У команды разработчиков из THQ Barselona получился неплохой тизер, однако дух и идею легендарной RPG ухватить не удалось.
Как гром среди ясного неба 13 декабря произошёл анонс: THQ задумалась о возрождении Gothic и пошла на интересный эксперимент. Студия поручила команде разработчиков из Барселоны создать небольшой играбельный прототип потенциального ремейка самой первой части немецкой классики, в который может поиграть любой желающий. После издатель, ориентируясь на отзывы аудитории, примет решение — запускать в производство полноценный ремейк или оставить всё как есть.
И как бы не хотелось сказать «да» на такую похвальную инициативу, стоит признать — такой ремейк никому не нужен.
Что такое Gothic
Чтобы понять, что конкретно не вышло у THQ Barselona, стоит немного отойти от темы и вспомнить, что вообще такое первая Gothic. Мир «Готики» — это рудники Хориниса, закрытая магическим куполом небольшая экосистема, которая работает по своим жестоким правилам, но при этом полностью открыта для исследования (в пределах волшебного барьера).
Всё вокруг бросает игроку вызов: звери могут загрызть насмерть за секунды, любой человек может спокойно избить и забрать деньги и практически любой персонаж по первой обращается с вами, как с мусором. Вы — не герой приключения, не Довакин, не Избранный и даже не сын известного отца. Вы — каторжник, такой же как и все. Только ещё и без денег, репутации или минимальной «крыши».
Но не смотря на то, что вся игра открыто вытирает об вас ноги, Gothic — не симулятор издевательств и мучений. В ней — огромное количество путей для роста. Три фракции со своими целями и заданиями дадут вам вектор для развития — покажут, куда идти, поделятся начальным снаряжением и первыми поручениями.
Хитрости в механиках геймплея, осторожность и внимательное исследование локаций позволят преодолеть трудности — как в плане финансов, так и врагов. К примеру, все помнят трюк из Gothic 2, где, подкопив денег, можно было купить свиток превращения в чудище и с помощью геноцида зверья в лесу подкачать начальные уровни.
Если подытожить кратко, то Gothic — это не крутой сюжет, не инновационная боевая система и не эпичные катсцены. Это компактный, но полностью открытый полигон со множеством трудностей, в решении которых вас не ограничивает никто. Причём настолько, что игру можно откровенно ломать — например, загонять орков в лаву, чтобы не убивать их по заданию самому. И трудно сказать, баг ли это или фича.
Ну и не забудьте атмосферу: мрачное околореалистичное фэнтези, где из волшебных рас есть только орки и нечисть, а вместо брони — тряпки, куртки и ржавые доспехи. Единственная радость — безопасные лагеря с уютным костром и музыка Кая Розенкранца, создающая Gothic непередаваемую атмосферу.
Что такое Gothic Teaser
Тизер длится около двух часов и затрагивает самое начало игры: герой попадает на рудники с письмом для магов Огня, но сразу же сталкивается с местной фауной и Диего, выходцем из Старого Лагеря, который старается помогать новичкам.
Стоит заметить, что над тизером работали фанаты серии — по крайней мере, так говорит открытое письмо на запуске игры. В нём разработчики из THQ Barselona высказывают своё уважение классике немецких RPG, но подмечают, что в игре многое устарело — например, боевая система.
Поэтому, если у игры и будет ремейк, он сохранит от оригинала только подход, сеттинг, историю и атмосферу. В общем, переосмысление в духе Resident Evil 2 Remake, нежели простая перерисовка графики и адаптация под современные системы.
Стоит сказать сразу, что у тизера не очень хорошая графика: устаревшие модели, визуальные баги, а картинка страдает от размытия, перекрученной яркости и резкости. Благо, её можно худо-бедно подкрутить в настройках. Но это не такая уж большая проблема: разработчики открыто заявляют, что игра — бесплатный прототип. И стоит понять, что она — собранный практически без средств двухчасовой проект в полноценном 3D и с озвучкой, как претензии отваливаются сами собой.
Единственная жалоба к визуалу — слишком ярко и сказочно. Солнышко светит, трава зеленеет, а каторжники разгуливают в латах, достойных корейской ММО. С атмосферой Gothic такой дизайн вяжется плохо.
В остальном же — это прототип. Его цель не поразить вас некст-ген-графикой, а передать идею возможной будущей игры.
Так что же не так
«Мы — горячие поклонники оригинальной игры». Воодушевляющее заявление от разработчиков, которое, к сожалению, вызывает здравый скепсис, стоит только запустить тизер. Дело в том, что в Teaser от оригинальной Gothic нет практически ничего.
Разработчики зачем-то решили полностью забыть идеи и оригинальную концепцию RPG 2001 года и сделать странный винегрет из наработок популярных игр, ориентированный на казуального игрока. В желании осовременить «Готику» и сделать её доступной THQ Barselona превратила игру в крайне среднюю RPG в духе ранних работ Spiders, которые отличились своей Greedfall в этом году.
В игре появилась масса условностей: лекарства и еда работают мгновенно и без анимаций. Оружие убитого врага исчезает в пустоте, и новый меч можно получить либо по заданию, либо найдя в тайнике. Над квестовыми персонажами красуется восклицательный взгляд, а общение с ними происходит через колесо из Fallout 4, из которого, к счастью, убрали [САРКАЗМ].
Вместо маленькой, но полностью открытой локации нам предстоит изучать линейные коридоры в духе The Witcher 2, которые усеяны невидимыми стенами и квадратными скалами с секретами, не заметить которые может только слепой.
Отдельного разговора стоит боевая система. У оригинальных Gothic и Gothic 2 она была странной, но уникальной. Вам нужно было зажимать кнопку удара и с помощью клавиш движения «размахивать» оружием.
