Как стать автором
Обновить
242.19
FirstVDS
Виртуальные серверы в ДЦ в Москве

Видеоигры не наносят вреда когнитивным способностям детей — независимо от продолжительности и жанра игры

Время на прочтение4 мин
Количество просмотров6.2K

Ещё одно доказательство, что если вы или ваши дети заседают за играми — это ещё не значит, что всё пропало. Может, так даже получится стать умнее!

Новые результаты исследований бросают вызов тем опасениям, которые родители слышали в течение десятилетий, ещё со времен Atari и Dendy. Мол, что дети, которые часами играют в видеоигры или выбирают игры определенных жанров, проявят нездоровые отклонения в своих когнитивных способностях. Вы наверняка слышали или читали что-то такое:

«Если часами играть в стрелялки, то только жестокость будет на уме!»

«Видеоигры подавляют гиппокамп и вызывают депрессию».

«Игры замедляют развитие лобных долей мозга — отвечающих за поведение человека, его память, эмоции и обучение».

«Компьютерные игры ведут к деградации лобных долей».

Эти и другие заголовки можно увидеть по всему интернету — и в английском, и в русском сегменте. Обеспокоенные родители во многих странах вообще пытаются запретить видеоигры. Почти универсально считается, что они мешают развитию ребенка, особенно если играть в них много. В Китае и Южной Корее не так давно ввели ограничение на число часов, которые можно играть. В Поднебесной, где пытаются вернуть всех на завод, оно довольно драконовское: тем, кто не достиг 18 лет, разрешено проводить в онлайн-играх не более трех часов в неделю. Зато деградации лобных долей у них точно не будет!

Если вас (или кого-то из ваших знакомых) это тоже волнует — можно привести им в ответ исследование конца прошлого года, опубликованное в журнале Media Psychology. В нём команда ученых из Штатов проверяла, какие изменения мозга могут происходить в детях, играющих в видеоигры. И, как пишет один из руководителей проекта Цзе Чжан: «Не выявила значимых связей, независимо от того, как долго дети играли, и какие типы игр предпочитали».

Исследователи изучили 160 школьников пятого класса, которые активно играли в игры на компьютере и на смартфоне. Среди них 70% были из семей с низким доходом, 30% — из семей с средним и высоким доходом. Они выбрали пятиклассников из-за того, что мозг у тех находится как раз в самой активной фазе развития. Принимающие участие дети, оказалось, играли в среднем по 2,5 часа в день. А самые активные геймеры сидели перед экранами по пять часов ежедневно.

Команда ученых пыталась найти связь между повышенным временем, проведенным за играми, и изменениями в мозге испытуемых. Для этого в частности использовались результаты CogAT, теста на когнитивные способности, применяющегося в Америке с 1954 года. Он позволяет полноценно оценить невербальные, вербальные, количественные и пространственные навыки. Его, например, часто используют учителя и профессора в школах и вузах, чтобы принять решение о зачислении соискателей на программы для одаренных. Эти тесты также применяют организации вроде Intertel для поиска и приглашения людей с особенно высоким IQ.

Но главное, что привлекло исследователей — CogAT стандартизирован. То есть он позволяет реально сравнить навыки испытуемого — в отличие от всех остальных тестов. Ранее в подобных исследованиях, пытавшихся связать активность мозга и видеоигры, для проверки «уровня развития мозга» использовались оценки детей в школе или даже показания самих испытуемых (те. насколько умными они себя считают).

Проблема в том, что и тот, и тот вариант — крайне субъективен. Скажем, если учителя в среднем меньше любят учащихся, которые на переменах постоянно говорят об играх, они могут (неосознанно) ставить им более низкие оценки. Дети, постоянно сидящие за играми, могут иметь более низкую самооценку или просто меньше любить свою школу и уроки. А тесты CogAT не обманешь.

В итоге оказалось, что разницы между теми, кто не играл вообще, теми, кто проводил в играх средние 2,5 часа, и теми, кто «геймил» на полную по 5 часов в день — вообще нет. То есть средние результаты по тестам когнитивных способностей они показали вообще одинаковые.

В работе там ученые пишут так:

В целом ни длительность игр, ни выбор конкретного жанра не имели значимой корреляции с показателями CogAT. Что позволяет с долей уверенности говорить о том, что не существует прямой связи между видеоиграми и когнитивными способностями ребенка, несмотря на то, что ранее некоторыми учеными это предполагалось.

Такая новость может даже и разочаровать некоторых геймеров. До этого некоторые другие работы показывали признаки того, что видеоигры могут улучшать моторные навыки детей, время реакции и особенно координацию рук и глаз. Но новая работа заметных тенденций к этому не нашла. Хотя, наверное, если вы целыми днями играете в Microsoft Flight Simulator — вероятность посадить самолет при крушении у вас немного выше, чем у обычного человека. А если состоите в гильдии с иностранцами в «Мире Варкрафта» — точно выучите несколько новых для себя слов.

Есть и еще одна негативная новость для родителей-геймеров. Определенные типы игр, заявляющие о том, что они «помогают детям улучшить когнитивные навыки», тоже не дали ощутимого эффекта. Все эти «развивающие» видеоигры не принесли никаких значимых бонусов тем, кто проводил с ними почти каждый день. Впрочем, ученые считают, что они могут быть полезны для людей старшего возраста, испытывающих проблемы с памятью и моторикой, у которых при этом нет никаких других регулярных упражнений. Но у детей школьного возраста ежедневных стимулов и без того хватает.

Наше новое исследование показало, что разные типы игр, которые, по-видимому, улучшают когнитивные функции у взрослых людей, не имеют такого же влияния на детей младшего школьного возраста.

Но это означает, что мы все спокойно можем продолжать играть. Не стоит беспокоиться, что с вашим мозгом или мозгом ваших детей произойдет что-либо негативное. Кликбейтные заголовки, нагоняющие панику, не имеют ничего общего с реальными данными.

Хотя в своей работе эксперты всё-таки предупреждают, что время, проведенное за играми, не вернуть. И они заметили, что самые заядлые «геймеры» среди их испытуемых часто отвлекаются от других, более продуктивных занятий — а конкретно от домашней работы. У них просто нет столько времени в сутках, чтобы успевать делать всё и при этом продолжать играть по пять часов.

Но даже в этих случаях не было разницы между уровнем когнитивных способностей этих участников и уровнем у их сверстников. То есть единственный минус состоит только в том, сколько времени на это уходит — времени, которое можно потратить на учебу или развитие каких-то действительно важных навыков.

Результаты показывают, что родителям, вероятно, не нужно так сильно беспокоиться о когнитивных нарушениях у детей, любящих видеоигры. Просто следите за тем, чтобы это не стало навязчивым поведением и не занимало полезное время у других активностей.

В общем, ещё одно подтверждение, что волноваться не стоит, пусть поиск баланса и важен, как и во всём. Если ребенка (или взрослого) интересует еще что-либо, кроме игр, — значит, всё у него с развитием мозга будет нормально.

Теги:
Хабы:
Всего голосов 26: ↑25 и ↓1+24
Комментарии55

Публикации

Информация

Сайт
firstvds.ru
Дата регистрации
Дата основания
Численность
51–100 человек
Местоположение
Россия
Представитель
FirstJohn