45 часов интервью за 4 недели — как я не сошел с ума, собеседуя в команду

Рассказываю, как превратил найм в игру, используя популярные механики и геймифицируя процесс. И да, на следующий уровень перешли не все.

Привет, меня зовут Костя Большухин. Делаю стартап ManageMate, который поможет IT-командам с 50+ человек создавать и контролировать оргструктуру, роли, задачи и цели компании. А еще веду телеграм канал Pros and Cons, в котором рассказываю про плюсы и минусы жизни IT предпринимателя и о (пока) невзлетевших гипотезах.

Сколько и куда нанимал. Почему так быстро?

Перед тем как уволиться в погоне за мечтой, руководил командой Развития Клиентов и Партнеров* в RPA-стартапе ElectroNeek**. Компания быстро росла и в августе я пережил пик рекрутинг-марафона. За четыре недели вложил 45 часов, чтобы провести 59 собеседований. Через два месяца в таком режиме мы наняли девять человек в команду.

* Команда по Развитию Клиентов и Партнеров (Customer Success) отвечает за обучение клиентов, внедрение продукта и помогает клиентам эффективно использовать решение.

** RPA (Robotic Process Automation) — платформа для создания автоматизированных бизнес-процессов с использованием программных роботов и других технологий.

Комментарий от Екатерины Хан, cоосновательницы Skill Labs, ex-COO LegionFarm, ex-Head of Regions in Bolt & Doc+

Первые десять звонков помогли нащупать две огромные проблемы.

  • Процесс выматывает
  • Мало времени на обратную связь для кандидатов и рекрутеров.

Пришлось импровизировать и изобретать лайфхаки, которые помогли поставить систему на поток и закрыть все вакансии вовремя. Когда описывал, получилось похоже на механики из игр. Не зря проводил сотни часов в The Gothic, Skyrim и Diablo, ох не зря.

Чуть дальше расскажу про:

  • Контекст. Как был устроен процесс.
  • Механики. Каким образом работают и какие задачи решают.
  • Результаты и выводы. Как механики повлияли на процесс, и что получилось в итоге.

Даже бизнес-задачи можно решать весело, поэтому расскажу про приемы для найма как про игровые механики.

Контекст

ElectroNeek выстраивал структуру, чтобы как в каждом регионе — Латинской Америке, Европе, Северной Америке и Азии — появилось несколько специалистов, отвечающих за клиентский опыт. Специалисты должны были пройти онбординг и быть готовы ко времени следующего релиза продукта. Итого, пара месяцев и плюс-минус неделя, чтобы нанять девять сотрудников миддл и сениор уровня.

Быстрый запуск, благодаря которому на финальные раунды со мной попадало до 15 человек в неделю требовал огромного вовлечения команды рекрутинга. Схемку упростил

Через 10-15 интервью стало очевидно, нужны перемены.

Мы нанимали сразу в четыре разных региона, создали новую роль старшего менеджера и впервые закрывали такое количество вакансий одновременно. Ошибки и промахи не заставили себя ждать.

  • Несколько раз заметки по кандидатам получились непонятными, и я пересматривал кусочки интервью, чтобы принять решение о переходе на следующий этап.
  • Фидбек для команды рекрутинга и кандидата получался поверхностным. Находил время, чтобы закрыть долги по комментариям в конце дня, несколько раз, не успел день в день. Приходилось ориентироваться по памяти — из-за этого страдало качество.
  • Желание жить пропало, когда в один день было пять собеседований. К сожалению, никто не выписал мне бумажку для CEO с освобождением от основных обязанностей.

Если нанимаете одного-двух человек и сроки не горят, есть время на «подумать» и сориентироваться по ситуации. Но в ситуации когда кандидатов много, а сроки поджимают нужно принимать решения быстрее.

Расскажу о том, как я переработал подход к сценарию собеседования и системе оценки кандидатов на собеседовании с рекрутером. Спойлер: процесс пошел веселее, и жизнь заиграла новыми красками!

Механики

1. Продуманный дизайн уровней

MidJourney так видит гейм дизайн в корпоративном мире.

Во время интервью кандидат проходит через несколько «уровней» с вопросами или задачами. На каждом этапе оцениваем, продолжаем процесс с кандидатом или есть риски, что кандидат не сможет быстро обеспечить необходимое качество ведения клиентов самостоятельно.

Система “уровней” с вопросами / задачами.

Если после двух “уровней” кандидат не проходит — game over. Я менял структуру собеседования, немного сокращая длину, но взамен стараясь дать сфокусированную и полезную обратную связь уже в конце собеседования.

Кандидаты чаще получали полезную обратную связь, а у меня высвобождалось чуть больше времени для собеседования тех, кто прошли дальше.

