О дивный новый мир: Ради чего стоит любить «Героев Меча и Магии IV»

Или почему не всегда стоит доверять первому впечатлению.

О дивный новый мир: Ради чего стоит любить «Героев Меча и Магии IV»

Не для кого не секрет, что многим фанатам серии, Heroes of Might and Magic IV — запомнилась как пожалуй худшая игра в серии, её всеми силами стараются не вспоминать и при удобном случае не упоминать, а в сообществе она и вовсе получила клеймо некого «урода в семье».

Я нагло совру вам, если скажу вам, что «Герои Меча и Магии IV» — идеальная игра без всяких проблем, идеальных игр попросту не существует, и «Герои 4» — отнюдь не исключение, однако и проблемы не настолько катастрофические, чтобы называть её плохой игрой. А если ещё и приглядеться, то за всей призмой можно разглядеть вполне хорошую игру и даже достойную игру.

В этой статье я бы хотел пристальней рассмотреть эту неоднозначную часть серии, и попробовать убедить вас пересмотреть взгляд на игру почти 20-летней давности, хотя решать конечно же вам.

День расплаты

Сюжет Героев Меча и Магии 4 является продолжением дополнений «Клинок Армагеддона» и «Хроники Героев», однако сначала, я расскажу вам именно о событиях этих двух дополнений, чтобы вы смогли сложить полную картину происходящего. Даже несмотря на то, что Энрот (мир Героев Меча и Магии 3) и Аксеот — это два разных мира, связаны они напрямую.

Если же вы не желаете знать о том, как герои приквела появились на Аксеоте, и что произошло с Энротом, либо же вы уже знаете всю предысторию, то рекомендую перейти к разделу «Мир, за который стоит бороться», всем же остальным желаю приятного чтения.

События дополнения «Клинок Армагеддона» разворачиваются сразу же после войны за возрождение Эрафии, когда народ «Инферно» во главе с королём Люцифером продолжили борьбу с ослабленными после войны армиями королевства Эрафии.

Королева Эрафии — Катерина Айронфист принимает решение начать священный поход против полчищ демонов, однако силы вторых оказываются значительней сильнее войска Катерины, а армия «Кулак нечистой силы» отбрасывает её на границы собственного королевства, где королева вынуждена перейти на оборону.

Осознавая своё тяжкое положение, Катерина просит полководцев королевства АвЛи помочь ей в войне на границе, на призыв откликается предводитель элитного отряда «Лестные стражи» по имени Гело, который ведёт активную партизанскую войну.

Здесь же он узнаёт о Клинке Армагеддона, с помощью которого криганы намереваются обратить мир в пепел.

В самый разгар войны на помощь войскам Эрафии приходят элементали, которые рассказывают о своём намерении помочь героям, потому что они уверенны, что Люцифер с помощью Клинка Армагеддона уничтожит Энрот, поэтому они вместе с другими героями скрывают несколько могущественных артефактов, которые необходимы для создания меча. Тем не менее, это не помогает, и криганы всё-же узнают о том, где спрятаны артефакты, спустя несколько месяцев Клинок Армагеддона уже был выкован, а все усилия героев были тщетны.

Пока герои ведут ожесточённый бой на границе Эрафии, сдерживая армии демонов, Гело продвигается в Эофол — государство криганов, дабы убить Люцифера, в то время, как его войска атакуют Эрафию. Но на пути героя становится войско под названием «Сыны Эребуса» во главе с Ксероном — правой рукой Люцифера, без которого Меч Армагеддона не был бы восстановлен. Отряд Гело с помощью элементалей наносит сокрушительное поражение Ксерону, захватывая клинок. Самое худшее осталось позади, войска криганов отброшены от границы, однако Люцифер всё-ещё жив, и кто знает, сколько несчастий он ещё может натворить? До начала битвы Катерину навещает один из повелителей элементалей, который твердит героине, что Клинок Армагеддона должен достаться Гело, так как согласно пророчеству только он сможет использовать этот артефакт по назначению. Помимо этого, он также предупреждает Катерину о том, что один из её близких вскоре встанет на тёмный путь, в эту же секунду королева думает о своём муже — Роланде, который провёл несколько лет в плену у демонов, и за это время стал более озлобленным и мстительным. Но она даже не подозревает, что Клинок Армагеддона уже опьянил Джелу властью и всемогуществом, а в его сердце уже посажено семя зла, и кто знает, чем это сулит миру в будущем? — На этой ноте кампания «Клинок Армагеддона» заканчивается.

О дальнейшей судьбе Гело уже мы узнаём в дополнении «Ледяной клинок». Криганы повержены, война выиграна, а Гело — отныне всеобщий герой, а с Клинком Армагеддона он поистине становится одним из самых сильных и главных героев Энрота, однако, легенда о неком Ледяном клинке не даёт покоя полуэльфу, Гело уверен, что именно он способен предотвратить древнее пророчество, согласно которому столкновение двух клинков — вызовет апокалипсис и гибель мира, герой отправляется на поиски зловещего артефакта, что сулит гибелью всему живому. Как мы позже узнаём выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» — подошла бы здесь как никогда.

Тем временем, на другом конце континента Тарнум — навечно проклятый за свои прошлые грехи, бессмертный герой и вечный защитник мира, взывается предками, которые когда-то сами и прокляли его. В надежде быть прощённым, он отправляется на поиски «Ледяного клинка», с целью предотвратить зловещее пророчество, и его главная цель — помешать Гело найти этот артефакт.

