Начало нулевых — время, когда игровой рынок еще не был столь сильно монополизирован крупными корпорациями, штампующими каждый год одну и ту же игру, не пытаясь придумать что-то новое и уникальное. Большинство игровых компаний были, по современным меркам, небольшие, поэтому разработчики, объединившись ради воплощения своих идей, не боялись рисковать и экспериментировать. Именно так и поступили ребята из Gas Powered Games, выпустив в 2002 году Dungeon Siege — свой первый, достаточно амбициозный и интересный продукт, высоко оценённый как критиками, так и игроками. Проект получил множество наград, а также номинаций на «Игру года».
Многие журналисты называли игру «Убийца Diablo», тогда было модно чуть ли не каждую Action RPG так называть. Но интересно, что и в наше время находятся обзорщики, считающие её «диаблоидом». На мой взгляд, это неверное суждение. Несмотря на определённую схожесть, в Dungeon Siege нет никакого рандома в «выбивании» вещей из врагов. Кроме того, игра является партийной, хотя возможность игры за одного персонажа тоже существует. Геймплейно игра похожа на сильно упрощенную Dragon Age: Origins, да простят меня фанаты.
Мне бы очень хотелось рассказать про Dungeon Siege, ведь для своего времени это был очень знаковый продукт, который полюбился большому количеству игроков по всему миру.
Забавно, но я плохо помню своё первое знакомство с игрой, при этом, вспоминая её сейчас, на душе возникает приятная теплота. Именно поэтому я захотел написать этот обзор и познакомить с данным проектом новых игроков. Геймерам «со стажем» хотелось бы напомнить о временах, когда для отличного времяпровождения хватало процессора 333 MHz и 1,5 GB на жёстком диске)))
Кто
Создателем является Gas Powered Games, известная в основном лишь серией игр Supreme Commander и Dungeon Siege, возглавляемая Крисом Тейлором (автор знаковой игры Total Annihilation). К сожалению, студия больше не отметилась никакими действительно хитовыми проектами, а в 2013 году, и вовсе была выкуплена Wargaming.net и переименована в Wargaming Seattle. С 2017 года компания работала над новой частью World Of Tanks, в которой игроки смогли бы столкнуться в бою на современных боевых машинах, но проекту не было суждено сбыться. В 2018 году было объявлено о закрытии студии и увольнении 150 сотрудников.
Сюжет
Вам предстоит окунуться в мир игры под названием Аранна, где Королевство Эб на протяжении трёх сотен лет не знало ни войн, ни несчастий. Жизнь текла в мирном ключе до тех пор, пока по всем землям Эба не стали происходить нападения злых существ — крагов, орд нежити, гоблинов, друугов и многих других опасных тварей. Многие считают, что виной всему была пропавшая на сотни лет таинственная раса секов, почти забытая людьми и оставшаяся лишь в их фольклоре…
Обычный фермер, переживший атаку крагов на свою деревню, должен предупредить людей в ближайшем городе о грозящей им опасности. Так начинается история простого крестьянина, ставшего в последствии спасителем целого королевства.
Геймплей
Мир игры по ощущениям абсолютно бесшовный, и путешествия по нему происходят без каких либо загрузок. Пускай ни о каком «открытом мире» не идет и речи (все локации довольно коридорны и линейны), но в 2002 году сама возможность путешествия без вечных загрузок между локациями удивляла. Также это способствует еще большему погружению, ведь вам будет приятно оглянуться назад и вспомнить начало своего путешествия, получая моральное удовлетворение от проделанного пути. Вы успеете побывать в разных регионах мира с уникальным климатом и окружением, сразитесь с тысячами различающихся монстров и найдёте множество сокровищ.
Будь это фильм, я бы сказал, что его жанр — “Road movie” , а если выбирать ассоциацию с книгой, то первое, что приходит в голову — предыстория «Властелина колец» — «Хоббит, или Туда и обратно».
В большинстве ролевых игр вам нужно возвращаться в город для продажи лута и сдачи квестов, но Dungeon Siege устроен так, чтоб не возникало нужды делать это. Все лишнее продаётся по прибытии в новый город, либо превращается в золото специальным заклинанием. Кроме того, есть возможность нанять в команду осликов, которые помогут нести всю добычу.
