Как шоураннер сериала «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж стала главной сценаристкой современности

От театральных подмостков до «Бонда».

Как шоураннер сериала «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж стала главной сценаристкой современности

Ещё четыре года назад о ней знал разве что театральный мир Лондона. К 2016 году Фиби Уоллер-Бридж написала для телевидения пару сценариев к сериалу «Бездельницы» и сыграла несколько эпизодических ролей, а в «Аббатство Даунтон» её так и не взяли, назвав «слишком смешной».

Сегодня в её коллекции три «Эмми», два «Золотых глобуса», BAFTA и множество менее известных наград. В общей сложности Уоллер-Бридж номинировали около 30 раз. И это не считая театральных премий.

13 апреля стартовали сразу два сериала, над которыми работала Фиби Уоллер-Бридж: третий сезон «Убивая Еву» и новинка «Беги». И именно её позвали исправить сценарий к новому фильму о Джеймсе Бонде, чтобы добавить герою живости.

Рассказываем, как одно судьбоносное знакомство, спонтанный стендап и талант превратили самоироничную девушку из Лондона в главную сценаристку современности.

Стендап и первая «Дрянь»

В 2007 году выпускница Королевской академии драматического искусства и малоизвестная актриса Фиби Уоллер-Бридж встретилась с режиссёром Вики Джонс во время работы над театральной постановкой.

Название этого спектакля в истории не сохранилось. Известно лишь, что в процессе продюсеры решили уволить Джонс, а Уоллер-Бридж из чувства протеста ушла вслед за ней. Ни режиссёра, ни актрису на тот момент ещё никто не знал, и в театре сочли их увольнение не слишком серьёзным событием.

Это событие положило начало многолетней дружбе и сотрудничеству. Встретившись после ухода из постановки, новые знакомые решили выпить в баре и там же придумали компанию DryWrite.

Джонс и Уоллер-Бридж собирали молодых авторов, давали им анонимно писать сценарии на какую-либо тему и тут же разбирали написанное. Позже DryWrite превратилась в настоящую кузницу кадров. Там начинал свою деятельность Джек Торн, впоследствии работавший над британскими «Бесстыдниками» и «Отбросами», а сейчас возглавивший сериал «Тёмные начала».

А в 2012 году Вики Джонс посоветовала Фиби Уоллер-Бридж принять участие в стендап-конкурсе. Актриса придумала 10-минутный скетч от лица героини по прозвищу Fleabag (чаще всего переводят как «Дрянь»), взяв за основу своё детское прозвище «Блоха» (Flea).

В итоге короткий скетч превратился в полноценный сценарий часового моноспектакля, который срежиссировала всё та же Джонс.

В 2013 году «Дрянь» впервые показали на ежегодном фестивале «Фриндж» в Эдинбурге. Пьеса взяла первый приз и очень понравилась большинству критиков.

Сценаристку и актрису хвалили за смелость, которая иногда переходила в откровенную грубость. Она вроде бы говорила о равноправии и феминизме, но в совершенно неожиданных примерах и ситуациях.

Героиня Уоллер-Бридж много пьёт, её бизнес на грани разорения, а подруга погибла. Она одержима порно, и из-за слишком частой мастурбации её бросил парень. Тогда Флибэг пускается «во все тяжкие» с беспорядочными половыми связями и прочими не слишком приличными поступками.

Зрителей покорило, что при всех недостатках Флибэг вела себя искренне. Она доверительно общалась с публикой, рассказывая то, о чём принято молчать. Ведь одержимость мастурбацией и различные девиации чаще всего приписывают мужчинам, отбирая у женщин право на подобные недостатки. А ко второй половине сюжета антигероиня раскрывалась и с более трогательной стороны, рассказывая о своём одиночестве.

После успешной премьеры спектакль перебрался в Сохо, один из самых модных театров Лондона. По воспоминаниям Фиби Уоллер-Бридж, они просто однажды встретили арт-директора этого заведения и предложили ему свою постановку.

Вики просто подбежала к нему и сказала: «Фиби только что написала чертову кучу пьес, я думаю, что ты должен, б***ь, поставить их».

Фиби Уоллер-Бридж в интервью The Guardian

«Дрянь» тут же покорила публику и после этого ещё долго с успехом шла на сцене. Фиби Уоллер-Бридж получила несколько театральных наград и даже номинацию на премию Лоуренса Оливье. Но это было лишь начало её пути к мировой славе.

