И почему она может стать одной из ваших.
RE:IS — это rogue-like с пошаговыми боями, в котором акцент ставится на заблаговременное планирование всех своих действий. Цель — набрать как можно больше очков славы за 5 экспедиций, сложность которых увеличивается с каждым разом.
Сразу оговорюсь, в игре нет русской локализации. Однако школьного уровня английского должно хватить за глаза.
Подготовка к экспедиции
В начале игры нам на выбор предоставляется 24 персонажа (со всеми DLC), из которых нужно выбрать трех для своей команды. Все они принадлежат к одной из четырех категорий: Ученые, Разведчики, Бойцы и Ораторы. Ученые и ораторы наиболее полезны во время исследования новых территорий. Разведчики и бойцы получают преимущество во время боя. Первые дальше перемещаются по карте и чаще уклоняются от атак. Вторые имеют больше здоровья и бьют больнее. Впрочем, вы всегда можете выбрать другую тактику боя, где вам не нужна будет ни сила, ни уклонение. Об этом позже.
Первым нужно назначить капитана, который даст свой собственный уникальный бонус для прохождения, а затем двух помощников, не менее полезных, если правильно подобрать сочетание их способностей. В команде желательно всегда иметь людей, ответственных за разные сферы. Либо сделать упор на чем-то одном, например, на геологии и археологии, но в этом случае нужно будет избегать вылазок на континенты с агрессивным населением.
Собственно, здесь игроку уже нужно решить, как именно он хочет прославиться. Быть алчным до наживы агрессором? Миролюбивым ученым? Или язвительным дипломатом? Любой из стилей игры будет иметь свои недостатки и преимущества, поэтому в первой игре я бы советовал выбирать то, что больше нравится на интуитивном уровне.
Процесс исследования
Каждая новая миссия начинается одинаково: мы высаживаемся на небольшом острове, и нам на карте показывается место, до которого нам нужно добраться, чтобы вернуться домой. В этом месте, отмеченным фиолетовым кружком, всегда идет бой с боссом. На каждой локации он свой, к каждому нужен свой подход.
Чтобы добраться до заветного выхода, нужно гулять по карте, тратя на каждое перемещение 1 единицу припасов. Они восполняются после каждого приключения, к тому же их максимальное количество можно увеличить разными способами по мере прохождения. Если во время одной экспедиции припасы кончаются, то каждый следующий «голодный» ход будет вешать существенный дебафф на одного из членов отряда.
Хотя выход виден с самого начала, идти туда напрямик не всегда выгодно (практически никогда). По всей карте разбросаны различные достопримечательности и испытания, исследование которых дает баффы / новые навыки / сокровища / дополнительную славу.
Загвоздка в том, что при каждом перемещении по карте можно напороться на группу недругов, бой с которыми может отнять «решительность» — местный аналог здоровья. Когда решительность отряда доходит до нуля, игра заканчивается.
Каждое испытание, которое приходится преодолевать нашему отряду, заключается в проверке одного из 10 навыков: Дипломатия, Археология, Тактика, Очарование, Сообразительность, Физическая подготовка, Естествознание, Выживание, Инженерное дело, Жульничество. Испытание достаточно пройти всего одному члену команды, чтобы получить приз. Именно поэтому лучше всего прокачивать каждому персонажу разные навыки, чтобы не попадать в безвыходные ситуации.
Во время каждой экспедиции можно единожды разбить лагерь и выбрать историю, которую расскажет один из персонажей. Истории дают разные бонусы, когда-то лучшим вариантом будет поднятие «решимости», когда-то лучше получить мгновенную выгоду в виде очков славы или нового навыка. Всего историй 20, они составляют колоду, которая перемешивается в начале новой миссии. Но если игрок посчитает, что на следующий раз ему позарез нужна будет история, которую он видит перед собой сейчас, ее всегда можно «заморозить», а остальные затасовать обратно в колоду.
