Центр Клубка. Мысли о романе Петера Фехервари «Инфернальный реквием»

Если вы никогда не читали произведения Петера Фехервари, то роман «Инфернальный реквием» оставит после себя больше вопросов, нежели сможет дать ответов. Он — центр того сплетения, которое на протяжении почти десятка лет создавал Петер.

Перед прочтением романа я бы советовал вам обратить внимание на роман «Каста Огня» (перемежаются тематики), сборник «Шас’о» (появление некоторых из мест действия «Реквиема») и роман «Культы генокрадов» (прямое продолжение «Реквиема»), а так же прочитать всё, что вообще вышло из-под пера Фехервари. Однако вы можете прийти к ним и после «Инфернального реквиема», ведь путешествие по Клубку нелинейно.

— «Инфернальный реквием» — не то произведение, которое стоит пытаться прочесть на одном дыхании ради того, чтобы поскорее достичь финала. С одной стороны, повествование крайне медленно разгоняется и основный «движ» начинается уже ближе к финалу. С другой стороны, роман очень искусно написан. В нём нет ничего лишнего, каждое слово имеет вес и каждый создаваемый Петером образ появляется в романе не случайно. В нём нет ничего, что создавалось бы только ради набивки необходимого количества знаков.

— Место действия, Витарн, уже появлялось в романе «Культы генокрадов» и рассказе «Голодную отбрасывает тень». Там вы могли (или можете) увидеть, что стало со Свечным миром, миром одного из орденов Адептус Сороритас. Действие «Реквиема» происходит примерно за тысячу лет до событий «Культов». Оно же происходит и спустя примерно тысячу лет с момента основания на Витарне ордена Последней Свечи.

Знание бэка Сороритас, при этом, для прочтения романа не обязательно, но без него вы вряд ли поймете, сколь огромную работу проделал Петер по созданию ордена с довольно специфичными верованиями и представлениями об Имперском Культе.

— В «Реквиеме» Петер возвращается к двум темам, обозначенным им в «Касте»: цикличности происходящего и протекании посттравматического стрессового расстройства у людей в мире сороковника. Если первая закольцовывает повествование (вы точно захотите прочитать роман как минимум дважды), то вторая — раскрывает, сколь опасными для имперцев могут стать расщепления личностей из-за психологических травм. Вы точно знаете, что слабые духом в этом мире поддаются первыми. Но вы вряд ли знаете о том, сколько пугающим может быть этот путь.

«Громовой край» стал «Кастой Огня». «Культ спиральной зари» стал «Культом Генокрадов». Но «Инфернальному реквиему» повезло: он сохранил собственное название и получил шикарную обложку, соответствующую его духу. Одиноко стоящая Асената Гиад с зажженной свечой вполоборота с отвращением видит, как мрак всё ближе тянет свои щупальца к ней. А внизу видны шпили Витарна на фоне нечестивого Планетария.

— Роман полностью заслуживает права быть частью серии Warhammer Horror — в некоторые моменты он не на шутку пугает своим содержанием. Петер залезает в голову не только своим персонажам, чтобы наглядно показать, как именно они сходят с ума, но и погружает с собой читателя. Один из самых наглядных способов — работа со шрифтами. Помимо курсива здесь появляется жирный стилизованный под рукописный текст шрифт, который обозначает самые нечестивые высказывания.

— Персонажи романа посещают все планеты, которые когда-либо упоминал Петер. Но не все из них он назовёт прямо, ограничившись лишь описаниями. Если вы уже давно путешествуете по Клубку, то сразу же узнаете эти места.

Число 7 означает не только количество каноничных смертных грехов у христиан и количество их зеркальных добродетелей, но и является числом Нургла. Так что совсем неудивительно, что Добродетели Воплощенные так быстро приняли дары саморазрушения.

— Вы уже видели банальные истории про путешествие сквозь время и пространство в «Рейвеноре». в «Реквиеме» Петер наглядно показывает как может работать переписывание истории под воздействием варпа. Роман в принципе очень много рассказывает о том, как работает имматериум (если это вообще можно объяснить), так что если вы устали от ставшими однотипными описаний, то будете приятно удивлены. Внутри так же можно найти объяснение, почему Федра — не классический нурглитский мир, а нечто совершенно иное.

— Если вам интересны нурглиты, то роман точно вас впечатлит. «Реквием» — один из самых вархаммеровских романов Петера, который в тот же момент сильнее всего отличается от классических образцов («Кровь Кадии», «Полёт Эйзенштейна», The Buried Dagger). Здесь тоже есть зомби, но тот путь, который ведёт к первому их появлению — один из самых пугающих в произведениях по вселенной.

— Фехервари очень тонко намекает, что любой мир в сороковнике можно считать демоническим. Людские страдания, помноженные на персонификацию человеком всего и вся, являются отличным источником для появления различных существ. При этом описываемый мир страшен и тем, что воображаемые друзья могут стать реальными демонами.

«Инфернальный реквием» — занимает центральное место в Тёмной Клубке. И я не советую до прочтения вчитываться в эту схему, так как вы можете словить спойлеры.

— Внутри романа есть множество очень ярких фразочек, которые имеют полное право стать крылатыми для описания мира внутри фэндома. Там есть изумительное описание внешности одной из Сорориток, которое вас точно не оставит равнодушным.

— В каждое из произведений Петер помещает образ Клубка и создаёт персонажа, который пытается разобраться в его сплетениях. В «Реквиеме» почти каждого персонажа можно назвать таким. Наверное, это одно из самых личных произведений Фехервари из всех, он очень много вещей проговаривает прямо. Но это не простое помещение авторских мыслей в уста персонажей — каждый из его персонажей отражает одну из фундаментальных сторон личности писателя, который является точно таким же Путешественником по Клубку, как его герои или сами читатели.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.