Мой 2019-й и его сильнейшие видеоигровые впечатления.
В 2019-м мне стало несколько сложнее наслаждаться видеоиграми. Cостояние игровой индустрии тут совершенно не причем, да и выгорания игрового я за собой не замечаю. Просто когда трудоустройство окончательно входит в жизнь, времени на видеоигры остается заметно меньше. Но не настолько меньше, чтобы совсем не оценивать видеоигровую культуру и ее представителей.
Так что, по традиции, я представляю список из тех игр, которые мне подарили больше всего фана, эмоций и впечатлений за 2019-й год. При этом сами игры не обязаны быть выпущены в 2019-м — ведь не все мы играем только в новинки. Важно здесь одно — все игры, указанные ниже, доставили мне много часов удовольствия. А может быть даже и доставят столько же в будущем. (В скобках указан год выпуска и платформа именно той версии игры, в которую я играл в этом году)
Persona Q2: New Cinema Labyrinth (3DS, 2019)
Первая Persona Q была игрой очень своеобразной. За личиной легкомысленного кроссовера третьей и четвертой части Persona скрывался хардкорный данжен-кроулер, созданный на основе серии игр Etrian Odyssey. То есть сюжетно в Q был праздник для фанатов, а геймплейно игра безжалостно разрывала мозги своей несбалансированностью и запредельным количеством рандома. Пройти Q на самом легком уровне сложности, это уже достижение, так что последователя данной игры я ждал с некоторым опасением.
Persona Q2: New Cinema Labyrinth очень старается исправить многие недостатки первой части, хоть и не все у нее удается. Данжены стали куда более разнообразными внешне, и куда сбалансированнее в плане построения. Головоломки решаются проще, а сами механики в лабиринтах стали заметно более изобретательными. За счет этого, и более наглядной механики случайных столкновений с противниками, в Persona Q2 стало играть куда приятнее.
Но вот легче игра не стала. То есть как — обычные бои может и стали проще, но вот бои с боссами скакнули в сложности очень и очень резко. В этом есть свой смысл, но окончание главы в Persona Q2 это теперь большое испытание, к которому невероятно сложно подготовиться. Не в последнюю очередь из-за огромного количества персонажей в распоряжении игрока. Шутка ли – даже восьмерых Фантомных Воров по ощущениям слишком много, а ведь по ходу игры появляются персонажи из Persona 4, Persona 3, и даже главная героиня Persona 3 Portable. И персонажей для партии в Q2 выбирать крайне сложно – причем как из-за их умений, так и из-за простейших личных симпатий.
Но в Q2, при этом, лишь одна сюжетная кампания, с кучей побочных заданий, и огромнейшим количеством уморительных сцен. Увидеть большинство контента в данной игре можно за одно прохождение – главное его суметь закончить. Я пока еще этого не сделал, но даже после первых двух данженов Persona Q2 подарила мне достаточно положительных эмоций. Надеюсь, дальше игра не разочарует.
Professor Layton and the Miracle Mask (3DS, 2011)
Бывают такие серии, которым постоянство идет одновременно как на пользу, так и во вред. Вроде геймплейная формула выверена идеально, но при этом удивлять то серии особо и нечем. С Professor Layton именно так дела и обстоят. Принцип игры с самого 2006-го года остается тем же самым, меняются лишь сюжеты. И если вторая и третья части серии были написаны так, что в концовке чуть ли ни доводили до слез, то с остальными все далеко не так гладко.
У Miracle Mask, пятой части серии, были какие-никакие шансы выделиться на фоне остальных. С этой игры серия перешла на Nintendo 3DS, и, пусть и не стала выглядеть лучше, но совершенно не потеряла в шарме. Управление и исследование локаций было переделано, для того, чтобы продвижение по сюжету шло быстрее, а поиск загадок был проще. Да и набор головоломок продолжал придерживаться золотых стандартов серии, продолжая выправлять её кривую сложности. Но вот с сюжетом у Miracle Mask большие проблемы.
Не так, чтобы все было прям плохо — задумки у авторов были явно интересные. Сюжет Miracle Mask приоткрывает перед игроками прошлое Лэйтона, и на основе данных событий выстраивает историю. Но вот только основной твист игры оказывается чересчур простым и предсказуемым — догадаться о личности злодея спокойно можно в первые несколько часов игры. И вот именно это и подрывает интерес к игре — не хочется ни искать задачки, ни болтать с NPC. Ведь все равно сразу понимаешь, к чему все приведет. Видимо Lost Future был той точкой в истории серии, выше которой Level-5 прыгнуть не смогут. Хотя, есть еще Azran Legacy. Кто знает, может там все будет лучше?