2. Дерево навыков

В World of Warcraft есть требования к минимальному уровню, чтобы открыть подземелья. В других играх герою нужен определенный навык, чтобы продвинуться дальше по сюжету или открыть квест.

К сожалению, MidJourney предпочитает не смешивать дерево навыков и корпоративный мир. Получилось консервативненько

Чем мы хуже? Сделали скоркарту, похожую на дерево умений в игре. Выделили шесть навыков, которые критически необходимы на этой роли, которые рекрутер может проверить на основании критериев. Прописали подробную шкалу «уровней» от одной до пяти звезд и попросили рекрутеров заполнять на основе резюме и первого собеседования.

Пример оценки ключевого навыка — качество ведения CRM.

Важно! В зависимости от опыта и контекста, который понимает рекрутер, может понадобиться расшифровка или дополнение критериев. Например, не для каждого рекрутера очевидно, что такое «ключевые практики работы в CRM». Для таких случаев мы делали дополнительные звонки, чтобы погрузиться в контекст, или подсказки в чек-листах (• нет просроченных задач в CRM • есть план действий для каждого аккаунта …)

Рекрутер приглашал кандидата на интервью с руководителем, если он набирал средний балл 4,5 ★ и выше. Лучшее решение — для всех, кто получил 4,7★ и выше, мы договорились ставить собеседование как можно скорее вне зависимости от загрузки. Пару раз пришлось раскидывать другие встречи. Приоритеты!

Скоркарты работают! Из девяти нанятых специалиста только три человека получили ниже 4,7★ у рекрутера.

3. Триггеры

А помните, в Resident Evil 4 откроешь как-нибудь дверь, на тебя нападает огромный зомби, и нужно быстро жать на кнопки иначе game over. Такие заскриптованные сценки запускаются по триггеру и, если прописаны хорошо, оживляют повествование.

MJ умеет рисовать корпоративные клиффхенгеры. Нравится!

На своей середине интервью часто входит в колею и идет по накатанной. Примерно понятно, «нравится, идем дальше» или »не нравится, вряд ли что-то получится». Вопросы скорее помогают собрать более полную картину или прощупать дополнительные зоны риска. Концовку легко «слить» и сделать необязательной.

А можно сильно изменить динамику и сделать интервью живее, раскрыв кандидата с новой стороны. Я использовал бытовые задачки, чтобы уйти от гипотетического обсуждения и посмотреть, что человек попробует сделать.

Пример:

— Какой план действий вы предложите в письме руководителю, если клиент недоволен и просит значительную скидку?

На что обращал внимание:

  • Что кандидат предложит написать клиенту
  • Какие вопросы задаст руководителю, какие шаги считает правильными
  • Какие идеи будет генерировать
  • Насколько самостоятельно действует кандидат

Я высоко оценивал, когда кандидаты предлагали план действий. Даже если он не оптимальный, это удобное начало для обсуждения тактики.

Результаты и выводы

Шесть из девяти человек получилось найти быстрее 40 дней. Это лучше, чем в среднем по рынку :)

Workable посчитали, что у SAAS компаний уходит около 40 дней на поиск специалиста и 50 руководителя в Customer Success

Вместе с новыми людьми команда достигла в четвертом квартале более крутых метрик по текущей клиентской базе, чем за прошлые полгода. После сумасшедшего марафона я сделал гайд для команды Развития Клиентов на основе чек-листов для найма.

И сформулировал несколько личных выводов:

I.

В приоритетном порядке инвестируйт в чек-листы, скоркарты или критерии оценки, на основании которых работает рекрутинг, и первое интервью. Высокие оценки не гарантируют, что вы «попали в нужного человека». Но среди этой группы людей будет больше подходящих кандидатов. Игнорировать этот факт — преступление.

II.

Попробуйте построить интервью таким образом, чтобы на каждой стадии понимать: кандидат переходит на следующий этап или уже тут не подходит.

III.

А если кандидат показал хорошие результаты у рекрутера и адекватно прошел интервью, назначайте следующий шаг. Не берите время на «подумать». Лучше провести дополнительное собеседованием с кандидатом, который почти подходит, чем затянуть и дать возможность другой компании сделать оффер той/тому самому первыми.

IV.

Не обязательно должно быть скучно. Я не пожалел, добавив формат, который разбавил монотонную серию вопросов и ответов.

Поделюсь переживаниями в конце — не играл в игры больше года. Хочу. Одолжу у друга Steam Deck, чтобы залипнуть в Hogwarts Legacy.

Читайте про прогресс ManageMate и мои предпринимательские заметки в канале https://t.me/cons_hustle

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда