{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как издать книгу, если вы не писатель. Инструкция для экспертов и любопытствующих

Привет! На связи команда сервиса вёрстки книг Metranpage.com. Мы готовим для вас серию статей о том, как создаются и издаются печатные и онлайн-книги. А начнём с главного: как же всё-таки подготовить и издать книгу, если вы не писатель? Осторожно, время прочтения: около 15 минут.

Часть первая. Идея

Итак, у вас появилась идея. Вы долго работали и в погожий зимний день поняли, что готовы к собственной книге. Накопилось много опыта, находок, профессиональных секретов и наблюдений, которыми вы жаждете поделиться прямо сейчас. Это похвально, здорово и прекрасно. И мы не будем заранее пугать вас страшилками о том, как это сложно, нудно, дорого и долго. Если от процесса вы будете получать удовольствие и проявите немного терпения — всё пройдёт безболезненно. Начнём с элементарного плана подготовки книги. Для наглядности и понимания, как и что нужно будет делать. Например, такого:

  • Обдумайте идею. Поживите с ней какое-то время. Помусольте на языке. Идея книги должна быть простой, понятной, полезной и интересной для читателя. Например, если вы пчеловод — напишите о том, как устроен бизнес на производстве мёда в России. О подрядчиках, ритейле, крупных сетях, контрактах, проблемах, производстве. Но этот рассказ должен быть личным, искренним и наполненным теплом. С вашим взглядом, вашими историями и понятной структурой изложения. Тогда всё случится. И не забудьте про цель текста. Для чего вы собираетесь написать книгу и на какого читателя рассчитываете.
  • Если идея прижилась — попробуйте посоветоваться с кем-то из печатной индустрии. Друзья-издатели есть не у каждого, но журналисты, пиарщики, писатели или поэты — обычно есть где-то в ближайшем окружении. Или представители той сферы, о которой собираетесь написать. Спросите у них, как им ваша идея. Но даже если ответ не понравится, а где-то внутри идея этой самой книги всё равно греет — идите дальше.
  • Продумайте структуру. Набросайте примерные главы, блоки и заголовки. Пока что в черновом и сыром варианте, просто чтобы понять, что вам хватит терпения, времени и знаний на ту книгу, которую задумали.
  • А дальше самое интересное. Нужно решить, кто будет писать вашу книгу. Да, именно так. Многие бизнес-издания в России сейчас пишутся гострайтерами (теневыми авторами, которые пишут книги за самих авторов без упоминания в титрах). Это не новость, не секрет. И, в принципе, такая схема имеет место быть и не выглядит слишком предосудительной. Каждому своё.
  • Допустим, вы решили, что хотите написать весь текст самостоятельно. Это просто превосходно! Ваш характер вызывает уважение. И всё же путь неблизкий, так что запаситесь чёрным колумбийским. На этом этапе нужно найти для себя удобный способ работы с текстом. Техник много. Надиктовывать, а затем переводить в текст. Писать небольшими кусками в заметки на смартфоне. Сразу на ноутбуке и без подготовки. Да хоть на печатной машинке. В идеале — не стоит ограничивать творческий процесс. Вполне можно собирать текст по кускам в любом удобном формате.
  • Теперь… Иллюстрации, фотографии, визуальный фон. Понять, нужны ли они. Где их взять или сделать. И, если нужны — выделить под это определённое количество времени и денег.
  • Остаётся дело за малым. Нужно решить, будете ли вы издаваться сами или доверите рукопись издательству. И там, и там есть преимущества и недостатки. Об этом мы подробнее расскажем далее.
  • Ну и детали. Тираж, формат, бюджет. Выделите время на то, чтобы заранее продумать, как книга будет выглядеть на финальном драфте. На то, чтобы посчитать и подготовить бюджет на редактуру, корректуру, обложку и вёрстку — в случае, если вы идёте в самиздат. Будете ли делать аудиоверсию, цифровую версию или только бумажную. Здраво оцените желания и возможности. Если же собираетесь публиковаться через издательство — многие вопросы отпадут сами собой.
  • Есть ещё один неочевидный пункт, также для тех, кто собирается работать с книгой самостоятельно. Это продвижение. Здесь много разных путей. Заранее создать комьюнити читателей, использовать профессиональное влияние, готовить анонсы в социальные сети. И так далее и тому подобное. Издательства продвигают книгу сами. Это удобно и думать об этом почти (!) не нужно. Но вольному пловцу будет сложнее. И стоит заранее подумать о том, как вы будете продвигать свою книгу.
  • И ещё один важный момент. Уже после того, как книга вышла, и вы, как смогли, её продвинули и распространили — нужно будет выделить время на инфоповестку. Следить за новостями, рецензиями, блогерами и оперативно реагировать. А также самому участвовать в поддержании интереса. Отсылать книгу на прочтение журналистам и инфлюенсерам. Максимально участвовать в промо ещё ближайшие полгода-год.