Doom (NSW, 2019)
Есть такие игры, которые в буквальном смысле не устаревают. Да, графика может со временем начинает выглядеть хуже, а какие-то геймплейные элементы другими играми реализуются лучше. Но это никак не умаляет всех положительных моментов подобных игр. И Doom, самый первый оригинальный Doom, вполне себе под такое описание подходит.
Причем есть несколько вариантов опробовать всю прелесть классики 93-го года самому. Первый, правда, не совсем честный. Brutal Doom не только добавляет в классический шутер огромное количество крови и расчлененки, но и здорово так обновляет механики, и поднимает скорость игры. Старый Doom начинает здорово так напоминать новый — даже добивания и те на месте, хоть и особой пользы они не несут. Если в ожидании Doom Eternal нечем заняться, а классические части вы так и не опробовали — то Brutal Doom принесет несколько часов столь знакомого фана.
Но куда интереснее было ознакомиться с настоящим Doom, таким, каким он вышел 26 лет назад. Да, порт для Nintendo Switch игру воссоздает не идеально, но оставить впечатление более чем может.
Старый Doom геймплейно не настолько близок к игре 2016-го года, как казалось мне ранее. Медленное и вдумчивое исследование локаций очень вознаграждается игрой, особенно если говорить про Doom II. Если забежать с миниганом наперевес в подозрительную комнату, то велик шанс, что последнее сохранение придется загружать уже совсем скоро. А если и нет — то из боя вы явно выйдете очень сильно побитым, ведь классические Doom по хорошему хардкорны.
И на консолях в них играть одно удовольствие. Да, целиться быстро не выйдет, но зато от вас никто не требует ни точности, ни вертикального движения. Кнопок много для игры не требуется, а вибрация от джой-конов Switch неплохо передает ощущения от оружия. Да и вообще, если вам нужен настоящий первый Doom, то лучше консольных вариантов сложно что-то найти. Кроме оригинала на ПК, естественно.
Katamari Damacy Reroll (NSW, 2018)
Из Японии выходит огромное количество совершенно разных игр. некоторые серьезные, а некоторые страшные; некоторые стильные, а некоторые смешные. А некоторые просто с первого же взгляда вызывают такое количество вопросов, что как-то даже неудобно их спрашивать. И что самое интересное, среди подобного тоже попадаются свои шедевры. Katamari Damacy, например.
Только представьте себе — Король Всея Космоса напившись уничтожает все звезды на небе. И теперь главному герою игры, юному и миниатюрному Принцу нужно создать новые звезды. Правда создавать их нужно из подножного мусора, наматывая его понемногу на липкий шар, называемый «катамари». Размеры катамари поначалу обычно небольшие, но чем больше на нем мусора, тем крупнее будущая звезда становится. А чем больше шар, тем более крупные объекты на него можно «наматывать». И механика как раз строится на этом — из маленького шарика необходимо получить шар диаметром в несколько метров, методично собирая на него различные вещи.
И играется это, честно сказать, куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Управление Katamari Damacy ни капли не очевидно, и к нему надо привыкнуть. Но даже после этого не стоит ожидать, что уровни будут поддаваться просто так. Набрать необходимый размер не слишком просто само по себе, особенно с учетом ограниченного времени, а в формулу вмешиваются еще и длинные предметы, которые сложно перекатывать, различные прохожие и транспорт, которые могут сбить бедного принца, и сама физика игры, согласно которой предметы могут отваливаться от катамари, если его слишком сильно ударить о что-нибудь. А ведь со временем появятся и уровни, на которых необходимо набрать как можно больше предметов одного типа, или наоборот, взять только один, но чтобы он оказался как можно больше. За счет этого игра и держит интерес, хотя и бесить может не меньше.
Но когда шар достигает каких-то особо гигантских размеров, начинается настоящее веселье, потому что собирать на него можно почти все что угодно, а цифры в диаметре катамари растут в геометрической прогрессии. Еще смешнее становится, правда, когда начинаешь смотреть на уровни и вчитываться в реплики местных персонажей. Особенно радует Король — он перед каждым уровнем сыплет шутками различной степени свежести, а по завершении этапа беспрестанно подкалывает маленького принца. Окончательно добивает, конечно, стилистика, в которой Земля выглядит максимально странно и необычно, но при этом все равно привлекательно. А если к этому всему добавить еще и совершенно потрясающий саундтрек — то Katamari Damacy имеет шансы надолго застрять у вас в голове более чем в одном смысле. Благо сейчас, благодаря недавнему римейку, приобщиться к данному обскурному шедевру можно без особых проблем.
