Мой первый раз: история моего первого опыта в IT
Для тех, кто любит сухие выводы, ловите уроки:
- Менеджер проекта в стартап нужен СРАЗУ, а не когда все уже устали от хаоса и отсутствия ответственного.
- Тестировать нужно тогда, когда понятно ЧТО тестировать, а не просто потому что есть кому этим заняться.
- Решения ЧТО именно сейчас нужно продукту и В КАКОМ ВИДЕ решает продакт-менеджер, если он есть. Но по факту — тот, кто готов брать ответственность. Классно, если к моменту описания тз по каждой фиче уже есть такой, или хотя бы проджект менеджер (см. пункт 1).
- MVP в глазах смотрящего. Очень важно договорится сразу о том, что значить в этой аббревиатуре слово "минимально". Иначе придется делать сразу жизнеспособный продукт (совсем не минимально).
А теперь многобукв.
Сразу после учебы в Яндекс. Практикуме я попала в ростовский стратап — ребята задумали сделать приложение для прогулок, в котором каждый пользователь может быть автором маршрутов и монетизировать свой опыт.
Это я сейчас смогла коротко и емко описать идею стартапа. В начале все казалось куда менее конкретно — приложение для туризма с массой возможностей.
Ноябрь. Я влетела в проект, как в поезд, который уже набрал скорость и знал куда едет. Правда на дрезине. Стейкхолдеры еще в августе собрали большую команду из джунов-разработчиков и уже допиливали mvp, но что-то шло не так. В этот момент решили пригласить проджект — менеджера.
Вот здесь можно сразу остановится и сказать. Я не впервые попала в ситуацию, когда меня приглашают не сначала проекта. Так было и в ивентах, когда пытаются сделать что-то осмысленное из разрозненных деталей, так было и в видеопродакшене, где задумка клиента никак не получается, и оказывается без продюсера никуда.
Декабрь — релиз MVP. Нельзя сказать, что в какой-то момент мы его «зарелизили», ведь все делалось по харду сразу на проде. Получилась действительно работающая версия вэб-приложения, которая глобально никого не устраивала.
Я видела системные ошибки почему так происходит уже в процессе работы, но скорость приближения к придуманным дедлайнам была так высока, что приходилось чинить мотор и латать дыры прямо на ходу, не влезая в систему.
Проблемы на бэке: им очень нужна была консультация дэвопса, чтобы наладить nginx и докер.
Команда и до меня искала специалиста для бесплатной консультации, но эти ребята как ведьмаки — слишком круты, чтобы тратить свое время без чеканной монеты. Мне удалось найти нужного девопса. Такой Генри Кавилл не в роли ведьмака, а в роли супермена, который не смог пройти мимо утопающих и подарил бэкендерам 3 часа своего времени.
Проблемы на фронте: был дизайн и был продукт — совершенно разные непересекающиеся сюжетные линии.
Эта тотальная оторванность фронтов от дизайнера тоже шла из неправильного менеджмента, а не личных качеств или навыков специалистов. Дизайнер рисовал макеты без требований, основываясь на своем видении. А фронт ничего не понимал в макетах, но вопросы не задавал, поворчали командой и сделали по-своему. Это во-первых имело мало общего с UX/UI, во-вторых привело к хаосу на тестировании.
Было забавно наблюдать как студенты Яндекс. Практикума с курса тестировщиков терзают наш продукт на кучу багов, ведь им приходилось опираться на макеты, которые так и не были реализованы.
Отдохнув в январе и соскучившись по созвонам (да-да! такое оказывается бывает) команда предложила «допилить» проект. Для меня это важный момент — вот сейчас я смогу сделать продукт, который я смогу сделать все так, как считаю нужным и довести проект до адекватного состояния.
Февраль. Я нашла нового дизайнера. Мы с ней на берегу обсудили как должны быть выстроены процессы работы.
Мы вместе с дизайнером бренйштормили по задаче, я формулировала четкое тз, при необходимости рисовала свои прототипы в miro, презентовала их команде, мы все обсуждали, вносили изменения. Потом уже готовые макеты и прототип презентовала команде дизайнер. Конечно, это не означает, что все заработало идеально, но мы приблизились к адеквату.
Также в этот раз мы уже развернули тестовый стенд, старались релизить обновления хотя бы раз в две недели как завещал scrum. Я постоянно рефлексировала на тему процессов и ритуалов, об этом напишу в следующий раз.
Самый важный аспект — мы все работали бесплатно, пока стейкхолдеры активно искали инвесторов, подавались на гранты. Когда ребята предложили «допилить», они не понимали какой пласт работы предстоит допиливать, а я вошла во вкус, тем более с новым дизайнером чью прыть было тоже не остановить. Не удивительно, что за столь долгий срок неоплачиваемой работы над проектом некоторые ребята нашли работу или ушли в другие проекты. Так что скорость разработки упала до скорости улитки, а я добирала фронтов в том же Практикуме, чтобы закрыть оставшиеся задачи. У нас уже не было дедлайнов, но было мое желание сделать приличным свой первый продукт и не оставлять свои тз в столе. Новые задачи в бэклог я уже не добавляла, понимая что делать их вот-вот будет некому.
Все взрослые люди, все сами решили принимать участие в этой затее, каждый по своим причинам. Конкретно мне нужен был реальный кейс, чтобы пробить дыру в стене для своего cv. После командной ретроспективы мы все пришли к выводу, что если бы проект начался так, как он начался в феврале — команда бы сделала все быстро и не перегорела.
Июль. Мы запустили веб-приложение и отпустили проект в жизнь. Буду считать, что это запуск пилотной серии сериала, который побьет рекорды просмотров. А сейчас я открыта новому опыту. Ссылку на продукт не прилагаю спецом, чтобы не думалось тут, что это рекламный пост. Оставлю это для своего cv.
"Самый важный аспект — мы все работали бесплатно..." Да уж, момент действительно важный
У джунов такая зарплата, что лично мне проще набираться опыта в стартапах и соответствовать другим грейдам, чем работать в офисе за копейки.
Да, конечно, если выбор таков, тогда понятно
Боюсь, что в стартапах, подобных тому, что вы описали, опыта не наберешься. Там все проходит по пункту "как не надо делать".
о, спасибо большое! Интересное замечание, не исключаю, что вы правы.
отличный текст, продолжайте, подписался))
Спасибо большое! Следующий пост зреет на тему ритуалов scrum. Но пока взяла паузу набраться еще опыта.