Зная, что Гело — герой Эрафии и АвЛи, Тарнуму ничего не остаётся, как взять под командование обитателей Нигона — подземных тварей, озлобленных на верхний мир, знающие только язык силы.
Среди войска то и дело появляются мятежники, желающие занять место вождя, однако Тарнуму ничего не остаётся, как жестокостью подавить восстания, жестокостью, которую он долгие годы подавлял в себе.

Позже, в государстве снежных эльфов под названием Вори, где по предположению героя находится ледяной клинок, Тарнум встречает сопротивление в лице населения снежных эльфов, поддерживающих намерения Гело, помимо этого, наш герой узнаёт, что помимо него и полуэльфа за клинком охотится ещё и Килгор — жесткий вождь варваров Крюлода.

Килгор отправляет на поиски артефакта своих наложниц, которые командуют отрядами безжалостных воинов, из-за этого, Тарнуму фактически приходиться «бороться на два фронта». А из-за войны с варварами, Тарнум теряет из виду полуэльфа, чувствуя, что он сильно отстаёт от соперника, герой берёт в плен гнома Уфретина — союзника Гело, который в древние времена был соратником Тарнума, однако тот даже не узнаёт его, однако бессмертный герой сбрасывает с себя варварские доспехи лорда подземелий, но даже тогда гном думает, что главный герой — предатель. Тогда Тарнум бьёт себя ножом в грудь, демонстрируя своё бессмертие, после чего объясняет старому другу, что своими поступками он всего-лишь пытается искупить свои грехи, а его поход против Джелу — спасение всего Энроту от гибели, Уфретин верит ему, и ведает, что «Ледяной Клинок» действительно находится в Вори — первом городе снежных эльфов, который в настоящее время находится глубоко под землей.

Сам же город был давно покинут эльфами, из-за того, что Вори стал постепенно превращаться в ледяную пещеру, постепенно погружая город под землю. Тарнум отпускает Уфрентина, взамен гном будет всеми силами замедлять поиски артефакта Гело. Почти найдя меч, на Тарнума нападает армия Киджи — жены Килгора, герой, наученный многовековым опытом побеждает армию варваров, однако оставляет Киджи в живых, не желая брать на себя новый грех.

Вскоре герой попадает в Вори — город, погребённый под вечными льдами, где он почти одновременно с Джелу приближается к заветному месту, где находится «Ледяной Клинок», однако оба обнаруживают, что меча больше нет, а на его месте лежит варварский топор.

Гело в бешенстве покидает город Вори, с намерением во чтобы то ни стало найти меч, а Тарнум тем временем в отчаянии взывает к своим предкам:

Прошу, не дайте моему милосердию погубить этот мир!

На такой печальной ноте кампания «Ледяной Клинок» заканчивается, плавно подводя нас ко «Дню расплаты».

Сюжет «Героев Меча и Магии 4» стартует уже после «Дня расплаты» — уничтожения мира Энрот, когда Джелу и Килгор в схватке скрестили свои мечи, что вызвало крушение мира. Всё, как и описывалось в пророчестве.

Но несмотря на это, гибель Энрота — далеко не конец, по всему разрушающемуся миру открываются порталы, которые ведут в не менее сказочный мир — Аксеот, где беженцы погибшего мира находят свой новый дом.

Всё когда-нибудь заканчивается. Мы не более, чем персонажи какой-то истории, и любая стрела или камень легко оборвёт жизнь каждого из нас. Перевернул страницу, и тысячи погибли… И ради чего? Из-за гордыни двух вождей, которых непрестанно сводит вместе сила двух мечей и общая судьба? А затем, со звоном скрестились Ледяной клинок и клинок Армагеддона. Ослепляющая вспышка! И ещё одна страница перевернулась… Катастрофа несёт разрушительные катаклизмы, сеющие бесчисленные смерти. И среди этого хаоса находится место безмерному мужеству и великим подвигам! Когда кажется, что дни сочтены, мы ещё раз переворачиваем страницу истории. И многие счастливчики спасаются бегством в иной мир.
Это конец нашей истории? Нет, судьба всё-ещё властна над нами.
А в книге истории ещё много не открытых страниц…
И всему будет явлено своё начало…

Рассказчик
С этих слов начинается игра

Страница перевернута, обозначая начало новой главы, новой истории, новой эры, эры Аксеота.

Мир, за который стоит бороться

Одной из главных особенностей «Героев Меча и Магии IV» является интересные и интригующие сюжеты, одни кампании расскажут нам о сказочных легендах, другие о доблестных подвигах и великих героях, третьи же поведают о чистой любви и так далее.

Далее я расскажу об одной кампании, поэтому, если вы не хотите нахвататься спойлеров, то рекомендую сразу же перейти к разделу «В поисках мечты».

Полумёртвый

Я не знал что выбрать, поэтому решил начать со своей любимой кампании под названием «Полумёртвый», которая расскажет об отнюдь не лёгкой судьбе самого живого мертвеца, спасшего Аксеот от смерти и основавшего королевство «Некросс».

Я чувствовал гниющие тела, спящие в глубине. Моё тело содрогалось от магической энергии, протекавшей по моим рукам, уходившей через пальцы в холодную грязь. И тогда я понял, что пережил все эти годы, все эти ужасы, ради этого мира. Я был нужен вселенной.

