О внимании к деталям

(Июнь 2017)

Два сюжета про то, каким образом повышенное внимание к мутным фрагментам описания способно в корне менять взгляд на картину.

На сайтах-агрегаторах новостей не так давно одна за другой проскочили несколько тем, каждая из которых новостью в общем-то не является, строго говоря, да и между собой сюжеты не связаны практически никак. Однако при своём сопоставлении (с некоторым углублением в детали) они вдруг складываются в весьма поучительную картину – как своего рода урок для оттачивания наблюдательности.

Если же практиковать такого рода уроки регулярно, то и окружающий мир, и происходящие в нем события вдруг начинают выглядеть совсем не такими, какими представляются на первый взгляд…

#

В качестве своего рода эталона, наглядно и доступно всем демонстрирующего то, каким образом все вещи и события обычно выглядят для привычного восприятия, очень удобно использовать народную энциклопедию Википедия. Ибо рассказывает этот богатейший ресурс практически обо всем на свете, а один из самых главных принципов его наполнения – это соответствие устоявшимся общепринятым взглядам общества (что бы там конкретно эти слова ни означали)…

Если же говорить о сюжетах, которые здесь будут рассмотрены, то по сути единственное, что их внешне связывает – это примерно одно и то же время и место действия происходящего: начало 1960-х годов, страна США.

Сюжет первый – о малоизвестных фактах и до сих пор засекреченном массиве документов вокруг убийства президента Джона Ф. Кеннеди. Сюжет второй – о малоизвестных фактах и до сих пор неясных моментах из научной биографии физика-теоретика, нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана.

Ближе к концу каждого из рассказов станет ясно, почему развитие этих древних тем по сию пору остается в высшей степени актуальными новостями. Однако для начала в обоих случаях полезно и поучительно заглянуть в главную энциклопедию интернета: а что же рассказывает нам об этом Wikipedia?

Кадры решают всё

О столь неординарном историческом событии, как убийство американского президента 22 ноября 1963 года в Далласе, штат Техас, информации в англоязычной Википедии не просто много, а очень много. При желании можно, конечно, ознакомиться со всеми вики-статьями об этом преступлении, однако нас сейчас интересует не собственно большущая тема, знаменитая окружающими её странностями и загадками, а конкретно то, как поданы известные достоверные факты в энциклопедии.

В частности, особый интерес представляет статья «Фильм Запрудера», где в подробностях рассказывается о важнейшем кинодокументе, по случайности запечатлевшем в своих цветных кадрах фактически всю последовательность убийства.

Википедия поясняет, что любительский фильм обычного американского гражданина Абрахама Запрудера был далеко не единственным кино- и фотодокументом с места преступления, однако эта кинолента считается наиболее полной записью событий. Документ не только предоставил относительно ясную картину происходившего в целом, но и содержит самый знаменитый фрагмент – кадры 313-315 с фатальным выстрелом в голову Кеннеди, когда президентский лимузин был практически прямо напротив позиции съемок Запрудера.

Фильм стал важной частью как официального расследования Комиссией Уоррена, так и всех последующих расследований этого убийства. Сегодня фильм Запрудера называют одной из наиболее тщательно исследованных кинолент за всю историю кино.

В общей совокупности в этой киноленте содержится 486 кадров (9 секунд предварительного эпизода и 18 секунд эпизода с собственно убийством). При проявке фильма было сделано три копии, две из которых сразу были переданы американским спецслужбам. Что же касается оригинала ленты, то уже на следующий день, 23 ноября Запрудер продал фильм журналу Life Magazine за 150 тысяч долларов.

(В пересчете на современные деньги, можно уточнить, это сумма порядка 900 тысяч долларов. Однако в энциклопедии таких пересчетов под текущее время не делается, естественно. Но также нет в Википедии и других, куда более существенных фактов о подробностях данной сделки – о чем чуть далее будет рассказано здесь).

Спустя несколько дней, в номере от 29 ноября 1963 года, еженедельник «Лайф» опубликовал 30 самых драматичных кадров из фильма Запрудера в черно-белой версии картинки. Важно подчеркнуть, что уже в этом, самом первом представлении документа публике была сделана ошибка: кадры 314 и 315 (как они станут известны потом) оказались переставлены местами.

