В новой версии МКБ игровой зависимости присвоен классификатор заболевания 6D11, онлайновой игровой зависимости — 6D11.0, офлайновой игровой зависимости — 6D11.1, а неопределённой игровой зависимости — 6D11.Z. Так что если увидите эти коды в своей медицинской карточке, вы теперь будете знать, что они означают. Очевидно, для точной постановки диагноза терапевт должен узнать, в какую именно игру играет пациент — от этого зависит код онлайновой, офлайновой или неопределённой формы расстройства.
Согласно определению из нового справочника болезней, игровое расстройство характеризуется паттерном постоянного или повторяющегося игрового поведения, которое может происходить в интернете или в офлайне. Расстройство проявляется следующим образом:
- Ослабленный контроль над игровым процессом (начало, частота, интенсивность, продолжительность, прекращение, контекст).
- Увеличенный приоритет играм по сравнению с другими жизненными интересами и повседневной деятельностью.
- Продолжение или эскалация игровой активности несмотря на возникновение негативных последствий.
Если поведенческий паттерн проявляется в достаточной степени серьёзности, то расстройство может значительно повлиять на личную, семейную и социальную жизнь человека, его учебную или профессиональную деятельность, а также другие важные сферы деятельности, сказано в описании.
Игровая зависимость может наблюдаться как непрерывное навязчивое поведение либо проявляться эпизодически с постоянным возвращением к играм. Для постановки диагноза обычно требуется, чтобы пациент проявлял аномальное поведение в течение последних 12 месяцев. Другими словами, если геймер «ушёл в завязку» и на протяжении года не возвращался к компьютерным играм, то можно считать это примером успешной реабилитации, если он не вернётся снова к старой привычке.
Период проявления симптомов для постановки диагноза может быть и менее 12 месяцев, сказано в инструкции, «если соблюдены диагностические требования, а симптомы проявляются в тяжёлой форме».
В классификации заболеваний зависимость от компьютерных игр (6D11) заняла место рядом с аналогичными психическими расстройствами — зависимостью от азартных игр (6D10), другими неопределёнными расстройствами из-за зависимостей (6D1Y).
В классификаторе указано, что болезненную привязанность к играм 6D11 следует отличать от проблемы опасной игры QF02. Это проблема, когда человек слишком много времени проводит за играми, что угрожает его психическому или физическому здоровью либо здоровью окружающих. Судя по описанию, проблема QF02 может предшествовать формированию болезненной привязанности 6D11, то есть на этом этапе психическая зависимость ещё не сформировалась окончательно.
Пока что МКБ-11 имеет статус черновика. Возможно, в результате бурного возмущения геймерского сообщества это «психическое расстройство» всё-таки уберут из классификатора. Всё-таки киберспорт сейчас признан официальным видом спорта, и считать зависимость от компьютерных игр формой расстройства — формально то же самое, что считать болезнью чрезмерное увлечение шахматами, футболом или плаванием.
На форумах уже начали обсуждать последствия официального признания игровой зависимости формой психического заболевания. Обсуждают, какие лекарства будут прописывать доктора в таком случае — и будут ли давать больничный с освобождением от школы и работы. Возможно, особо заядлых геймеров начнут лечить в стационарных диспансерах и исправительных лагерях, как в Китае. До 2009 года там игроков лечили в том числе с применением шоковой терапии (к вискам и рукам подростка прикрепляли электрические провода, по которым пускали разряд от 1 до 5 миллиампер), а сейчас применяют психотропные препараты и полную изоляцию пациентов с внешним миром.
Источник