В ту ночь, ночь прирастающей луны, я был истинно возрождён.

Я — Голдот Полумёртвый.

Голдот Полумёртвый

Согласно дизайн-документам игры, Голдот до событий «Дня расплаты» был средним сыном короля Эрафии Николаса Грифонхарта.

Самое первое из воспоминаний Голдота – укус вампира. Во время «Дня Расплаты» огонь обжёг большую часть его тела, а ошибка при чтении заклинания превратила его существо, противоречащее всяким законам существования как духа, так и материи. Голдот наполовину жив, наполовину – мертвец, и ныне скитается по миру в надежде понять, зачем вселенной понадобилось создать такое существо, как он. На протяжении всего прохождения герой будет всячески размышлять о смысле жизни и смерти, о своей роли во вселенной, и для чего он остался в живых.

Объятый пламенем, в последнее мгновение молодой некромант прочёл древний свиток, которым Голдот превратил себя противоестественное существо, который был одинаково отвратителен как для живых, так и для мертвецов.

Из-за этого он был вынужден жить подобно животному, прячась от людей в лесах, и ел то, что попадалось под руку. Однажды, движимый голодом герой подошёл слишком близко к крестьянской хижине, в попытке найти куриные яйца, голод притупил его бдительность, и пока Голдот ел цыплят, его окружили крестьяне. Положение усугублялось ещё тем, что несколькими днями ранее в округе начали пропадать дети, и разумеется, и пропажах был обвинён наш герой.

Связав руки и ноги, Голдота повезли в Витросс — город Великого Арканума, там же его привязали к столбу на главной площади, а озлобленная толпа линчевателей называли героя упырём и пожирателем детей, и никакие мольбы пленника не смогли поменять их мнения. Без всякого суда и следствия офицер города признал Голдота виновным, и поджёг хворост под его ногами.

Страх огня придал Голдоту сил, и он применил заклинание, которое освободило его из путов. Несколько минут он бежал без остановки, пока не понял, что вернулся в лес, в котором выживал, вскоре он понял, что оставаться в глуши опасно, и тогда он отправился дальше, пока не нашёл кладбище.

В этот момент Голдот ощутил в себе новую силу, которая росла из ненависти к людям Витросса, он вонзил свои холодные пальцы в землю, и почувствовал усопшие тела в глубине коры. В ту ночь он осознал свою силу, и свою необходимость в этом мире. В ту ночь он был перерождён. С этого момента начинается история Голдота, Голдота полумёртвого.

Оживив большую часть мертвецов на кладбище, он счёл своей целью захватить Витросс, за то, что жители пытались сжечь заживо невиновного. Первой целью стали города местных варваров, захватив их, и подчинив себе войска, Голдот начал набирать армию, однако на его пути встал друид Галас, считающий войска некроманта и его самого оскорблением природы. В бою с друидом герой замечает умение друида призывать к себе на помощь различных существ. Осадив родной город друида, некромант направляется в городскую библиотеку, где постигает магию Природы, совместив её с некромантией Голдот научился призывать к себе на помощь демонов из других миров.

С новыми умениями наш герой вместе с армией мертвецов и демонов идёт на осаду Витросса. Одолев гарнизон города, войска некроманта полностью вырезают население, но не из-за банальной жестокости, а для того, чтобы не навлечь на себя гнев Арканума. Офицера же, который хотел сжечь героя Голдот, сжигает, заживо, воскрешая его уже в качестве нежити, дабы тот занимал место военачальника.

Уничтожив Витросс, Голдот решает основать на его месте новое государство под названием «Некросс» — государство, в котором мертвецы и живые будут жить в мире, сосуществуя друг с другом. Воскрешенный Мардор уговаривает героя захватить весь Аксеот, подкрепляя свой совет тем, что их войска хватит, чтобы захватить весь мир. Однако Голдот рассуждает, что в покорении мира нет никакого смысла, так как любой некромант, пытавшийся обратить мир в пепел тут же встречал сопротивление в лице всех живых, из-за чего погибал, теряя своё могущество. Сам же герой говорит, что не если молодое государство не будет воевать с соседями, то переживёт их на тысячи лет.

В одну из ночей Голдоту приходит ведение, в котором Калибарра пытают кригане в своём мире. Он чувствует, что его учитель жив, поэтому отправляется на его поиски Калибарра. В видениях Голдот ясно видел, что его учителя мучают демоны, которые после уничтожения империи бежали бежали в свой родной мир. Тогда герой решается найти точку Нексуса, которая поможет проникнуть в их мир, однако чтобы активировать эту точку, Голдоту нужно найти «Меч Ангела», и уничтожить его на этом месте. Уничтожая армии криганов на пути герой находит старую хижину, в которой согласно приданиям живёт ангел, хранящий легендарный меч. Голдот уже приготовился к схватке с ним, как обнаружил, что в доме живёт отнюдь не ангел, а старый демон, именно он и сторожит клинок. Демон без особых раздумий отдаёт меч некроманту, после чего исчезает, Голдот же возвращается к месту, активации точки, где ломает лезвие меча. Уничтожение столь могущественного артефакта породило такую энергию, что на месте, где он был сломан появился портал в мир криганов.

Голдот собрал выживших членов своей армии, и двинулся в портал. На той стороне героя ждал ужасный мир, небо, затянутое чёрным клубящимся дымом, вместо почвы под ногами серая, выжженная земля, которую покрывают хлопья пепла, словно снег. Голдот попал в обречённый мир, в мир, который испытал на себе все «прелести» правления криганов.

