Платформа: PC
Игровое время: 36 часов
Спойлеры: присутствуют
От Disco Elysium я не ждал ровным счётом ничего. Когда просматривал новинки Steam, то пару раз натыкался на неё. В какой-то момент я подумал, что неплохо было бы попробовать этот жанр. После пары роликов на YouTube я уже знал, что хочу в это играть. Ну а после нескольких часов проведённых в мире Disco Elysium я понял, что это одна из лучших игрушек за два года моего присутствия в мире компьютерных игр.
Вы пели когда-нибудь караоке во сне под наркотой? А ботинки у мёртвых воровали? А загадку Синей Двери разгадывали? Звучит как памятка «сделать сегодня» из жизни какого-нибудь психопата. На самом деле это ваши задания. Эта, по первым ожиданиям невзрачная игра, оказалась претендентом на игру года. И не только по моему скромному мнению. Многие опытные игроки получили от этой игры то, чего они могли бы ожидать только от Baldur’s Gate или Divinity: OS.
В игре вашему взору предстанет невероятный и очень детализированный игровой мир, который наполнен крутыми персонажами и разношёрстными историями как первого, так и второго плана. Начинается всё с того, что вам придётся создать своего собственного полицейского. Способ мышления, одежда, особые навыки — это всё настраивается и позволяет создать индивидуального героя. Тут первая загвоздка: кто не настроен много читать, тот быстро устанет копаться во всей этой куче скилов и способностей. Так, мой давний знакомый бросил игру в первые 2 часа и настрочил гневный комментарий в Steam. Читать ему, видите ли, много. С какого хера вообще это тут? Да ещё и на Энглише. Неуд игре! Найдёте такой коммент — заминусите нахрен.
Кто вы? Серьёзный инспектор или сорвиголова? Игра начинается очень банально: ваш ГГ не может вспомнить кто он и где он. Такая «амнезия» смотрится логично. Так игра позволяет начать путешествие с чистого листа, на который можно записать свою неповторимую историю. А наш герой даже имени своего не помнит — у него сильнейший алкогольный абстинентный синдром, то бишь бодун. Когда он ночью просыпается в каком-то вшивом отеле, вам покажется, что мир сошёл с ума и вы тоже недалеко от этого. Только дойдя до вашего партнёра, в голове хоть что-то становится ясно: вы полицейский и вместе с коллегой разбираетесь в загадочном убийстве, а так же со свеженьким «висячим» мужиком. Вот только ваши марка, пистолет, сумка и часть одежды пропали. Вы их потеряли в тягучем тумане алкогольной долины. В первые часы становится ясно, что может ваш герой и был когда-то бравым слугой народа, но сейчас он морально сломленный алкаш. По крайней мере к вам относятся именно так, что становится понятно по многочисленным диалогам. И снова важный пункт: диалоги тут не просто для галочки. К примеру, через них вы сможете переубедить людей, что вы всё таки ещё чего-то стоите и записывать вас в безнадёжные пропойцы рано. А можете и не делать этого, а идти и веселиться дальше. С Блэк Джеком, шлюхами и потрясающим, чёрным как сажа, юмором.
Вы попали в мир стереотипов. Самая сильная сторона продукта — темы, которые поднимаются в процессе, простор для принятия решений, персонажи и их действия. Вы поймёте о чём я говорю, когда во сне ваш ваш мозг начнёт вести дебаты о бренности бытия, а двухметровый самец начнёт втирать свою теорию о человеческих расах. Что и говорить, каждая фигура в игре производит впечатление отдельно стоящего героя, со своими историей и характером. Взять к примеру эту двухметровую, чёрную нацистскую свинью, который заработал себе славу местного вышибалы. У него есть «крыша» в лице очень умной девушки-адвоката и она может доставить куда больше проблем, чем грубая детина с пудовыми кулаками. Но это даже ещё не основной квест. Основная ветка истории удивляет сильно и на регулярной основе: когда я думал, что уже взял подозреваемых за яица, что вот-вот защёлкну кандалы на их запястьях и они отправятся гнить за стальные прутья местной тюрьмы, выясняется, что это не те люди и дело принимает новый оборот.
