Что изменилось в этом году, и чего ждать в будущем.
К концу 2019 года в индустрии сформировалось два тренда, которые сложно игнорировать — подписочные и стриминговые сервисы набирают обороты, их уже невозможно не замечать. В первом случае подписка даёт доступ к библиотеке игр, а во втором — позволяет использовать удалённые серверы для запуска игры. В этом тексте мы вспомним основные сервисы, которые были запущены в 2019 году.
Другая важная часть современного рынка видеоигр — это цифровые магазины. К 2019 году это не просто приложения и сайты, на которых можно купить игру — это полноценные сервисы с множеством дополнительных функций, которые помогают общаться, следить за своей активностью и так далее. Эту тему мы тоже не оставим без внимания.
Стриминговые сервисы
Google Stadia
Когда Google в марте этого года анонсировала Stadia, платформа выглядела как серьёзный конкурент консолям от Sony и Microsoft. Выделенная серверная мощность для каждого пользователя должна была превышать суммарную мощность Xbox One X и PS4 Pro, а уже на старте Google гарантировала поддержку 4K HDR при 60 кадрах в секунду.
Если бы эти обещания оказались правдой, а запуск прошёл бы как надо, то 19 ноября, день релиза Stadia, стал бы переломным событием для всей индустрии.
В действительности же запуск платформы оказался полным провалом. Люди массово жаловались на проблемы с заказами: не могли получить электронные приглашения, наборы с геймпадом и медиаплеером задерживались, а у некоторых возникали проблемы даже с железом — медиаплеер Chromecast Ultra сильно перегревался.
А те, кто смог запустить сервис, оставляли очень противоречивые отзывы: одни журналисты говорили, что всё работает как надо, а другие сообщали о традиционной проблеме стриминговых сервисов — высоком инпут-лаге. Также были сообщения, что большинство игр не поддерживает нативное 4K и не работает при 60 кадрах в секунду — хотя представители Google заявили, что эти ограничения поставили сами разработчики игр.
По словам редактора Kotaku Джейсона Шрайера, запуск Stadia стал для компании «монументальным провалом» — предзаказы оказались ниже ожидаемых. Журналист добавил, что Google нужно поменять бизнес-модель сервиса и отказаться от продажи игр за полную стоимость, так как Stadia больше подойдёт распространение через подписку. Иначе компания может закрыть Stadia из-за её коммерческой неудачи.
У Google получился не лучший старт сервиса, однако всё это стоит расценивать как бета-тест. В 2020 году в Stadia должны появиться все основные функции, но пока сложно судить о её успехах. Если компания не сможет устранить неполадки и убрать задержку, а релиз каждой игры будет сопровождаться такими же проблемами, как у Borderlands 3, то все попытки изменить рынок пойдут прахом.
Project xCloud от Microsoft
Microsoft ещё полноценно не запустила свой облачный сервис, но уже сейчас у компании есть значительное преимущество над Google — огромная библиотека игр, доступных по подписке Xbox Game Pass. Если сам Project xCloud представляет собой рядовой стриминговый сервис, то вместе с подпиской его можно назвать настоящим «Netflix для игр» — представители Microsoft заявили, что игры можно будет запускать «на любом устройстве».
Сейчас идёт бета-тест сервиса, но уже на нём доступно больше тайтлов, чем на полноценном запуске Stadia — около 60 игр. Важная отличительная черта Project xCloud — стримить игры можно не только из облака, но и со своей консоли Xbox One.
Если полноценный релиз в 2020 году состоится гладко, а Microsoft продолжит укреплять свою библиотеку громкими тайтлами, то у неё есть все шансы занять лидирующую позицию в начавшейся гонке облачных сервисов.
Nvidia GeForce NOW
Nvidia в своём сервисе решила другую важную проблему, которая есть как у Stadia, так и у xCloud — закрытая библиотека игр. GeForce NOW позволяет запускать в облаке собственные копии игр из большинства крупнейших цифровых магазинов. Исключения — Origin и Microsoft Store.
Пользователь лишь должен синхронизировать, например, учётную запись Steam, а затем запустить игру из своей библиотеки. Единственный недостаток: список доступных тайтлов ограничен — в России можно запустить около 90 игр.
В октябре 2019 года в России состоялся первый коммерческий запуск сервиса — во всём остальном мире всё ещё проходит бета-тест. Но пока GeForce NOW работает лишь в Москве и в радиусе 500 километров от столицы. Подписка на месяц стоит 999 рублей, на год — 9999 рублей.
PS Now
Когда активизировались Microsoft с Google, Sony тоже решила привлечь внимание игроков к своей подписке. Несмотря на то, что Sony вошла в гонку облачных сервисов одной из первых, нельзя сказать, что она задаёт тренды и тянет этот рынок вперёд.
Например, до недавнего времени в подписке почти не было громких тайтлов, а игры транслируются в разрешении 720p, в то время как основные конкуренты Sony с самого запуска стремятся к 4K. Компания обещает к концу 2019 года добавить поддержку разрешения 1080p, но этого, возможно, будет мало.