Примерно такой план должен получиться перед написанием книги. Где всё по полочкам и расписан каждый этап. И если после составления задач — вы не испугались и не передумали…

Что же, пора действовать!

Часть вторая. Издательство

Мы сознательно пропустим часть про творческие потуги. Работа с текстом для книги — ответственность автора. Здесь невозможно ничего посоветовать или придумать. Вам нужно просто целенаправленно и строго периодически писать. Других секретов тут нет.

Если же планируете работать с теневыми авторами — так проще, быстрее, но, разумеется, это стоит денег (и немалых). Конечное решение остаётся за вами.

Мы же сразу перейдём к этапу, где у вас на руках есть готовый текст. В каком-либо приемлемом виде. Текст, который родился в трудах, возможно, мучениях. И всё же родился. И он перед вами.

Вы заранее решили, что с издательством работать комфортнее, поэтому начинаете думать, куда отослать рукопись, и что будет дальше. Давайте разбираться.

  • Первым делом, составим список издательств, которые публикуют книги нашего жанра. Условно, издания по истории и культурологии выходят в «Новом литературном обозрении». По искусству и документалистике — в Ad Marginem. По образованию и этнографии — в издательстве «ЛомоносовЪ», а деловая литература, бизнес-литература, популярная психология и книги по самообразованию — конечно, в «МИФе». Лично нам больше нравятся небольшие, частные и ламповые издательства. Но это дело вкуса и ориентира. Крупные издательства имеют больше возможностей для продвижения. Так что выбираете издательство, которое нравится лично вам: по оформлению книг, подходу, условиям сотрудничества или отзывам.
  • Список издательств готов. Пора отправлять долгожданную рукопись. Сами издательства часто пишут инструкции, как подать правильную заявку. В разделе для авторов или в блоге. Такие разделы есть у «ЭКСМО», в «Альпины», «Бомборы» — и других издательств. Как правило,заявка включает в себя: ключевую идею книги, оглавление или синопсис, опыт и компетенции автора, иногда целевую аудиторию и контакты. Плюс нужно приложить часть книги или рукопись целиком. Подготовьте всё необходимое заранее. А дальше — поизучайте сайт любимого издательства и наверняка найдёте подходящую информацию, как с ними посотрудничать. Но помните, что стоит начинать с одного издательства и подождать ответ. Не стоит рассылать заявки всем подряд. В печатном мире своя этика и лучше дружить с редакторами, чем натыкаться на непонимание.
  • Составляем заявку и пишем письмо в издательство. Это отдельный этап, требующий внимания. Не забывайте, что редакторы такие же люди. Если вы пишете именно письмо на официальную почту, а не отправляете заявку по форме на сайте… Поздоровайтесь, расскажите коротко о себе и книге, приложите рукопись и синопсис, проверьте ошибки. Не стоит слишком серьёзно относиться к каждому письму (их может быть сколько угодно), просто вежливо и доходчиво расскажите о своём предложении.
  • Дождитесь ответа. Это может занять и несколько дней, и несколько месяцев. Наберитесь терпения. В издательстве за почту и новые заявки от авторов отвечает отдельный редактор или литературный скаут. Представьте, что каждый месяц на эту же почту приходит до 100 заявок. Все нужно изучить, просмотреть и обдумать. Это занимает немало времени. Но каждое издательство заинтересовано в достойных публикациях, поэтому, если ваша книга или её замысел — действительно производят впечатление… Ждать останется недолго.