Изничтожая армии демонов на пути, Голдот в итоге добирается каменного алтаря, на котором был распято и растерзано чьё-то тело, и когда герой коснулся его, оно зашевелилось. Когда мертвец поднял голову, Голдот с трудом смог узнать в этом трупе своего учителя Калибарра.

Голдот вызволяет своего учителя из мира демонов, и приводит того в Некоррум — Столицу Некросса. Где подобно сыну, герой вёл своего учителя по городу, и когда Калибарр поднял веки, дабы посмотреть на владения ученика, Голдот произнёс: «Это всё твоё». Ослабший Калибарр опёрся на свою трость и произнёс: «Начало положено».

Полумёртвый назначил своего учителя владыкой Некросса, демоны, почувствовав слабого правителя начали восстание, с целью захвата государства. Тогда Голдот решает активировать точки силы, чтобы затем перенаправить их Калибарру, дабы тот наконец вернул былую мощь могущественному некроманту.

Пока Голдот активировал точки, криганы постепенно захватывали Некросс, а в один день войско некроманта вошло в деревню, тогда Голдот увидел, как вампир, движимый своим голодом пытается убить девушку, он спас крестьянку, позже вбив осиновые колья в вампира, и оставив его умирать на рассвете, девушку же он оставил с собой. По пути к следующей точке, отряд Голдота попадает в засаду криганов, где ледяной демон наносит Полумёртвому смертельную рану на его живой стороне.

После боя Голдот присел на землю, понимая, что вот-вот умрёт герой размышляет, что произойдёт, когда его живая половина погибнет? Станет ли он подобен жертвам паралича? Или со смертью живой стороны погибнет и он сам? Он взглянул на звёздное небо, и произнёс: «Что ж, ты наконец, одолела меня, Вселенная!». Тогда к умирающему некроманту подошла та самая девушка, которую Голдот спас, и она спросила, с кем тот разговаривает. При виде крови спасённая удивилась, как из давно мёртвого некроманта может сочиться алая кровь? Взглянув на рану девушка приложила к ней руку, и произнесла заклинание, которое полностью излечило раны некроманта. Спасённая девушка оказалась жрицей храма жизни, жрицей по имени Алана. После этого каждый вечер они стали обсуждать разные вещи, начиная магией жизни заканчивая любовью, и после нескольких таких разговоров Голдот понял, что Алана хочет дружить с некромантом для того, чтобы поменять его мировоззрение, и свести его с дороги зла на светлый путь. В ходе долгих споров Алана заявляет, что созидание — это добро, тогда Голдот отвечает ей, что именно благодаря созиданию был сотворён дьявол. Он аргументирует своё мировоззрение тем, что абсолютного зла и добра — не существует.

А почему разрушение не может быть добром? Лесной пожар на первый взгляд может показаться трагедией, но это разрушение позволяет деревьям расти лучше, чем прежде. Природа Вселенной безразлична. Она никого не судит. Её не заботит ни добро, ни зло, ибо не существует ни того, ни другого. Взять тот же День Расплаты — величайший пример разрушительной силы о котором можно только помыслить. И я бы сказал, что он сделал столько же добра, сколько и зла. Например, Расплата унесла жизнь того варварского негодяя, Килгора.

Голдот Полумёртвый

На эти доводы жрица отвечает, что она всё-же верит в существование добра, ибо она видит его повсюду, особенно в Голдоте. После этого разговора герой перестал видеть смысл вести девушку с собой, и отпускает её, но та не соглашается, и заявляет некроманту, что уйдёт только тогда, когда поможет увидеть добро внутри себя. После этого они продолжили путь, придя на очередную точку, жрица с тревогой сообщает Голдоту, что это место её очень пугает и гнетёт, однако герой не обращает особого внимания на все предупреждения девушки.

На последней точке сосредоточения сил Алана вдруг прижалась к Голдоту, и воскликнула, что в этом месте царит зло. Тогда герой спрашивает у жрицы, что сильнее: добро, или зло? «Добро» — без особых раздумий отвечает жрица.

«Потому что зло способно лишь разрушать, а добро созидает. Зло не может творить. А без добра не существовало бы и зла.»

Тогда Голдот предлагает девушке задействовать точку силы, дабы доказать превосходство её веры, увидев сомнение в глазах некроманта жрица целует его левую щёку, касается оникса, и умирает, проведя через себя огромную силу. Герой встал на колени у тела Аланы, и прошептал:

Ты ошибалась, моя добрая Алана. Твоё разрушение породило эту силу.

Голдот Полумёртвый

Голдот вынес на руках тело девушки из храма, и передал его крестьянке. «Похорони её где-нибудь и посади на её могиле каких-нибудь цветов» — приказывает некромант. Уходя, герой почти сожалел, что обманул её, и это было самое малое, чем он мог оплатить за такую жертвенность — размышляет Голдот.