Хоть в 2018 году PS Now и сохраняла статус лидера рынка, только появление серьёзных конкурентов подтолкнуло компанию к улучшению своего сервиса. Например, Sony снизила цены на PS Now в этом году и добавила громкие тайтлы в свою подписку: God of War, Uncharted 4: A Thief’s End, GTA V. А в январе 2020-го там появятся Horizon: Zero Dawn и Uncharted: The Lost Legacy.
Несмотря на это, Sony, вероятно, не так уж сильно беспокоится из-за появления крупных конкурентов — пока компания сохраняет сильную линейку эксклюзивов, доступных в сервисе, PS Now будет потенциально интересна всем, у кого нет PS4. Поэтому для сервиса не так уж критична поддержка 4K и появление тайтлов в первый же день релиза — достаточно иногда добавлять эксклюзивы, чтобы подогревать интерес аудитории.
Подписочные сервисы
Xbox Game Pass и Xbox Live Gold
Одно из главных достоинств Xbox Game Pass — ААА-тайтлы, которые становятся доступны по подписке прямо в день релиза. В этом году было несколько ярких примеров: Gears 5, The Outer Worlds, Crackdown 3. Кроме того, есть и крупные мультиплатформенные игры, которые появляются с запозданием в несколько месяцев, например, Devil May Cry 5 и Rage 2.
Если Microsoft не изменит свои планы по раздаче ключевых эксклюзивов, то Game Pass станет почти обязательным атрибутом для всех владельцев консолей Xbox.
Важным событием для развития сервиса в этом году стало появление Xbox Game Pass Ultimate — подписки, которая включает в себя Xbox Live Gold и стандартный Game Pass одновременно для ПК и Xbox One.
Несмотря на все достоинства Xbox Game Pass, в России оформление подписки может вызвать некоторые трудности. Microsoft перестала продавать её через собственный магазин, поэтому пользователи вынуждены покупать Game Pass через ритейлеров.
EA Access и Origin Access
2019 год для EA знаменателен тем, что подписка EA Access наконец стала доступна на PS4 (на Xbox One она была ещё с 2014 года), а игры самой EA перестали выходить на ПК исключительно в магазине Origin. Например, впервые за восемь лет в Steam появилась игра EA — Jedi: Fallen Order. Также её релиз состоялся и в Epic Games Store.
Похоже, что EA решила не отгораживаться от других компаний, чтобы продвигать свой магазин, а пойти по пути сотрудничества.
Подписка Origin Access бывает двух видов: Basic и Premier. Первая стоит 299 рублей в месяц и открывает доступ к 231 игре (на момент написания материала). Кроме того, она позволяет заранее установить 10-часовую пробную версию новой игры. Premier стоит 999 рублей в месяц и включает в себя весь дополнительный контент для игр EA, доступ к 242 играм, а также заранее позволяет установить и попробовать полные версии новых игр.
EA Access на PS4 даёт доступ к более чем 40 играм, а подписка на месяц стоит 299 рублей. На Xbox One такие же условия, но там библиотека примерно вдвое больше.
Humble Choice
Если остальные подписки, перечисленные в этом списке, так или иначе касаются консолей, то Humble Choice нацелена только на ПК. Сам сервис существует с 2015-го, но в этом году у него кардинально изменились условия. Теперь подписчики Humble Choice каждый месяц получают подборку из десяти ПК-игр, которые объявляются заранее, а сами пользователи могут выбирать, какие игры останутся в их библиотеке навсегда.
Пример Humble Choice отлично показывает, что условия подписки напрямую зависят от привычек пользователей — предыдущая модель Humble Monthly оказалась недостаточно эффективной, поэтому сервису пришлось меняться. И сейчас остаётся только ждать, как игроки отреагируют на новый формат.
Мобильные подписки
Apple Arcade
Если говорить коротко, то Apple Arcade — это попытка оздоровить рынок, который Apple сама же и извратила. Условно-бесплатная модель уже давно захватила значительную часть мобильного рынка, из-за чего большая доля консольных и ПК-игроков негативно относится к мобильным тайтлам.
Пожалуй, главное достоинство сервиса — шанс создать положительный имидж мобильной игровой индустрии. В тайтлах из Apple Arcade нет микротранзакций и рекламы, а геймплей некоторых игр может привлечь более хардкорных игроков.
Несмотря на это, сейчас рано делать выводы об успехе всей затеи. Apple держится в стороне от крупных мероприятий игровой индустрии. Например, на недавно прошедшей The Game Awards компания показала лишь одну игру — Ultimate Rivals: The Rink, симулятор футуристичного хоккея. В подписке постоянно появляются новые игры, но Apple особо не придаёт это огласке.
Возможно, нынешних усилий компании недостаточно для привлечения достаточного количества игроков, так как аудитория просто не видит активности. Тем не менее сложно не оценить её усилия по оздоровлению индустрии.