Gothic (PC, 2001)
Последнее время я практически не играл в западные игры — мир игр из Страны Восходящего Солнца поглотил меня слишком сильно. Но последнее время я стараюсь выбираться из своего кокона, и оценивать как старые, так и новые проекты, которые выходят из западных стран. Сейчас я играю в Gears 5, а несколько месяцев назад завершил прохождение одной из наиболее культовых в нашей стране RPG.
И, честно говоря, Gothic есть за что любить даже спустя 18 лет. Конечно, не стоит забывать, что это игра довольно кривая и багованая, а боевку хочется крыть всеми видами бранных слов. Но наличие этих проблем не отменяет главного плюса первой Готики — крайне проработанного мира, в котором если и не приятно, то хотя бы интересно находится.
Потому что — ну игра встречает вас тем, что главного героя избивают местные гопники, о каком приятном мире может идти речь. Вам на этом клочке суши не рады, а некоторые даже будут готовы напасть просто по той причине, что вы выбрали якобы неподходящий момент для разговора. Но в этом, отчасти, и прелесть — игра прямым текстом обозначает, что место, куда попадает герой, это колония, и все местные жители, скажем так, попали туда вполне заслуженно. И как раз за счет общей недружелюбности мира создается правильное впечатление. Поначалу вы никто, и звать вас никак, но как только вы заслужите уважение нужных людей — отношение будет меняться, и даже противоборствующие стороны будут относиться к вам подобающе.
Фауна встречает игрока примерно так же — сделаете в начале игры шаг не в том направлении, и можно сразу лезть в меню и загружаться, ведь шансов выжить практически не будет. Но со временем, прокачавшись, и получив какую-никакую экипировку можно будет попытать удачу. Благо мир маленький, и все локации, где встречались мощные монстры с легкостью отпечатываются в голове.
Небольшие размеры, это, в принципе, главный плюс первой Gothic. Мир маленький, и с легкостью запоминается; сторон в местном конфликте всего три, но зато они в достаточной степени отличаются друг от друга; проходится игра довольно быстро, но принесет достаточно впечатлений. Отчасти, кстати, именно из-за измененных масштабов я боюсь трогать Gothic 2. Да, игра стала крупнее технологичнее, и, возможно, в некоторых аспектах, лучше. Но осталась ли там атмосфера камерного приключения, которой и цепляла первая часть серии?
Dai Gyakuten Saiban: Naruhodō Ryūnosuke no Bōken (3DS, 2014)
Если вы не знали, то я очень люблю серию Ace Attorney. Люблю за персонажей, за интереснейшие истории, за юмор и эмоциональные моменты, и даже за геймплейный процесс, хоть он и является наименее интересной частью серии. За период длиной чуть больше года мной были пройдены все шесть игр основной серии, две части спин-оффа про Эджворта, и даже кроссовер Ace Attorney с серией Professor Layton, который и познакомил меня с многоуважаемым профессором. И, честно говоря, после всего этого у меня возникла небольшая «ломка» по серии. И как только я узнал, чем ее можно утолить, так сразу же на свет появился перевод Dai Gyakuten Saiban — эксклюзивного для Японии спин-оффа серии про адвокатов начала XX-го века. Ghost Trick и иже с ним пришлось оставить на потом…
Я уже рассказывал о своем отношении к Dai Gyakuten Saiban, но повторюсь — в эту игру стоит играть как минимум из-за местной интерпретации Шерлока Холмса. Холмс в DGS смешит при каждом своем появлении, с ним связана одна из лучших механик серии, а наблюдать за его поведением и анимациями это одно удовольствие. Плюс к этому, в данной игре отличный набор дел, великолепные персонажи, новая ассистентка, которая наконец отходит от образа гиперактивной помощницы-клептоманки, и лучшее среди трехмерных выпусков серии внешнее оформление. Правда, сейчас поигравшим в нее людям предстоит еще и ожидание перевода второй части. Но это всяко лучше, чем сидеть без новостей, ожидая момента, когда Capcom вновь обратит внимание на серию.
Fire Emblem: Three Houses (NSW, 2019)
На протяжении последних пары лет Fire Emblem была той серией, с которой я очень хотел познакомиться, но не знал, с какой стороны подступиться. Были выпуски на 3DS, но из них действительно сильным считается разве что Awakening. Был вариант опробовать стационарную дилогию Radiant, но они могли оказаться слишком устаревшими. Самым оптимальным вариантом, в результате, оказалась свежая Fire Emblem: Three Houses, которая, правда, стандартную формулу Fire Emblem неплохо так разбавила.
