлекает людей со стороны. Все они далеко не звезды, поэтому ждать литературных открытий не приходится. Но где еще можно найти сразу столько геймбуков самых разных жанров для самой разной аудитории, включая детей?

На этом сегодняшний обзор заканчиваю. Ну а поскольку это экспериментальная статья, буду очень признателен за комментарии: нам хочется понять, насколько такие тексты вообще интересны читателям Хабры. Стоит ли продолжать?

 
Источник

Читайте также