«Сожители» и последующий триумф

Популярность на театральных подмостках позволила Уоллер-Бридж пробиться в популярные телепроекты. В 2014 году она написала сценарий к одному эпизоду «Бездельниц» (Drifters) и дорабатывала сюжеты ещё двух серий. Именно её работы на IMDb считаются лучшими за сезон.

А в 2015 году она присоединилась к актёрскому составу второго сезона «Бродчёрч», где сыграла помощницу адвоката Эбби Томпсон.

Её героине уделено не слишком много времени, но даже и в небольшой роли актриса рассказала целую историю: Эбби очень толковый и опытный юрист, но её начальница редко прислушивается к мнению помощницы, и та остаётся в тени, хоть и способна на многое.

Параллельно Фиби Уоллер-Бридж взялась за свой первый авторский проект «Cожители» (Crashing). Работа шла медленно, пилот она писала около года. Но в итоге получился очень искренний мини-сериал. Сама Уоллер-Бридж называет его данью уважения шоу, на которых она выросла, вроде «Друзей» и This Life.

Она играет Луизу (или просто Лулу) которая приезжает в гости к своему давнему другу Энтони. Тот вместе со своей будущей женой Кейт поселился за минимальную арендную плату в здании пустующей больницы.

Лулу быстро вливается в безумный коллектив обитателей этого странного места. Там есть хулиган Сэм, отказывающийся признавать свою гомосескуальность, французская художница Мелоди, нашедшая вдохновение в забитом стареющем Колине, и прочие яркие личности.

В «Сожителях» чувствуется наследие театральной «Дряни» и предпосылки будущего успеха. В центре сюжета у сценаристки женщины со всеми их достоинствами и недостатками. Но она умело говорит обо всех людях, независимо от пола, возраста и сексуальной ориентации.

Уже в рамках комедии, построенной на прямолинейных и зачастую пошлых шутках, Фиби Уоллер-Бридж показала свой талант в создании живых и эмоциональных персонажей.

Каждый её герой по-своему несчастен. Лулу нелепа и ленится на работе, куда её взяли по блату. Кейт жутко ревнует, но не может сказать об этом прямо. Они словно две противоположности. Лулу при первом же появлении на экране поёт в автобусе под укулеле песню про оргазм (провокационные шутки о сексе и женской физиологии будут появляться во всех проектах Уоллер-Бридж). А Кейт стесняется даже мыться при своём парне.

Её героиня говорит, что петь можно только искренне. Похоже, этого же принципа придерживается сама сценаристка

Но каждая из них завидует другой. Чувства Лулу никто не воспринимает всерьёз, да и сама она постоянно срывается на шутки. Кейт никак не может расслабиться, постоянно придумывая проблемы.

Героиням негде искать поддержки. Недаром в финале Энтони, выбирая между двумя женщинами, просто спрашивает у Лулу: «Что мне делать?»

«Сожители» состояли всего из шести эпизодов, но за этот сериал Фиби Уоллер-Бридж получила номинацию за BAFTA за лучший прорыв. Однако этот сериал остался в тени главной работы актрисы и сценаристки. В том же 2016-м на малые экраны перебралась уже ставшая знаменитой в театре «Дрянь».

По предложению продюсеров с «Би-би-си» Фиби Уоллер-Бридж лично адаптировала сюжет для телевидения и сама же сыграла главную роль. Постановка перестала быть моноспектаклем: в сюжете появились персонажи, которых в пьесе сценаристка только упоминала.

Но основа осталась прежней. Главная героиня ведёт себя всё так же вызывающе. Теперь она мастурбирует, просматривая выступления Обамы, спит со всеми подряд, чтобы побороть чувство одиночества, и никак не может найти общий язык со своей семьёй.

Но при этом Уоллер-Бридж решилась на несколько смелых приёмов. Во-первых, как и в театре, она напрямую говорит со зрителем, разрушая четвёртую стену. А во-вторых, почти у всех персонажей нет имён. Главную героиню всё так же заочно зовут Флибэг. А из её родни имя получила только сестра Клэр (Шан Клиффорд).

Фиби Уоллер-Бридж снова сталкивает свою героиню с полной её противоположностью. Флибэг одинока, безалаберна по жизни, а ещё владеет кафе с портретами морских свинок. Клэр — настоящий контрол-фрик. Она тянет лентяя-мужа и слабоумного пасынка, помогает сестре и даже сама устраивает себе вечеринку-сюрприз.

По сравнению с «Сожителями» вопросы, которые приходится решать героям, стали серьёзнее. Те лишь разбирались в личных отношениях и мало думали о работе и будущем. Флибэг пытается удержать бизнес на плаву, найти спутника жизни и научиться общаться с отцом.