В конце миссии идет подсчет всех сокровищ и жетонов, которые нам удалось собрать во время приключения. Всего их 7 типов: жетоны коллекционера (дает золото), популярности (на нее мы покупаем помощников и специалистов), знаний (тратим на новые исследования), кладов (много золота), секретов (много популярности), открытий (много очков исследований) и стычек (все понемногу). Количество ресурсов с каждого жетона может быть увеличено во время игры.
Система боя
Стычки с противниками, как в большинстве пошаговых игр, проходят на отдельной карте-сетке, где каждый персонаж делает ход по очереди. Но в RE:IS есть несколько подходов к каждому бою.
Противника можно победить добротой, язвительностью и агрессией. Для этого у каждого персонажа три разных типа атаки: удар, насмешка и восхищение. Сила удара зависит от физического урона, сила насмешки и восхищения зависит от показателя харизмы. С каждой успешной атакой атмосфера на поле боя меняется. Например, если часто «язвить», противники обидятся и потеряют самообладание, тем самым понижая свою защиту от словесных нападок. Нужно балансировать между разными типами атаки, поддерживая ту атмосферу, которая дает преимущество игроку. Дружелюбный подход будет иметь успех против язвительного противника. Язвительность всегда выведет из себя громилу. Агрессор же будет иметь преимущество перед «добряком».
Анимация атаки у всех персонажей разная, и часто это выглядит забавно, когда ребенок дает пощечину огромной горилле, а какой-нибудь здоровяк с веслом в руке заигрывает с волком.
Если использовать разные типы атаки по одному противнику (чаще всего боссу), можно ввести его в ступор, тем самым понизив его защиту и с большой вероятностью заставив его просто бегать из стороны в сторону во время своего хода.
Отдых между экспедициями
После завершения миссии, мы возвращаемся в клуб путешественников, где можно купить новое снаряжение, изучить новые навыки, исследовать отрасли науки, которые принесут пользу в будущем.
В магазине можно найти не просто новый шмот, который даст бонус к атаке или харизме, но и уникальные предметы, позволяющие легче проходить испытания.
Древо исследований мне лично напоминает систему парадигм в Цивилизации. Все изучить не получится, особенно если в команде нет ученого, поэтому тратить очки приходится расчетливо.
Затем нужно выбрать следующее приключение, на которое отправится наш отряд. Приключения открываются постепенно. Они имеют сложность от 1 до 5 звезд. Где звезд больше, там и карта для исследования больше, и враги сильнее, и ставки выше. Поэтому идеальным вариантом будет идти равномерно от одной к двум, трем, четырем и пяти — звездочным миссиям.
Реиграбельность
Так как это rogue-like, то должны быть какие-то механики, позволяющие получить преимущество при повторном прохождении. Если честно, мне бы хватило просто удовольствия от самого игры, потому что каждое приключение получается непохожим на остальные, особенно если учесть количество комбинаций в отряде при доступных 24 персонажах. Но бонусы тут, все же, есть.
Во-первых, при первом прохождении доступно всего 4 персонажа, которых можно сделать капитаном. Остальных нужно «открывать», успешно завершая экспедиции.
Во-вторых, истории, которые мы рассказываем во время ночлега, открываются из бустеров, получаемых в конце каждой пройденной игры. Чем больше славы мы получим — тем больше накопится шкала с бустерами. В каждом из них по три истории, без дупликатов.
В-третьих, за одно прохождение невозможно собрать все сокровища, разбросанные по разным континентам. Так что если вы перфекционист, то заняться вам точно будет чем часов на 100.
Послесловие
Чтобы описать все механики RE:IS, мне бы потребовалось раз в 10 больше времени, чем я потратил сейчас. Но, уверен, что те, кому потенциально могла понравиться игра, уже заинтересовались.
Игра есть как в стиме, так и ГОГе (да что уж, и на торрентах тоже), поэтому если вы давно искали интересный рогалик с пошаговыми боями, то Renowned Explorers вас не разочарует.