По случаю выхода девятого эпизода отвечаем на вопросы, которые могут возникнуть у фанатов.
На сегодняшний день в действующий канон «Звёздных войн» входят все одиннадцать полнометражных фильмов, анимационные сериалы «Войны клонов», «Повстанцы» и «Сопротивление», телесериал «Мандалорец» и будущие сериалы о Кассиане Андоре и Оби-Ване Кеноби. А также все книги, игры и комиксы, вышедшие после осени 2014 года. И «Дарт Мол: Сын Датомира» — единственный комикс, вышедший раньше этой даты.
Издательство Marvel весной этого года выпустило одиночный комикс, продолжающий сюжетную линию одного из классических выпусков начала восьмидесятых, но это была разовая акция.
Все книги, комиксы и игры, вышедшие до осени 2014 года, равно как и мультсериалы «Эвоки», «Дроиды» и «Войны клонов» Дженнди Тартаковски, телевизионные фильмы «Караван смельчаков» и «Битва за Эндор» относятся к категории «Легенды» — и в новый канон не входят.
Разобраться во всём этом может быть непросто — специально для этого мы подготовили ответы на вопросы, которые могут возникнуть у современного зрителя.
Считалась ли Расширенная Вселенная вообще когда-нибудь каноном?
Да, считалась — иначе стали бы многочисленные фанаты Саги на протяжении тридцати лет вкладываться во что-то, что они не считали каноном? Все эти годы Lucasfilm совершенно открыто и официально позиционировала Расширенную Вселенную как прямое продолжение фильмов Джорджа Лукаса, и все авторы и создатели РВ рассказывали истории, действие которых разворачивалось в единой хронологии.
Они были обязаны учитывать события других произведений и ни в коем случае не противоречить показанному на экране. Да, отдельные истории порой конфликтовали, как в случае с печально известными планами «Звезды Смерти», которые воровали, наверное, раз шесть. Но ни один автор не имел права перечить канону Джорджа Лукаса.
Джордж Лукас — единственный, кто не считал Расширенную Вселенную каноном и публично заявлял, что с его точки зрения действие всех книг, комиксов и игр РВ разворачивается в альтернативной реальности. А в его «Звёздных войнах» повествование закончилось на финальных титрах «Возвращения джедая», Палпатин не воскрес, у Хана и Леи не было детей, а Люк не женился.
Поэтому людям, пользующимся аргументом, что «Расширенная Вселенная никогда не была каноном, потому что Джордж Лукас никогда не считал её каноном» стоит понимать, что в канон Лукаса не вписываются и все диснеевские фильмы. Тем более что Disney не стал пользоваться наработками самого режиссёра, которые тот всё же сделал, надумав продавать Lucasfilm хозяевам Микки Мауса.
А разве Джорджу Лукасу не было всегда наплевать на Расширенную Вселенную?
При всех попытках Лукаса откреститься от Расширенной Вселенной, он слишком часто вмешивался в её существование и пользовался её наработками. Именно Лукас одобрил появление Расширенной Вселенной в первую очередь, именно он велел авторам писать продолжения «Возвращения джедая» и именно он одобрял, отвергал или предлагал сюжетные идеи для этих продолжений.
Именно Лукас предложил сценаристу «Тёмной Империи» Тому Вейтчу найти способ оживить Палпатина, именно Лукас запретил Тимоти Зану использовать в «Наследнике Империи» расу ситхов и именно Лукас не дал авторам книжной серии «Новый Орден джедаев» убить Люка Скайуокера, посоветовав отправить на тот свет младшего сына Хана и Леи Энакина.
Лукас не гнушался и пользоваться наработками создателей Расширенной Вселенной в своих целях. Название столичной планеты Корусант придумал Тимоти Зан в «Наследнике Империи», а двойной световой меч Дарта Мола, рыцари-джедаи Эйла Секура и Куинлан Вос и приспешница Дуку с нелёгкой судьбой Асажж Вентресс впервые появились в комиксах. Кроме того, порой Лукас оставлял на откуп авторам Расширенной Вселенной объяснение тех или иных моментов фильма, на которые лично он не хотел тратить времени.
Откуда тогда всеобщая неприязнь к этим «фанфикам»?
Фанфиками Расширенную Вселенную начали называть как раз после того, как Disney перенёс её содержимое в «Легенды». Именно тогда многие фанаты начали громко открещиваться от этих историй, а развлекательные сайты, которые ещё вчера публиковали отрывки и рецензии на ставшие неканоничными книги и комиксы, все как один выкатили рейтинги и топы худших воплощений Расширенной Вселенной, которые они с радостью забудут. Многие из этих воплощений, к слову, и так были забыты ещё при существовании РВ, зато каким-то чудом нашли дорогу в диснеевский канон.
Самым забавным стало то, что перевод Расширенной Вселенной в разряд «Легенд» приветствовали те, в чьи прямые обязанности входила слежка за единством канона — сотрудники Lucas Licensing Пабло Идальго и Лиланд Чи.
Последний и вовсе заявил, что одно лишь спасение Чубакки стоило «легендаризации» всей Расширенной Вселенной. По «Легендам», Чуи погиб в самом начале книжного цикла «Новый Орден джедаев», а теперь и смерть вуки, и книжный цикл, в котором она случилась, вычеркнуты из канона. Интересно, как Лиланд чувствует себя сейчас, когда Чубакка остался едва ли не единственным уцелевшим персонажем Оригинальной трилогии в новых фильмах.
А как же быть с разными версиями одних и тех же событий и прочими противоречивыми сюжетными линиями?
В Расширенной Вселенной было не так уж и много противоречий. Конечно, встречались случаи, когда редакторы и сотрудники Lucas Licensing плохо делали свою работу, и в готовый продукт прокрадывалась какая-то ерунда. Например, в трилогии Майкла Ривза «Ночи Корусанта», где никто не заметил, что автор сразу в нескольких местах перепутал Вейдера с Сидиусом и серьёзно накосячил с хронологией событий. Но такие случаи были скорее исключением из правил.
Что касается путаницы с тем, кто же украл злополучные планы «Звезды смерти», то в первую очередь она возникла из-за того, что когда авторы сочиняли первые версии этой истории, в Lucasfilm ещё не начали увязывать между собой события разных игр, книг и комиксов. А когда такая традиция появилась, хранители канона попытались согласовать все версии этой истории, объяснив всё тем, что чертежи «Звезды смерти» поделили на несколько частей, и разные группы воровали разные части.
Правда, настоящий удар по всей истории с чертежами нанесла видеоигра The Force Unleashed. Если раньше повстанческим шпионам практически приходилось убеждать командование в существовании имперской боевой станции, то в игре лидерам Восстания фактически провели экскурсию по «Звезде Смерти».
Больше всего неприятностей Расширенной Вселенной доставлял, разумеется, сам Джордж Лукас, который то и дело придумывал что-то такое, что противоречило тому или иному произведению РВ. Однако благодаря волшебному слову «реткон» авторам и сотрудникам Lucas Licensing долгое время удавалось удерживать канон в относительной целостности.
Яркий пример — Боба Фетт. До выхода «Атаки клонов» считалось, что под мандалорской броней скрывался беглый имперский штурмовик Джастер Мерил. А после выхода фильма в комиксе «Джанго Фетт: Сезон охоты» выяснилось, что Джастер Мерил был учителем Джанго, и Боба пользовался этим именем как псевдонимом в качестве дани уважения.
Даже когда вышедший в 2009 году второй сезон «Войн клонов» превратил мандалорцев в пацифистов, а Джанго Фетта в простого охотника за головами (разрушив, помимо прочего, всю мандалорскую культуру, столь тщательно выстраиваемую писательницей Карен Трэвисс в книжной серии «Республиканские коммандос»), сотрудникам Lucas Licensing удалось выкрутиться. Они просто отметили в одном из справочников по вселенной, что Джанго Фетт всё-таки был мандалорцем, а помимо пацифистов-мандалорцев и Дозора Смерти существовала ещё и третья фракция — Истинные мандалорцы.
А как же все эти разные уровни канона — G-канон, T-канон и C-канон? Как фанаты вообще в них ориентировались?
А никому и не требовалось в них ориентироваться. Для фанатов все выходящие под брендом «Звёздные войны» произведения были одинаково каноничны. Исключение составляли только истории, которые изначально провозглашались неканоном их создателями: например, серии комиксов Star Wars Tales и Star Wars Infinities.
Деление на G, T, C и прочие уровни канона существовало только внутри Голокрона (база данных по канону) — оно помогало Лиланду Чи систематизировать всю хранящуюся в базе данных информацию и определять, какая история имеет приоритет. Например, информация из новых фильмов Джорджа Лукаса либо из «Войн клонов» превосходила информацию из ранее выпущенных книг и комиксов, а значит, именно она в дальнейшем становилась каноничной. А предыдущая история этого персонажа, планеты или события требовала уточнения или реткона.
Но сейчас-то канон един и с ним никаких проблем нет?
Действительно, сейчас любая продукция по «Звёздным войнам» обладает одинаковым уровнем каноничности. Неважно, случилось ли событие в фильме, книге, игре или комиксе, в новой хронологии вселенной все источники имеют равные права.
Однако на практике получается, что главными поставщиками контента для нового канона остаются фильмы, сериалы и игры, в то время как книги и комиксы либо дополняют рассказанное на экране, либо заполняют пробелы и белые пятна, оставшиеся после фильмов, сериалов и игр. Если в старом каноне авторы книг и комиксов старались рассказывать новые и оригинальные истории, то в новом книги и комиксы — лишь платное дополнение ко всему остальному.
Более того, никто не гарантирует целостность канона в будущем — если в дальнейшем режиссёру одного из новых фильмов придёт в голову идея, противоречащая, например, одному из опубликованных комиксов или романов, приоритет будет отдан именно фильму.
К примеру, появление императора Палпатина в девятом эпизоде полностью обесценивает описанную в играх и комиксах задуманную Императором операцию «Пепел»: согласно ей, в случае поражения и гибели Палпатина в битве у Эндора уцелевшее имперское командование должно было уничтожить целый ряд верных Империи миров.
Кто следит за целостностью канона?
Во времена Расширенной Вселенной задача следить за целостностью канона ложилась на сотрудников подразделения Lucas Licensing, в частности, на Лиланда Чи, с 2000 года занимавшего должность хранителя Голокрона целостности — виртуальной базы данных, содержащих информацию о более чем 80 000 элементах канона.
Как правило, Чи ничего не правил и не менял, его работа сводилась к сбору информации, проверке и заверению новых продуктов, а также поиску мест, требовавших уточнений и изменений в будущем.
После упразднения Расширенной Вселенной Disney основал Сюжетную группу, которая и должна следить за развитием и целостностью нового канона. Члены Сюжетной группы сами ничего не придумывают, эта задача ложится на сценаристов и режиссёров каждого конкретного фильма, сериала или мультсериала.
Сюжетная группа может лишь проследить за тем, чтобы каждая одобренная идея не противоречила уцелевшим канонам вселенной, да помочь авторам, если у них возникнет какой-то вопрос. Иногда члены группы могут предлагать свои рекомендации — например, посоветовать ввести в повествование уже существующего персонажа (так в «Изгое» появился Со Геррера из мультсериала «Войны клонов») или написать историю об одном конкретном персонаже (так в Marvel вышел комикс о молодости Кэнана Джарруса из «Повстанцев»).
Главное отличие Сюжетной группы от старого Lucas Licensing (помимо очевидного увеличения численности) заключается в том, что члены группы следят, чтобы все новые сюжеты вписывались в то направление развития истории галактики, в котором следует Lucasfilm.
К примеру, как рассказывает Пабло Идальго, они могут посоветовать отложить какую-нибудь идею лет на пять, потому что она не вписывается в ближайшие планы по развитию вселенной или если через пять лет для этой идеи будет более подходящее время.
Участие Сюжетной группы не обязательно делает тот или иной продукт каноном, Сюжетная группа может просто следить за тем, чтобы продукт был «аутентичен» далёкой-далёкой галактике.
А стоило ли вообще списывать РВ в «Легенды»?
Расширенная Вселенная была обречена с того самого дня, как Disney объявил о работе над новой трилогией. Эпоха пост-Эндора была одной из наиболее разработанных во всей хронологии далёкой-далёкой галактики, и Disney и Lucasfilm никак не могли позволить себе учитывать все созданные за 30 лет истории при написании сценариев новых эпизодов. Во-первых, это бы сильно ограничило творческую свободу сценаристов, а во-вторых, что куда важнее, это ограничило бы аудиторию фильма.
Disney было важно завлечь в кинотеатры как можно больше народу, а потому ставка делалась на тех, кто в лучшем смотрел лишь шесть фильмов, да мультсериал «Войны клонов» (и то не факт), а в худшем — что-то слышал про Дарта Вейдера краем уха. А значит, история должна была быть максимально узнаваема, что не оставляло в сценарии никакого места ни для Мары Джейд, ни для Бена Скайуокера, ни для Алланы Соло.
Разумеется, отмена пост-Эндора не требовала отмены всей Расширенной Вселенной, но Disney и Lucasfilm, по всей видимости, решили избрать путь наименьшего сопротивления и отменить разом всё. Ведь в противном случае той же Сюжетной группе пришлось бы решать вопросы противоречия со старым материалом при выходе каждого нового продукта по новому канону.
Но при этом пять лет спустя становятся очевидны и отрицательные последствия подобного решения. РВ сполна оправдывала своё название — она действительно расширяла далёкую-далёкую галактику, превращая её в большую, богатую, разнообразную вселенную, с проработанной историей, уходящей на тысячи лет в прошлое и на сотни лет в будущее.
После отмены Расширенной Вселенной вселенная «Звёздных войн» сжалась в размерах до десятка планет, населённых парой сотен персонажей. И за последние пять лет создатели новых историй не сделали практически ничего, чтобы это изменить. Как и пять лет назад, далёкая-далёкая галактика выглядит пустой, малоинтересной и необжитой, ну а фильмы новой трилогии и вовсе добавляют в канон больше вопросов и сюжетных дыр, чем ответов и новой информации.
«Легенды» и новый канон несовместимы? Их же возвращают, так что всё в порядке?
Сразу после отмены Расширенной Вселенной члены Сюжетной группы отмечали, что никто не собирается ставить на «Легендах» крест, и авторы нового канона вольны черпать материал из старого.
Однако на практике мало кто этим занимался. Лишь Джеймс Лусено и Тимоти Зан, два самых заметных автора, работавших и над «Легендами», и над новым каноном, заново канонизировали отдельные части своих старых книг. Да Дейв Филони в третьем сезоне мультсериала «Повстанцы» вернул в канон гранд-адмирала Трауна, одного из самых популярных персонажей Расширенной Вселенной.
После этого заимствования из «Легенд» и вовсе сошли на нет, а писательница Делайла Доусон, автор романов «Фазма» и «Край галактики: Чёрный шпиль», обмолвилась, что Сюжетная группа поощряет авторов нового канона не заимствовать из «Легенд», а придумывать собственный материал.
А нужен ли нам вообще Канон? И для чего?
На самом деле, каноничность того или иного произведения — это сугубо внутренняя фича, необходимая создателям, чтобы синхронизировать мириады разных историй между собой и рассказывать непротиворечивую друг другу историю. На качество продукта принадлежность к актуальному канону франшизы не влияет никак. Разве отсутствие в новом каноне делает «Наследника Империи» Тимоти Зана или «Лабиринт зла» Джеймса Лусено плохими книгами? Разве делает «каноничность» шестого «Терминатора» хорошим фильмом «Тёмные судьбы»?
Кроме того, каноничность того или иного произведения — вопрос условный. В противном случае мы должны принять на веру, что повстанческий флот в «Повстанцах» ограничивается тремя кораблями, отрицательные герои мультсериалов «Повстанцы» и «Сопротивление» — поголовные идиоты, а джедайские навыки прокачиваются вместе с ростом опыта, который можно получить за выполнение квестов и убийство врагов, как в видеоиграх.
А как быть с RPG, в которых исход зависит от конкретных решений конкретного пользователя? Даже в Knights of the Old Republic финал зависел от того, какую сторону Силы выбирал игрок, а в современных RPG вроде «Дикой охоты» предусмотрено и вовсе три разные концовки и 36 разных состояния мира. И какую версию принимать за каноничную? И должны ли любители каноничности впредь отыгрывать только «правильный» выбор, а не тот, который хочется сделать именно им?
Порой фанаты настолько зациклены на каноничности тех или иных событий, что упускают из виду следующие обстоятельства: в любом произведении главную роль должно играть качество, а не канон. Если история интересна, какая разница, какой у неё конкретно уровень каноничности? Современные диснеевские фильмы входят в новый канон «Звёздных войн», но миллионы фанатов всё равно ими недовольны. Как же так? Может, интересная история всё-таки важнее истории каноничной и непротиворечивой?