  • Что происходит дальше? Если заявка понравилась кому-то из редакторов или скаутов — она выносится на общее собрание редакции или передаётся соответствующим экспертам в издательстве, где уже принимают окончательное решение. Есть ли у книги будущее, какова обстановка на рынке, есть ли что-то похожее в индустрии — и так далее. Если всё складывается удачно — вам приходит ответ с предложением оформить лицензионный договор на издание долгожданной книги. Вам останется ознакомиться и, если условия подойдут — начать сотрудничество. Если ответа нет в течение нескольких месяцев — можно начать процедуру сначала, с другим издательством.
  • Пара нюансов насчёт договора. Условия везде разные. Если есть возможность обратиться к юристу — лишним не будет. Главные вопросы: гонорар, роялти и авторские права. Если какие-то моменты не нравятся или не подходят — можно аккуратно попытаться договориться. Только без излишнего напора и самоуверенности. Обратите внимание на сроки передачи прав, роялти на электронную или аудиокнигу и конкретные обязательства, которые вам нужно будет выполнить по рукописи. А также на тираж — первый тираж может быть небольшим (особенно если вы профессионал в очень узких кругах или вовсе пока никому неизвестны), но если книга выстрелит — будет добавка.
  • Дальше может идти длительный или не очень период редактуры и согласования. Здесь всё зависит от редактора, с которым будете работать. Хороший редактор будет вам и другом, и наставником — и доведёт дело до логического конца. Плохой редактор будет думать про интересы издательства и результат может быть сомнительным. Надеемся, вам повезёт.
  • И, в целом, happy end. Команда издательства дальше сделает всё за вас. Но есть исключения, когда бюджет на продвижение книги отсутствует или минимальный. И в этом случае вам придётся поработать с имиджем и найти в себе задатки пиарщика и литературного агента. Иначе книгу просто никто не заметит.

Какие плюсы работы с издательством? Штатные редакторы, корректоры и верстальщики. А значит, книга будет выглядеть опрятно и чисто. Обложку нарисуют художники и арт-директора (и не нужно тут вспоминать про нейросети, где никаких авторских прав и всё ещё неидеальное качество картинки). Иллюстрации, фотографии, инфографику и прочее, если они задуманы в макете — тоже приведут в порядок и вставят куда нужно.

Главное преимущество в том, что в издательстве уже созревшая и слаженная команда, знающая, что делать с книгой конкретного жанра и формата. Понимающая тренды и потребности читателя (хоть и не всегда).

Но всё-таки в сотрудничестве с издательством есть свои ограничения. От первоначальной задумки в итоге может остаться только фантик. И вы даже не поймёте хорошо это или плохо, пока книга не провалится.

Поэтому тут мы переходим к модели, в которой вы публикуетесь самостоятельно.

Часть третья. Самиздат

Вероятно, вы из тех людей, кто хочет контролировать процесс и поэтому выбираете работать в одиночку. Это замечательно и вот почему. Можно самому подобрать формат книги, разработать обложку, самому сделать красивую вёрстку. И, вообще, натворить всего, чего хочется. Но придерживаясь плана, иначе можно увлечься

Как устроена публикация книги, если самому?