Несмотря на все усилия, по прибытию в Некоррум герой с удивлением обнаруживает, что его учитель нисколько не похорошел, напротив, с тех пор, как Калибарр был спасён Голдот стал замечать, что его тело медленно разлагается, а сам учитель стал замкнутым, и практически перестал выходить из своего кабинета. Герой, понимая что что-то идёт не так предпринимает попытки выяснить что происходит с его учителем. Герой оборачивает себя в тень, проникает в кабинет, где обнаруживает своего учителя передающим силу точек неизвестному через таинственный портал, после чего Калибарр произнёс «Хозяин, наконец-то мы воссоединились», и ступает в портал. Оставшийся в одиночестве Голдот шепчет «Куда ты направился, учитель? Почему не взял меня с собой?».

На следующий день Калибарр отдаёт Голдоту приказ забрать и доставить ему Посох Мёртвого Дерева, что хранится у одного из генералов Некросса — древнего лича по имени Малвич. Зная ценность лича, Голдот попытался как минимум уточнить ценность этого поручения, так как гибель Малвича не только лишит государство могущественного генерала, но и в целом ослабит Некросс, так как лич — значительно усиливал его. Однако Голдот не смел перечить учителю, и вот, некромант уже направляется убивать своего вчерашнего союзника.

Зная, что война с давним союзником ни к чему хорошему не приведёт — Голдот решается послать личу гонца, который не знает о его войске, тогда некромант посещает деревню, дабы найти его там. «Мне искренне жаль требовать от вас этого, но мне нужен кто-то из вас, желательно, доброволец пусть это будет немощный старик, как угодно». После чего Голдот бросает на землю два мешка с золотом — один для семьи того, кто вызвался добровольцем, второй для деревни, за унесённую жизнь. На призыв отзывается слабый мужчина, который перенёс лёгочную болезнь, и больше не мог прокормить свою семью. Тогда некромант забирает мужчину, умерщвляет, и воскрешает уже в качестве зомби, после чего посылает к Малвичу, с надеждой получить соглашение. Однако тот возвращается с категорическим отказом, тем не менее, он же рассказывает герою о силе Посоха, по его словам артефакт способен отнимать жизнь из всего — что из живого, что из мёртвого. Герой понимает, что выступать против лича, с таким могущественным артефактом — сущее самоубийство. Тогда Голдот вспоминает разговоры с Аланой, и припоминает о Щите Жизни — единственном предмете, который смог бы противостоять Посоху. После этого некромант направляется к Святилищу Корберта, под маскировкой, монахи не находят ничего подозрительного в госте, и впускают его к саркофагу Корберта. Стоя у саркофага изумленный монах обращается к гостю «Не правда ли, она прекрасна? Вы чувствуете его святость?». В гневе Голдот через секунду разбивает голову фанатика об стену, открывает саркофаг, забирает щит Корберта, а сам объект почитания некромант оживляет с помощью колдовства. «В этом здании полно лысых человечках в рясах. Убей их!» — приказывает Голдот своему новому слуге, после чего с улыбкой на устах покидает храм, при мысли о лицах монахов, увидевших кто их убивает.

Наконец получив Щит Жизни, некромант отправляется на бой с Малвичем, задаваясь вопросом о «Хозяине» Калибарра, по пути его встречает гонец, который рассказывает герою о приказе короля Некросса, согласно которому все живые дети королевства должны быть собраны в Некорруме — это ещё больше тревожит героя.

В конечном счёте Голдот всё-же настигает и побеждает Малвича, почти жалея о гибели лича, некромант отнимает уже ненавидимый Посох, и с недоумением для себя обнаруживает, что на нём не хватает наконечника — значит, сила артефакта не полная. Голдот размышляет, что на месте Малвича не стал бы беречь настолько опасную вещь для себя. После чего клянется узнать того, кому служит Калиббар не смотря ни на что.

Прибыв в Некоррум, герой с трудом смотрит на загоны с плачущими детьми у замка Калибарра, Голдот ясно понимает, что ничего хорошего этих детей не ждёт, однако он всё же доставляет Посох своему учителю. Сам же Некоррум, город, в котором люди, нежить и демоны когда-то жили в мире превратился в типичный город некромантов, мрачный, жестокий и ужасный.

Незаметно для Калибарра, Голдот проник в его кабинет, и увидел работающий портал, без колебаний герой проходит в него.

На другой стороне портала некромант обнаружил совершенно иной мир, земля была усыпана пеплом и костями различных существ, воздух был холодным и спертым, небо наполняли чёрные клубы дыма. Это был мир смерти, без сомнений и существо, повелевавшее Калибарром жило здесь очень давно. Тем не менее, преследовать учителя не было какой-то сложной задачей, так как из раза в раз он пользовался одной, единственной дорогой. Которая и приводила к нему, существу из мира смерти, Калибарр пал на колени перед ним, протянул Посох, и произнёс «Это тебе, повелитель», на что кошмарный владыка ответил «Подержи его пока у себя, Калибарр. Кузницей будет твой мир. Дождись парада планет, когда они выстроятся в ряд», после чего существо протянуло ему странный череп, который и являлся наконечником к Посоху Мёртвого Дерева.

Из их диалога герой узнаёт, что существо упивается над гибелью Энрота.

Я навещал останки твоего прежнего мира, Калибарр. Я видел руины древних городов, кости тех, кто не смог пронести их через жалкие порталы! Уходили же многие. Это было великолепно! Но жаль, что многие оказались вне моей досягаемости.

Безымянная сущность

Теперь же ступай, Калибарр! Возвращайся в свой мир, а через три месяца, когда свершится Парад планет, ты высвободишь Нечестивое Дыхание. И тогда все узнают, что спасения нет! Когда их живая плоть превратится в омерзительную слизь, они познают забвение!