Википедия про этот нюанс с ошибкой журнала не упоминает, однако при рассказе о последующих событиях крайне трудно скрыть, что с кадрами ценнейшего документа с самого начала стали происходить всяческие странности. Цитируя соответствующий фрагмент энциклопедии дословно, выглядело это так:

Одна из копий первого поколения, имевшихся в распоряжении Секретной Службы, была передана ФБР, которое сделало копию второго поколения 25 ноября 1963. После изучения этой копии в январе 1964, Комиссия Уоррена сочла ее качество неадекватным и затребовала себе оригинал. Журнал «Лайф» привез оригинал в Вашингтон в феврале для рассмотрения комиссией, а также сделал для ФБР увеличенные 35-мм слайды особо существенных кадров. Из этих слайдов ФБР сделало набор черно-белых распечаток, которые были переданы комиссии для ее работы.

Результатом же этой кропотливой работы комиссии стало вот что:

В октябре 1964 было выпущено 26 томов показаний и свидетельств, собранных Комиссией Уоррена. В томе 18 воспроизведены полторы сотни наиболее важных кадров фильма Запрудера в черно-белой версии. Однако, кадры 208-211 оказались пропущены, на кадрах 207 и 212 получились перекрытия картинок, кадры 314 и 315 были переставлены местами, а кадр 284 был повтором кадра 283. В ответ на запросы по этому поводу, директор ФБР Эдгар Дж. Гувер объяснил в 1965 году, что кадры 314 и 315 оказались переставлены по причине «ошибки при печати», и заверил, что в исходных материалах комиссии Уоррена этой ошибки не было.

Хоть как-то проверить заверения Гувера было совершенно невозможно, потому что именно эти тома отчета и были официальным документом о работе Комиссии с материалами. Что же касается других странностей с фрагментами фильма, то на этот счет официальные разъяснения дал журнал «Лайф». Опять-таки, цитируя энциклопедию:

В начале 1967 года «Лайф» выпустил заявление о том, что 23 ноября 1963 – из-за ошибок техника фотолаборатории – четыре кадра оригинала (с 208 по 211) были по случайности уничтожены, а прилегающие к ним кадры получили повреждения.

Впоследствии все недостающие кадры были восстановлены из копий первого поколения…

На этом рассказ Википедии о странностях с кадрами фильма завершается, а далее начинается не менее странная история о дальнейшей судьбе киноленты. О том, в частности, сколь удивительно долгим и трудным был путь этого важного кинодокумента до широкой публики – именно в виде цельного фильма, а не избирательно и с кучей ошибок вырванных кадров.

Но тщательный разбор даже этой отдельной истории «про фильм Запрудера» вполне может потянуть на книгу. Поэтому здесь ограничимся лишь самым началом – про очевидно неслучайные ошибки и манипуляции с кадрами ленты.

Понять, что систематически повторявшаяся ошибка с переменой мест для кадров 314 и 315 была вряд ли случайной, оказывается несложно, если видеть, в чем суть эффекта. Предыдущий кадр 313 – это момент фатального ранения в голову президента. В своей естественной последовательности кадры 314 и 315 отчетливо показывают, что голову и туловище Кеннеди из-за попадания пули отбросило назад. Иначе говоря, роковой выстрел был сделан спереди.

Во всех же официальных выкладках кадров – и в журнале «Лайф», и в отчете Комиссии Уоррена – кадры переставлены так, чтобы голова и туловище президента при попадании пули выглядели подавшимися вперед. Как будто выстрел пришел со спины.

Ну а чтобы сразу стало ясно, сколь принципиально важным является это различие, достаточно отметить лишь такой факт. Долгое и тщательное следствие комиссии в параллели с ФБР установило, что преступником был «стрелок-одиночка» Ли Харви Освальд, а находилась позиция стрелка определенно сзади президентского лимузина.

Формулируя тот же самый факт чуть по-другому, вполне можно говорить, что уже на этом эпизоде особая роль журнала «Лайф» (назовем это так) в истории с убийством JFK начинает выглядеть весьма и весьма настораживающе. И требует, ясное дело, более внимательного разбирательства.

#

Среди великого множества интернет-ресурсов, посвященных всяким деликатным и в официальной прессе плохо освещаемым событиям новейшей истории, довольно особенное место занимает сайт spartacus-educational.com .

В первую очередь, благодаря аккуратной работе авторов сайта с документами и источниками. А также потому, что здесь редактировать накопливаемые инфоресурсы не может «кто угодно» (те разделы Википедии, что рассказывают о деятельности спецслужб, эти же спецслужбы сами и редактируют, как правило).

Конкретно об интересующем нас фильме Запрудера этот сайт имеет статью, намного более содержательную и объективную, нежели Википедия.  Где освещение весьма запутанной истории практически полностью смещено, к сожалению, в сторону официальной позиции властей, многократно пойманных на подтасовках и манипуляциях информацией.

В своих базовых фактах альтернативная версия той же истории совпадает с официальной, естественно. Вот только далее здесь обнаруживаются такие подробности, которые в корне меняют представление о происходившем.

В частности, попутно с тем, как мы узнаем здесь, что буквально на следующий день после съемки Запрудер продал оригинал своей киноленты популярнейшему еженедельнику Life Magazine, выясняется и то, кто именно устраивал эту сделку.

Лично занимался данным приобретением некто Чарльз Дуглас Джексон (Charles Douglas Jackson), коллега по издательству и близкий друг медиа-магната Генри Люса, основателя и владельца холдинга Time-Life. Согласно же свидетельствам людей из ближнего круга этого дуэта, Люс именовал Ч.Д. Джексона своим «личным эмиссаром по связям с ЦРУ». О том, что конкретнее подразумевали эти слова, уточнения будут чуть дальше.

Документы о финансовых деталях сделки, заключенной Запрудером и Джексоном, всплывут через много лет позднее, а вот когда кинооператор-любитель давал личные показания в Комиссии Уоррена, то он по сути дела солгал. В ответ на прямой вопрос о сумме сделки Запрудер сообщил, что получил от «Лайф» 25 тысяч долларов, которые тут же передал в благотворительный «Фонд помощи пожарным и полицейским» – дабы деньги пошли вдове полицейского Типпита, убитого Ли Харви Освальдом при попытке его задержания.

Якобы убитого Освальдом, надо подчеркнуть, потому что на данный счет имеются и существенно другие свидетельства, проигнорированные в материалах следствия. Но как бы там ни было, документально известно, что тот же Ч.Д. Джексон параллельно купил еще и права на мемуары Марины Освальд, вдовы «стрелка-одиночки», убитого практически сразу после ареста. И что примечательно, купил за точно такую же сумму 25 тысяч долларов (мемуары вдовы никогда на свет так и не появились, а сам Джексон умер в сентябре 1964, аккурат накануне публикации отчета Комиссии Уоррена).

Что же касается заработка Запрудера, то отданные на благотворительность 25 тысяч были на самом деле лишь первым траншем из шести – которые, согласно финансовой отчетности, равными долями регулярно приходили на его счет каждый год. По интересному совпадению, вскоре после того, как все деньги, оговоренные контрактом, были Запрудером получены, в 1970 году он умер…

Непосредственно от одного из сотрудников «Лайф» имеются примечательные  свидетельства о том, какие события сопровождали самую первую публикацию трех десятков кадров из фильма Запрудера в выпуске от 29 ноября 1963. То, что критично важные кадры со смертельным ранением в голову перепутаны местами, менеджер редакции и помощник главреда по имени Джеймс Вагенвоорд (James Wagenvoord) обнаружил практически сразу после публикации – при подготовке того же набора эксклюзивных фотографий для рассылки в зарубежные СМИ:

«Когда кадры были распечатаны, я спросил об этой ошибке, ведь они были расположены неправильно в рассылке для распространения в европейских и британских газетах-журналах. Единственной реакцией, которую я получил на свой вопрос, был ледяной взгляд директора LIFE по фотоматериалам. Так что я, будучи молодым сотрудником с карьерными амбициями, пошел заниматься распространением фотографий именно в таком виде».

Свыше десятка последующих лет журнал LIFE чрезвычайно успешно отражал любые попытки исследователей заполучить документ в виде цельного фильма, а не вырезанных статичных кадров. Когда же окольными путями копию киноленты удалось-таки раздобыть в середине 1970-х, то быстро стало ясно, что с целостностью картины в фильме Запрудера имеются большие проблемы.

Аккуратные сопоставления этой киноленты с фото- и кинодокументами других людей, делавших съемки примерно с того же места и поблизости, предоставляют свидетельства о том, что фильм Запрудера был подвергнут манипуляциям. Кроме того, существенные детали событий в данном фильме явно конфликтуют и с устными показаниями большого количества свидетелей.

Особенно важный момент расхождений, в частности, таков: многие свидетели отчетливо запомнили, как президентский лимузин останавливался после первого выстрела, попавшего в шею Кеннеди. Среди этих показаний, в частности, есть свидетельства двух женщин (Jean Hill, Mary Moorman), находившихся на тротуаре непосредственно рядом с лимузином, и четырех мотоциклистов полиции, ближе всех двигавшихся в кортеже рядом с машиной Кеннеди.

По неслучайному совпадению этот момент несоответствия в свидетельствах относится именно к тому набору кадров, что в LIFE пытались объяснить ошибками фототехника. Детальный анализ и хронометраж кадров фильма показывает, что в нескольких кратких эпизодах лимузин президента движется с неестественно медленной скоростью. В частности, после ранения президента в шею на протяжении 21 кадра – от 197 до 218 – машина проходит всего три метра (это примерно половина от того пути который следовало бы ожидать при скорости лимузина до и после этого эпизода).

