Подавляющему большинству игроков Nintendo известна как производитель странных игровых консолей. Но мало кто знает, что в конце 80-х компания практически спасла всю индустрию от затяжного кризиса, став важнейшим производителем консолей в мире.
Color TV-Game
История Nintendo начинается с адаптации первой компьютерной игры — схематичного тенниса Pong. Японцы обозвали свою «консоль» Color TV-Game и выпустили на рынок в 1977 году. В комплекте было шесть встроенных простеньких игр, что отражено в названии, и больше ничего. Как видите, тогда еще даже D-pad’a не существовало, все пользовались аналоговыми регуляторами, в простонародье — «крутилками».
Famicom (Family Computer)
В 1983 году Nintendo выпустила свою первую настоящую игровую приставку — Family Computer, или Famicom. Это была восьмибитная консоль на процессоре Ricoh 2A03 с двумя килобайтами оперативной памяти. Как результат на экран выводилось весьма симпатичное изображение: 256 на 240 пикселей, 48 цветов и шесть градаций серого. В качестве носителей использовались наши любимые картриджи, которые вмещали от восьми до тысячи килобайт. Целый мегабайт, Карл!
Тут мы впервые и увидели D-pad, который Nintendo не забыла запатентовать. Но это было лишь одним из множества прорывов Nintendo в индустрии видеоигр.
Family Computer Disk System
До SNES было еще несколько выкидышей, о которых сейчас никто вспоминать не хочет. Первым комом стала Family Computer Disk System, жуткая аугментация для Famicom. В отсек для картриджей вставлялся специальный адаптер, который позже соединялся с основным корпусом Disk System.
Вся эта конструкция существовала только ради возможности перезаписывать игры с картриджей на дискеты много раз. К сожалению, дискеты эти вмещали в себя только 112 килабайт памяти, а некоторые игры вынуждали пользователей менять дискеты, что крайне неудобно. С другой стороны, Disk System позволила улучшить качество звука, а сими дискеты были дешевле картриджей. Но все это оказалось не таким популярным, как того хотела Nintendo — всего лишь 4 миллиона проданных экземпляров.
Twin Famicom
В 1986 к делу подключилась Sharp, создав свое чудовище Франкенштейна. По сути, это Family Computer Disk System в другом, более компактном корпусе, то есть «два в одном». Всерьез это вообще никто не воспринимал, так что двигаемся дальше.
Nintendo Entertainment System
Nintendo Entertainment System стала настоящей мессией, которая спасла игровую индустрию от стагнации. Релиз NES, как известно, состоялся 18 октября 1985 года, а сама консоль представляла собой слегка переделанный и упрощенный вариант Famicom.
Корпус получился совершенно другим, с передней вставкой картриджей, что вызвало жуткую критику — носители информации постоянно портились. Кстати, дуть на контакты не следовало, это приводило лишь к дальнейшей порче. Но не об этом сейчас. NES продалась безумным тиражом в 61 миллион экземпляров, став самой популярной консолью того поколения — Atari 7800 и Sega Master System оказались далеко позади.
NES-101
Просто более дешевая модель Nintendo Entertainment System за пятьдесят долларов вместо трехсот. Начинка была совершенно такой же, но корпус стал куда тоньше, вернув верхнюю вставку картриджей. Консоль также лишилась светового индикатора питания и композитного порта RCA. Но главным отличием оказалась форма геймпада — закругленные края позже станут визитной карточкой Nintendo.
Super Famicom
Как и в случае с NES, ее «супер-версия» появилась сначала в Японии под названием Famicom. Старт продаж датируется 12 ноября 1990 года. О начинке мы поговорим позже, а вот о модеме скажем прямо сейчас — Satellaview позволял скачивать на консоль игры через интернет. Первый цифровой магазин!
Super Nintendo
Намного более мощный вариант NES, но менее популярный в США. Старт продаж начался в августе 1991 года по цене 200 долларов, что на треть ниже, чем во время дебюта NES. Как бы то ни было, Super Nintendo обрела популярность в Европе, чего предшественнику добиться не удалось.
Консоль получилось довольно мощной. Процессор Ricoh 5A22 на 3.58 Мгц позволял воспроизвести эффект трехмерного изображения, вращая и масштабируя задний фон в зависимости от действий игрока. Количество цветов также значительно увеличилось, аудиочип S-SMP предоставил целых восемь каналов для вывода звука, а картриджы вмещали до 120 мегабайт игрового счастья.
Как результат почти 50 миллионов проданных эксемпляров, и это несмотря на весьма спорный дизайн.
Super Nintendo Entertainment System (Model SNS-101)
Мало кто знает, что до Super Nintendo Entertainment System существовала Super Nintendo, всё по привычке называют «SNES». Как бы то ни было, «настоящая» SNES вышла в 1997 году по цене 100 долларов — это для тех, кто не мог в то время позволить себе Nintendo 64.