Свой сеттинг военной академии игра использует на полную. Прокачка студентов проходит посредством теоретических и практических занятий, а главный герой Байлет (Byleth), который сам является учителем, может тратить свободные дни на то, чтобы общаться со своими подручными и улучшать с ними отношения. В академии проходит почти половина игрового процесса, и думать о том, кого же пригласить на чаепитие в этот раз приходится не меньше, чем над постоянными боями, которые также вызывают немалый интерес.
Я совершенно не знаком с тем, как игрались предыдущие выпуски серии, но Three Houses своими боями действительно умудряется захватывать. Даже необязательные миссии, которые появляются раз в месяц, и те нередко подкидывают интересные ситуации, что уж говорить про сюжетные бои. Естественно, свою роль здесь играет и социальный элемент — бок о бок со своими людьми сражаться попросту приятнее. И, естественно, их больнее терять, из-за чего и стараешься проходить миссии без каких-либо потерь со своей стороны.
Многие скажут, что Fire Emblem взглянула на успехи Persona, и решила перенять пару идей из серии конкурента. Но даже если дело так и было, Intelligent Systems винить не стоит. Успешные идеи всегда кочуют из серии в серию, и самую важную роль играет то, насколько удачно идею разработчики вводят в игру. И в Fire Emblem: Three Houses социальный элемент вписался прекрасно, за счет чего великая тактическая серия сможет не только продолжать жить в сердцах старых фанатов, но и привлекать совершенно новых, которые раньше о знакомстве с серией даже бы не подумали.
The Legend of Heroes: Ao no Kiseki (PSP, 2011) / The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III (PS4, 2019)
Когда огромная игровая серия делится на взаимозависящие друг от друга сюжетные арки, это, конечно, хорошо. С другой стороны, со временем перестаешь воспринимать игры серии как что-то отдельное, а смотришь только на серию целиком. Но, даже при таком подходе в рамках серии видны высшие и низшие ее точки. И иногда таковых с легкостью может оказаться несколько.
Вторую часть дилогии про Кросбелл, Ao no Kiseki, можно с легкостью назвать лучшим представителем «классических» Trails — тех что с изометрией, без озвучки, и с чибиками на главных ролях. Да, типичный для сиквелов внутри арки бэктрекинг все еще имеет место быть, но геймплейная формула Trails in the Sky именно в Ao была отполирована до максимума. Квесты и боевка приносят настолько сильное удовольствие, что даже как-то забываешь, что игра проходит в тех же локациях, что и предшествовавшая ей Zero no Kiseki.
Ну и еще в этом, конечно, есть заслуга сюжета и персонажей. Сценарно Ao, возможно, является лучшей частью серии на данный момент. Причем, несмотря на то, что предыдущая игра серии свою роль в восприятии Ao играет, можно вполне серьезно сказать, что сюжет второй игры про Кросбелл спокойно существует сам по себе. Стандартный для серии эпик, который происходит ближе к концу просто уходит на второй план, когда на экране разворачивается столь приятная сердцу история о дружбе и родительской любви.
Cold Steel III же демонстрирует пик развития «новых» Trails — трехмерных и относительно технологичных. Это лучшая часть серии в плане внешнего вида, и одна из лучших в плане геймплейном. И, несмотря на то, что сюжет третьего Cold Steel не давит на струны души так, как делала Ao, эпика он нагоняет что надо. Я упоминал об этом в обзоре, и упомяну еще раз — Trails of Cold Steel III это тот игровой кроссовер, который ближе всего подобрался к Marvel-овской «Войне Бесконечности». Причем более чем в одном смысле. Пусть в рамках игровых серий это выглядит скорее как что-то отталкивающее, но, поверьте мне, ветеранам данной серии местные события доставят неимоверное количество эмоций.
Super Mario Odyssey (NSW, 2017)
Знаете, в магию Nintendo я не особо верю. При этом, множество проектов большой N мне нравятся, хоть и далеко не все. The Legend of Zelda: Breath of the Wild, например, оказалась одной из тех, что не смогли меня зацепить, в то время, как Twilight Princess наоборот, сильно отпечаталась в душе. Так и большинство платформеров про Марио ощущались как хорошие игры, в которые особенно весело играть в компании, но не могли по настоящему зацепить. Конечно, я играл не в лучших представителей серии, но, к счастью, Super Mario Odyssey смог меня убедить в том, что на серию все таки стоит смотреть серьезно.
Super Mario Odyssey держится на двух основных моментах — на огромных локациях с кучей секретов, и на непосредственном геймплее. И объяснить прелесть геймплея крайне просто. Для начала, суть в том, что самим Марио буквально приятно управлять. Он подчиняется каждому движению стика, у него есть большое количество акробатических приемов, которые можно и нужно использовать в процессе игры, а за его анимациями наблюдать одно удовольствие. За счет этого научиться играть можно буквально за пару минут. Другое дело, что достигнуть мастерства даже только за Марио в данной игре крайне сложно.