Иначе говоря, эта и другие похожие аномалии дают сильные основания заключить, что в исходной киноленте Запрудера кадры съемки выглядели не так, как нужно было для официальной версии событий. А потому их соответствующим образом подправили. Сначала – по горячим следам – очень грубо и топорно, а впоследствии – уже более аккуратными покадровыми манипуляциями.

Понятно, наверное, что столь быстро и эффективно заполучить, обработать и спрятать фильм Запрудера было бы вряд ли возможно, если бы в руководстве журнала LIFE не сидел нужный человек по имени Чарльз Дуглас Джексон. А потому самое время рассказать о неординарной биографии этого персонажа поподробнее (опять-таки, по преимуществу на основе документов, собранных Spartacus Educational ).

#

Родившийся в 1902 и закончивший Принстонский университет в 1924, Чарльз Дуглас Джексон начал свою карьеру в медиа-индустрии в 1931, благодаря личному знакомству с Генри Люсом. Во время второй мировой войны Джексон поначалу служил особым помощником посла США в Турции, а затем в 1943 году перешел на работу в разведку OSS или Управление Стратегических служб (которое впоследствии преобразуется в известное всем ЦРУ).

На следующий год, в 1944, вместе с открытием второго фронта в Европе, Джексон занимает в разведслужбе пост замначальника «Подразделения психологической войны» при штабе генерала Эйзенхауэра, как верховного главнокомандующего вооруженных сил союзников.

После окончания войны Чарльз Джексон формально как бы покинул государственную службу, вернувшись к Люсу и став управляющим директором медиа-холдинга Time-Life International. Однако его связи со спецслужбами отнюдь не оборвались.

Примерно тогда же Фрэнк Визнер, коллега Джексона из OSS по операциям информационной войны, в 1948 году занял в спецслужбах США пост начальника Управления Специальных Проектов. Поскольку параллельно в силовых и разведываетльных структурах шли большие организационные перемены, в итоге это подразделение стало называться предельно нейтральными словами «Управление координации политики» или OPC, а функционально стало особой ветвью в составе ЦРУ США, занимающейся задачами разведки и контрразведки в довольно деликатных и глубоко засекреченных областях.

Формально ЦРУ было обязано заниматься задачами внешней разведки. Однако одной из первых же больших и долгосрочных программ в работе подразделения OPC стала операция Mockingbird или «Пересмешник». Целью этой программы шпионов было «оказание влияния» на американскую медиа-индустрию. В национальных средствах массовой информации, в частности, главными помощниками ЦРУ в этом деле стали центральные газеты Washington Post и New York Times, корпорации CBS и Newsweek, а также холдинг Time-Life при активном личном участии Чарльза Джексона.

(Когда Генри Люс, находясь среди своих, называл Джексона своим «личным эмиссаром в ЦРУ», многие воспринимали это не буквально, а в фигуральном смысле, зная о военном прошлом и связях его друга в разведке. Однако после смерти этого «эмиссара» из документов, переданных вдовой в архивный национальный фонд, стало известно, что начиная с 1948 года Чарльз Джексон действительно вполне официально был тайным сотрудником ЦРУ США. )

Когда в начале 1950-х генерал Эйзенхауэр пошел в политику и начал избирательную кампанию за пост президента, то речи для него по старому знакомству стал писать Чарльз Дуглас Джексон. Когда же эта гонка была успешно выиграна, то Джексон в качестве приза получил в Белом доме пост Особого помощника Президента.

Если чуть подробнее, то этот особый пост означал, что Джексон стал для Эйзенхауэра ключевым звеном или «послом по связям» при всех контактах президента с ЦРУ и Пентагоном. Согласно документам из архивов, область ответственности Джексона в общих чертах была определена как международные дела, планирование холодной войны и психологические операции.

Сразу же после того, как в конце 1960 новым президентом был избран Джон Ф. Кеннеди, Джексон покинул Белый дом и вернулся в медиа-индустрию, опять став издателем журнала Life Magazine. Когда же президента Кеннеди убили, то именно Джексон оказался тем человеком, кто стремительно устроил для LIFE покупку оригинала фильма Запрудера и тщательное захоронение этого документа в недрах редакции…

Все здесь изложенное – это вполне достоверные и хорошо задокументированные факты. В энциклопедию же Википедия эта информация никак не попадает по той причине, скорее всего, что в своей совокупности данные факты очень плохо сопрягаются с официальной версией властей об убийстве президента Кеннеди.