  • Первым делом нужно привести рукопись в порядок. Сделать вычитку, проверить ошибки. Стандартная процедура для удобства читателя. Здесь понадобится помощь фрилансера-редактора и / или корректора. Потому как автоматизировать этот процесс для больших текстов пока негде. Стоимость на редактуру книги в 300+- страниц варьируется, как и цены на любые фриланс-услуги. Средняя цена для хорошего специалиста — 100 рублей за страницу текста, если это чисто корректура. Или 500 за страницу, если редакторская правка. Часто редактор может и вычитать, и проверить ошибки — всё в одном, но так бывает не всегда — нужно уточнять заранее. Обычно за большой объем специалисты делают скидки. В общем, как договоритесь. Искать корректора / редактора можно где угодно. Проще и быстрее в Telegram-каналах для авторов и редакторов. Вроде Freelance Choice. Если же задаётесь вопросом, для чего нужна редактура и корректура — значит, вы не уважаете своего читателя. Не надо так.
  • После этого из бессистемной рукописи нужно сделать макет будущей книги. То есть, заняться вёрсткой. Сколько стоит вёрстка книги? Дело в том, что от вёрстки зависит то, как будет выглядеть книга в печати или на дисплее гаджета. Отступы, шрифты, фотографии, номера страниц, обложка — здесь много тонкостей. Заказать вёрстку книги у фрилансера — можно, но это стоит бесконечно дорого. И придётся попотеть, чтобы объяснить все свои хотелки. Есть другой вариант, работа через наш сервис «Метранпаж». Инструмент создаёт множество вариантов вёрстки как текста, так и изображений, при этом вы сами управляете всеми элементами на странице и можете выбрать для себя любой подходящий вариант макета (например, иллюстрации автоматически верстаются по всей полосе, а не вставляются, как в Word куда попало). Можно загружать любые форматы книги и любые пропорции страниц — на выходе всё равно получится книга, сверстанная, как в издательстве. Аккуратная, опрятная и с логичными вставками визуального контента. Всё гибко, интуитивно понятно. Есть бесплатный тариф на попробовать. «Метранпаж» быстро верстает, стоит раз в 10 дешевле, чем макет от верстальщика. И экономит огромную кучу времени. Нужно только загрузить свой док и сделать пару кликов. Услуги вёрстки книг также предоставляют паблишеры самиздата, вроде Ridero. Но об этом поговорим позднее.
  • Ну что же, макет готов. Теперь хоть в космос, хоть куда. Осталось найти подходящего паблишера. Самые толковые паблишеры в самиздате (и подходящие именно для деловой литературы) — сервисы вроде Ridero.ru или Selfpub.ru. Это площадки, закрывающие все вопросы для автора: от подготовки макета в местном редакторе, если вы ещё на этапе голой рукописи — до продажи книги на маркетплейсах. Здесь продажи берёт на себя сам ресурс, что определённо упрощает дело. Вам также не нужно печатать отдельные тиражи в подпольных типографиях за тонны денег, достаточно разрешить печать по требованию. Это значит, что если покупатель того же OZON захочет бумажную версию книги — этим займётся сам паблишер, автору ничего делать не нужно (только подписать соответствующие бумаги). И да, подготовительные работы по редактуре, корректуре и вёрстке — здесь тоже делаются за отдельную плату.Вот здесь есть подробный FAQ о том, как работать с Ridero.
  • А вот здесь FAQ от Selfpub.ru. Всё довольно прозрачно и доступно. Выбирайте того, кто больше подходит по духу и условиям. Или поищите других паблишеров, если совсем никак. Чтобы побороть последние страхи, можно почитать истории других читателей VC.ru об опыте самиздата, если вы по каким-то причинам пропустили.

Вместо заключения

Мы постараемся больше рассказывать об издательском деле, индустрии печатных и онлайн-книг и осветить все потенциальные вопросы начинающих авторов — в будущих материалах.

Спасибо, что дочитали до конца. Оставайтесь на связи.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда