Латур, Бруно

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Бруно Латур
фр. Bruno Latour
(на лекции. 2005 год)
(на лекции. 2005 год)
Имя при рождении фр. Bruno Paul Louis Latour[1]
Дата рождения 22 июня 1947(1947-06-22)[2][3][…]
Место рождения
Дата смерти 8 октября 2022(2022-10-08)[4][5] (75 лет)
Место смерти
Страна
Альма-матер
Школа/традиция Акторно-сетевая теория
Основные интересы современная философия, западная философия, Континентальная философия, социальный конструкционизм, акторно-сетевая теория[8], социология[9], антропология[9][8] и философия науки[9]
Оказавшие влияние Гарольд Гарфинкель, Габриэль Тард, Жиль Делёз, Жак Деррида
Испытавшие влияние Грэм Харман
Награды
офицер ордена «За заслуги» (Франция) офицер ордена Академических пальм кавалер ордена Почётного легиона премия Хольберга (2013) профессура Альберта Великого[d] (2015) премия Зигфрида Унзельда[d] (2008) премия им. Джона Десмонда Бернала[d] (1992) премия им. Ж. Роберваля[d] (1992) почётный доктор Лундского университета[d] (1996) почётный доктор Лозаннского университета[d] (2006) почётный доктор Монреальского университета[d] (2008) почётный доктор Гётеборгского университета[d] (2008) почётный доктор Уорикского университета[d] (2009) почётный доктор Эдинбургского университета[d] (2016) prix Raymond-de-Boyer-de-Sainte-Suzanne[d] (2014) prix de l'Académie catholique de France[d] (2016) премия Киото в области искусств и философии[d] (2021)
Сайт bruno-latour.fr
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Бруно Латур (фр. Bruno Latour; 22 июня 1947[2][3][…], Бон, Кот-д’Ор, Бургундия — Франш-Конте, Франция[1] — 8 октября 2022[4][5], XIII округ Парижа, Париж, Иль-де-Франс, Франция[1][10]) — французский антрополог, философ и социолог науки.

Доктор. Был связан с Центром организационной социологии, являлся там вице-президентом исследовательской деятельности.

Автор таких книг как «Нового Времени не было», «Лабораторная жизнь» и «Наука в действии». Вместе с Мишелем Каллоном и Джоном Ло является одним из основоположников акторно-сетевой теории.

Биография[править | править код]

Родился в семье виноделов. Получил философское и антропологическое образование. Читал лекции в Лондонской школе экономики и на кафедре истории науки Гарвардского университета.

Является автором книг: «Лабораторная жизнь» (англ., 1979), «Пастеризация Франции» (1984), «Арамис или Любовь к технологии» и эссе по симметрической антропологии «Нового Времени не было» (англ.). В 1987 году Латур опубликовал книгу «Наука в действии: следуя за учёными и инженерами внутри сообщества» — один из самых значимых текстов по социологии науки и техники (англ.).

Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки[править | править код]

«Всё обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух малюсеньких слов: „общественные“ и „науки“».

Определением общественной науки, по Латуру, занимается «исследование науки и технологии» (STS). STS определяет объекты изучения общественных наук, а также методы их изучения — социальную интерпретацию. Латур выделяет ряд трудностей, связанных с изменением социально интерпретируемых феноменов. Идея социальной интерпретации заключается в «замещении истинного содержания объекта функциями общества», причём такое замещение либо разрушает объект, либо игнорирует его. Особенность социальной интерпретации состоит в рассмотрении объектов исключительно с точки зрения общества, тогда как «общество ничего не объясняет, оно само должно быть объяснено». Таким образом Латур выделяет первую трудность социальной интерпретации: «выйти за рамки общественного», чтобы увидеть истинную суть предметов. Однако с исчезновениями трудностей, как пишет Латур, исчезнут и сами цели общественных наук.

Вторая проблема заключается в дефиниции науки и определения понятия общества. Латур акцентирует внимание на подражании общественных наук естественным. Однако объекты изучения и тех и других различаются в том плане, что в естественных науках объекты не «просто вещи», а существующие объективно по своим внутренним природным законам предметы, не подверженные тому, что о них говорит учёный, и действующие вне зависимости от его ожиданий. А объектом общественных наук являются, прежде всего, люди, не всегда способные противостоять и «идти на уступки» учёным. Такое несоответствие между интересами учёных и поведением непокорных им объектов природы Латур называет «научными войнами». Причиной подражания естественным наукам является существование у общественных наук своего «естественнонаучного двойника» (кроме социологии). Социология не вошла в это число, так как она не переживала в «эпоху до STS» внутреннего конфликта, определяемого природой «вещи», как это было с другими науками, поэтому вместо термина «социология» Латур использует «общественные науки». Целью же подражания является «постепенное создание общего мира».

Дайте мне лабораторию, и я переверну мир[править | править код]

Латур в статье «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир» анализирует работу лабораторий в новом смысле, обращаясь при этом к опытам и деятельности Луи Пастера — французского биолога, который занимался изучением микроорганизмов, вызывающих такую тяжёлую болезнь домашнего скота, как сибирская язва — о чём и пишет социолог.

Разделяя проблемы «микро» и «макро» уровней, Латур говорит: «…имеет место разделение труда между исследователями организаций, институтов, общественной стратегии с одной стороны, и людьми, изучающими разногласия на микроуровнях внутри научных дисциплин, с другой. Действительно непросто усмотреть общие элементы в анализе разногласий относительно лаетрила (Nelkin, 1979) и в семиотическом исследовании отдельного текста (Bastide, 1981); в исследовании индикаторов, указывающих на рост НИОКР (R&D) и истории гравитационного волнового детектора (Collins, 1975); или в расследовании взрыва реактора на заводе Виндскэйл и расшифровке нечленораздельного бормотания учёных, беседующих, сидя на скамейке (Lynch, 1982)… Уловить общие черты среди этих разнонаправленных тематик настолько сложно, что люди склоняются к идее существования „макроскопических“ проблем и к необходимости отдельного рассмотрения двух уровней исследования, осуществляемых учёными с различной специализацией с помощью различных методов».

Прежде всего, Бруно Латур говорит об осознании скрытых технологических возможностей исследовательской деятельности, в результате которых меняются функции лаборатории. Они становятся обителью прикладной науки, то есть науки, ориентированной на создание и совершенствование технологий. Именно лаборатории выступают в качестве отправной точки научно-технического прогресса. Вместе с тем все алгоритмы исследований и их результаты, полученные и первоначально отработанные в лаборатории, применяются не только для получения новых знаний и разработки новых технологий, но и для практического обслуживания многих сфер деятельности, таких, например, как сельское хозяйство (о чём, собственно, и идёт речь в статье). Латур пишет, что учёные «будут делать всё от них зависящее, чтобы распространить повсюду некоторые из условий, способствующих воспроизведению благоприятных лабораторных практик. Поскольку научные факты производятся внутри лабораторий, то для обеспечения их свободного распространения необходимо создать дорогостоящие сети, внутри которых будет поддерживаться их хрупкая эффективность. Если это значит превратить общество в большую лабораторию, то так оно и будет. Распространение лабораторий в те области, которые за несколько десятилетий до этого не имели ничего общего с наукой, является хорошим примером построения подобных сетей» (Бруно Латур, «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир» стр. 27 — 28).

В очередной раз поднимая вопрос о «научности» науки, Бруно Латур говорит о проникновении исследовательской деятельности во многие сферы жизни, возможном благодаря совершенствованию технологий. Таким образом, в статье метафорично представлены рассуждения о неразрывной взаимосвязи проблем «микро» и «макро» уровней, их взаимозависимости, то есть переходе из одного состояния в другое на пути развития и разрешения.

Политика природы[править | править код]

В центре внимания статьи — развивавшаяся в последнее время идея политической экологии, которая породила движения, старающиеся воздвигнуть в качестве основополагающего политического принципа заботу об окружающей среде. В практике этих движений наблюдается застой, и Б. Латур пожелал разобраться в самой идее политической экологии, чтобы выяснить причину такого исхода. В процессе этого исследования выясняется, что политическая экология из-за непроработанной теоретической основы заблуждается относительно своей реальной деятельности. Забота о природе на самом деле не входит в сферу её компетенции по ряду причин.

Первая причина заключается в том, что политика не может защищать интересы природы, так как изначально создана для защиты интересов человека и именно его полагает субъектом. Она может защищать природу, только наделив её субъективными качествами и естественными правами, ранее принадлежавшими лишь человеку: это ведёт к абсурду. Вторая причина — политическая экология полагает реальные интересы природы и природу саму по себе как явление, доступное непосредственному пониманию человека, тогда как на самом деле она имеет дело лишь с научной интерпретацией феномена природы. Поэтому разговоры о глобальных природных кризисах всегда субъективны, касаются частностей и не имеют под собой настоящих оснований. Значение политической экологии состоит в том, что она выявляет контраст между ясными, чётко определёнными научными понятиями и непредсказуемыми, выходящими за пределы этих понятий явлениями реального мира во всей их сложной внутренней взаимосвязи.

Награды и признание[править | править код]

В числе наград:

Член Американской академии искусств и наук[14]. Занимает девятое место в топ-10 влиятельных антропологов 2010—2020 гг. по версии AcademicInfluence.com[15].

Список произведений[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 Fichier des personnes décédées
  2. 1 2 Tesch N. Bruno Latour // Encyclopædia Britannica (англ.)
  3. 1 2 Bruno Latour // Brockhaus Enzyklopädie (нем.)
  4. 1 2 Le Monde (фр.) / J. Fenoglio — Paris: Société éditrice du Monde, 1944. — ISSN 0395-2037; 1284-1250; 2262-4694
  5. 1 2 https://www.lemonde.fr/en/obituaries/article/2022/10/12/bruno-latour-french-philosopher-of-new-climatic-regime-dies-at-75_6000062_15.html
  6. https://search.worldcat.org/fr/title/exegese-et-ontologie-a-propos-de-la-resurrection/oclc/490337035
  7. Schmidgen H. Bruno Latour in pieces : an intellectual biographyFordham University Press, 2015. — ISBN 978-0-8232-6370-7
  8. 1 2 Nature (англ.) / M. SkipperNPG, Springer Science+Business Media, 1869. — ISSN 1476-4687; 0028-0836
  9. 1 2 3 Чешская национальная авторитетная база данных
  10. Le philosophe Bruno Latour, figure majeure de la pensée écologiste, est mort. Дата обращения: 9 октября 2022. Архивировано 9 октября 2022 года.
  11. "L'anthropologue français Bruno Latour reçoit le prix Holberg en Norvège". Le Monde. 2013-03-13. Архивировано из оригинала 16 марта 2013. Дата обращения: 16 марта 2013.
  12. "Legion d'honneur, les promus du Nouvel An»". Le Journal des arts. 2012-01-03. Архивировано из оригинала 20 апреля 2014. Дата обращения: 9 июля 2022.
  13. Nouvelles @ UdeM - Doctorat honorifique au sociologue des sciences Bruno Latour. Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано из оригинала 20 апреля 2014 года.
  14. Архивированная копия. Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано 9 октября 2018 года.
  15. Top Influential Anthropologists Today | Academic Influence. Дата обращения: 30 марта 2023. Архивировано 25 марта 2023 года.

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]