Настойчиво же напоминать обо всех этих фактах именно сегодня надо по той причине, что очень скоро – до октября 2017 или раньше – тайны истории вокруг убийства JFK станут очень наглядной «проверкой статуса» для нынешнего президента США Дональда Трампа.

#

В декабре 1991 года вышел кинофильм Оливера Стоуна «JFK», поставивший под сильнейшие сомнения официальную версию убийства президента и получивший мощный резонанс среди зрительской публики, особенно публики США. Завершали же эту кинокартину слова о том, что огромное количество правительственных документов, относящихся к убийству Кеннеди, продолжает оставаться в засекреченном виде. Причем раскрытие их не светит еще четыре — без малого — десятка лет, вплоть до 2029 года.

Волны писем-запросов и звонков, порожденные фильмом JFK и его посланием, столь ощутимо прошли по коридорам власти в Вашингтоне, что Конгресс принял специальное решение об ускорении рассекречивания данного архива. Официальным же итогом этого решения стал «Закон о собрании документов, касающихся убийства президента Джона Кеннеди». Подписью тогдашнего президента США Джорджа Буша (папы) этот закон был введен в действие 26 октября 1992 года.

Данный закон определил «записи, касающиеся убийства» очень широким образом. И четко установил, что спустя 25 лет после его принятия уже ни один документ не может оставаться засекреченным. Излагая то же самое иными словами, это означает, что по Закону абсолютно все документы, касающиеся убийства JFK, должны быть полностью рассекречены до 26 октября 2017 года.

Хотя по свидетельству архивных специалистов, занимающихся этим массивом, в собрании документов насчитывается свыше 5 миллионов документов, по сию пору засекреченной продолжает оставаться весьма существенная часть бумаг. В частности, 11 процентов уже раскрытых документов все еще имеют фрагменты, изъятые цензурой, а 3603 документа вообще не раскрыты никак. Кроме того, никакими цифрами не оцениваются многие сотни – а возможно и тысячи – документов, которые формально давно уже предполагаются раскрытыми, однако реально остаются недоступными для исследователей по тем или иным бюрократическим причинам.

Короче говоря, все это великое множество давно ожидаемых к раскрытию документов – по преимуществу из архивов ЦРУ и ФБР – должно быть автоматически и в полном виде предоставлено всем интересующимся уже в нынешнем году. И помешать этому сегодня может только лишь одно-единственное обстоятельство – личное вмешательство президента Трампа. Только лишь он один во всем американском государстве обладает полномочиями остановить рассекречивание своим указом.

У нынешнего президента, ясное дело, нет абсолютно никаких личных причин вмешиваться в этот естественный процесс раскрытия. Причины для сокрытия правды всегда есть у спецслужб, из-за чего тысячи старых документов и хранятся в тайне до сих пор – когда после трагических событий прошло уже свыше полувека.

В условиях же острого противостояния Трампа с национальными спецслужбами, характерного для всех первых месяцев его президентства, ситуация с полным раскрытием Архива JFK становится весьма показательным индикатором политических раскладов.

Точнее говоря, если Архив раскроется сам собой, то это ничего особенного означать уже не будет, скорее всего. Ведь история действительно древняя, глубоко изученная и интересная в подробностях лишь специалистам (однако им и так давно известно, что никаких реально взрывных откровений в этих документах все равно нет – ибо ни тесное сотрудничество спецслужб с мафией, ни факт давнего и постоянного интереса спецслужб к Ли Харви Освальду задолго до стрельбы в Далласе ни для кого тайной не является, сколь бы старательно власти это ни скрывали).

Но вот если Дональд Трамп всё-таки вмешается в этот процесс и приостановит рассекречивание – вот тогда-то это будет действительно сигнал. Вполне однозначный сигнал о том, что и этого как бы реформатора Глубокое Государство США уже успешно приручило – и научило вести себя «как положено» для всех президентов.

Так что остается лишь дождаться октября и посмотреть

(Окончание следует)

# # #

Дополнительное чтение в тему

«Часть проблемы» : о том, что говорили шпионы и высшие политики США о реальных организаторах и исполнителях убийства JFK.

«Правда и вымысел» : о том, в чем заключается работа «посланника по связям ЦРУ с Голливудом».

«Шпионы в стране Википедия» : о том, кто и как редактирует общенародную энциклопедию в статьях, касающихся операций спецслужб.

«Пси-операции и просто правда» : о специфике работы подразделений, занимающихся психологической войной.

#

Данный материал подготовлен благодаря поддержке читателей.