Disco Elysium не пугают такие темы как политика, расизм, наркотики или насилие. В игре много провокационных моментов и вообще страшных вещей, которые в реальной жизни пугают каждого второго. Я до сих пор не понимаю и одновременно радуюсь тому, что нет возгласов «запретить!!!» и разгромных петиций. Потому что по нынешним меркам игра оскорбляет и высмеивает практически всех. Современный город Revanchol, который лежит в руинах после революции, разрывают местные власти, которые борются за место в карманах граждан. Ваш герой мечется между тремя огнями: коммунистами, консерваторами и моралистами, которые ко всему прочему ещё и экстремисты в своих сферах. Можно целенаправленно помогать той или иной фракции добиться успеха на политическом попроще, а можно быть слугой трёх господ, иметь профит от каждого, при этом оставаясь верному себе.
Осторожно, всё что вы делаете в игре имеет последствия. От работников доков до политических интриг — всё взаимосвязано и имеет последствия. Это в свою очередь требует объяснения, то есть вам опять придётся читать. Много читать! И это всё на английском, причём знания требуются выше среднего. Если ваш уровень где-то на «иногда смотрю фильмы уровня Терминатор на англицком», то идите мимо, в игре вам делать нечего. Лично я со своим средним уровнем, по моим меркам где-то Upper-Intermediate, затёр свои два словаря до дыр. Для комфортной игры нужен разговорный и если вы несколько лет живёте в англоговорящей стране, то вам повезло играть без напряга.
Способности и игры разума В Disco Elysium впечатляют. Всё завязано на исследовании мира, диалогах и загадках. На протяжении всей игры у вас накапливаются улики и выводы, которые можно просматривать в отдельном меню и использовать в диалогах. Кстати, ускорения времени в игре нет и если отдельный персонаж доступен только утром, а сейчас 17:30, то увы и ах, вам придётся ждать и делать что-то другое до самого утра. В диалогах есть забавная функция, она сделана в виде игральных костей и влияет на исход того или иного разговора. Удача в этой «игре» зависит от ваших умений и способностей. Мне лично везло часто и я часто получал новую, порой ключевую информацию. В процессе игры вы получаете пункты, которые можно вливать в 24 своих способности. Например я много вкладывал в логику, наблюдательность и язык тела.
На начальном этапе игры вам дадут выбрать один из трёх классов. У каждого есть свои плюсы. Например: мыслитель будет на «ты» с логикой и риторикой. Так или иначе, система прокачки очень гибкая и в итоге персонаж будет таким, каким захотите вы. У персонажа есть свои, «тёмные» мысли, которые слышит только он. И это сводит с ума не только его! Есть «хорошие» мысли, а есть «плохие», и вот от плохих надо бы избавляться и делать это можно посредством инвестирования пунктов в определённую способность «забывать плохое». Ну и конечно же не забывайте про одежду! Плащи, обувь, штаны… всё это приносит дополнительные бонусы к способностям. Проще говоря, следите за своим персом по всем фронтам и будет вам счастье. Или несчастье. Кто знает)
В игре почти невозможно проиграть и вам надо будет тупить регулярно и дико, что бы увидеть Game Over. Ощущается это органично, так как к середине игры происходящее на экране уже не воспринимается как игрушка. Скорее, как мини-сериал в стиле Шерлока Холмса, но с более гнетущей атмосферой и жёстким нравом. Неудачи присутствуют, но они лишь открывают путь к новым задачам и их решениям. Полностью проиграть получится лишь в том случае, если шкала Здоровье или Мораль упадёт до нуля. Это происходит, когда в диалогах особенно что-то задевает или оскорбляет или же перс просто калечится в течении игры, например, пробив пенальти железной урной.
Маленькая студия сделала Великую Игру. Disco Elysium в очередной раз доказывает, что миллионы, огроменный штат сотрудников и популярность не делают игры. Их делают люди. И умения первых не зависят от вышестоящих факторов. После прохождения я узнал, что это «всего лишь» инди-проект. Инди, в которую я наиграл больше 30 часов. Инди, которая на голову выше своих ААА братьев. Инди, которая обязана взять GOTY.
Я был счастлив поучаствовать в этом!
Спасибо за прочтение!
Сау болыңыз!