И не стоит забывать, что Марио может превратиться в практически каждого противника в рамках игры. А каждое существо, естественно, по разному и играется. Таким образом, в рамках местного геймплея спрятано какое-то невероятное количество механик, которые игроку можно, и даже нужно использовать. И, что важно, никто не заставляет по-настоящему достигать вершин в управлении тем или иным персонажем. Концовки можно спокойно достигнуть без каких-либо особенных усилий, но вот для того, чтобы найти как можно больше Лун, местных коллекционных объектов, придется очень-очень попотеть.
Здесь как раз в силу вступают местные уровни. Большинство локаций в Odyssey просто огромные, и ничего, кроме разве что пропастей, не ограничивает игрока в том, куда идти. И в каждом направлении что-то да будет. Может просто Луна, может какая головоломка, а может бонусный уровень, куда еще просто так зайти не получится. Уровни исследовать всегда по хорошему весело. И данное слово как раз описывает Super Mario Odyssey целиком. Прекрасно оформленные уровни, милейшие персонажи, множество костюмов, великолепная музыка и великолепный геймплей создают настолько яркую и зажигательную картину, что спокойно смотришь мимо простейшего сюжета, и других мелких недостатков, связанных с тем, на какой платформе вышла игра. И после прохождения игры просто становится приятно на душе. А это встречается не настолько часто.
Ys VIII: Lacrimosa of Dana (PS4, 2017)
Две позиции в списке заняты играми Falcom, и кто-то может подумать, что я крайне предвзято отношусь к играм этой компании. И отрицать этого я, конечно, не стану — я очень сильно люблю Falcom, и хочу, чтобы их игры стали более известны широкой аудитории. Но даже если этого не учитывать, Ys VIII в достаточной степени отличается от серии Kiseki, чтобы оценивать ее отдельно от других проектов компании. Более того, у меня есть ощущение, что Lacrimosa of Dana является лучшим проектом Falcom, в который я имел удовольствие поиграть.
Ys VIII это приключение в чистом виде. В распоряжении игрока оказывается целый остров, на которой раньше даже не ступала нога человека. И первопроходцем будете именно вы. Каждая тропинка и горный пик, каждая пещера и каждый лесок — все это можно и нужно исследовать, и в процессе всего этого ощущаешь себя настоящим первооткрывателем, отмечающим новые земли на карте.
Ys VIII это великолепный экшен. Боевая система в игре довольно простая, но обладает достаточной долей глубины и разнообразия для того, чтобы развлекать до самого конца. На пользу этому работает многообразие приемов и персонажей, а так же управление, к которому максимально легко привыкнуть.
Ys VIII это оригинальная, и местами душераздирающая история. Формат робинзонады в принципы редко встречается в видеоиграх, а Lacrimosa of Dana еще и использует его на полную. Поначалу история развивается медленно и без каких либо сюрпризов, но как оно всегда и бывает, необитаемый остров начинает понемногу проявлять свои секреты, которые со временем раскрываются в совершенно неожиданном ключе. Иногда местные повороты умудряются трогать так, что действительно удивляешься.
Ys VIII это великолепный саундтрек от Falcom Sound Team. Абсолютно каждый трек работает в пользу ситуации. Спокойные и агрессивные, тихие и мощные, гитарные и электронные — все композиции ощущаются на своих местах. Ys VIII является одной из самых музыкально лучших и разнообразных игр Falcom, в которой при этом все ощущается на своем месте.
Ys VIII — это моя главная игра 2019-го года. И не только из-за синтеза вышеуказанных элементов, а из-за духа приключений, которым вся игра буквально пропитана. Со временем привязываешься и к персонажам, и к миру, и даже к монстрам, населяющим недружелюбный поначалу остров. С миром Ys VIII очень тяжело прощаться, хоть титры и смотришь с теплым ощущением на душе.
Справедливости ради, тяжело прощаться и с самим 2019 годом. Он был у всех разный, но для меня в первую очередь это был год интересный. И, каким бы данный год и данное десятилетие не было для вас, имеет смысл надеяться на то, что будущее готовит для нас всех только самое лучшее. В плане событий, в плане жизненного пути, и в плане видеоигровых релизов, конечно. Поэтому мне остается только пожелать всему DTF отличного 2020-го года. И делитесь своими игровыми воспоминаниями в комментариях — потому что, ну когда, как не сейчас?