Очень личная история.
Серия Fire Emblem — это уже давно не просто пошаговая тактика. С каждый частью разработчики всё больше фокусируются на элементах дейт-сима — и Three Houses, пожалуй, их самый большой шаг в сторону этого жанра.
Конечно, это ещё не полноценная визуальная новелла и вряд ли игра основной линейки ей когда-нибудь станет. Однако в этот раз игрок проводит за разговорами и встраиванием отношений едва ли не столько же времени, сколько и на поле боя.
Монастырь, в котором обучаются студенты трёх альянсов, — это не просто хаб, где можно отдохнуть между миссиями. Это полноценная часть геймплейной петли, органично дополняющая боевую составляющую. Здесь предстоит общаться с учениками, обедать с ними, чаёвничать, участвовать в турнирах, выполнять простенькие «почтовые» поручения и делать ещё много чего.
Впрочем, если пробежки из одного конца замка в другой вам кажутся скучными, вы можете игнорировать их, сразу бросаться в бой — всё равно сможете общаться с соратниками через специальное меню. Тем не менее, проигнорировав такой огромный пласт игры, вы лишите себя возможности рекрутировать новых людей в свой отряд и не сможете полноценно развивать с ними отношения.
А социальные связи очень важны даже для тех, кто хочет играть в Three Houses просто как в тактическую стратегию. Благодаря хорошим отношениям с подчинёнными, вы будете получать разнообразные бонусы, которые помогут в боях — особенно на высоких уровнях сложности, где даже самая незначительная, казалось бы, прибавка к характеристикам помогает выжить.
Однако не стоит думать, что из-за «дейт-сима» страдают сражения. Битвы в Three Houses увлекательные и сложные, как и в остальных частях Fire Emblem. Сама механика осталось прежней, но вот правила ведения боёв слегка изменились, а тонкостей стало больше — об этом мы уже писали в нашем тексте с первыми впечатлениями от игры.
Там же мы упоминали, что боевых сценариев в Fire Emblem не так много. По сути от вас требуется либо победить босса, либо сопроводить кого-то до определённой точки, либо обороняться, либо просто перебить всех противников — меняется только контекст. К сожалению, такая тенденция сохраняется до самого конца игры и каких-то необычных геймплейных ситуаций в духе прошлых частей серии ждать не стоит.
Но это совсем не значит, что сражаться не интересно — напротив. Благодаря богатым боевой и ролевой системе, а также грамотному дизайну локаций (особенно во второй половине кампании) перед игроком открывается огромный простор для тактического планирования.
Но главная заслуга Fire Emblem: Three Houses не в проработанной социальной составляющей и не в увлекательных сражениях, а в том, как эти два элемента работают вместе. После сумбурного знакомства с кучей разношёрстных персонажей вы выделите из них нескольких любимчиков, а ещё через несколько часов неизбежно запомните каждого по имени. Рано или поздно все, с кем вы будете общаться, откроются с новой стороны — и тут от собственных нравственных ориентиров уже зависит, изменится ваше к ним отношение, или нет.
Эксклюзивы Nintendo принято называть «семейными играми», но Three Houses, пусть и не скатывается в откровенную чернуху, рассказывает достаточно мрачную историю, с серой, как это принято говорить, моралью. Здесь нет хороших или плохих героев — ни на войне, ни в быту. Каждый из студентов хоть и кажется архитипичным сперва, по мере знакомства оформляется в полноценную личность.
Во многом этому способствует и то, что теперь персонажи — это не просто статичные картинки на экране. Сам Монастырь помогает их проработке: мы можем посетить комнату каждого из подчинённых, посмотреть, чем они занимаются, с кем общаются. Intelligent Systems сделала с замком то же самое, что в своё время BioWare с космическим кораблём «Нормандия» — превратила в полноценный нарративный инструмент.
То, как вы выстраиваете отношения с соратниками не сильно скажется на общем сюжете, но повлияет на личную историю. Именно её формирование и стоит во главе угла в Three Houses. Именно её ход заставляет вас судорожно перематывать битву на несколько ходов назад в случае, если вашего подчинённого убьют. И именно она, а не сценарные ходы вызовет у вас чувство опустошения во второй половине игры, когда общий тон повествования резко изменится.
Сражения здесь — это ещё одни эпизоды вашей собственной истории. Смерти ключевых персонажей случаются не по прихоти сценаристов, но вследствие вашей же ошибки (или тактической хитрости), а потому впечатляют сильнее, чем сюжетные повороты. Да, перманентная гибель подчинённых в тактических стратегиях не редкость — она была и в XCOM. Но Fire Emblem выгодно отличает то, что под контролем у вас находятся полноценные персонажи, а не «юниты», которым вы можете выбрать лишь цвет брони и имя.
Fire Emblem: Three Houses остаётся верна традициям серии, углубляя её социальный элемент. Доступный для исследования Монастырь — это главное нововведение и, каким бы спорным оно не казалось сперва, какую бы скуку не навевала беготня по нему в теории, на практике он помогает проникнуться персонажами и начать по-настоящему любить их или ненавидеть.
Можно долго критиковать неказистую картинку и сетовать на простую фабулу, но Three Houses делает нечто гораздо более ценное, чем впечатляет графикой или механиками — она дарит очень личный опыт, выходящий далеко за рамки переживаний о сюжетных поворотах.