Google Play Pass
Через несколько месяцев после анонса Apple Arcade компания Google представила собственную подписку Play Pass. Однако её условия показали, что это не равнозначный ответ, а попытка хотя бы частично соответствовать своему конкуренту. Главное, что стоит сказать о Google Play Pass — в ней нет уникальных игр или эксклюзивов. Там лишь представлены старые игры без рекламы и внутренних покупок.
Несмотря на то, что это звучит как слабая попытка повторить инициативу Apple, подписка Google может понравиться многим геймерам даже больше, чем Apple Arcade. В Google Play Pass собраны проверенные игры, которые оставались хитами на протяжении долгого времени. Например, Stardew Valley, Monument Valley, Limbo, Risk, Star Wars: KOTOR и так далее.
Пока не очень понятно, в какой мере Google сможет конкурировать с Apple на поприще подписок, но очевидно, что свою аудиторию компания найдёт.
Цифровые магазины
Epic Games Store
В декабре магазину EGS исполнился год. Для игровых студий его преимущества всё так же очевидны — всего 12% комиссии и новая площадка, на которой можно заявить о себе. Но с обычными пользователями всё сложнее — сейчас не понятно, как Epic Games собирается привлекать их в свой магазин дальше.
За прошедший год в EGS появилось множество стандартных для магазинов функций: региональные цены, возврат покупок, поиск товаров, облачные сохранения и так далее. Также компания добавила публичную доску в Trello, где можно посмотреть планы развития.
Но EGS всё ещё сильно уступает Steam по количеству функций и возможностей, поэтому трудно винить игроков за негативную реакцию на новости об эксклюзивности некоторых игр.
Наиболее заметная вещь, которой Epic Games старалась переманить пользователей на свою сторону — это раздача бесплатных игр. На TGA было объявлено, что компания до конца года раздаст ещё 12 тайтлов. И ожидается, что на этом акция закончится. Соответственно, появляется вопрос: как Epic Games будет продолжать завоёвывать расположение игроков?
Если компания объявит ещё один год бесплатной раздачи игр — отлично. Если выпустит консольные эксклюзивы, как это было с играми студий Quantic Dream и thatgamecompany — ещё лучше. Так или иначе Epic Games должна как-то улучшить свой имидж в глазах игроков.
Несмотря на многие недостатки, Epic Games Store благоприятно влияет на индустрию, потому что даёт разработчикам более выгодные условия сотрудничества. По словам бывшего сотрудника Valve, Steam злоупотреблял своим положением и «убивал ПК-гейминг», а появление EGS изменило всё к лучшему.
Steam
В 2019 году Valve продолжила постепенно менять свой магазин, пытаясь сделать его удобнее для пользователей. Одно из самых заметных изменений — это редизайн «Библиотеки». Также это коснулось страниц отдельных игр, где теперь публикуются новости обновлений.
Другое важное новшество — функция Remote Play Together, которая позволяет запускать локальные игры через интернет. Также поменялся алгоритм рекомендаций — теперь пользователи чаще видят в списке рекомендованных игр те проекты, которые подходят лично им, а не выбраны на основе рейтинга.
В 2019 году ещё и расширилась библиотека Steam. Во-первых, в магазин вернулись некоторые игры Electronic Arts, которые ранее выходили только в Origin: например, Jedi: Fallen Order. Во-вторых, появились тайтлы Microsoft Store, например, Gears 5. Можно сказать, что этот год запомнился моментами сотрудничества между разными игровыми магазинами.
GOG Galaxy 2.0
На протяжении последних лет одновременно существует несколько цифровых магазинов — Steam, Uplay, Battle.net и так далее. Но именно появление EGS стало последней каплей для многих игроков — они жаловались на переизбыток лаунчеров, по которым зачастую раскидана вся библиотека тайтлов.
Компания CD Projekt нашла изящное решение этой проблемы — предложила сервис, который синхронизирует библиотеки и персональную информацию игрока из разных цифровых магазинов.
С июня GOG Galaxy 2.0 находится в закрытом бета-тесте, который доступен всем желающим. Он поддерживает библиотеки Steam, Origin, Battle.net, EGS, Uplay и Xbox Live. Сервис не только объединяет лаунчеры, но и собирает информацию об активности пользователей — количество часов, проведённых в игре, достижения и так далее.
С таким подходом у CD Projekt действительно есть настоящий шанс стать «лаунчером для лаунчеров» и сгладить многие претензии игроков.
Несмотря на конец года, сложно делать прогнозы по успехам или провалам тех или иных сервисов. Многие из них запустились совсем недавно, а другие до сих пор находятся на этапе бета-теста. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что привычки игроков меняются, а вслед за ними пытается поспеть и вся индустрия.
Подписочные сервисы вот-вот станут обыденностью, а стриминговые сервисы в очередной раз пытаются изменить отношение к игре на консолях и ПК. Скоро мы узнаем, что из этого выйдет.