Удивительным образом Уоллер-Бридж совместила реалистичные ситуации, которые покажутся знакомыми зрителям в большинстве стран, с неиссякаемыми потоками юмора.

Актриса сочетает текстовые «отбивки» (то, что она говорит зрителям напрямую) с пластической комедией — в кадре она дурачится как настоящий лицедей. А фоном идёт трагическая история одинокого человека. Именно такой подход больше всего зацепил критиков и зрителей: сериал заманивает откровенными шутками, а потом раскрывает трагическую натуру героини.

Несмотря на то, что это полностью авторский проект, и даже музыку к сериалу написала сестра сценаристки Изобель, Фиби Уоллер-Бридж неоднократно подчёркивала, что «Дрянь» — не автобиографическое произведение. Главное достоинство своего персонажа она определяет просто: «[Флибэг] живёт, чтобы вы могли смеяться».

При этом она не скрывает связь с героиней, подчёркивая, что сама, как и Флибэг, безнадёжный романтик

«Дрянь» вышла на BBC Three, чуть позже — на Amazon Prime и моментально стала хитом, получив 100% рейтинги на сайтах-агрегаторах. А в наградном сезоне она оказалась одним из главных номинантов во всех британских премиях.

Причём на BAFTA TV Craft Award сценаристке даже приходилось соревноваться с самой собой: организаторы номинировали и «Дрянь», и «Сожителей». Но там в итоге выиграла Махалия Бело с сериалом «Эллен». А вот в наградах от Royal Television Society Уоллер-Бридж победила и как автор «Дряни», и как исполнительница главной роли.

После такого прорыва оставалось только выйти за пределы Великобритании.

Мировая слава: «Убивая Еву», «Звёздные войны» и второй сезон «Дряни»

К 2017 году Фиби Уоллер-Бридж снялась во второстепенной роли в фильме «Прощай, Кристофер Робин». Но гораздо больший прорыв у неё случился на сценарном поприще.

Салли Вудворд Джентл из Sid Gentle Films задумала экранизировать для BBC America серию романов «Кодовое имя Вилланель» британского писателя Люка Дженнингса. Продюсер объясняла, что идея женского шпионского романа не нова, но книги зацепили создателей своей свежестью и живыми персонажами.

На фоне популярности «Дряни» на пост главного сценариста проекта решили пригласить как раз Фиби Уоллер-Бридж. Под её руководством сюжет книги слегка изменили.

Аналитик MI5 Ева Поластри (Сандра О), погрязшая в будничной жизни и совершенно не похожая на героев крутых боевиков, ввязывается в поимку русской убийцы-психопатки под псевдонимом Вилланель (Джоди Комер). Со временем это противостояние перерастает в настоящую одержимость.

Авторы хотели сделать акцент именно на «человеческой» составляющей, избегая шпионских стереотипов. Именно поэтому Ева показана нерешительной и неуклюжей. Для неё охота на убийцу — не святой долг, а просто способ уйти от домашней рутины.

Вилланель не стали превращать в очередную мужскую фантазию вроде героинь фильмов «Её звали Никита» или «Девушка с татуировкой дракона». Авторы хотели, чтобы она могла легко раствориться в толпе.

Именно Фиби Уоллер-Бридж помогла сделать персонажей правдоподобными. Сценаристка оказалась в своей стихии: ей снова пришлось придумывать сюжет о двух женщинах с противоположными характерами.

«Убивая Еву» показывает, что женщину меньше подозревают, ей легко проникнуть в охраняемые помещения. В ход снова идут «физиологические» темы, которыми Уоллер-Бридж так любит шокировать: фраза «Мне нужно передать тампон» оказывается отличным пропуском для преступницы. И только женщина может выследить злодейку, поскольку сама проникается её образом мышления.

Фиби Уоллер-Бридж и сама хотела сыграть в сериале одну из главных ролей. В итоге она решила, что нужно сделать больший акцент на разнице в возрасте и внешнем виде героинь, а потому сконцентрировалась только на сценарии. Но поклонников порадовали новыми слухами: актриса может сыграть второстепенную роль в третьем сезоне.

В успехе этого проекта студия не сомневалась: «Убивая Еву» продлили ещё до премьеры. Сериал получил премии от Gotham Awards и ассоциации кинокритиков. Правда ко второму сезону студия предпочла пригласить новую сценаристку.

Видео о создании костюма L3-37

Параллельно Фиби Уоллер-Бридж сыграла робота-феминистку L3-37 в фильме «Хан Соло: Звёздные войны. Истории».

