30 лучших игр 2015 года: SOMA

f7b7e408 5a2a 403a ba10 d3d53bb5b0b9 - 30 лучших игр 2015 года: SOMA

Для меня всегда ключевой особенностью видеоигр была возможность серьезно прочувствовать происходящее на экране. Конечно, вызвать эмоции способно любое произведение искусства: здравствуйте, я Паша Пивоваров, и я три раза плакал на «Интерстеллар»). Но видеоигры способны вовлечь нас гораздо глубже, чем кино. 

Между «Ой, дурак, куда ты идешь?» и «Куда я, дурак, иду?» существует большая разница. Лично я намного серьезнее воспринимаю сюжетный поворот, когда к нему привели мои действия, пусть даже и заскриптованные. Да, это было неизбежно, но я помню, как своими руками выдернул кабель из этой робо-женщины, и мои действия привели к ее смерти. 

Поэтому когда речь заходит об игре, в которой ты даже дверную ручку поворачиваешь ловким движением стика, я не могу не рассказать о том, насколько я верил в происходящее со мной. Лично со мной.

Я придерживаюсь мнения, что видеоигры — это искусство, и не понимаю, как с этим можно спорить. Это некий срез, в котором переплетаются изобразительное искусство, музыка, кинематограф, но самое главное — актерское искусство. Актерское искусство самого игрока. Зачем играть в Arkham Knight, если хотя бы на пару часов ты не начинаешь верить, что ты и есть Бэтмен. И от того, насколько хорошо ты можешь вжиться в эту роль, зависит влияние игры на тебя. Отзовется она в сердце или пронесется мимо со скоростью шестьдесят кадров в секунду. 

Тема искусственного интеллекта и реальности цифрового сознания все чаще поднимается в последнее время. Но никакое произведение искусства по этой теме не дало мне такое понимание происходящего, как SOMA. Я буквально влез в цифровую шкуру главного героя, а его сознание перенес в свое тело.

Обычно рассказы про игры рано или поздно уходят в механику, графику, игровые задачи, но SOMA — не тот случай. Ее хочется обсуждать как философский трактат, сравнивать умозаключения. И это первый раз, когда, играя в видеоигру, я пожалел не о плохом английском, а о плохом знании философии.

В детстве меня впечатлил фильм «Шестой день». Если кто не помнит, то опишу вкратце. В центре сюжета фигурировала злая корпорация, которая могла вернуть вам умершего питомца, сделав его клон. Но «злая» корпорация не из-за этого: конечно, ее сотрудники начали эксперименты на людях. Ведь это так удобно. Твои головорезы умерли в перестрелке с Шварценеггером? Просто загрузи их с контрольной точки. И что это? Вечная жизнь? Попробуйте спроецировать это на себя. Что, если ваш оригинал давно потерян, уничтожен, а новый человек, обладающий всеми вашими воспоминаниями, — это и есть вы? Все ваши близкие будут уверены, что это вы нянчите внуков, делаете вкусный пирог, отмечаете день рождения, но только ты один знаешь, что это не ты.

Герои «Теории большого взрыва» в одной из серий обсуждали путешествия во времени. «Ты же понимаешь, что, фактически, перенести тебя невозможно? Машина просто создаст твою копию в нужном месте, но уничтожит оригинал в исходной точке». А что останется? Из машины выйдешь ты или не ты?

Конечно, ответить на эти вопросы можно легко, но вот увидеть своими глазами, прочувствовать спинным мозгом то ощущение, когда ты стоишь сам перед собой. Вот это тело — это твое тело. Ну, оно было твоим еще минуту назад: твои руки, ноги, твоя голова. Да даже больше, это и есть ты. Ты минуту назад. Минуту назад ты боялся повредить это тело, боялся, что оно сломается, боялся, что от одного удара босса твой разум пропадет. А сейчас смотришь на него равнодушно, отрешенно, будто на другого человека. Тебя не волнует его судьба. Его история закончилась на этом этаже, ты двигаешься дальше, а он обречен. Вернее, ты обречен, но ты и двигаешься дальше.

Если вы не понимаете, о чем я говорю, но вам стало интересно, то обязательно поиграйте в SOMA. Мне трудно назвать игру хоррором, квестом, вообще привязать к какому-то жанру. Определить его — значит ограничить, а это чревато тем, что кто-то будет пугаться, кто-то решать задачи вместо того, чтобы думать, чувствовать, рефлексировать. 

Автор: Павел Пивоваров

Другие материалы:

C 1 по 30 декабря авторы «Канобу» будут рассказывать о главных играх 2015 года. Игры идут в случайном порядке, то есть эта серия заметок не является рейтингом.

Источник

Похожие

Меню