Единственное, на что вы отвлекаетесь во время ваших странствий по миру Аранны — это дополнительные задания. Пускай они довольно банальны, но позволяют разжиться новым оружием, доспехами или заклинаниями. Также в игре очень большое количество разных секретов и скрытых проходов. Куда заведёт неприметная тропка в лесу, что будет в потайном лазе в подвале, а что вас ждёт за ветхой стеной в подземелье, которую можно снести? Все эти вопросы лишь разжигают чувство азарта и желание исследовать мир, а игра, в свою очередь, обязательно наградит вас какой-нибудь интересной добычей за вашу любознательность.
Помимо нетипичного для жанра тех лет путешествия по миру, мне очень нравится механика зелий. В отличии от Diablo, где персонаж пьёт их литрами, в Dungeon Siege, употребляя зелье, вы тратите ровно столько, сколько вам нужно для восстановления. К примеру, если у вас бутылка на 100 маны, а восстановить нужно лишь 45, то выпив зелье, у вас останется 55 зарядов. Чтобы освободить инвентарь, перелейте жидкость из мелких бутылок в одну большую. Вроде бы мелочь, но механика довольно интересная и самобытная.
В исследовании мира вы регулярно будете сталкиваться с враждебными представителями этих земель. В такие моменты игра превращается в чистокровную Action RPG, где вы вольны включать паузу, чтобы раздавать команды (например, своей жене =) ). Вы начинаете игру одним героем, однако во время путешествия по миру вам будут встречаться другие персонажи, желающие присоединиться к вашим странствиям. Отряд может состоять максимум из 8 юнитов, но вы можете играть и в одиночку, хоть это и будет немного сложнее.
Если нет желания играть в одиночку, а брать в команду дополнительных персонажей не тянет, вы можете начать своё странствие вместе с друзьями, благо игра поддерживает кооперативный режим прохождения. У вас есть возможность проходить как оригинальную компанию, так и специальную мультиплеерную. Если этого вам окажется мало, скачайте фанатские творения.
Ролевая система
Начиная обычным фермером, а не великим воином-спасителем мира, ваш герой является тестом, из которого вы вольны слепить то, что вам захочется. Никаких очков навыков или уровней тут нет, а сама прокачка происходит подобно серии The Elder Scrolls: используя навык, вы улучшаете мастерство владения. Классов так же нет, есть лишь формальные обозначения, которые ни на что не влияют. Да, лучник может произносить заклинания, а маг — носить тяжелый топор, но делать это нежелательно, так как, распыляясь на прокачку других умений, основные будут простаивать. В итоге, вы можете столкнуться с проблемой, когда новые найденные вещи не получится надеть без нужной квалификации.
Используя оружие ближнего боя, вы будете качать соответствующий навык, а также увеличивать уровень силы. Стреляя из луков, будет расти навык стрельбы, а вместе с ним и ловкость. Ну и используя боевую магию и магию природы, будут прогрессировать одноимённые навыки и интеллект. Хочу заметить, что параллельно с основным вашим атрибутом будут расти и остальные. К примеру, у воина будет быстро подниматься уровень силы, но гораздо медленнее — ловкость, и совсем уж медленно — интеллект.
Дополнение
Dungeon Siege: Legends of Aranna — это дополнение, выпущенное в 2003 году, которое добавляет новый контент и улучшения в игру. Основной сюжет дополнения заключается в том, что игрок должен отправиться на северо-запад Аранны, чтобы исследовать его тайны и остановить злодея, который угрожает миру.
Помимо новой компании, были добавлены новые категории предметов — зачарованные и комплектные. Появились телепортеры, позволяющие перемещаться между локациями, что, как по мне, негативно сказалось на атмосфере. Введены десятки новых монстров, предметов и заклинаний, а также других более мелких правок и исправлений вроде возможности увеличить инвентарь. Дополнение включает в себя новый режим многопользовательской игры, который позволяет игрокам сражаться друг с другом в PvP-бою.