Безымянная сущность

После этих слов Голдот понимает, что Калибарр лишился рассудка, терпя чудовищные пытки демонов, лич пошёл на ужасную сделку с существом, которому хочет принести в жертву целую планету, весь Аксеот. Герой понимает, что должен остановить своего учителя, своего наставника, существо, которое заменило Голдоту семью.

Вернувшись в Некоррум Голдот обещает себе никогда не быть оружием разрушения, каким когда-то принимал себя. Он собирает всех преданных ему слуг, и приказывает им немедленно выступить из города, так как из портала в любой момент может вернуться Калибарр, детей же он выпускает из клеток, и подобно дудочнику выводит их из города. Пока некромант выводил живых детей из Некоррума, он размышлял, являются ли его действия — добром? Или же это банальная непокорность учителю. Тем не менее, полумёртвый некромант, ведущий за собой несколько десятков детей из города выглядел более чем странно.

Время сражений наступит скоро, но не сегодня.

Перегруппировав свои силы, Голдот понимает, что с таким войском ему ни за что не победить Калибарра, который чьё войско становится сильнее с каждой минутой. Тогда герой заключает союз с криганами, ненавидевших Калибарра за подавление их мятежа. С помощью армии демонов Голдот покоряет Некоррум, и освобождает его жителей от кандалов слух лича. После возвращения города герой намерен покончить со своим учителем, пока тот не совершил «Нечестивое дыхание» и не обрёк Аксеот на гибель.

Наконец собравшись с силами Голдот отправляется в мир смерти, где принимает бой со своим учителем. С великим трудом уничтожив Калибарра, герой предотвращает конец света, но какой ценой?

Я призывал на помощь свой праведный гнев, но не мог думать плохо о своем бывшем Хозяине. Калибарр был моим спасителем, наставником, повелителем так долго, что заменил мне семью. Теперь же его нет. Он уничтожен. А я осиротел.

Мне лучше считать, что он действительно погиб в День Расплаты — а не от моей руки. Так будет легче.

Голдот Полумёртвый

Я долго пытался понять вселенную, которая допускает разрушение целой планеты. Что победит в этой бесконечной борьбе – разрушение или созидание? Единственное, что я знал наверняка, – что не следует класть свою веру целиком лишь на одну чашу весов.

Если хочешь уцелеть, лавируй посередине.

Все остальные – фанатики. Я же — Голдот Полумёртвый. Ваш спаситель.

Голдот Полумёртвый
Финальная фраза кампании.

На такой вот ноте заканчивается кампания «Полумёртвый».

Я не знаю, почему мне запомнилась именно это кампания, возможно потому, что Голдот — не типичный некромант-злодей, пытающийся поработить всё и вся, но при этом, он и не является героем, правильнее всего, как по-мне отнести его к типажу антигероев.

Если посудить логически — это правильнее всего, ведь Голдот кажется, и не сражается за добро, однако спасает детей и Аксеот от гибели, но при этом убивает монахов и Алану почти без сожаления.

Голдот — хороший пример антигероя, он кажется и делает добро, однако творит его весьма противоречивыми способами, он противоречив по своей природе, и это также важно, ведь из-за этого он не вызывает антипатию, и не отталкивает благодаря своему необычному поведению и размышлениям, хоть и преподносится как озлобленный на вселенную некромант.

И это только одна из многих историй в Heroes of Might & Magic IV, причём другие нисколько не уступают «Полумёртвому», чего только стоит кампания варваров, эльфов, порядка и королевства пиратов.

Эти потрясающие сюжеты согревали моё сердце этими холодными, зимними вечерами вместе с музыкой, ах да, говоря о музыке.

Я специально не стал пересказывать все кампании, чтобы вы сами смогли насладиться всем повествованием. Если вы всё же решитесь опробовать игру, то я специально для этого случая написал небольшой гайд о том, как запустить «Героев» на современном железе без «танцев с бубном».

В поисках мечты

Ничто не влияет на атмосферу и восприятие игры, как её музыкальное оформление.

И музыкальное сопровождение в «Героях меча и магии 4» на самом деле стоит отдельного упоминания.

Прежде чем читать далее, я прошу вас надеть наушники.

Композиторы игры, а именно Роб Кинг, Стив Бака и в частности Пол Ромеро в 2002 явили миру один из самых красивых, притягающих и запоминающихся саундтреков в истории видеоигр, умело и гармонично сочетающий в себе сказочное исполнение на современных инструментах вместе кельтскими мотивами и напевами.

Официальный саундтрек «Героев меча и магии 4» (Рекомендую начать прослушивание с 23:49, ведь там самый «сок», но дело конечно ваше, ибо весь OST одинаково шикарен).

Музыка «Героев меча и магии 4» не сколько дополняет сказочный мир Аксеота, сколько воссоздаёт его. Стоит только убрать музыкальное сопровождение из игры, как мир тут же теряет часть своей уникальной атмосферы, а всё становится каким-то блеклым, несмотря на окружение. Трава уже не такая зелёная, статуи не такие выразительные, а пространство становится каким-то обыденным?…

Музыкальное сопровождение «Героев меча и магии 4» аккуратно входит в игру подобно пазлу, взять к примеру тему «Некрополиса», для создания которого были задействованы церковные певцы, однако не спешите называть их богохульниками, ведь для создания этой темы были выбраны композиции, посвящённые обрядам погребения мёртвых. И на самом деле в это охотно веришь, стоит лишь прослушать ту самую мелодию:

Тихая, спокойная и не угрожающая с каждой секундой становится всё громче и выразительней, нарастая подобно кому снега, пока не оборачивается зловещей и резкой мелодией, словно показывая, что зло никогда не дремлет, а всего-лишь терпеливо ждёт своего часа.

Или же композиция «Вальгалла», звучащая в последней кампании Варваров, передающая весь настрой и название, смиренная и спокойная, красивая и звучная, подобно душе честного война, отдавшего жизнь во благо своего народа, дух которого отныне заслуженно отдыхает в чертогах воинского рая.

Произведение играющее в компании «Истинный клинок», рассказывает о королевстве Палаэдра — созданное из пепла Эрафии, мелодия также более чем прекрасно передаёт весь дух, витающий в королевстве людей и магов, звуки лютни звучно сливаются с флейтой, создавая замечательную композицию под названием «Академия чести»:

Однако, какой бы красивой музыка не была, в августе 2018 года в сети из-за неё разразился скандал. Поводом для которого послужил комментарий композитора-фрилансера Элиаса Луукканена в SoundCloud к библиотеке кельтских песен:

Грустно, что всё это было использовано в Heroes Might and Magic 4 без особых изменений…

Элиас Луукканен
Грустит

Позже, владелец сборника кельтских песен «Complete Celt» начал угрожать композитору игры судебным иском.

А спустя три месяца уже сам Пол Ромеро ответил на критику в свой адрес следующее:

Здравствуйте, Элиас. Вы написали парню с кельтской библиотекой, что я её использовал. Теперь он думает, будто я украл эту библиотеку, угрожает мне иском и требует предъявить документ, разрешающий задействовать его музыку (которую мы купили для работы над саундтреком больше 15 лет назад). Это превращается в кошмар.

Пол Ромеро
Композитор

Несмотря на весь ажиотаж, в использовании уже готовых фрагментов каких-либо песен вовсе нет ничего криминального или постыдного, такой приём уже очень давно практикуется. В качестве примера можно взять композицию «Надежда», в котором как раз-таки используются кельтские мотивы, эти же фрагменты используются в ряде других видеоигр, таких как The Witcher 3: Wild Hunt, Lineage 2, Stronghold 2, Fallout 2, «Корсары 2» и даже в аниме Fairy Tail. В этом конфликте я никого не обвиняю и не оправдываю, а лишь веду к тому, что это совершенно обыденная практика — заимствовать часть композиции, при создании музыки к игре или фильму.

Вот та самая композиция, которая так часто можно услышать в играх.

Наблюдая за этим конфликтом, российский музыкант Дмитрий Макаров выпустил кавер, связав песни Lineage II и Heroes of Might & Magic IV в одну композицию, результат можете видеть (точнее слышать) сами:

А вот та же самая музыка в уже Heroes of Might & Magic IV:

В сентябре 2018 года Пол в своём разговоре с «Игроманией» прокомментировал эту ситуацию, поставив все точки над и:

Я работал над игрой под названием «Герои Меча и Магии IV», там мы пользовались библиотеками с кельтскими звуками, и людям наша музыка пришлась по душе. Библиотеки были отличными, там сразу несколько исполнителей играли кельтскую музыку вместе. И этим было очень легко пользоваться, мы брали какие-то элементы, и вставляли их в наши треки. Но этими библиотеками пользуются композиторы со всего мира. Годы спустя я получаю всё-ещё получаю письма типа: «Кто-то украл твою музыку.» И я такой: «Извините, никто не крал мою музыку, и я не у кого музыку не брал, мы просто пользуемся одними и те же библиотеками».

Пол Ромеро
Композитор

Несмотря на весь ажиотаж, об итогах конфликта давно ничего не слышно, и я верю, что Пол и владелец кельтской библиотеки всё-же нашли компромисс.

Последняя фантазия

На дворе далёкий 2000 год, не смотря на внушительный успех Heroes of Might & Magic III издатель игры — компания 3DO в те времена переживала не самые свои лучшие времена. После провала собственной консоли, и не самых лучших продаж игр серии Army Men, а также спин-оффов Might and Magic издатель был на грани банкротства, пусть это и удавалось успешно скрывать на протяжении нескольких лет. Руководители 3DO ясно осознавали, что рано или поздно, компании всё-же придёт конец, это было лишь вопросом времени и даже серия симуляторов бейсбола High Heat Basebal не могли как-то поменять ситуацию.

«Герои Меча и Магии IV» — стала «последней фантазией» для студии New World Computing, но увы, отнюдь не с счастливым финалом. Разработчики после ряда посредственных (по мнению игроков) дополнений для «Героев 3», которые практически не расширяли геймплей всё-же решились на кардинальные перемены в игре. Так например если в приквеле герой лично не участвовал в сражениях, а лишь стоял в стороне, помогая армии магией, то в четвертой части герой уже являлся «боевой единицей», который мог лично атаковать противника, или быть атакованным.

Также, герой мог как и рядовой воин умереть на поле сражения, что как ни странно пришлось многим не по вкусу, особенно в кампаниях, где гибель героя приводила к поражению.
Тем не менее, этот шаг стал «горькой пилюлей» для последующих частей серии, где герой пусть и участвовал в боях, однако был недосягаем для рядовых юнитов.