Сначала это кажется неудобным и глупым решением, но стоит привыкнуть к подходу Piranha Bytes — и система начинает даже нравится. Удар — не простое нажатие, а движение, взмах, целое действие.
К тому же, вокруг этой кривой, но особенной системы завязан весь баланс серии: стоило разработчикам изменить механику боя в Gothic 3 на более понятную систему выносливости, как игра посыпалась. До патчей, которые помогли лишь слегка, игроки с лёгкостью брали целые города одним ржавым мечом и терпением, пользуясь лазейками в боевой системе. Из-за этого Gothic 3 не раз критиковали, в противовес нахваливая оригинальную механику первых двух частей.
Боевая система Gothic 1 и 2 не была идеальной, но и плохой её не назовёшь — к тому же, при правильном подходе механику взмахов можно было бы интересно реализовать на геймпадах. К слову, оригинальную Gothic и планировали выпустить не только на ПК, но в итоге в Piranha Bytes не смогли совладать с консольным ПО.
Но разработчики из THQ Barselona в 2019 году решили, что сражения в Gothic были плохими (они прямым текстом говорят про это в открытом письме) — и заменили их на боевую систему из For Honor, обогатив её танковым управлением и кривым просчётом ударов.
Стоит ли вообще говорить, насколько механика трёх направлений удара и фокуса на цели не подходит Gothic: благодаря блокам и терпению первоуровневым Безымянным со ржавым мечом вполне возможно заколоть драконьего снеппера, одного из самых страшных противников игры, с которым в оригинале не мог справиться даже матёрый латник. Но зато теперь в Gothic очень удобно играть с геймпада.
Всё в тизере говорит о том, что разработчики совершенно не понимают, что делало Gothic той игрой, которой она запомнилась игрокам. Прототип ясно даёт понять: разработчики хотят взять популярный бренд и на его наработках сделать обычную игру для новичков в жанре и новой аудитории — старым фанатам здесь просто нечего ловить.
Чего только стоят катсцены и общий подход к повествованию. Оригинальная Gothic начиналась с того, что вас просто бросали в суровый мир рудников, где первые встречные люди просто грабили вас, награждая синяком под глазом (за что потом можно было отомстить).
Gothic Teaser открывается эпичной катсценой в духе Майкла Бея со взрывами и громкой, помпезной музыкой. Горящий лифт с припасами, неравный бой с тремя снепперами и заботливый Диего, который спасает вас от всех бед и заботливо убеждает всех в округе, что Безымянный — особенный и всем надо ему помогать. В общем, всё в духе суровой колонии заключённых, где каждый друг другу — враг, соперник и «душара» до первой выслуги в банде.
Нет никакой сложности или интересных решений по «обману» игры. Экран вокруг усеян подсказками, окнами обучения, указателями и прочими прелестями коридорного приключения. Gothic Teaser постоянно водит вас за ручку, запрещая сделать хоть один лишний шаг в сторону — нельзя даже поспать или попить воды из бочки, чтобы сэкономить на лечении за счёт припасов. А само лечение происходит мгновенно из инвентаря, как в Skyrim — теперь врага можно банально «переесть», лишь бы хватило мяса и ягод.
Оригинальная Gothic в лоб говорила игроку: тебе здесь не рады, и нянчиться с тобой никто не будет. Даже Диего, при всём своём желании помочь, лишь давал пару советов по выживанию. Тизер же относится к вам так же, как казуальные RPG последних лет — делай то, сходи туда, ты большой молодец и герой всей пьесы.
Да и сам Безымянный изменился — из нордического пофигиста, который открывает рот лишь в нужный момент, он стал болтливым шутом с арсеналом глупых шуток и броских фраз. Лишь бы игроку было не стало скучно слушать тишину — даже главный персонаж немедленно должен его развлекать.
От атмсоферы Gothic тоже не осталось ничего. Яркие краски, слепящее солнце. Саундтрек и вовсе больше напоминает The Witcher 3: в сражениях играет бодрый славянский фолк в сражениях, который слишком сильно напоминает композиции Марцина Пшыбыловича. А из музыки Кая Розенкранца можно услышать лишь ремикс заглавной темы в самом конце тизера.
Итог
Пройдя Gothic Teaser за два обещанных часа, я так и не увидел обещанной «Готики». Я поиграл в копию The Witcher 2. Или смесь Risen с последними RPG от BioWare. В попытках «осовременить» игру THQ Barselona выдала ещё один клон «больших дядек» из ААА-лиги. В итоге получилась ни рыба, ни мясо: старым фанатам смесь из всех популярных RPG вместо Gothic не нужна, а новички просто не обратят на неё внимания — ведь можно просто поиграть в популярные RPG, не тратя своего времени на ремейк.
Так что же делать? Писать жалобы на форумах и умолять THQ не делать Gothic Remake? Конечно же нет. По моему мнению, лучшим решением в этой ситуации будут отзывы. Советы и рекомендации от всех, кому не безразлична судьба Gothic. Пускай THQ Barselona сделала неправильно всё, что могла, в одном они правы точно — Gothic нужен ремейк.
Разработчиков можно справедливо критиковать за неудачные решения — но ни в коем случае нельзя запрещать им работать над серией. Как бы я не хотел их ругать, я не могу закрыть глаза на одну единственную фразу из открытого письма: «мы хотим сделать отличную игру». И пускай я слабо верю, что создатели тизера — фанаты серии, они единственные, кто вообще захотел что-то сделать с Gothic и вернуть её игрокам.
Так что вместо того, чтобы сидеть и злиться, стоит помочь THQ Barselona обратной связью и ясно дать понять издателю, что миру нужна Gothic. Но точно не в таком виде — второсортных Action-RPG без собственного лица на рынке и так хватает.