Звуковое сопровождение
В Dungeon Siege звуковое сопровождение играет важную роль в поддержании атмосферы и помогает игрокам ощутить всю глубину мира, в котором они находятся. Сопутствующие звуки усиливают впечатление от окружающей среды и происходящих событий. В зависимости от локации музыка может быть напряженной и энергичной или спокойной и меланхоличной. Между тем, она ненавязчиво играет на фоне, не отвлекая от геймплейной составляющей.
Композитором является Джереми Соул — автор музыки к таким хитам, как Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, серии The Elder Scrolls и еще к десятку других игр.
Интересный факт
А вы знали, что по игре был снят фильм , от «Великого» режиссёра Уве Болла. В главных ролях снимался Джейсон Стейтем, а кроме него Уве смог затащить в своё творение таких актеров, как Рон Перлман, Мэттью Лиллард, Джон Рис-Дэвис, Кристинна Локен, Бёрт Рейнольдс, а также Рэй Лиотта!!! И на этом он не остановился, сняв вторую и третью части фильма! Я, конечно, не кинокритик, да и обзор на другую тему, но, если судить по Кинопоиску или IMDB, ни первый, ни последующие фильмы зрители не оценили…
Минусы
Dungeon Siege — одна из тех игр, которую время не пощадило. И если в начале нулевых многие решения геймдизайнеров казались логичными, то в наши дни не все смогут простить игре эти минусы. Хочу сказать, что несмотря на всё перечисленное далее, последние две недели я играл, получая удовольствие.
-
Дополнительные задания в игре довольно скучные. Это банальные «убей врага», «найди предмет». Радует, что обычно вам нет нужды возвращаться к квестодателю, чтобы сдать выполненное поручение.
-
Мир игры довольно пустой, локациям не хватает деталей. Но это можно объяснить слабыми возможностями компьютеров тех лет.
-
Напарники — пустые болванчики, не комментирующие ничего, что происходит с ними. С ними даже нельзя поговорить! В то время это было обыденно, но в наши дни — бросается в глаза.
-
Нет активных боевых навыков, а их очень не хватает. Отрадно, что хотя бы во второй части серии их добавили в игру.
-
Графическая архаичность тоже вносит свой отпечаток, но, пожалуй, лишь первые минуты игры.
-
Незначительные задержки перед началом выполнения действия вашими подопечными.
Ну и последнее, что меня сильно бесило, это лифты! Уверен, многие фанаты серии сразу же поймут о чём я. В игре их довольно много, но из-за тайминга я не всегда успевал разом уместить всю группу. Поэтому подъёмник часто уезжал, оставив каких-то членов команды.
Моды и локализация
Для игры доступно огромное количество модификаций, дополняющих игру. Это могут быть улучшения текстур, расширение инвентаря, новые компании, изменения игровых механик и много что ещё. В целом, моды для Dungeon Siege могут значительно улучшить игровой процесс и добавить новые возможности для игроков.
На эту игру существует несколько пиратских локализаций и одна лицензионная от компании «Новый диск». Перевод не идеален, так как некоторые вещи в игре остались на английском языке, но это капля в море.
Так же как и в моём предыдущем обзоре на Red Alert 2, для поднятия разрешения экрана нет необходимости ставить никакие моды, достаточно подправить с помощью текстового редактора файл настроек.
Для себя я выбрал GOG версию игры, на которую сверху поставил русификатор от Нового диска. В Telegram канале выложил инсталлятор самой игры с дополнением, а также с русификатором. Но хочу предупредить, что у меня локализация не работает вместе с Legends of Aranna (игра вылетает на старте новой партии). Кроме того, там вы найдёте инструкцию, как поднять разрешение экрана без установки модов.
Итог
Прочитав все те минусы, что я перечислил, напрашивается логичный вопрос: «А зачем в это играть?».
Мне кажется, Dungeon Siege, несмотря на все свои минусы, имеет душу и атмосферу. Ощущение длинного, интересного приключения, занятная система прокачки, множество сражений станут вашими спутниками на протяжении десятков часов. Пускай игра не очень хорошо сохранилась, так как многие игровые механики, увы, устарели, но вы всё равно получите удовольствие от Dungeon Siege и проникнетесь её миром.
Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!