SNS-101 снова поместили в более легкий и компактный корпус, сместив раскритикованные кнопки питания и перезапуска в левую сторону, а всю начинку завернули в единую систему систему на кристалле. К сожалению, Nintendo пришлось отказаться от порта S-Video и механической системы удаления картриджа из консоли.
Nintendo 64
Не самая успешная консоль Nintendo, но, по нашему мнению, сама инновационная. В продажу она поступила в 1996 году и представила миру аналоговый стик и вибрацию, которые позже стали стандартном во всех геймпадах. Но Nintendo совершила одну очень большую ошибку, чем обрекла Nintendo 64 плестись в хвосте за Sony PlayStation и Sega Saturn.
У консоли была серьезная начинка: процессор NEC VR4300 на частоте 93.75 Мгц, четыре мегабайта оперативной памяти и отдельный процессор для обработки графики SGI Reality. Все бы хорошо, но испугавшись пиратов, Nintendo снова решила использовать картриджи и отпугнула львиную долю сторонних разработчиков, включая Square Enix. Мало того, что они вмещали намного меньше информации, так еще и стоили дороже, в результате чего цены некоторых игр уже тогда доходили до 70 долларов. Ну и зачем, если была PlayStation?..
64DD
Еще один бутерброд 1999 года непонятно для кого. Этот экземпляр предоставлял мультимедийные возможности и выход в интернет. Предсказуемо оказался никому не нужен.
GameCube
Еще одна попытка Nintendo угнаться за графическими изысками потерпела крах. GameCube поступила в продажу в 2001 году, но рынок уже был захвачен Xbox и PlayStation 2. Nintendo нужно было очень постараться вклиниться в обстановку того времени. Очевидно, не получилось — всего лишь 20 миллионов проданных экземпляров.
Тут вам снова и мощный процессор, и куча оперативной памяти, и даже выделенный графический чип от ATI, просто бери и пользуйся. Но Nintendo снова оказалась без поддержки сторонних компаний из-за своей панической боязни пиратства. Да, GameCube использовал диски, но то был специальный формат, разработанный совместно с Panasonic. DVD был шесть раз вместительнее, конкуренты в лице Sega Dreamcast, Sony PlayStation 2 и Microsoft Xbox в основном стоили дешевле, а инструментарий для разработки кому попало не выдавали. Это был не то, чтобы провал, но никаких инноваций GameCube предоставить не смог. Не считать же ручку для переноски инновацией?
Wii
Wii в одиночку популяризировала контроллеры движения и стала венцом творческой мысли Nintendo. С этой консолью японцы решили принять совершенно другую философию — если рынок уже занят хардкорными консолями, почему бы не занять более казуальный рынок? Так и родилась Wii, самая успешная консоль в истории Nintendo. Шутка ли, более ста миллионов проданных экземпляров!
Успеху поспособствовала и низкая цена. Производитель больше не гнался за графикой и предоставил пользователям консоль, которая полностью продается только благодаря своей основной идее. И наконец-то Nintendo отказалась от неуклюжих попыток бороться с пиратством. Как видите, результат на лицо.
Wii Mini
В 2012 году Wii уже мало была кому нужна, но Nintendo по старой традиции продолжила упаковывать свои консоли в новые коробки за 100 долларов. Вот только Wii тут лишилась обратной совместимости с GameCube, слота для SD-карт, возможности сетевой игры, Wi-Fi, USB-порта… В то время это было слишком сильным компромиссом.
WiiU
Видимо, головокружительный успех Wii сделал коктейли боссов Nintendo слишком алкогольными — WiiU получилась насквозь провальной с мизерным тиражом в 10 миллионов экземпляров. По сути, консоль должна была снова продавать ее основная фишка в виде геймпада-планшета, но это уже было не так революционно. О производительности и говорить не приходится.
В итоге WiiU оказалась практически полностью лишена поддержки сторонних разработчиков, а производство закрыли слишком рано, чтобы не говорить о фиаско.
Switch
Nintendo рискнула всем и представила на суд общественности Switch. Скажем честно — идеи консоли в роликах выглядят хоть и весело, но слишком утопично, чтобы быть правдой. Современное общество так не живет, по крайней мере общество восточной части Европы.
Про Switch уже было сказано немало слов, в том числе и на нашем сайте, в очередной раз уделять этому время мы не будем. Есть шанс, что у японцев получится сделать все, что она демонстрирует в роликах, и тогда мы с распростертыми объятьями побежим в магазины к светлому будущему гибридного гейминга. А пока нам нужно завести еще парочку друзей, готовых играть не только в «Мафию» во время вечеринок.
Но чисто теоретически на Switch хочется потратить кровно заработанные просто ради того, что у тебя в сумке лежит все, что нужно, все, чем ты дорожишь касательно видеоигр.
Источник: