Игра. Что это такое? Развлечение? Способ убить время? Приятное занятие, чтобы отвлечься? А может это один из самых эффективных инструментов для обучения?
В современном мире существует мнение, что игра — это больше про развлечение и досуг, нежели про что-то более “серьёзное” и “значимое”. Мне хочется разрушить этот стереотип, потому что я убеждена, что игры — это нечто большее, чем просто способ развлечься. Это уникальный инструмент для обучения всевозможным навыкам. Об этом я и хочу рассказать в своей статье.
Почти всё детство дети играют. Они развлекаются, играя, познают мир и его негласные правила. Они учатся, играя. Так почему же нельзя использовать эту возможность и взрослым?
Игра позволяет изучить что-либо практическим методом. Давно известно, что обучение на практике позволяет более детально и углубленно изучить желаемую область, понять её нюансы и на своих ошибках научиться. Естественно, что перед любой игрой практически всегда присутствует небольшая теоретическая часть, вводящая в курc дела. Но основной упор делается на практику и, собственно, на обучение в процессе неё.
Частично систему образования тоже можно считать игрой. Джесси Шелл в книге «Геймдизайн» («The Art of Game Design: A Book of Lense», Jesse Schell) упоминает об этом:
Почему тогда образование не может в полной мере восприниматься как игра? Об этом Джесси Шелл также упоминает в своей книге. Он говорит о том, что в традиционных методах обучения нет удовольствия от процесса, точнее он все же иногда бывает, но далеко не всегда. В “обычном” обучении не хватает сюрпризов, взаимодействий с другими людьми. Интерес к самой учёбе постепенно начинает угасать, остаётся только “надо”.
Игры какими мы их привыкли воспринимать, по сравнению со стандартным образованием, позволяют не только увидеть, но и поучаствовать в каком-либо процессе — именно это и выделяет их на фоне обычного обучения.
Мне удалось поговорить с Асей Орловой — геймдиректором студии Ovrpower и по совместительству преподавателем в Школе Дизайна в НИУ ВШЭ на профиле геймдизайн и виртуальная реальность. В ходе небольшого интервью Ася рассказала мне о проектах в области игрового обучения, а также о сложности создания таких игр.
— В каких профессиях потенциально могут использоваться или уже используются обычные/VR игры для обучения персонала?
— Над какими проектами, которые сейчас используются другими компаниями для обучения персонала, вы работали и в чём заключалась их цель?
— Сколько труда и времени занимает работа над обучающей игрой?
— Какие люди задействуются в подобных проектах? Привлекаете ли вы экспертов или как-то читаете в интернете или других источниках?
— Можете ли вы оценить эффективность игрового обучения (в любой форме) по сравнению со стандартным обучением? В чём нюансы?
— Я знаю, что вы работаете в VR сфере, но что вы можете сказать про AR, её перспективы в игровой индустрии и возможности использования для образовательной сферы?
К сожалению, Ася не может рассказать о проекте, который сейчас находится в активной разработке из-за NDA, но она рассказала мне о другом проекте — симуляторе крановщика (Slinger Simulator).
Стоит также понимать, что игра не всегда может полностью отражать реальный процесс или механизм — игры всё ещё зависят от программного обеспечения и вычислительной мощи устройств, поэтому некоторые вещи попросту пока что нельзя реализовать в игре. Из-за этого факта игры пока нельзя сделать полной заменой стандартного обучения, но они являются очень эффективным дополнением к нему.
Я считаю, что в современном мире методика игрового обучения может быть очень эффективной. Ведь игра — это совершенно естественный процесс к которому мы привыкли с детства. Так что использовать такой метод для взрослых будет вполне продуктивно и обоснованно. Мне хочется верить, что в будущем эта отрасль геймдева будет и дальше развиваться, и достигнет в итоге такого уровня, что на любом этапе обучения (будь то школа, университет или переаттестация на работе) будут использоваться игровые обучающие технологии.