Графика в новой части теперь стала изометричной, создавая иллюзию 3D на экране:

Многие восприняли в штыки данное нововведение, аргументируя это тем, что игра якобы «потеряла своё лицо», тем не менее, на 2002 год пиксельная 2D-графика смотрелась как более чем устаревший приём, всё стремились к 3D, и эта «мода» не обошла создателей «Героев» в виду веяния того времени.
А с заявлением, что игра стала хуже визуально — я совершенно не согласен, однако, это конечно же дело вкуса:

Также, одним из самых спорных решений стало объединение фракций «Инферно» и «Некрополис» в одну. На первый взгляд действительно странное решение, ведь казалось бы — эти фракции совершенно разные. Однако, если посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно сюжета, то всё становится на свои места.

Энрот был уничтожен, обе фракции потеряли всё своё былое величие, а народ криганов стал настоящими изгоями в Аксеоте, практически все винят их в гибели мира. Обе стороны слабы как никогда раньше, и мысль об объединении сил ради выживания — первое, что может придти в голову двум расам-изгоям.

Однако же главным упрёком в сторону игры стал плохой баланс и излишняя сложность прохождения. Если плохой баланс со временем перестаёшь замечать, ибо с ним всё не настолько плачевно, то со сложностью уже трудно спорить. Сюжетную кампанию сложно пройти не то что на среднем уровне сложности, даже на лёгком вам придётся приложить не мало усилий, чтобы наконец дойти до финала. Эти проблемы поможет решить фанатский мод «Equilibris», который призван «починить» баланс настолько, насколько это в возможно, а также убирает некоторые баги и ошибки.

Главной причиной «провала» бывший директор отдела разработки NWC считает то, что над игрой трудилась не вся команда разработчиков, часть из них были направлены разработку на «Legends of Might & Magic».

Многие программисты «Heroes III» были назначены работать над «Legends of Might & Magic», так что они были недоступны для работы над «Heroes IV». В результате, геймплей мультиплеера не был готов в релизной версии оригинала «Heroes IV», и игровой ИИ не был достаточно силён, как нам бы того хотелось.

Дэвид Мюллих

В тоже время Дэвид не считает игру провалом, и думает, что главными проблемами «Героев 4» стало то, что сиквел слишком отличался от прошлой игры студии, и фанаты серии просто её не узнали.

Я думаю, что называть Heroes of Might and Magic IV провалом — слишком громкое заявление. Да, финансово игра не стала такой же успешной как прошлая часть, однако игре также достались хвалебные отзывы, и своё коммьюнити. Проблема создания сиквелов заключается в том, что тебе нужно создать игру, в которой есть элементы, за которые любят прошлую часть, при этом сам сиквел должен быть «новым», а не копией прошлой части. Иногда удаётся создать такой баланс, а иногда нет.

Дэвид Мюллих

Ещё одно причиной провала стала слишком сильная конкуренция, с которой игра просто не могла справиться, ведь в 2002 году вместе с ней вышли Wacraft III, Age of Mythology, TES III: Morrowind, Dungeon Siege, Warlords Battlecry II и ряд других культовых игр.

Несмотря на всё, «Герои Меча и Магии IV» получила весьма тёплые отзывы прессы, и даже была номинирована в номинациях «Лучшая ПК-игра 2002 года», «Самая популярная компьютерная игра 2002 года» и «Самая обсуждаемая компьютерная игра 2002 года».

Тем не менее, в 2003 году издатель 3DO после нескольких лет борьбы за своё существования всё-же сдаётся, и объявляет о своём банкротстве. К концу своей жизни компания была настолько в плачевном состоянии, что руководители были вынуждены обратиться к 11-ой главе Кодекса США «о банкротстве», благодаря чему 3DO уволила всех своих сотрудников без всяких пособий, а долги компании были списаны.

Студии были расформированы, а права на франшизы были распроданы другим компаниям.

Многие уверенно заявляют, что если бы не «Герои Меча и Магии 4» — The New World Computing не закрылись бы, однако я в корне не согласен с таким утверждением, да, игра провалилась, да, игра не понравилась фанатам серии, но издатель был в таком шатком положении, что даже ошеломительный успех новой части не спас бы ситуацию в долгосрочной перспективе. На этом моменте хотелось бы ещё вспомнить, то, как издателю помог успех «Героев 3», вот именно.

Итак, что же всё-таки такое «Герои Меча и Магии IV»? «Герои 4» —прекрасный, новый мир, это — прописанные, харизматичные персонажи со своей историей и мотивацией, это — блистательная музыка, и хорошая игра, которой просто когда-то чудовищно не повезло. Я считаю, что «Герои Меча и Магии IV» — это игра, заслужившая своё место в «музее видеоигр», потому что таких хороших игр ни в коем случае не должно постигать забвение.

После закрытия The New World Computing права на серию «Героев Меча и Магии» были отданы в когти Ubisoft, а вселенная этого мира отправилась в неизвестное путешествие, подобно дочери пирата. Её путешествие будет полным событий, ведь впереди серию ждали как туманные дали, так и штормы со штилями, но я всё же надеюсь, что серия когда-нибудь найдёт свою долгожданную гавань. Однако это уже совершенно другая история.

Играйте только в то, что вам нравится, и помните: не всегда стоит доверять первому впечатлению.

#лонг #mightandmagic #мнения #обзоры

 

Источник

Читайте также