Игра года, 20 место — Outer Wilds

22 минуты на исследование космоса.

Игра года, 20 место — Outer Wilds

Вы в очередной раз садитесь в космический корабль, пристёгиваетесь и отрываетесь от поверхности планеты. Вас ждёт ещё одно двадцатиминутное космическое приключение, в ходе которого вы столкнётесь с новым природным феноменом, узнаете что-то новое о древней цивилизации, когда-то населявшей эту систему, встретитесь с коллегами-исследователями и посидите с ними у костра.

А закончится всё так же, как и во все прошлые разы: спустя 20 минут звезда взорвётся, уничтожив всю эту уютную систему. Это безумно красивый и печальный момент: все местные инопланетяне так очаровательно жизнелюбивы и наивны, что от завораживающего зрелища уничтожения их маленького мира каждый раз щемит в сердце.

Они бы ещё долгие годы жарили маршмеллоу на костре, играли на банджо, увлечённо исследовали бы чужие планеты — но им на это осталось каких-то жалких несколько минут. Утешает лишь то, что после взрыва главный герой снова вернётся к началу временной петли, и получит ещё один шанс на то, чтобы спасти родную систему. А потом ещё один, и ещё один.

В Outer Wilds удивительная атмосфера уюта и светлой грусти. В мире очаровательных четырёхглазых инопланетян, повсюду таскающих с собой банджо и обожающих разводить костры, немедленно чувствуешь себя как дома — даже на самой неприветливой планете.

Это симулятор исследователя космоса, в котором рутина сведена к минимуму. Тут не нужно заниматься сложными расчётами, как в Kerbal Space Program, или добывать ресурсы, как в No Man’s Sky. Всё, что от вас требуется — это исследовать. Находить способы добраться до нужной точки, переводить надписи, оставленные древней цивилизацией, разбираться, как работает та или иная аномалия.

Исследование в Outer Wilds не связано с игровыми условностями — оно происходит в голове у игрока. Игра не предлагает «нажимать X, чтобы исследовать», прокачивать навык «наука» или даже искать инструменты, с помощью которых можно попасть в труднодоступные места: здесь успех зависит исключительно от ваших личных внимательности и сообразительности. Если Return of the Obra Dinn благодаря отказу от условностей удалось воссоздать ощущение настоящего детективного расследования, то Outer Wilds настолько уже успешно воссоздаёт дух исследования неизведанного.

Игра интересна тем, что в ней невозможно отделить «сюжет» от «геймплея». Это пример идеального игрового повествования: каждое ваше действие — это часть истории, которую игра рассказывает, а поиск обрывков информации о «сюжете» в классическом понимании — это и есть основа геймплея. Вы не просто проходите некую геймплейную секцию, чтобы получить в награду продвижение по сюжету: вы «продвигаетесь» в каждый конкретный момент времени.

Играя в Outer Wilds, начинаешь мыслить не как человек, играющий в видеоигру об исследовании космоса, а как настоящий исследователь. Ты летишь на новую планету, заглядываешь в загадочную пещеру, переводишь оставленную инопланетянами надпись не потому, что игра даст за это какую-то награду — а потому, что тебе искренне хочется разгадать загадки этой солнечной системы.

Игра была бы достойна любых наград и похвал, даже будь она просто очень удачным симулятором исследователя с необычной уютной атмосферой. Но внутри Outer Wilds скрывается нечто гораздо более амбициозное — причём на этот аспект игры можно обратить внимание только спустя какое-то время.

Вся эта обширная система существует независимо от игрока: с течением времени многие планеты начинают меняться, закрывая одни возможности для исследования и открывая другие. Если прилететь на планету в начале 20-минутного цикла, она будет в полном порядке — спустя какое-то время её может засыпать песком, или она и вовсе может расколоться на отдельные куски. Это, пожалуй, самое изобретательное и эффектное использование концепции «дня сурка», к которой видеоигры со времён The Legend of Zelda: Majora’s Mask обращались не так уж часто.

Всё это происходит в реальном времени: например, астероиды, которые постепенно уничтожают одну из планет, врезаясь в её поверхность, генерируются процедурно — каждый раз планета будет разрушаться немного по-разному. Авторы не поленились создать целую систему под одну лишь эту задачу — при том, что в большинстве случаев это разрушение происходит вне поля зрения игрока.

Такой же философии разработчики придерживались и во всём остальном: к примеру, если подпрыгнуть с поверхности планеты в тот момент, когда над вами будет пролетать луна, подлететь получится выше — благодаря гравитации, которая тоже симулируется в реальном времени в любой точке системы. Всё это — глоток свежего воздуха в мире, где создатели видеоигр всё чаще полагаются на иллюзии. Динамично изменяющийся мир Outer Wilds — настоящий.

Outer Wilds — одна из редких игр, в которых трудно к чему-то придраться. Она небольшая, красивая, атмосферная, оригинальная; в ней нет ничего лишнего, а все элементы идеально работают на общую задумку. Вся она про геймплей, и каждая секунда в ней — это осмысленное движение к конкретной цели.

Хотя релиз Outer Wilds получился не самым громким, она всё же нашла и свою аудиторию, и признание критиков. Игра получила три номинации на The Game Awards, две из которых связаны с независимыми играми, но не победила ни в одной. Это можно было бы посчитать несправедливым — но в этом году у неё были слишком сильные конкуренты.

 

Источник

Читайте также