Сама актриса на шоу Грэма Нортона призналась, что до съёмок не была знакома с франшизой и не представляла, что такое «дроид». По пути на прослушивание она даже спросила об этом водителя, тот связался с родственниками, но никто так и не ответил на вопрос. Тогда она решила играть просто как человек.

Возможно, это и помогло актрисе получить роль. Ведь L3-37, сыгранный Уоллер-Бридж, — один из самых живых и эмоциональных персонажей во всём фильме. Дроид-феминистка постоянно перешучивается с Лэндо Калриссианом, и у этих героев отличная «химия».

А в 2019 году на «Би-би-си» и Amazon Prime вышел второй сезон «Дряни». И это редкий случай, когда продолжение оценили выше оригинала: у шоу шесть премий «Эмми» при одиннадцати номинациях, два «Золотых глобуса» и с десяток других наград.

В том, что проект продлят никто не сомневался с самого начала. Хотя сама Фиби Уоллер-Бридж не была уверена, что историю стоит продолжать. Первый сезон основывался на спектакле и подводил сюжет к логичному завершению: Флибэг признавалась в своём отвратительном поступке, и от неё отворачивался единственный постоянный собеседник — камера.

Но продолжение сделали ещё более эмоциональным. В первых же кадрах героиня, стоя с разбитым носом в туалете, объявляет: «Это история любви».

И действительно, во втором сезоне Флибэг словно нашла любовь — забавного и вечно матерящегося священника. Его сыграл Эндрю Скотт. После этой роли можно даже забыть, что он когда-то играл в «Шерлоке», образ из «Дряни» вышел намного сильнее и эмоциональней.

Во втором сезоне все герои в итоге получали по заслугам. Клэр наконец избавилась от взваленной на себя ответственности. А Флибэг смирилась с любовью своего отца к очень неприятной женщине. Для самой же героини всё заканчивалось грустно, но справедливо: ведь ей всегда был нужен не очередной любовник, а по-настоящему родная душа.

«Не время умирать» и дальнейшие планы

С «Дрянью» Уоллер-Бридж решила закончить на красивой ноте. После всех наград она заявила, что третьего сезона у сериала не будет.

Это самый красивый способ попрощаться. Приятно уходить на вершине популярности.

Фиби Уоллер-Бридж на награждении «Эмми»

Но работы ей хватит и без этого: например, она уже подписала трёхлетний контракт с Amazon на создание новых проектов. Параллельно с этим Уоллер-Бридж приняла участие в сериале «Беги» — но уже в роли продюсера. Придумала и написала сценарий её давняя коллега Вики Джонс, поэтому значительную часть работы они проделали вместе.

Даже в синопсисе можно заметить традиционные для Уоллер-Бридж темы. Главная героиня Руби (Мерритт Уивер) устала от будничной жизни и с готовностью отзывается на предложение бывшего парня отправиться в необычное путешествие.

Но ещё важнее, что сценаристку пригласили дописывать сценарий 25-го фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать». Впервые со времён картины «Из России с любовью» 1963 года над историей об агенте 007 работает женщина.

Этот факт быстро связали с движением MeToo и желанием изменить образ Бонда: франшизу давно уже обвиняют в объективации женщин. Но сама Уоллер-Бридж подчёркивает, что её позвали совсем по другой причине. По словам сценаристки, авторы картины уже сами поработали над этой темой, изменив отношение к женщинам. А её попросили лишь «оживить» героев фильма.

Неудивительно, что обратились именно к Фиби Уоллер-Бридж. «Дрянь» показала, что даже в коротких комедийных эпизодах она способна рассказать истории настоящих людей, в которых зрители узнают себя. А «Убивая Еву» подтвердил, что сценаристка отлично прорабатывает характеры и в рамках шпионского кино.

Вероятно, в ближайшие годы зрители увидят ещё немало работ Фиби Уоллер-Бридж. Она уже пообещала Эндрю Скотту новый проект, а контракт с Amazon гарантирует, что с площадкой для идей проблем точно не будет. Выход «Не время умирать» сильно задерживается из-за пандемии, но в том, что картина будет коммерчески успешной, сомнений вроде бы и нет. А уж после неё перед Фиби Уоллер-Бридж наверняка откроются и двери большого кино.

Главное, чтобы всемирная слава не снизила градус эмоциональности, который она сохраняла во всех своих проектах. Ведь сейчас, по словам сценаристки, её принцип работы это «Паника, паника, надежда». И именно такого сочетания поклонники ждут и в дальнейшем.

 

Источник

Читайте также