Cyber-hammer или всё-таки War-punk? Мнение об омнибусе «Инквизитор Рейвенор»

За тридцать лет существования сеттинга Warhammer 40,000 над ним трудились десятки (если не сотни) человек, и все вместе они создали вселенную, которую можно считать всеобъемлющей. Структура мира, собственный язык, далёкое будущее как место действия – всё это позволяет подогнать под «ваха-рамки» почти что угодно. Десятки писателей на протяжении двадцати лет адаптировали привычные нам факты и явления для этого мира, культуры целых народов были перемолоты авторами GW, чтобы занять своё место в сороковнике. Народы одних планет до сих пор живут племенами и борются за выживание, население других работает по 16 часов в сутки на заводах и медленно умирает от загрязнения атмосферы. Империуму принадлежат не просто люди различных культур, а целые миры с различными культурами, господствующими на них: планеты с космическими викингами, обитаемые миры с живыми джунглями, общества «классического капитализма» со своими колониями и банановыми республиками. Дэн Абнетт за свою писательскую карьеру в Black Library смог привнести очень многое в сороковник, но среди всех его произведений лично для меня особое место занимает трилогия про Гидеона Рейвенора, ученика, а впоследствии и противника Грегора Эйзенхорна.


На службе Трону Эйзенхорн потерял возможность управлять лицевыми мышцами. Рейвенор же на службе Трону потерял почти всё своё тело. То, что от него осталось, поместили в специальный саркофаг, обладающий всеми системами жизнеобеспечения, внушительной бронёй и оружием. Гидеон был всего лишь подающим надежды псайкером, но после этого инцидента стал одним из сильнейших в Империуме. Для кого-то он потерял частичку человечности, для кого-то вообще перестал быть человеком, став просто холодной машиной. Очередной механизм, благодаря которому Империум продолжает существовать.

Принципиальным отличием второй инквизиторской трилогии от первой является способ повествования. Книги об Эйзенхорне написаны от лица Грегора, и внимание в них уделяется другим персонажам ровно настолько, насколько это внимание уделяет им главный герой. С одной стороны, это позволяет сделать повествование более насыщенным, но с другой стороны, не даёт автору затронуть множество тем и раскрыть большое количество персонажей. В определённый момент Абнетт и сам понял, в какую ловушку себя загнал, но всё же не только завершил первую трилогию в таком стиле, но и начал писать третью трилогию (о противостоянии Рейвенора и Эйзенхорна) от лица Елизаветы Биквин. В этом контексте изменение способа повествования во второй трилогии может показаться странным, но это отнюдь не так: Рейвенор способен вселяться в тела своих подчинённых и управлять их действиями. Все сюжетные линии романа и берут отсюда начало – из возможности Рейвенора заглянуть в самые сокровенные тайны тех, кто помогает ему в поисках и ликвидации еретиков.

Если вы, как и я, начнёте читать вторую трилогию спустя несколько лет после первой, то уткнётесь в одну большую проблему: имена напарников Эйзенхорна очень сложно вспомнить, а детали их жизни и подавно. Некоторые агенты Гидеона – это оперативники (или их дети), ранее работавшие Эйзенхорна, и всех их Дэн вводит в повествование с ужасающей дотошностью. С самого начала будет сложно удержать в голове их всех, но со временем, когда второстепенные персонажи (если их вообще можно назвать второстепенными) начнут раскрываться в собственных сюжетных линиях, процесс чтения станет заметно проще. Точно так же обстоит дело с главным антагонистом Рейвенора Зигмундом Молохом. Преступный гений и еретик, выращенный в школе-инкубаторе Когнитэ (а еретический культ этих ребят в своё время доставил много хлопот Инквизиции и, как оказалось, после вмешательства Эйзенхорна, не был уничтожен), будет противостоять Рейвенору до самого конца своей жизни.

Неизвестно, чем именно вдохновлялся Абнетт при написании этих книг, но созданный им мир в отдельных деталях напоминает мир из фильма Minority Report и однозначно навеян классикой киберпанка. Жёсткое разделение на богатых и бедных, власть Администратумов ульев ограничена верхними ярусами, окраины и нижние уровни городов находятся во власти банд и мафиозных структур. Население живёт в нищете, употребление наркотиков и алкоголизм считается обыденностью и нормой. Кислотные дожди уничтожают незакрытые поверхности городов и разрушают организмы тех, кто не способен купить себе усиленный зонт, а те, кто может его себе позволить, пользуются услугами свободных зонтоносцев. Биологически и технически улучшенные убийцы, работающие на аристократов разных домов, перебивают друг друга в тенях. Сами технологии доступны лишь богатым – они поддерживают в них жизнь и помогают удержать им власть, в то время как не каждый бедняк способен приобрести себе простенький инфопланшет, дряхлый когитатор или зонт для защиты от кислотных дождей. Не хватает лишь света неоновых ламп в ночи, чтобы начать представлять себе города и технику из «Призрака в Доспехах» или «Бегущего по лезвию», вместо более привычных для вархаммера готических зданий и угловатых механизмов. Дэн не скупится на описания и детали, лишь сильнее сгущая краски и без того очень мрачного мира. Местом действия этих романов чаще становятся ульи и миры за границей юрисдикции Империума, что ещё больше заставляет воспринимать эти произведения как сплав киберпанка и космического вестерна, ведь всё это уж очень отличается от описанного в других книгах ранних нулевых: в «Несущем ночь», цикле про Каина и даже в «Призраках Гаунта» самого Дэна.

Книги второй трилогии больше не только по объёму, но по наполнению. Одной из центральных тем становится употребление наркотиков-флектов – заражённых варпом осколков стекла, которые около сотни лет находились внутри варп-шторма. Их употребление не только формирует зависимость, но и способствует проявлению латентных псайкерских способностей, которые могут приводить к проникновению в реальный мир демонов варпа. Эта отчасти сумасшедшая идея (не хуже варп-паровоза) находит отличное применение в его книгах и заставляет историю двигаться дальше. Правда, не стоит ждать скорого закручивания сюжета: серия набирает темп постепенно, давая возможность насладиться миром и его деталями. Некоторые части порой физически трудно читать, но это обусловлено и усложнением раскрываемых тем, и увеличением количества сюжетных линий, которые при своём соединении создают эффект разорвавшейся бомбы.

Отдельные субсекторы внутри Сектора Скарус оказываются очень интересным местом, а их секреты просто разрывают мозг: и от того, что именно придумывает Абнетт, и от того, как лаконично он вплетает придуманное в историю. Все вместе романы создают целостную историю, которую следует читать за один заход. Дэну удалось не просто описать ещё несколько баек из истории о похождениях Инквизиции, но и создать очень сложный мир в рамках вахи. И это одна из тех книг, которую я бы посоветовал прочитать даже тем, кто знаком с вархаммером лишь шапочно – она достаточно самобытна даже для него.

Омнибус «Инквизитор Рейвенор» издаётся в России силами «Книжного Клуба Фантастика» уже второй раз (первый был аж в далёком 2011 году), поэтому если вы держали в руках прошлое издание, то будете иметь представление и о новом: увеличенный формат, качественная бумага, твёрдый переплёт «под кожу» и контур рисунка на обложке, залитый серебрянной краской. Выглядит очень внушительно, полностью оправдывает свою стоимость и при тираже в 2000 экземпляров разлетится за полгода. Так что если вы ещё не приобрели, то советую вам это сделать – трилогия заслуживает и прочтения, и почётного места на полке.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.